Единственный действительно
неожиданный (в положительном смысле) французский фильм представляет "I
always wanted to be a gangster" (иллюстр. 03) Samuelа Benchetrit. Классная
чёрно-белая интерпретация гангстер-кино о неудачниках данной
профессиональной группы в стиле несвязанных между собой эпизодов, отдающих
трэшной меланхолией чёрного юмора Кауризмаки. Пригороды Парижа, странные
типы, безуспешно пытающиеся заработать на существование абсурднейшим
образом. Среди актёров: Jean Rochefort, Laurent Terzieff, Jean-Pierre Kalfon,
Anna Mouglalis, Edouard Baer и певец Alain Bashung.
Смотреть.
От французского переходим
к следующей большой виенальской группе - американской и режиссёрскому дебюту
сценариста Tony Gilroy "Michael Clayton" (иллюстр. 04). George Clooney (Michael
Clayton) играет главную и необычную для него роль игрока и неудачника по
всем фронтам. Семейное счастье не состоялось, частный бизнес (в виде
обанкротившегося ресторана) стоит перед окончательнм крахом, многолетняя
практика работы в престижном адвокатском бюро не приносит повышения, а
только бесконечную неблагодарную деятельнсть в роле «fixerа» (быстрое
устранение "неудобнейших" ситуаций богатых клиентов). Хорошо и правильно
сделанный фильм, хорошие актёры (Sean Cullen, Tom Wilkinson, Sydney Pollack
и супер Tilda Swinton). Конечно не арт-хаус, но добротная и
политически-ангажированная агент-лента для широкой публики (неудачник
Michael в конце концов конечно-же становится хорошим ангажированным
гражданином, побеждает зло и получает от шефа-адвоката повышение).
Смотреть можно.
Двоякие чуства вызывает новое творение братьев Coen - нео-вестерн "No
Country for Old Men" - адаптация романа Cormacа McCarthy (иллюстр. 05).
Перфекционизма от "Big Lebowski" Joel и Ethan не достигают, располагаясь
где-то на уровне "Fargo", перенесённого в жаркие и скудные ландшафты
западного Техаса. Занимательна двоякость зрительских чуств - во время
просмотра часто ловишь себя на мысли: "это-же абсолютная чушь", позднее
(всё более отдаляясь от увиденного) задумываешься о
деталях из этого фильма. "No Country for Old Men" наряду с замечательной
камерой представляет бесподобный актёрский состав (Josh Brolin - dude и
охотник на антилоп, Tommy Lee Jones - провинциальный шериф-философ, Javier
Bardem - киллер с причёской под пажа и фатализмом чёрного юмора убивает всё
что видит и невозможными орудиями труда, конкурирующий киллер Woody
Harrelson). Начинаясь с охоты за антилопами сюжет переходит к охоте за
охотником и естественно парой миллионов впридачу. Палп фикшн, лужи крови и
абсурдная комичность чёрного юмора.
Фильм, который нужно знать.
Новости от Gus Van Santа в
виде фильма "Paranoid Park" просвещают нас о мире скэйтеров и загадочной
душе одинокого подростка старших классов средней школы (в стиле
антилинеарного повествования по новелле Blake Nelsonа). Вообще-то "Paranoid
Park" это нелегальный скэйт-парк в Портлэнде. Но главный герой-скэйтер Alex,
как и принято, большую часть фильма таскает свой сэайтборд за собой, а не
себя на нём и меняет постоянно модные ти-шортс (маечки-недельки для
мальчиков, по которым зритель всегда может догадываться о временном
пространтсве повествования). Alex, используя скэйтборд по назначению,
однажды отмахивается им от приставучего охранника и првоцирует этим
несчастный смертельный случай (представленный Gusом сценой страшилкой… ууууу…).
И весь остаток фильма Gabe Nevins (в роли Alexа/святого Себастиана) пытается
со страдальческим видом переварить происшедшее (занимаясь записыванием
дневника и календарной сменой дизайнерских маечек). Разочаровательно. Из
серии хороших подростковых фильмов.
Смотреть не обязательно.
На что непременно следует
обратить внимание - это радикальный дебют Chrisа Fullerа "Loren Cass",
представляющий витальную альтернативу привычной молодёжной драме (иллюстр.
06). Не смотря на хаотичность, обезоруживает силой художественной
принципиальности. Chris Fuller сам играет одного из флоридских протагонистов
Saint Petersburgа времени расовых волнений (1977). В отличие от "Paranoid
Park" здес всё for real. Пессимизм и избыток чуств одинокой жизни
современной американской провинции. Страхи и неуверенность существования.
Смотреть.
Из немецкоязычного
кинематографа конечно же выделяется "Free Rainer - Dein Fernseher lügt" (Free
Rainer - Reclaim your Brain) Hansа Weingartnerа, наверняка знакомого зрителю
по культ-фильму "Die Fetten Jahre sind vorbei". "Free Rainer" (иллюстр. 07)
продолжает антикапиталистический памфлет предыдущего фильма тематизированием
процесса уничтожения последней доли интеллекта путём телевизионной
пропаганды. Как всегда замечателен Moritz Bleibtreu (из "Lola rennt") в роли
Rainerа - продуцента невозможнейших и вульгарных телевизионных передач для
идиотов, компенсирующего трудности работы люксом дизайн-аппартмента, ягуара,
girlfriend и горами кокаина. И вдруг после автомобильной аварии и
последующего реанимационного периода где-то внутри Rainerа наступает
просветление… Он продаёт всё что имеет и бросается в борьбу (с пёстрым
сборищем сообщников из числа жизненных неудачников) против интеллектуального
порабощения человечества. И вся эта затея венчается успехом! Люди смотрят
канал Arte и фильмы Фасбиндера… Если честно, "Die Fetten Jahre sind vorbei"
намного лучше. Но идея "Free Rainer", Moritz Bleibtreu и Gregor Bloéb в роли
директора телевидения…
Смотреть.
Ulrich Seidel выдал для
виенальской премьеры очередной шедевр - "Import Export" (иллюстр. 08). Таких
фильмов в австрийском кинематографе практически не существует.
Бескомпромиссно, брутально, с любовью к героям, жизни и современному
кинематографу. Пробуждающий удар в лицо обезличенного безсмысленной сытостью
стареющего западноевропейского общества, пытающегося наслаждаться последними
днями своего превосходства. Холодная и бедная украинская провинция с одной
стороны и серая венская субурбия с другой. Всё как у "Ulrichа Seidelя".
Лучший социальный реализм. Естественно хороши Ekaterina Rak в роли дешёвого
обслуживающего персонала импортированной Ольги (goes west), Paul Hofmann в
роли экспортированного охотника за несуществующей удачей Paulя (goes east),
несравненные "австрийские коллеги" Ольги Georg Friedrich и Maria Hofstätter…
камера, места съёмок….
Безусловно смотреть.
Филиппинские же фильмы,
попадающие в программу Виеннале лучше не смотреть. Подтверждение тому -
лесная эпопея "Huling balyan ng buhi" (The Woven Stories of the Other)
Sherad Anthony Sanchez. Исключением из правил является "Kubrador" (The Bet
Collector) Jeffrey Jeturianа, имеющий осмысленные повествование, актёров (Gina
Pareño в роли Amy - собирателя ставок популярной, но нелегальной лотереи) и
социальный фон современной Манилы (иллюстр. 09).
Можно смотреть.
Япония. "Sad Vacation"
Aoyama Shinji - греческая трагедия на фоне японского гангстеризма (иллюстр.
10). Kenji (Tadanobu Asano) с тудом преодолевает своё тяжёлое детство со
сбежавшей матерью и покончившим с жизнью отцом. Годы спустя он узнаёт свою
мать в жене работодателя и строит сложные планы коварной мести. Все должны
страдать. Продолжение фильма Aoyama Shinji "Eureka" семь лет спустя.
Можно не смотреть.
Дебют рекламиста Nakashima
Tetsuya - адаптированная манга "Shimotsuma monogatari" (Kamikaze Girls) -
трогательная и крутая сказка о двух одиноких и тотально противоположных
аутсайдерах (иллюстр. 11). "Роккоко-Лолиту" Momoko (Fukada Kyoko) судьба
сталкивает с членом мотоциклетной банды Ichigo (Tsuchiya Anna) и развивает
историю о дружбе в стиле Тарантино с шизофренно компилированным саундтреком,
временными скачками, застывающими кадрами, шрифтовыми и анимированными
вставками и характерными монологами в камеру.
Любителям японского нужно смотреть.
О китайских фильмах. О "Tuya
de hun shi" (Tuya's Marriage) Wangа Quan An (получившего золотого
берлинского медведя) уже достаточно написано. По большому счёту этот
симпатичный и хорошо снятый фильм о жительнице монгольской степи Tuya, её
верблюде, покалеченном муже и поисказ второго мужа, как-то постоянно
напоминает "Юргу" (иллюстр. 12).
Можно смотреть.
"Ling yi ban" (The other
half) Ying Liang (иллюстр. 13). Первая линия фильма - Xiaofen (Zeng Xiaofei)
работает писарем в адвокатской конторе индустриальной провинции Zigong и
принимает абсурдные дела клиентов с их приватными проблемами. Вторая линия
фильма - частная жизнь Xiaofen, её нестабильность и проблемы и недоразумения
с родителями т выпывающим другом Deng Gang…
Можно смотреть.
"Mo Shi Mo Wang" (Love
Conquers All) Tan Chui Mui из Малазии. Ah Peng приезжает в Куала-Лумпур для
работы в тёткином ресторане. Она в одиночестве большого города и постоянно
звонит своему другу в провинцию… при появлении Johnа её жизнь постепенно
меняется. Банальная любовная история перверсивна тем, что John с самого
начала посвящает Ah Peng в историю грязного бизнеса своего окружения -
раскручивание работающих в Куала-Лумпуре симпатичных провинициалок - "чем
симпатичнее, тем проще их одурачить". В первой половине фильма он описывает
ей весь процесс от флирта до финансовой и сексуальной экспроприации, в то
время как Ah Peng влюбляется в Johnа и проходит позднее через весь ад
расказанного им процесса… эй, девушка, проснись! … но Ah Peng всё-ещё верит
в любовь и её способности преодолевать всё.
Можно смотреть.
Дебют алжирца Tariqа
Teguia "Roma wa la n'touma" (Rome Rather than You) показывает современный
Алжир с его пригородами, портом и проблемами беженцев через простую историю
молодой пары Kamel и Zina (иллюстр. 14). Kamel мечтает вернуться в Европу и
затягивает свою подругу Zina в рутинные проблемы нелегальной эммиграции. Так
начинается бесконечная и гипнотизирующе-медленная поездка по Алжиру в
поисках никому неизвестной персоны, торгующей фальсифицированными
документами.
Стоит посмотреть.
Одно из лучших явлений
Виеннале - "Persepolis" (не существующая столица античной Персии) Marjane
Satrapi родом из Тегерана. Анимированный чёрно-белый фильм, основанный на
автобиографических комиксовых новеллах ныне проживающей в Париже художницы.
Marjane бескомпромиссно разделывается со всеми своими опонентами из Ирана и
Австрии (где она провела многострадальческую эмиграционную юность). Озвучен
голосами Chiara Mastroianni и Catherine Deneuve (иллюстр. 15).
Смотреть нужно.
Казахский "Записки
путевого обходника" Zhanabekа Zhetiruovа красиво-консервативный сепия-фильм
с преувеличенно подчёркнутыми ценностями прошлого, традиционного и
национальных качеств, хорошей камерой и актёрской работой Nurzhumanа
Ikhtymbayevа (иллюстр. 16).
Можно и посмотреть.
Румынский фильм "4 luni, 3
saptamani si 2 zile" (4 Months, 3 Weeks and 2 Days) Christianа Mungiu,
получившего золотую пальму. Не знаю стоит-ли его смотреть в России, но в
Австрии очень даже необходимо. Хотя местная публика имеет назойливую
тенденцию к постоянному поиску политической интерпретации там где её нет. И
соответственно в истории о двух студетках-провинициалках, одна из которых
беременна и с помощью подруги по общежитской комнате пытается организовать
устранение данной проблемы (иллюстр. 17). По окраинам этой драмы появляются
картины румынской жизни из 1986 года…
Смотреть.
"Tejút" (Milky Way)
Benedekа Fliegaufа, получившего приз Локарно - десяток фронтальных
двудименсиональных сцен-картин без диалогов. Действие развивается всегда по
горизонтали: поле ночью, набережная, двор городского квартала, ощественный
бассейн, пригородная стройка. Каждый из эпизодов, снятых в one-shot, населён
странными креатурами, занимающимися странными вещами и занимательными актами
непонятной коммуникации. Привилегия универсальной интерпретации
происходящего остаётся за зрителем (иллюстр. 18).
Непременно смотреть.
Теперь переходим обратно к позавчерашнему кино. Одна из специальных программ
была посвящена феминистическому творчеству Ninы Menkes. "Magdalena Viraga -
The Story of a red Sea Crossing" - первая полнометражка из семи показанных
фильмов Menkes. Проститутка Ida (роль исполнена сестрой Ninы Menkes - Tinka
Menkes) - прототип Марии Магдалены - поймана в двух тюремных мирах
одновременно. Безвинно страдая в камере тюрьмы (в виде католической капеллы)
или в своей рабочей комнате во время бесконечного принятия "надвигающихся на
не" событий-клиентов (close-up). Религиозно-патетический символизм и
феминизм пионерского 16мм-ого времени (иллюстр. 19).
Нужно смотреть (истории ради).
Бразильский фильм "A Idade
da Terra" Glauber Rocha смущает поначалу наивным сиволизмом первого эпизода
заполненного аллегориями и экстазом (иллюстр. 20). Но последующие портреты
современной режиссёру Бразилии (1980-е годы) обезоруживают своим
революционным амбиционизмом и выдержанной индивидуальностью стиля. Последний
фильм Glauber Rocha - "This film is both a portrait of Brazil and of myself"
- и одновременно наследие его кинематографической какофонии. Поставленные
вопросы, остающиеся вопросами и сегодня, коллажи импровизированных сцен с
отсутствующей story-line, речитативы, рефрены (бесконечные повторения - не
монологи, а скорее вопрошания греческой театральности),
коммунистически-религиозный мистицизм с отголосками соц/сюрреализма и
итальянского нео.
Фильм, который непременно следует посмотреть.
|