ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

          В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Венские заметки Лены фон Лапшиной.
|   | 
      <<Венские заметки Лены Лапшиной #2.
 27 февраля 2006 года.   | 
| <<Невозможно
    представить, что всего два поколения
    назад эта гордая нация жила в полях лавы,
    покрытой самым мягким из всех мхов,
    занималась ловлей рыбы, разведением
    чистейшей расы лошадей и общением с
    эльфами и троллями. За последние
    десятилетия остров прогрессировал от
    одной из беднейших к одной из самых
    состоятельных стран мира. Возможно это
    послужило одним из важных моментов,
    повлиявших на скоростное развитие
    современной культуры (не стоит забывать
    практически отсутствие старой -
    исключение составляют исландские саги,
    повлекшие за собой популяризацию
    литературы) в паре с такими феноменами
    как Björk (и соответственно Matthew Barney), а
    также необходимостью отправляться за
    границу каждому желающему получить
    высшее образование. Поэтому всё данное
    мини-общество (всего 300.000 население -
    каждый повторяет это минимум дважды и с
    выражением), а конкретнее "40-"
    довольно продвинуто, стильно,
    космополитично и проживает
    исключительно в Reykjavik'е - единственном "настоящем"
    исландском городе. | 
| 
    Вся художественная жизнь
    происходит в районе старого порта Gamla Höfnin
    и улицы Laugavegur, где в основном в деревянных
    двухэтажных домиках размещаются многие
    художники, дизайнеры, музыканты, музеи и
    все существующие галереи. Их в Исландии
    намного меньше чем музеев. Возможно это
    одна из причин того, что "мы должны
    ждать целых два года до получения первой
    музейной экспозиции", - студенты
    первого курса академии искусств,
    выпускающей ежегодно 40 художников. | 
| Музей
    современного искусства Hafnarhus
    - пожалуй единственный видимый пример
    современной архитектуры (исключение
    составляет Nordic House Alvarа Aalto). Его новый
    директор Hafthor Yngvason (с радостью
    вернувшийся на родину из Америки)
    принялся за работу с показа
    гастролирующей выставки под
    кураторством Обриста и т.д.. Своих
    кураторов музей пока не имеет (по общим
    утверждениям они отсутствуют по всей
    стране). | 
| На шестом этаже соседнего с Hafnarhus
    здания находится Фотомузей с небольшой
    по объёму галереей и кафе с видом на
    старый порт и "пригородную" гору Esja,
    лежащую по другую сторону фьорда.
    Фотограф Fridrik Örn,
    вернувшийся из Америки, решил показать
    снимки, накопившиеся за 10.000 дней работы с камерой,
    забив ими пространство выставки
    "10.000". Параллельно куратор музея Johanna
    Arnardottir программирует небольшой project-wall
    для более экспериментальной презентации
    базирующихся на фотографии работ. | 
| Недалеко по фьорду (понятие "далеко"
    в Reykjavikе отсутствует) затерялось здание
    скульптурных мастерских. Скульптурой как
    таковой никто здесь конечно не
    занимается.  Steingrimur Eyfjörd конструирует из
    вырезанных по его планам пластин
    алюминия армию стильных троллей и рисует
    комиксы. Finnbogi Petursson (автор
    "Diabolus" для исландского павильона 2001
    года) готовит в своей "техно-студии"
    большемасштабные проекты: такие как
    световая пушка для крыши Akureyri
    Art Museum "Geometric light house" или
    впечатляющие своим действием
    инсталляции "Elements", для внутренности водных резервуаров города. | 
| 
    Дорога в противоположную сторону
    от Laugavegur вдоль фьода и мимо острова Videy,
    получившего часть инсталляции датского
    павильона 2003 года "The Blind Pavilion" Olafur'а
    Eliasson'а (производящего не что иное как
    типичный современный исландский
    художественный "mainstream"), попадает в
    район нового порта, где часть бывшего
    индустриального здания занимает
    просторная мастерская Ruri
    (с окнами на море, остров Videy, гору Esja и
    реку, в которой ловится красная рыба). Ruri 
    (учившаяся в Голландии) представляла
    исландский павильон в 2003 году проектом
    "Endangered Waters", для реализации которого
    ей пришлось продать свою землю. Она
    является одной из художников, активно
    интересующихся социальными и
    политическими проблемами страны (действительно
    новое явление для Исландии) и
    организатором течения против
    претендующего на феноменальную природу
    Исландии алюминиего бизнеса.
    Перформативный проект Ruri
    "Vocal", с live-sound и огромной проекцией в
    единственном "гигантском" здании
    города - Hallgrim-Church, собрал по местным
    меркам немалую публику. Ruri,
    как большинство исландских художников,
    формировалась на разнообразных и
    необычных для европейца ландшафтах и
    сагах Исландии, отражая их абстрактно,
    объемно и безо всякого фольклоризма. | 
| Как ни странно, но
    именно National Gallery,
    которая должна заниматься своей
    коллекцией, составила лучшую и
    профессионально презентированную
    выставку "The Problem of
    Space / New Icelandic Art II", демонстрирующую
    тенденции национального современного
    искусства. Куратор Harpa Thorsdottir извлекла
    действительно лучшее из идей
    представленных художников:
    снятый под разными углами на 5 камер и
    выровненный обратно на экспозиции
    подвешенными мониторами горизонт
    Атлантического океана "Level II" Hafdis
    Helgadottir, вывернутая и озвученная
    конструкция half-pipe Sarы Björnsdottir "Sculpture
    Sculpture Fucking Culture", с невидимыми но
    слышимыми катальщиками, техно-визуальные
    объекты "Lens" Hekl'ы Dögg Jönsdottir. | 
| Через дорогу от Kling & Bang и галереи
 Академии находится LAM,
 Living Art Museum, долгое
 время являющийся единственной платформой
 для актуального искусства, агитирующей
 интернационально. Это сообщество
 художников, проводящих временные
 экспозиции, владеющих наиболее полной
 коллекцией искусства современной Исландии
 и периодически меняющих своё руководство
 на демократической основе. Срок
 директорства Bryndis
 Ragnarsdottir (училась в Вене) подходит к
 окончанию. "Это всегда продуктивно -
 передавать ответственность следующему
 поколению, используя его потенциал и
 энергию", - уверена 31-летняя Bryndis,
 открывшая недавно выставку в Гётеборге.  Bryndis Ragnarsdottir, LAM / Christian Schön, CIA | 
| Минипрезентацию международных имён
    вокруг и около минимализма в частной
    коллекции SAFN
    (исландский дом на Laugavegur) собрала
    супружеская пара художницы Ragna Robertsdottir (обклеивающей
    ограниченные плоскости стен интерьеров
    обломками кристаллов, камней и прочего) и
    бывшего владельца джинсового магазина
    Levi's Petur Arason. Ассистент коллекционеров и
    художница Birta Gudjonsdottir
    относит себя к редкой специи исландского
    куратора. | 
| К немногим серьёзным коллекционерам
    причисляет себя также Ingibjörg Palmadottir.
    Проживающая в штатах инвестор, interior-designer
    и владетельница отеля 101 и галереи 101
    выбирает объекты по своему чутью "от
    живота". | 
| Единственной серьёзной
    коммерческой галерей Исландии i8
    (поворот вправо от Laugavegur) владеет Edda Jonsdottir.
    Художник по образованию, Edda сетует на
    отсутствие конкуренции. "Все художники
    идут ко мне. И я вынуждена отказывать
    очень многим, несмотря на то, что со
    многими, а также их родителями хорошо
    знакома. В Исландии так или иначе все
    являются родственниками...". Не смогла
    отказать Edda "самому перспективному молодому художнику Исладии" Ragnar
    Kjartansson. Хотя по поверхностным
    наблюдениям выросший в театре музыкант
    группы "Trabant" Ragnar (сын директора
    театра) занимается производством
    викингского фольклора. Отличился он на
    городском фестивале Reykjavikа. Изначально
    музыкальный, Reykjavik Arts Festival 2005 года был
    впервые посвящён визуальному искусству.
    В связи с большим успехом директор Thorun
    Sigurdardottir планирует продолжать эту
    концепцию ежегодной смены жанров.
    Перформанс, театр, музыка и снова
    искусство. Несмотря на разочарование
    несостоявшимся участием  Christopha Schlingensiefа в
    предстоящем сешн, специалист
    театрального искусства Thorun планирует
    развитие неожиданной программы далее.
    "Нет типичного английского или
    французского искусства. Но есть типично-исландское
    или бразильское..." | 
| Новая организация недавно появившаяся на
    горизонте Атлантического моря - Center
    for Icelandic Art. Единственный иностранный
    директор (что означает - ни с кем не
    состоит в родственных отношениях) Christian Schön
    планирует долгосрочное
    пропагандирование актуальной и
    разнообразной исландской художественной
    культуры. | 
| Последнее место встречи - Café Mokka.
    Внешний вид обманывает - это не просто
    тесная и задымленная кафешка с
    фотографиями на выцветшем материале
    обивки стен. Нет. Это выставочное
    пространство, курируемое Hannesом Sigurdsson (он
    же вернувшийся из Америки зять
    владельцев кафе и прославленный директор
    Akureyri Art Museum). "Все были у меня: от Matthew Barney
    до Ильи Кабакова и Комара/Меламида."
    Выглядит так, что все местные художники
    идут к нему в кафе, хотя бы просто для
    face-checking. По исландским сагам это
    единственный существующий на острове
    куратор, который не боится говорить то
    что думает, имеющий идеи и способности к их
    реализации и соответственную порцию
    наигранной мании величия. "Работая в
    Akureyri (городок на севере 45 минут перелёта
    от столицы), я имею больше возможностей
    для планирования актуальных проектов,
    больше финансовых ресурсов и больше
    свободы." | 
| Современный Reykjavik напоминает
    дизайнеру Steinunn Sigursdottir (label Steinunn, работала
    для Gucci, Calvin Klein etc.) былую творческую
    активность Нью-Йорка. Положительное
    отличие - здесь художественная сцена
    намного меньше, что отражается в
    натуральном cross-over. Все работают вместе:
    художники, музыканты, дизайнеры. "Это
    одно из преимуществ нашего общества."
    Вся исландская культура базируется на
    мистических сагах и природном окружении.
    Верю ли я в троллей и эльф? Нет. Но они
    существуют. Björk одна из них..." | 
| BY LENA LAPSCHINA, Reykjavik 26 февраля 2006 года. Фотографии: © Lena Lapschina / Artists. Special thanks to Hanna, Nordic House & Ruri | 
| 
      <<Венские
заметки Лены фон Лапшиной #1.
23 января 2006 года. |