ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

 

<<Грац расположен на дистанции в два с половиной часа езды поездом от Вены. Город, известный своими фестивалями Steirischer Herbst и Diagonale, а также занимательным зданием Kunsthaus (в виде левой почки или печени…) в котором просто невозможно показывать искусство (левая иллюстр.). Пару выставочных залов разрезают эскалаторы, остроумно расположенные в самом центре здания (наверное с практической целью оставления как можно меньше места для экспозиции). Соответственно на одном уровне разбросаны экспонаты Werner Reiterer (официально обозначенные остроумными, а на самом деле типичные воплощения снов-страшилок австрийской школы - средняя иллюстр). На следующем и одновременно последнем уровне (также рассекающимся эскалатором и переходным мостиком от лифта к ресторану) расставлены кадки с цветами типа "декорация лестницы торгового цетра" и пара световых объектов Cerith Wyn Evans (правая иллюстр.). Конец экскурсии. Ах да, по плавному переходу незаметно попадается на выставку Camera Austria, хотя можно было вполне ограничится заочным пролистыванием журнала. Эти вечные краеведческие открытия дикого востока западными фотожурналистами типа Christoph Grill "От Алматы до Актау" с портретами бедных, но гордых обитателей… Переходим к инфопункту Diagonale, ради которого основное число присутствующих и приехало в Грац.

Фестиваль австрийского фильма Diagonale, празднуя свой 10-летний юбилей, показал больше фильмов чем обычно в большем количестве кинотеатров чем обычно и соответственно получил больше посетителей чем обычно. Все эти цифры обычно не отражают реальности, поэтому далее переходим к программе фестиваля. Немалая её часть рассчитана на грацкую публику - фильмы уже показанные на фестивалях Viennale, New Crowned Hope, Crossing Europe и т.д..

Из новых полнометражных лент "Fallen" была безусловно одной из лучших. Barbara Albert (из продуктивной кинематографической группировки coop99) показывает встречу пяти бывших одноклассниц (которым сейчас за тридцать) в провинициальной Австрии с последующей растянувшейся на всю ночь оргией с переменами мест от кладбищенской капеллы и пустого здания школы до деревенской свадьбы в поле, дискобара "Бруклин" и так далее. Несмотря на пару преувеличенно-забавных и гипер-реалистичных сцен (спонтанные стриптизы одной из героинь на пару со сбежавшей невестой, параллельные совокупления жениха, забавы деревенской глубинки) рассчитанных на широкую публику, "Fallen" снят интеллигенто и красиво и в нескольких повествовательных  уровнях. От конкретных обыденных ситуаций до абстрактных поисков несуществующего смысла и вечной тоски по "чему-то", нагнетающейся по ходу действия и находящей короткий выплеск в сцене представляющей "Fallen", когда все пять героинь раскинув руки и все в чёрном стоят в одну линию где-то в лесу на обрыве и сильный ветер "держит" их (иллюстр. 1). Хорош также актёрский выбор: Nina Proll (талант которой виден исключительно в фильмах Барбары Альберт), Birgit Minichmayr, Ursula Stauss, Kathrin Resetarits и Gabriela Hedegüs. Стоит отметить банальный, но удачный ход "двигающихся фотографий", разделяющих повествование на главы.
 

Фильмом получившим большой приз Diagonale стал не "Fallen", а первая полнометражка (растянутая из первоначально короткого фильма) молодого грацкого режиссёра Jakob Erwa "heile welt" (счастливый мир - или точнее -счастливое детство). Те из нас, кто видел "21 grams" Alejandro Gonzales Inarritu, могут легко представить себе эстетику и строение "heile welt". Четыре, вначале самостоятельных и впоследствие перемешанных, эпизода-повествования начинаются где-то в конце действия и временными скачками постепенно приближаются к началу сюжета. Всё это в похожих на "21 grams" тонах, нестабильной камерой, крупными портретами, обратными временными линиями и по совершенной случайности связанными друг с другом жизненными историями. При этом трёх главных героев - хулиганных подростков - в полудокументальном стиле неплохо играют непрофессиональные актёры. Остальное повествование нагромождается из скопления повторяющихся и переигранных жизненных ситуаций, смертей, самоубийств, убийств, животного секса через всю квартиру, внезапно проснувшейся взаимной любви хорошей российской проститутки и симпатичного слепого немца, группового секса девушки с двумя более привлекающими друг друга юношами… Наверное "heile welt" был бы действительно хорош в скоростном темпе короткого варианта (иллюстр. 2).

Открывающий программу Diagonale фильм Sabine Derflinger "42 Plus", получивший вначале широкую медиальную презентацию и позднее (после раздачи призов) раскритикованный, рассказывает историю женщины в кризисном 42-летнем возрасте, как-бы ищущей освобождающий выход из её застоявшейся между любовниками, мужем, дочерью и потерянной молодостью жизненной ситуации. Симпатичная и остроумная лента о проблемах семейной жизни на фоне отдыха в итальянской вилле на берегу моря. 

Действительно художественный фильм "Fresh Air" Agnes Kocsis был представлен в бонусной программе, составленной Christine Dollhofer для линцкого фестиваля Crossing Europe. Венгерская история о двух параллельных мирах. Красный мир небезинтересной женщины Viola, зарабатывающей на скромное проживание работой в платном общественном туалете. Зелёный мир её дочери из швейного колледжа. Первая декорирует свой туалетный офис в стиле красного будуара с несравненными "автоматическими" красными цветками и одержима коллекционированием туалетных распылителей (нивелирование реальности). Дочь стыдится професии матери и мечтает о карьере дизайнера. Все её творения - зелёные. Трагедия (при попытке защиты от ограбление дневной туалетной выручки Viola была покалечена) соединяет непремиримые вселенные. Дочь, оставшись без средств к существованию, впервые приходит в туалетный будуар, одевает поверх зелёных одеяний красный рабочий халат… кроме данной фильм полон подобными абсурдными ситуациями для истинных любителей жанра (иллюстр. 3)! 

Короткометражный "Home" Patric Chiha представляет пожалуй единственный достойный пример, занимающийся преодолением проблем прошлого в общем и австрийского расизма в частности. Замечательны актёрский выбор - Alain Libolt и Julien Lucas и текстовка - саркастичная, остроумная, актуальная и абстрактная. 

Manu Luksch должна быть разочарованой не получить приза фестиваля за свой экспериментальный фильм "Faceless". 50 минут, снятые, а точнее переработанные по принципу "Manifesto for CCTV Filmakers", запрещающему использование съёмки кроме камер общественного видео-контроля. Тоталитарно контролируемое и не имеющее истории общество. Одним утром женщина просыпается и с ужасом впервые видит вместо круга, обычно прикрывающего головы на фильмах видео-контроля, своё настоящее лицо. С этого момента начинается поиск потерянного облика человечества. Звучит достаточно патетично… на самом деле - один из лучших эксперементальный фильмов нынешней Diagonale. 

"Ich muss dir was sagen / I have to tell you something" Martin Nguyen - документальный фильм о сложности различного восприятия мира с исходящими последствиями. Один из двув братьев близнецов от рождения глухонемой. Отсюда их настолько разное понимание происходящего и обоюдный перевод на индивидуально понятный язык. Фильм о сложности и красоте коммуникации на примере двух похожих и настолько разных детей Оскара и Лео (иллюстр. 4). 

4-минутный "Le Grand Content" Karo Szmit и Clemens Kogler - попытка рассматривания смысла жизни на примере типично коммерческой диаграмм-презентации. Power-Point-философия. В итоге не имеет никакого смысла, но приятно и весело посмотреть. Как и всё в жизни (иллюстр. 7). 

Анимационный 9-минутный фильм Gideon Koval "An Actor (In The Infrared-Light Milieu)" повествует о влиянии магической кнопки дистанционного управления "timeshift". Одному пластилиновому актёру удаётся сбежать из данного "стоп"-состояния и постоянно перескакивая по различным "застывшим" телевизионным каналам посещать сцены из Wallace & Gromit или порно-программ (иллюстр. 6). 

Семейная презентация Pongerов состоит из трёх фильмов: "Imago Mundi" Lisl Ponger, "Green Bag" её мужа из шотландии Tim Sharp и "Notizen des Vergessens / Заметки о забывании" их сына Julian Sharp. "Green Bag" на протяжениии 7 минут случайного "дрожжащего" видео без штатива и монтажа показывает историю зелеповатого пакетика, летающего по ветренной ситуации где-то по улочке Эфиопии. Сильно философски. "Notizen des Vergessens" Julian, в отличие от Timа, снимает с настоящей камерой, актёрами и бесконечным цитатным символизмом, который прогрессирует далее и до бесконечности в фильме "Imago Mundi". 

В итоге от массы представленных фильмов экспериментального сектора остаётся скучный привкус бесконечного и вездесущего found footage… Правило номер один: "Если хочешь смастерить эксперементальный фильм - ищи found footage". Правило номер два: "Если хочешь смастерить очень эксперементальный фильм - ищи found footage из очень известных культфильмов". Правило номер три: "Если хочешь смастерить эксперементальный фильм и у тебя случайно нет found footage (такое возможно?) - философствуй на тему вокруг и около found footage". И совет напоследок: "В интернете всегда можно найти какие-нибудь streams и показать их как свой эксперементальный фильм".

PS

В параллельной программе "Koloniale Träume", организованной в Forum Stadtpark, можно было посмотреть несколько фильмов, авторы которых действительно хотели и имели что сказать. Среди них уникальный фильм 1950-го года Rene Vautier "Afrique 50" и "I see the stars at noon" Saeed Taji Farouky. Фраза "I see the stars at noon" описывет то безвыходное состояние, когда жизнь абсолютно теряет всякий смысл. Молодой Abdelfattah родом из марокканской деревни Sebt Jahjouh ждёт в Танжире среди бесконечного множества других беженцев отходящего в Испанию корабля, готового спрятать его на своём борту. Документальный фильм построен на монологах Abdelfattahа с редкими вопросами из-за кадра, поисков дилеров, поисков требуемой суммы денег, объяснений в итоге самому себе выбора нелегального статуса в "богатой Европе". Интересно в ходе нарастающего обострения ситуации беженца развитие взаимоотношений Abdelfattah с невидимым автором фильма, а также оказанное им на развитие событий влияние в виде финансовой помощи. Можно ли после этого называть фильм документальным? После неудавшегося побега Abdelfattah спрашивает: "Кому вообще нужен этот фильм? Кому принесёт он пользу? Мне во всяком случае - никакой!". Для Diagonale полезность "I see the stars at noon" бесспорна. Не замечая пройденных 57 минут фильма сталкиваешься с ценностями настоящего представителя "параллельного" европейскому мира, пока ещё не униженного нелегальностью (в состоянии которой подобные протагонисты обычно представляются европейскими художниками) (иллюстр. 5).

2007 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 007
PHOTOS:
© Lena Lapschina, artist>


<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO