ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Венские заметки Лены фон Лапшиной.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #2.
27 февраля 2006 года. |
<<Невозможно
представить, что всего два поколения
назад эта гордая нация жила в полях лавы,
покрытой самым мягким из всех мхов,
занималась ловлей рыбы, разведением
чистейшей расы лошадей и общением с
эльфами и троллями. За последние
десятилетия остров прогрессировал от
одной из беднейших к одной из самых
состоятельных стран мира. Возможно это
послужило одним из важных моментов,
повлиявших на скоростное развитие
современной культуры (не стоит забывать
практически отсутствие старой -
исключение составляют исландские саги,
повлекшие за собой популяризацию
литературы) в паре с такими феноменами
как Björk (и соответственно Matthew Barney), а
также необходимостью отправляться за
границу каждому желающему получить
высшее образование. Поэтому всё данное
мини-общество (всего 300.000 население -
каждый повторяет это минимум дважды и с
выражением), а конкретнее "40-"
довольно продвинуто, стильно,
космополитично и проживает
исключительно в Reykjavik'е - единственном "настоящем"
исландском городе. |
Вся художественная жизнь
происходит в районе старого порта Gamla Höfnin
и улицы Laugavegur, где в основном в деревянных
двухэтажных домиках размещаются многие
художники, дизайнеры, музыканты, музеи и
все существующие галереи. Их в Исландии
намного меньше чем музеев. Возможно это
одна из причин того, что "мы должны
ждать целых два года до получения первой
музейной экспозиции", - студенты
первого курса академии искусств,
выпускающей ежегодно 40 художников. |
Музей
современного искусства Hafnarhus
- пожалуй единственный видимый пример
современной архитектуры (исключение
составляет Nordic House Alvarа Aalto). Его новый
директор Hafthor Yngvason (с радостью
вернувшийся на родину из Америки)
принялся за работу с показа
гастролирующей выставки под
кураторством Обриста и т.д.. Своих
кураторов музей пока не имеет (по общим
утверждениям они отсутствуют по всей
стране). |
На шестом этаже соседнего с Hafnarhus
здания находится Фотомузей с небольшой
по объёму галереей и кафе с видом на
старый порт и "пригородную" гору Esja,
лежащую по другую сторону фьорда.
Фотограф Fridrik Örn,
вернувшийся из Америки, решил показать
снимки, накопившиеся за 10.000 дней работы с камерой,
забив ими пространство выставки
"10.000". Параллельно куратор музея Johanna
Arnardottir программирует небольшой project-wall
для более экспериментальной презентации
базирующихся на фотографии работ. |
Недалеко по фьорду (понятие "далеко"
в Reykjavikе отсутствует) затерялось здание
скульптурных мастерских. Скульптурой как
таковой никто здесь конечно не
занимается. Steingrimur Eyfjörd конструирует из
вырезанных по его планам пластин
алюминия армию стильных троллей и рисует
комиксы. Finnbogi Petursson (автор
"Diabolus" для исландского павильона 2001
года) готовит в своей "техно-студии"
большемасштабные проекты: такие как
световая пушка для крыши Akureyri
Art Museum "Geometric light house" или
впечатляющие своим действием
инсталляции "Elements", для внутренности водных резервуаров города. |
Дорога в противоположную сторону
от Laugavegur вдоль фьода и мимо острова Videy,
получившего часть инсталляции датского
павильона 2003 года "The Blind Pavilion" Olafur'а
Eliasson'а (производящего не что иное как
типичный современный исландский
художественный "mainstream"), попадает в
район нового порта, где часть бывшего
индустриального здания занимает
просторная мастерская Ruri
(с окнами на море, остров Videy, гору Esja и
реку, в которой ловится красная рыба). Ruri
(учившаяся в Голландии) представляла
исландский павильон в 2003 году проектом
"Endangered Waters", для реализации которого
ей пришлось продать свою землю. Она
является одной из художников, активно
интересующихся социальными и
политическими проблемами страны (действительно
новое явление для Исландии) и
организатором течения против
претендующего на феноменальную природу
Исландии алюминиего бизнеса.
Перформативный проект Ruri
"Vocal", с live-sound и огромной проекцией в
единственном "гигантском" здании
города - Hallgrim-Church, собрал по местным
меркам немалую публику. Ruri,
как большинство исландских художников,
формировалась на разнообразных и
необычных для европейца ландшафтах и
сагах Исландии, отражая их абстрактно,
объемно и безо всякого фольклоризма. |
Как ни странно, но
именно National Gallery,
которая должна заниматься своей
коллекцией, составила лучшую и
профессионально презентированную
выставку "The Problem of
Space / New Icelandic Art II", демонстрирующую
тенденции национального современного
искусства. Куратор Harpa Thorsdottir извлекла
действительно лучшее из идей
представленных художников:
снятый под разными углами на 5 камер и
выровненный обратно на экспозиции
подвешенными мониторами горизонт
Атлантического океана "Level II" Hafdis
Helgadottir, вывернутая и озвученная
конструкция half-pipe Sarы Björnsdottir "Sculpture
Sculpture Fucking Culture", с невидимыми но
слышимыми катальщиками, техно-визуальные
объекты "Lens" Hekl'ы Dögg Jönsdottir. |
Через дорогу от Kling & Bang и галереи
Академии находится LAM,
Living Art Museum, долгое
время являющийся единственной платформой
для актуального искусства, агитирующей
интернационально. Это сообщество
художников, проводящих временные
экспозиции, владеющих наиболее полной
коллекцией искусства современной Исландии
и периодически меняющих своё руководство
на демократической основе. Срок
директорства Bryndis
Ragnarsdottir (училась в Вене) подходит к
окончанию. "Это всегда продуктивно -
передавать ответственность следующему
поколению, используя его потенциал и
энергию", - уверена 31-летняя Bryndis,
открывшая недавно выставку в Гётеборге. Bryndis Ragnarsdottir, LAM / Christian Schön, CIA |
Минипрезентацию международных имён
вокруг и около минимализма в частной
коллекции SAFN
(исландский дом на Laugavegur) собрала
супружеская пара художницы Ragna Robertsdottir (обклеивающей
ограниченные плоскости стен интерьеров
обломками кристаллов, камней и прочего) и
бывшего владельца джинсового магазина
Levi's Petur Arason. Ассистент коллекционеров и
художница Birta Gudjonsdottir
относит себя к редкой специи исландского
куратора. |
К немногим серьёзным коллекционерам
причисляет себя также Ingibjörg Palmadottir.
Проживающая в штатах инвестор, interior-designer
и владетельница отеля 101 и галереи 101
выбирает объекты по своему чутью "от
живота". |
Единственной серьёзной
коммерческой галерей Исландии i8
(поворот вправо от Laugavegur) владеет Edda Jonsdottir.
Художник по образованию, Edda сетует на
отсутствие конкуренции. "Все художники
идут ко мне. И я вынуждена отказывать
очень многим, несмотря на то, что со
многими, а также их родителями хорошо
знакома. В Исландии так или иначе все
являются родственниками...". Не смогла
отказать Edda "самому перспективному молодому художнику Исладии" Ragnar
Kjartansson. Хотя по поверхностным
наблюдениям выросший в театре музыкант
группы "Trabant" Ragnar (сын директора
театра) занимается производством
викингского фольклора. Отличился он на
городском фестивале Reykjavikа. Изначально
музыкальный, Reykjavik Arts Festival 2005 года был
впервые посвящён визуальному искусству.
В связи с большим успехом директор Thorun
Sigurdardottir планирует продолжать эту
концепцию ежегодной смены жанров.
Перформанс, театр, музыка и снова
искусство. Несмотря на разочарование
несостоявшимся участием Christopha Schlingensiefа в
предстоящем сешн, специалист
театрального искусства Thorun планирует
развитие неожиданной программы далее.
"Нет типичного английского или
французского искусства. Но есть типично-исландское
или бразильское..." |
Новая организация недавно появившаяся на
горизонте Атлантического моря - Center
for Icelandic Art. Единственный иностранный
директор (что означает - ни с кем не
состоит в родственных отношениях) Christian Schön
планирует долгосрочное
пропагандирование актуальной и
разнообразной исландской художественной
культуры. |
Последнее место встречи - Café Mokka.
Внешний вид обманывает - это не просто
тесная и задымленная кафешка с
фотографиями на выцветшем материале
обивки стен. Нет. Это выставочное
пространство, курируемое Hannesом Sigurdsson (он
же вернувшийся из Америки зять
владельцев кафе и прославленный директор
Akureyri Art Museum). "Все были у меня: от Matthew Barney
до Ильи Кабакова и Комара/Меламида."
Выглядит так, что все местные художники
идут к нему в кафе, хотя бы просто для
face-checking. По исландским сагам это
единственный существующий на острове
куратор, который не боится говорить то
что думает, имеющий идеи и способности к их
реализации и соответственную порцию
наигранной мании величия. "Работая в
Akureyri (городок на севере 45 минут перелёта
от столицы), я имею больше возможностей
для планирования актуальных проектов,
больше финансовых ресурсов и больше
свободы." |
Современный Reykjavik напоминает
дизайнеру Steinunn Sigursdottir (label Steinunn, работала
для Gucci, Calvin Klein etc.) былую творческую
активность Нью-Йорка. Положительное
отличие - здесь художественная сцена
намного меньше, что отражается в
натуральном cross-over. Все работают вместе:
художники, музыканты, дизайнеры. "Это
одно из преимуществ нашего общества."
Вся исландская культура базируется на
мистических сагах и природном окружении.
Верю ли я в троллей и эльф? Нет. Но они
существуют. Björk одна из них..." |
BY LENA LAPSCHINA, Reykjavik 26 февраля 2006 года. Фотографии: © Lena Lapschina / Artists. Special thanks to Hanna, Nordic House & Ruri |
<<Венские
заметки Лены фон Лапшиной #1.
23 января 2006 года. |