| 
  
    
        
    |   | <<Венские заметки Лены Лапшиной #15.
29 декабря 2008 года. 
  Наши в городе или две российские выставки в Вене.
 |  
  
    | Christine Werner и Werner Rodlauer на фоне фриза Petera Koglerа в ожидании 
    прибытия спец–рейса–S7 (наверху слева); видео AES "Who wants to live 
    forever" в одном из салонов VIP–аэровокзала (наверху справа); виновники 
    торжества куратор Antonio Geusa, галерист Hans Knoll, S7-man и Pierr 
    Christian Brochet (внизу) 
 
  |  
  
    | Наши в городе или две российские выставки в Вене 
 Конец 2008–го года удивил Вену двумя налётами современного искусства из 
    России.
 Фирма S7 Airlines, в прошлом претендующая на покупку австрийской 
    авиакомпании AUA (ныне подаренной немецкой Lufthanse), в виде небольшой 
    рекламной акции завезла на пару часов видео–коллекцию Pierrа Christianа 
    Brochet. Довольно неплохой "I love you Vienna" вернисаж–приём с шампанским–блинами–икрой 
    и до боли знакомым российским видеоартом происходил в зданиии VIP–аэровокзала 
    неподалёку от аэропорта Швехат. К сожалению венской художественной публике 
    трёхчасовая выставка осталась незнакомой, т.к. до последней минуты по 
    малопонятным причинам держалась в тайне… Но россияне, доставленные на спец–рейсе–S7, 
    остались довольны посещением Вены и её магазинов и тем
    же вечером после soirée в одном из отелей на Ринге были отправлены 
    обратно в Москву…
 
 Более основательно был подготовлен наезд коллекции Стеллы Кесаевой под 
    кураторством Владимира Левашёва на венский KHM (Kunsthistorisches Museum). 
    Презентация коллекции была организована через линию Эрмитаж – Wilfried 
    Seipel (недавно передавший пост директора KHM Sabine Haag) и сопровождалась 
    небольшим концертом оркестра Мариинки под персональнам руководством маэстро 
    Гергиева. Сама экспозиция Stellы Art Foundation "this obscure object of art. 
    contemporary russian art 1975-2007" – по сравнению с коллекцией Brochet 
    менее весёлая и современная – уместилась в одном небольшом, скрытом за 
    парадной лестницей, зале музея и сопровождалась большой рекламной кампанией…
 
 Всё это происходило в самом начале всеобще–гипнотизирующего кризисного 
    процесса. И несмотря на тот факт, что о премии Кандинского и т.п. в Вене 
    практически никто не слышал, эти два небольших события ещё раз 
    подтвердили российские амбиции на определённую роль в художественном бизнесе. 
    После неучастия восточноевропейских галерей в последней венской ViennAfair и 
    последующими провинцальными заявленийями организаторов о том, что "там 
    просто нет нужных галерей", и параллельными 
    банковскими субсидированиями "своих восточноевропейских галерей" в виде 
    профинансированного участия в венской ярмарке…
 
 Да–да. Вопрос о рынке. И вопрос о кризисе. И о кризисе как о новом шансе 
    выхода из кризиса. На эти темы и вокруг них пытались дискутировать на "квартирной 
    тусовке" (private discussion) в аппартменте Robertа Punkenhofer, завершающей 
    организованную им серию событий "Vienna Art Week". 
    Среди дискутирующих – Gerald Matt из Кунстхалле, Hans Ulrich Obrist из 
    Serpentine, Mario Cristiani из Continua, модерируемые 
    Teresой Margolles, Lucy Orta со своим Jorge и тремя ползающими по квартире 
    грациями. Дискутанты решили, что кризис предоставляет нам новый шанс, а 
    редуцирование частного спонсорства - счастье и несчастье вновь обретенной 
    свободы.
 
 Не счастьем, но одним из счастливых моментов можно охарактеризовать премьеру, 
    завершающую шекспировскую серию венского Burgtheater. Постановка "Macbeth" – 
    современная психодрама режиссёра Stephan Kimmig и сценографа Martinа 
    Zehetgruber для Akademietheater (экспериментальный филиал 
    Burgtheater) с шотландскими лордами в ковбойских шляпах и сапогах и 
    безподобным призраком Banquo, периодически прогуливающимся вдоль сцены в 
    белых трусах. Идеология слегка перенята от "Леди Макбет Мценского уезда". 
    Леди Макбет (Birgit Minichmayr – хороша как всегда) принимает на себя 
    ведущую роль, меняясь ролями со своим супругом (Dietmar König – слабее чем 
    Birgit Minichmayr) и в итоге погибает от руки Macduff, падая на тело 
    погибшего от безумия Макбета, покачивающегося в надувном кресле на волнах 
    сцены… Достаточно сильная и серьёзная работа, не считая слабых 20–ти минут 
    начала третьей части, сопровождающихся затоплением всей сцены и 
    булькающегося в воде безумного Макбет. Но после 20–ти минут преувеличенной и 
    всё затмевающей "тарковщины" (к тому–же озвученной!) актёрский состав 
    находит выход нз водяной визуальности и заканчивает "Macbeth" так
    же сильно как и начинает. За этим следует сцена с торжественной речью 
    нового короля Malcolmа – знаменитой речи Барака Обамы "we can" с последующим 
    и завершающим "Macbeth" "отче наш"…
 Анекдот, начинающий постановку. Два ковбоя (Macbeth и Banquo) сидят 
    в зрительном зале на втором ряду. Banquo рассказывает: "Арабский принц в 
    перерыве одной из международных конференций спрашивает госпожу Клинтон: – 
    Госпожа Клинтон, почему в "Звёздных войнах" отсутствуют герои арабского 
    происхождения? Есть все – африканцы, китайцы и т.д., но арабов нет…". Ответ 
    госпожи Клинтон: "Мой дорогой, события "Звёздных войн" происходят в будущем!".
 
 Чем–то это напоминало предпринимаемые австрийскими энтузиастами 
    интеллектуальные заезды к восточным соседям. В Братиславе венская 
    организация forum experimentelle architektur периодически проводит довольно 
    интересные мероприятия "ostv/est Parallelmodernen", изучающие 
    взаимосоотношения со Словакией и подобным окружением. В баре "Luna" отеля 
    "Украина"  (пример словацкой соцархитектуры) с бесконечными диванами 
    красного плюша, небольшой сценой и огромным дискошаром присутствовали 
    исключительно австрийцы, вспоминая в чередующихся лекциях о своей 
    прогрессивной роли периода открытия–исчезновения железного занавеса и других 
    подобных параллелях. Где же местные словаки? Скорее всего события происходят 
    в далёком прошлом…
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | "Secret Hardware Black 
    Eagle" Анатолия Осмоловского, "Панорама" Ольги Чернышёвой, "Аналитическое 
    дерево" Ивана Чуйкова, Стелла Кесаева и торжественное иллюминирование KHM "Имперским 
    бюстом" Орлова и "Че Геварой" Звездочётова.
 
  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | постскриптумВ Братиславе культурная героиня из продвинутой венской газеты Falter Andrea 
    Maria Dusl пыталась просветить для меня прогрессивное самовосприятие 
    австрийской интеллигенции и её роли саможертвования в бесконечном повторении 
    истин до тех пор, пока их не осознает остальное регрессивное население 
    страны. Подобному упорству поём мы песню!
 
 постпостскриптум
 Персональная рекомендация. Неплохими подарками для иностранцев в период 
    старых и новых годов являются трёхязычные кирпичи от DOM publishers под 
    издательством Philippа Meuser – "Capitalist Realism. Neue Architektur in 
    Russland" и "Russia Now. Architektur und Design der Gegenwart". Они слегка 
    взаимозаменяемы, но хорошо выглядят и содержат актуальную информацию из 
    России. С новым годом!
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | В private discussion 
    принимают участие Gerald Matt, Robert Punkenhofer, Hans Ulrich Obrist и три 
    грации.
 
  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Birgit Minichmayr в роли 
    леди Macbeth.
 
   |  
 |