Фильмом получившим большой приз Diagonale
стал не "Fallen", а первая полнометражка (растянутая из первоначально
короткого фильма) молодого грацкого режиссёра Jakob Erwa "heile
welt" (счастливый мир - или точнее -счастливое детство). Те из нас, кто
видел "21 grams" Alejandro Gonzales Inarritu, могут легко представить себе
эстетику и строение "heile welt". Четыре, вначале самостоятельных и
впоследствие перемешанных, эпизода-повествования начинаются где-то в конце
действия и временными скачками постепенно приближаются к началу сюжета. Всё
это в похожих на "21 grams" тонах, нестабильной камерой, крупными
портретами, обратными временными линиями и по совершенной случайности
связанными друг с другом жизненными историями. При этом трёх главных героев
- хулиганных подростков - в полудокументальном стиле неплохо играют
непрофессиональные актёры. Остальное повествование нагромождается из
скопления повторяющихся и переигранных жизненных ситуаций, смертей,
самоубийств, убийств, животного секса через всю квартиру, внезапно
проснувшейся взаимной любви хорошей российской проститутки и симпатичного
слепого немца, группового секса девушки с двумя более привлекающими друг
друга юношами… Наверное "heile welt" был бы действительно хорош в скоростном
темпе короткого варианта (иллюстр. 2).
Открывающий программу Diagonale фильм Sabine Derflinger "42
Plus", получивший вначале широкую медиальную презентацию и позднее
(после раздачи призов) раскритикованный, рассказывает историю женщины в
кризисном 42-летнем возрасте, как-бы ищущей освобождающий выход из её
застоявшейся между любовниками, мужем, дочерью и потерянной молодостью
жизненной ситуации. Симпатичная и остроумная лента о проблемах семейной
жизни на фоне отдыха в итальянской вилле на берегу моря.
Действительно художественный фильм "Fresh
Air" Agnes Kocsis был представлен в бонусной программе, составленной
Christine Dollhofer для линцкого фестиваля Crossing Europe. Венгерская
история о двух параллельных мирах. Красный мир небезинтересной женщины Viola,
зарабатывающей на скромное проживание работой в платном общественном
туалете. Зелёный мир её дочери из швейного колледжа. Первая декорирует свой
туалетный офис в стиле красного будуара с несравненными "автоматическими"
красными цветками и одержима коллекционированием туалетных распылителей
(нивелирование реальности). Дочь стыдится професии матери и мечтает о
карьере дизайнера. Все её творения - зелёные. Трагедия (при попытке защиты
от ограбление дневной туалетной выручки Viola была покалечена) соединяет
непремиримые вселенные. Дочь, оставшись без средств к существованию, впервые
приходит в туалетный будуар, одевает поверх зелёных одеяний красный рабочий
халат… кроме данной фильм полон подобными абсурдными ситуациями для истинных
любителей жанра (иллюстр. 3)!
Короткометражный "Home" Patric Chiha
представляет пожалуй единственный достойный пример, занимающийся
преодолением проблем прошлого в общем и австрийского расизма в частности.
Замечательны актёрский выбор - Alain Libolt и Julien Lucas и текстовка -
саркастичная, остроумная, актуальная и абстрактная.
Manu Luksch должна быть разочарованой не
получить приза фестиваля за свой экспериментальный фильм "Faceless".
50 минут, снятые, а точнее переработанные по принципу "Manifesto for CCTV
Filmakers", запрещающему использование съёмки кроме камер общественного
видео-контроля. Тоталитарно контролируемое и не имеющее истории общество.
Одним утром женщина просыпается и с ужасом впервые видит вместо круга,
обычно прикрывающего головы на фильмах видео-контроля, своё настоящее лицо.
С этого момента начинается поиск потерянного облика человечества. Звучит
достаточно патетично… на самом деле - один из лучших эксперементальный
фильмов нынешней Diagonale.
"Ich
muss dir was sagen / I have to tell you something" Martin Nguyen -
документальный фильм о сложности различного восприятия мира с исходящими
последствиями. Один из двув братьев близнецов от рождения глухонемой. Отсюда
их настолько разное понимание происходящего и обоюдный перевод на
индивидуально понятный язык. Фильм о сложности и красоте коммуникации на
примере двух похожих и настолько разных детей Оскара и Лео (иллюстр. 4).
4-минутный "Le
Grand Content" Karo Szmit и Clemens Kogler - попытка рассматривания
смысла жизни на примере типично коммерческой диаграмм-презентации.
Power-Point-философия. В итоге не имеет никакого смысла, но приятно и весело
посмотреть. Как и всё в жизни (иллюстр. 7).
Анимационный 9-минутный фильм Gideon Koval "An
Actor (In The Infrared-Light Milieu)" повествует о влиянии магической
кнопки дистанционного управления "timeshift". Одному пластилиновому актёру
удаётся сбежать из данного "стоп"-состояния и постоянно перескакивая по
различным "застывшим" телевизионным каналам посещать сцены из Wallace &
Gromit или порно-программ (иллюстр. 6).
Семейная презентация Pongerов состоит из
трёх фильмов: "Imago Mundi" Lisl Ponger, "Green Bag" её мужа из шотландии
Tim Sharp и "Notizen des Vergessens / Заметки о забывании" их сына Julian
Sharp. "Green Bag" на протяжениии 7 минут случайного "дрожжащего" видео без
штатива и монтажа показывает историю зелеповатого пакетика, летающего по
ветренной ситуации где-то по улочке Эфиопии. Сильно философски. "Notizen des
Vergessens" Julian, в отличие от Timа, снимает с настоящей камерой, актёрами
и бесконечным цитатным символизмом, который прогрессирует далее и до
бесконечности в фильме "Imago Mundi".
В итоге от массы представленных фильмов
экспериментального сектора остаётся скучный привкус бесконечного и
вездесущего found footage… Правило номер один: "Если хочешь смастерить
эксперементальный фильм - ищи found footage". Правило номер два: "Если
хочешь смастерить очень эксперементальный фильм - ищи found footage из очень
известных культфильмов". Правило номер три: "Если хочешь смастерить
эксперементальный фильм и у тебя случайно нет found footage (такое
возможно?) - философствуй на тему вокруг и около found footage". И совет
напоследок: "В интернете всегда можно найти какие-нибудь streams и показать
их как свой эксперементальный фильм". |