| <<Один 
    автобусный час до Братиславы плюс один час перелёта, 
    и мы уже прогуливаемся вдоль оживлённой проходящей регатой морской променады 
    Сплита. Обновлённая огромными белобетонными плитами и стильной городской 
    меблировкой с манящими видами на близкие хорватские острова Хвар, Брач… Один 
    из первых вопросов Branko: "Как вам нравится новая променада?". Основатель и 
    директор Splitski Filmski Festival ожидает конечно-же отрицательного ответа! 
    "Einstein's greatest mistake" - новый фильм Branko Karabaticа, критикуемый 
    критиками и одобряемый творческой интеллигенцией - визуальное объяснение в 
    любви городу и окрестным пейзажам в промежутках между событиями 
    абсурдно-криминальной истории с проскальзывающими последствиями югославской 
    войны (flashbacks, временные скачки, красные и синие затемнения, отсутствия 
    героя в кадре). Сплитский 
    фестиваль характерен полнейшим отсутствием кинорынка с сопровождающими его 
    хаотичными ублажениями престарелых звёзд экрана, бульварной прессы, security 
    и подобными последствиями. Стиль жизни, называемый "mediterranean" и 
    приравниваемый по значению кубинской "маньяне", 
    положительно сказывается на замученных стрессовыми ситуациями гостях 
    фестиваля вскоре по их прибытию. Если что-нибудь не складывается с 
    предстоящей презентацией и т.п. - на помощь приходит один и тот-же 
    настоятельный совет-пожелание: "Не волнуйтесь, идите к морю, дышите глубже, 
    плавайте, наслаждайтесь далматскими деликатесами и напитками." И 
    действительно, после пары прыжков с камней одной из 
    городских бухт в кристальную прохладу с последующим посещением одного из 
    фестивальных ресторанов (желательно расположенного во 
    дворце Diokletiana Grgur с его лучшим "tartufi"-блюдом и Pelinkovac или 
    ракушами под красное вино) жизнь начинает становится прекрасной. И после 
    этого гости совершенно готовы к ежедневной, в пять часов начинающейся, 
    программе.  Открытие фестиваля впервые 
    проходило в летнем кинотеатре (перемещая в счастливое советское детство под 
    жаркими сибирскими летними ночами и чёрно-белыми индийскими фильмами) на "лучшем 
    городском пляже" Bacvicer. Под звёздным небом фильм Apichatong 
    Weetasethakulа "Syndromes and the Century" до упаду пытался исследовать 
    формулу чувства счастья или чего-то подобного. Под 
    завершение фильм начинается сначала, и при этом 
    персонажи меняются местами. Автор хотел сказать очень много, 
    и всё это очень философски и очень художественно, сопровождая всё это парой 
    замечательных моментов - сцена музыкального номера на открытой ночной 
    тайванской площадке была просто реальной в летнем сплитском кинотеатре!  В отличие от "Syndromes 
    and the Century" или сопровождаемый массовым разбегом зрителей "Lá-Bas" 
    Chantal Akerman, серьёзными претендентами конкурсной программы считались 
    такие фильмы как "Ararat - Fourteen Views" Donа Askariana (творчеству 
    армянски-немецкого режиссёра была посвящена целая ретроспектива, 
    представляющая девять фильмов Askariana) и безусловно "The Man from London". 
    Новый чёрно-белый монументал Béla Tarr - беспредельное киноэстетство снятое 
    по принципу реального времени происходящего действия с 20-минутными onetakes 
    и скользящей камерой с одновременным показом интерьера и экстерьера. "The 
    Man from London" - фильм, который безусловно нужно 
    смотреть!  Но Grand Prix фестиваля 
    получила 26-летняя выпускница ВГИКа Мария Саакян за 
    фильм "Маяк", рассуждающий о принадлежности к той или иной местности, родине, 
    национальности, их потере или обретении 
    - на фоне горной деревни послевоенного Нагорного Карабаха. Кровавые 
    военные события практически отсутствуют в кадре, концентируясь на их 
    восприятии юной героиней фильма. Вернувшись с чемоданом на колёсиках в свою 
    деревню, Лена находит в детской комнате старую лампу-светильник в виде маяка. 
    Поэтические параллели о блуждании в поиске затерянного жизненного пути и 
    новых надежд на брежущий вдали смысл существования и маячной символики. 
    Снято в лучших традициях Мосфильма. Несмотря на проблемы с титрами, с 
    последующей потерей большей части юмора (играющего важную роль) для не 
    владеющего русским языком зрителя, жюри видимо убедил "Маяк" в форме 
    gesamtwerkа, а не только визуальной виртуозностью à la Béla Tarr.  Специальный приз фестиваля 
    - дельфиний хвост из бронзы - за заслуги перед кинематографом получил Lars 
    von Trier. За это публика получила возможность просмотра его нового 
    сатирического творения "Direktoren for det hele" (The Boss Of It All), а 
    также посетить мастер-класс его продуцента Ib Tardini и поучиться 
    производству культовых low budget фильмов.  Среди интернационала мелькали 
    актуальные хорватские фильмы. Например "Pravdo Cudo" (True Miracle) Lukasа 
    Nol. Самоназванный околорелигиозный бизнесмен-предводитель импортирует "храм 
    всеобщей любви" куда-то на типичный хорватский остров с прекрасными 
    ландшафтами и замкнутым в себе миром ограниченного шовинистического 
    населения. Его сын влюбляется в булочницу с шестью детьми, 
    отвергнутую островным обществом. Далее следуют сцены околорелигиозного 
    фанатизма и делания денег из "святого источника" на разлив, 
    эстет-порнографических съёмок, anything goes, sex and drugs…  Или то или иное открытие 
    из хорватского видео. "Selfportrait" вездеприсущего Ivanа Faktorа (открывшего 
    одновременно персональную выставку с плохо обыгранными тремя этажами 
    городской галереи Сплита) в виде непереработанного чёрно-белого 
    документального гастро-исследования-footage. "Plac" (Marketplаce) - хорошо 
    сделанный фильм Ana Husman о центральном рынке Загреба, обыденных 
    деликатесах, восприятия глобального и региональных ценностях. Тотально 
    гипнотизирующий фильм "Cycle" Branko Pasic - voice-off любовная история на 
    фоне абстрактного визуального ряда. Или "Sorry, Wrong Number" Lala Rascic в 
    стиле старомодной радиопостановки.  Среди 700-минутной 
    конкурсной программы "short" и множества предоставленных неописуемых попыток 
    короткометражного творения (как  впрочем на большинстве фестивалей) 
    запомнилось два фильма. 17-минутный фильм из Испании "DVD" Ciro Altabás. 
    Слапстиковая комедия из жизни трёх freakов разработанна в виде меню DVD-плэйра 
    и состояща из глав-разделов типа: trailer, selected cut scenes, alternative 
    ending, eliminated scene, videoclip, character selection, boy-meets-girl 
    story и тому подобное. Пожалуй самый сильный по идее - 15-минутный "Fast, 
    Faster, Fastest - American Attrition" Brianа Dugan Blockа. И снова footage. 
    Чёрно-белая документация полицейских погонь-преследований криминальных 
    элементов, мутирующих к своего рода образам борцов-desperados за 
    индивидуальную независимость и против всеобщего и повсеместного контроля.  В отличие от 
    характеризующих предшествующие фестивали бесчисленные перформансы и 
    screenings на улицах старого города к сожалению не наблюдалось как и 
    медиальные инсталляций в объёмные залах недостроенного здания морского 
    аквариума. Эти потери были компенсированы брутальным шармом вышеупомянутого 
    летнего кинотеатра Bacvicer (с типичным для Далматии резким ветром Bura), а 
    также новой презентационной выставочной площадкой для фестивалной New Media 
    со свежим интерактивным проектом Christina McPhee "Latency Structures" о 
    местностно-временных фантазиях и digi-performancами G. H. Hovagimyanа. 
    20-летний бетонный блок "Дворца Молодёжи" расположен в новой части города. 
    Никогда недостроенное здание постепенно осваивается фестивалем и параллельно 
    существующим Медиа-центром. В этом году состоялось открытие одной из 
    симметричных сторон круглого в плане зрительного зала-амфитеатра и частью 
    бесконечно окружающих его помещений. Потенциал этого занимательного здания, 
    находящегося в свободном от исторически-туристического паломничества и 
    полном энергии районе соц-архитектуры, далеко не исчерпан. И возможность 
    разработки будущего предпочтительнее завершённого настоящего… |