|
<<Венские заметки Лены Лапшиной #15.
29 декабря 2008 года.
Наши в городе или две российские выставки в Вене. |
Christine Werner и Werner Rodlauer на фоне фриза Petera Koglerа в ожидании
прибытия спец–рейса–S7 (наверху слева); видео AES "Who wants to live
forever" в одном из салонов VIP–аэровокзала (наверху справа); виновники
торжества куратор Antonio Geusa, галерист Hans Knoll, S7-man и Pierr
Christian Brochet (внизу)
|
Наши в городе или две российские выставки в Вене
Конец 2008–го года удивил Вену двумя налётами современного искусства из
России.
Фирма S7 Airlines, в прошлом претендующая на покупку австрийской
авиакомпании AUA (ныне подаренной немецкой Lufthanse), в виде небольшой
рекламной акции завезла на пару часов видео–коллекцию Pierrа Christianа
Brochet. Довольно неплохой "I love you Vienna" вернисаж–приём с шампанским–блинами–икрой
и до боли знакомым российским видеоартом происходил в зданиии VIP–аэровокзала
неподалёку от аэропорта Швехат. К сожалению венской художественной публике
трёхчасовая выставка осталась незнакомой, т.к. до последней минуты по
малопонятным причинам держалась в тайне… Но россияне, доставленные на спец–рейсе–S7,
остались довольны посещением Вены и её магазинов и тем
же вечером после soirée в одном из отелей на Ринге были отправлены
обратно в Москву…
Более основательно был подготовлен наезд коллекции Стеллы Кесаевой под
кураторством Владимира Левашёва на венский KHM (Kunsthistorisches Museum).
Презентация коллекции была организована через линию Эрмитаж – Wilfried
Seipel (недавно передавший пост директора KHM Sabine Haag) и сопровождалась
небольшим концертом оркестра Мариинки под персональнам руководством маэстро
Гергиева. Сама экспозиция Stellы Art Foundation "this obscure object of art.
contemporary russian art 1975-2007" – по сравнению с коллекцией Brochet
менее весёлая и современная – уместилась в одном небольшом, скрытом за
парадной лестницей, зале музея и сопровождалась большой рекламной кампанией…
Всё это происходило в самом начале всеобще–гипнотизирующего кризисного
процесса. И несмотря на тот факт, что о премии Кандинского и т.п. в Вене
практически никто не слышал, эти два небольших события ещё раз
подтвердили российские амбиции на определённую роль в художественном бизнесе.
После неучастия восточноевропейских галерей в последней венской ViennAfair и
последующими провинцальными заявленийями организаторов о том, что "там
просто нет нужных галерей", и параллельными
банковскими субсидированиями "своих восточноевропейских галерей" в виде
профинансированного участия в венской ярмарке…
Да–да. Вопрос о рынке. И вопрос о кризисе. И о кризисе как о новом шансе
выхода из кризиса. На эти темы и вокруг них пытались дискутировать на "квартирной
тусовке" (private discussion) в аппартменте Robertа Punkenhofer, завершающей
организованную им серию событий "Vienna Art Week".
Среди дискутирующих – Gerald Matt из Кунстхалле, Hans Ulrich Obrist из
Serpentine, Mario Cristiani из Continua, модерируемые
Teresой Margolles, Lucy Orta со своим Jorge и тремя ползающими по квартире
грациями. Дискутанты решили, что кризис предоставляет нам новый шанс, а
редуцирование частного спонсорства - счастье и несчастье вновь обретенной
свободы.
Не счастьем, но одним из счастливых моментов можно охарактеризовать премьеру,
завершающую шекспировскую серию венского Burgtheater. Постановка "Macbeth" –
современная психодрама режиссёра Stephan Kimmig и сценографа Martinа
Zehetgruber для Akademietheater (экспериментальный филиал
Burgtheater) с шотландскими лордами в ковбойских шляпах и сапогах и
безподобным призраком Banquo, периодически прогуливающимся вдоль сцены в
белых трусах. Идеология слегка перенята от "Леди Макбет Мценского уезда".
Леди Макбет (Birgit Minichmayr – хороша как всегда) принимает на себя
ведущую роль, меняясь ролями со своим супругом (Dietmar König – слабее чем
Birgit Minichmayr) и в итоге погибает от руки Macduff, падая на тело
погибшего от безумия Макбета, покачивающегося в надувном кресле на волнах
сцены… Достаточно сильная и серьёзная работа, не считая слабых 20–ти минут
начала третьей части, сопровождающихся затоплением всей сцены и
булькающегося в воде безумного Макбет. Но после 20–ти минут преувеличенной и
всё затмевающей "тарковщины" (к тому–же озвученной!) актёрский состав
находит выход нз водяной визуальности и заканчивает "Macbeth" так
же сильно как и начинает. За этим следует сцена с торжественной речью
нового короля Malcolmа – знаменитой речи Барака Обамы "we can" с последующим
и завершающим "Macbeth" "отче наш"…
Анекдот, начинающий постановку. Два ковбоя (Macbeth и Banquo) сидят
в зрительном зале на втором ряду. Banquo рассказывает: "Арабский принц в
перерыве одной из международных конференций спрашивает госпожу Клинтон: –
Госпожа Клинтон, почему в "Звёздных войнах" отсутствуют герои арабского
происхождения? Есть все – африканцы, китайцы и т.д., но арабов нет…". Ответ
госпожи Клинтон: "Мой дорогой, события "Звёздных войн" происходят в будущем!".
Чем–то это напоминало предпринимаемые австрийскими энтузиастами
интеллектуальные заезды к восточным соседям. В Братиславе венская
организация forum experimentelle architektur периодически проводит довольно
интересные мероприятия "ostv/est Parallelmodernen", изучающие
взаимосоотношения со Словакией и подобным окружением. В баре "Luna" отеля
"Украина" (пример словацкой соцархитектуры) с бесконечными диванами
красного плюша, небольшой сценой и огромным дискошаром присутствовали
исключительно австрийцы, вспоминая в чередующихся лекциях о своей
прогрессивной роли периода открытия–исчезновения железного занавеса и других
подобных параллелях. Где же местные словаки? Скорее всего события происходят
в далёком прошлом… |
"Secret Hardware Black
Eagle" Анатолия Осмоловского, "Панорама" Ольги Чернышёвой, "Аналитическое
дерево" Ивана Чуйкова, Стелла Кесаева и торжественное иллюминирование KHM "Имперским
бюстом" Орлова и "Че Геварой" Звездочётова.
|
постскриптум
В Братиславе культурная героиня из продвинутой венской газеты Falter Andrea
Maria Dusl пыталась просветить для меня прогрессивное самовосприятие
австрийской интеллигенции и её роли саможертвования в бесконечном повторении
истин до тех пор, пока их не осознает остальное регрессивное население
страны. Подобному упорству поём мы песню!
постпостскриптум
Персональная рекомендация. Неплохими подарками для иностранцев в период
старых и новых годов являются трёхязычные кирпичи от DOM publishers под
издательством Philippа Meuser – "Capitalist Realism. Neue Architektur in
Russland" и "Russia Now. Architektur und Design der Gegenwart". Они слегка
взаимозаменяемы, но хорошо выглядят и содержат актуальную информацию из
России. С новым годом! |
В private discussion
принимают участие Gerald Matt, Robert Punkenhofer, Hans Ulrich Obrist и три
грации.
|
Birgit Minichmayr в роли
леди Macbeth.
|
|