<<Один
автобусный час до Братиславы плюс один час перелёта,
и мы уже прогуливаемся вдоль оживлённой проходящей регатой морской променады
Сплита. Обновлённая огромными белобетонными плитами и стильной городской
меблировкой с манящими видами на близкие хорватские острова Хвар, Брач… Один
из первых вопросов Branko: "Как вам нравится новая променада?". Основатель и
директор Splitski Filmski Festival ожидает конечно-же отрицательного ответа!
"Einstein's greatest mistake" - новый фильм Branko Karabaticа, критикуемый
критиками и одобряемый творческой интеллигенцией - визуальное объяснение в
любви городу и окрестным пейзажам в промежутках между событиями
абсурдно-криминальной истории с проскальзывающими последствиями югославской
войны (flashbacks, временные скачки, красные и синие затемнения, отсутствия
героя в кадре). Сплитский
фестиваль характерен полнейшим отсутствием кинорынка с сопровождающими его
хаотичными ублажениями престарелых звёзд экрана, бульварной прессы, security
и подобными последствиями. Стиль жизни, называемый "mediterranean" и
приравниваемый по значению кубинской "маньяне",
положительно сказывается на замученных стрессовыми ситуациями гостях
фестиваля вскоре по их прибытию. Если что-нибудь не складывается с
предстоящей презентацией и т.п. - на помощь приходит один и тот-же
настоятельный совет-пожелание: "Не волнуйтесь, идите к морю, дышите глубже,
плавайте, наслаждайтесь далматскими деликатесами и напитками." И
действительно, после пары прыжков с камней одной из
городских бухт в кристальную прохладу с последующим посещением одного из
фестивальных ресторанов (желательно расположенного во
дворце Diokletiana Grgur с его лучшим "tartufi"-блюдом и Pelinkovac или
ракушами под красное вино) жизнь начинает становится прекрасной. И после
этого гости совершенно готовы к ежедневной, в пять часов начинающейся,
программе.
Открытие фестиваля впервые
проходило в летнем кинотеатре (перемещая в счастливое советское детство под
жаркими сибирскими летними ночами и чёрно-белыми индийскими фильмами) на "лучшем
городском пляже" Bacvicer. Под звёздным небом фильм Apichatong
Weetasethakulа "Syndromes and the Century" до упаду пытался исследовать
формулу чувства счастья или чего-то подобного. Под
завершение фильм начинается сначала, и при этом
персонажи меняются местами. Автор хотел сказать очень много,
и всё это очень философски и очень художественно, сопровождая всё это парой
замечательных моментов - сцена музыкального номера на открытой ночной
тайванской площадке была просто реальной в летнем сплитском кинотеатре!
В отличие от "Syndromes
and the Century" или сопровождаемый массовым разбегом зрителей "Lá-Bas"
Chantal Akerman, серьёзными претендентами конкурсной программы считались
такие фильмы как "Ararat - Fourteen Views" Donа Askariana (творчеству
армянски-немецкого режиссёра была посвящена целая ретроспектива,
представляющая девять фильмов Askariana) и безусловно "The Man from London".
Новый чёрно-белый монументал Béla Tarr - беспредельное киноэстетство снятое
по принципу реального времени происходящего действия с 20-минутными onetakes
и скользящей камерой с одновременным показом интерьера и экстерьера. "The
Man from London" - фильм, который безусловно нужно
смотреть!
Но Grand Prix фестиваля
получила 26-летняя выпускница ВГИКа Мария Саакян за
фильм "Маяк", рассуждающий о принадлежности к той или иной местности, родине,
национальности, их потере или обретении
- на фоне горной деревни послевоенного Нагорного Карабаха. Кровавые
военные события практически отсутствуют в кадре, концентируясь на их
восприятии юной героиней фильма. Вернувшись с чемоданом на колёсиках в свою
деревню, Лена находит в детской комнате старую лампу-светильник в виде маяка.
Поэтические параллели о блуждании в поиске затерянного жизненного пути и
новых надежд на брежущий вдали смысл существования и маячной символики.
Снято в лучших традициях Мосфильма. Несмотря на проблемы с титрами, с
последующей потерей большей части юмора (играющего важную роль) для не
владеющего русским языком зрителя, жюри видимо убедил "Маяк" в форме
gesamtwerkа, а не только визуальной виртуозностью à la Béla Tarr.
Специальный приз фестиваля
- дельфиний хвост из бронзы - за заслуги перед кинематографом получил Lars
von Trier. За это публика получила возможность просмотра его нового
сатирического творения "Direktoren for det hele" (The Boss Of It All), а
также посетить мастер-класс его продуцента Ib Tardini и поучиться
производству культовых low budget фильмов.
Среди интернационала мелькали
актуальные хорватские фильмы. Например "Pravdo Cudo" (True Miracle) Lukasа
Nol. Самоназванный околорелигиозный бизнесмен-предводитель импортирует "храм
всеобщей любви" куда-то на типичный хорватский остров с прекрасными
ландшафтами и замкнутым в себе миром ограниченного шовинистического
населения. Его сын влюбляется в булочницу с шестью детьми,
отвергнутую островным обществом. Далее следуют сцены околорелигиозного
фанатизма и делания денег из "святого источника" на разлив,
эстет-порнографических съёмок, anything goes, sex and drugs…
Или то или иное открытие
из хорватского видео. "Selfportrait" вездеприсущего Ivanа Faktorа (открывшего
одновременно персональную выставку с плохо обыгранными тремя этажами
городской галереи Сплита) в виде непереработанного чёрно-белого
документального гастро-исследования-footage. "Plac" (Marketplаce) - хорошо
сделанный фильм Ana Husman о центральном рынке Загреба, обыденных
деликатесах, восприятия глобального и региональных ценностях. Тотально
гипнотизирующий фильм "Cycle" Branko Pasic - voice-off любовная история на
фоне абстрактного визуального ряда. Или "Sorry, Wrong Number" Lala Rascic в
стиле старомодной радиопостановки.
Среди 700-минутной
конкурсной программы "short" и множества предоставленных неописуемых попыток
короткометражного творения (как впрочем на большинстве фестивалей)
запомнилось два фильма. 17-минутный фильм из Испании "DVD" Ciro Altabás.
Слапстиковая комедия из жизни трёх freakов разработанна в виде меню DVD-плэйра
и состояща из глав-разделов типа: trailer, selected cut scenes, alternative
ending, eliminated scene, videoclip, character selection, boy-meets-girl
story и тому подобное. Пожалуй самый сильный по идее - 15-минутный "Fast,
Faster, Fastest - American Attrition" Brianа Dugan Blockа. И снова footage.
Чёрно-белая документация полицейских погонь-преследований криминальных
элементов, мутирующих к своего рода образам борцов-desperados за
индивидуальную независимость и против всеобщего и повсеместного контроля.
В отличие от
характеризующих предшествующие фестивали бесчисленные перформансы и
screenings на улицах старого города к сожалению не наблюдалось как и
медиальные инсталляций в объёмные залах недостроенного здания морского
аквариума. Эти потери были компенсированы брутальным шармом вышеупомянутого
летнего кинотеатра Bacvicer (с типичным для Далматии резким ветром Bura), а
также новой презентационной выставочной площадкой для фестивалной New Media
со свежим интерактивным проектом Christina McPhee "Latency Structures" о
местностно-временных фантазиях и digi-performancами G. H. Hovagimyanа.
20-летний бетонный блок "Дворца Молодёжи" расположен в новой части города.
Никогда недостроенное здание постепенно осваивается фестивалем и параллельно
существующим Медиа-центром. В этом году состоялось открытие одной из
симметричных сторон круглого в плане зрительного зала-амфитеатра и частью
бесконечно окружающих его помещений. Потенциал этого занимательного здания,
находящегося в свободном от исторически-туристического паломничества и
полном энергии районе соц-архитектуры, далеко не исчерпан. И возможность
разработки будущего предпочтительнее завершённого настоящего… |