ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Междисциплинарный проект "Капитализм
как религия?"
Искусство и критическая теория
сегодня.
Программа
3 конференция 2 июня 2008.
Тема: Стратегии
сопротивления в эпоху «развитого капитализма».
2 конференция 13 мая 2008.
Тема: Отчужденное искусство.
Лаборатории проекта «Капитализм как религия?».
1-я 14 июня
2-я 18 июня
3-я 24 июня
Действующие лица:
1. Художники – все художники проекта.
2. Философ – Валерий Подорога.
3. Кураторы – Оксана Саркисян, Алексей Пензин, Олег Аронсон.
4. Зрители –
Модератор лаборатории – Алексей Пензин
Презентация проекта.
1. Представление художника Куратором.
2. Представление проекта Художником.
3. Высказывание Философа.
4. Обсуждение и вопросы всех участников проекта.
В случае, когда представляется перформанс, требующий большего времени, он может
продолжаться во время обсуждения.
14. 06.08. ПЕРВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
14:00 Малый зал ГЦСИ
Исследование языков капитализма. /Деконструкция
1. Вводное слово Алексея Пензина о конференции.
2. Яша Каждан – I Wash my hand. Показ фильма.
3. МишМаш – «CОНИ». Анимация.
4. Сергей Ситар – “Эпическая” глоссолалия Менсона. Перформанс с
демонстрацией видеофильма.
5. Реплики и вопросы к участникам проекта зрителей.
18. 06. 08. ВТОРАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
14:00 Малый зал ГЦСИ
Вступительное слово О. Саркисян.
Валерий Подорога – о Вальтере Беньямине (продолжение)
Перерыв
Обсуждение проектов:
Арсений Жиляев – «Котлован». Презентация инсталляции посредством видео.
Александр Евангели – «Сквозь горизонт через Кротовые дыры». Слайд-презентация
проекта.
Александр Соколов – «Ребрендинг России».
Предлагаем участникам предстоящей 18 июня ВТОРОЙ ЛАБОРАТОРИИ познакомиться с видео "Ребрендинг России" Александра Соколова (в 2-х частях)
24. 06. 08. ТРЕТЬЯ ЛАБОРАТОРИЯ
16:00 ГЦСИ
Подведение черты
1. Валерий Подорога – «Капитализм и вещи» третья часть доклада о Вальтере Беньямине
Перерыв
Обсуждение проектов:
2. Владимир Архипов. Презентация сайта.
3. Лиза Морозова. Перформанс «Мыло».
Перерыв
4. Обсуждение проекта «Капитализм как религия».
<<Название проекта отсылает к одноименному фрагменту из наследия Вальтера Беньямина (1921), который привлекает все большее внимание в последние годы. Основная мысль этого фрагмента состоит в том, что религия не просто является одним из условий возникновения западного капитализма (протестантизм, согласно знаменитому тезису М. Вебера); капитализм и есть религия, «…чистый религиозный культ, возможно, самый экстремальный из всех, что были доныне». |
Особенно актуальной тему,
заданную Беньямином, делает современная глобальная ситуация, когда капитализм
признается «безальтернативным». Капитализм стал «абсолютным», поскольку у него
нет «Другого» (каким в свое время был советский проект). Его апологеты отметают
любую критику, ссылаясь на трагический опыт радикальных альтернатив
общественного развития в XX веке. Зачастую они
объявляют любую альтернативу – прежде всего, коммунизм – «религией», т.е. чем-то,
основанным не на интеллектуальных и реализуемых предпосылках, а на вере,
фантазии и утопии. Но не стал ли религией сам капитализм? Со всеми его многочисленными проблемами (бедность, неравенство, разрушение экосферы и т.д.) капиталистическое общество сейчас признается «меньшим злом» – по сравнению с пугающей тенью «тоталитарного прошлого». Между тем, «меньшее зло» (malum necessarium) – понятие скорее теологическое. Разбор проблемы зла и оправдание бога – теодицея – была, как известно, одним из «жанров» теологии. |
<В
неофициальный период российского современного искусства времен СССР сложилась
яркая критическая и политическая традиция. Работы художников-нонконформистов в
условиях идеологического общества носили отчетливый политический характер, а
ярчайшим ее проявлением стал соц-арт.
Сегодня, когда в российском обществе активно разворачивается процесс утверждения
практик, стереотипов и идеологии рыночного общества, современное искусство, как
и другие сферы жизни, оказалось во власти этой тенденции: некритическое
восприятие арт-рынка, наивное копирование ритуалов и фетишей потребления,
конформистское подчинение механизмам культурной индустрии и идеологическому
курсу власти. Для этого осмысления явно недостаточно горизонта формального либерально-правового консенсуса. Тем более, недопустимы уступки новому религиозному консерватизму. Необходима третья позиция, которая вскрывала бы моменты религиозной косности и инерции внутри того реального и «секуляризованного» политико-экономического устройства, в котором мы живем, а не во внешних ему архаических институтах «официальных» верований. |
<Эта
тематика задает исследовательский и художественный вектор всему проекту, в
рамках которого планируется проведение конференций, круглых столов и лаборатории
как места коллективного высказывания. Мы считаем, что необходимо создать условия для возобновления и развития критической традиции постсоветского искусства. Этой цели и служит наш проект. Задача проекта – актуализировать критические практики и развить в новых условиях модель политического искусства, объединяя художников и интеллектуалов разных поколений. Проект осуществляется в два этапа. Первый этап – три конференции и круглый стол – будет не только анализом проблем, к обсуждению которых провоцирует как текст Беньямина, так и наша современная неокапиталистическая действительность, но станет и подготовительной частью для второй части проекта – экспериментальной лаборатории, которая объединит художников и исследователей, стремящихся к коллективному критическому высказыванию. В обсуждениях примут участие искусствоведы, теоретики и художники. Также частью проекта может стать приглашение выступающих из других стран, проведение совместных семинаров и воркшопов. |
<Вопросы,
вокруг которых строится наш проект: · Как анализировать современность, не прибегая к древнему языку теодицеи? · Какие аргументы можно выдвинуть в ответ на речи «теологов» капитализма? · Какие стратегии сопротивления «рыночному фундаментализму» может изобрести современное искусство? · Как художественно репрезентировать ритуальное, квази-рациональное содержание практик рыночного общества? |
<Капитализм
как религия? Искусство и критическая теория сегодня. Программа конференций (апрель-июнь 2008, ГЦСИ)> <<9 апреля, 1-я конференция. Вступительное слово
организаторов (А. Пензин,
О. Саркисян) Алексей Пензин. Фрагмент В. Беньямина «Капитализм как религия» и его современные интерпретации (текст). MP3> Артем Магун. Тема «капитализм как религия» в работах Ж. Деррида. MP3> перерыв
Александр Иванов. Религия-2: понятие «религии повседневной жизни» у Маркса (текст). MP3> Оксана Тимофеева Капитализм как религия левых (текст). MP3>
Дмитрий Новиков. MP3> Дискуссия «Как перестать верить в капитализм?», вопросы и комментарии слушателей. |
<<13
мая 2-я
конференция
Междисциплинарного
проекта "Капитализм как религия?".
Тема: Отчужденное искусство.
Алексей Пензин. Вступление.
MP3>
Стас Шурипа.
Искусство после «креативной индустрии». MP3>
|
<<2
июня в Малом
зале ГЦСИ состоялась 3-я конференция
Междисциплинарного
проекта "Капитализм как религия?".
ема: Стратегии сопротивления в эпоху «развитого капитализма». В программе: Алексей Пензин. Вступление. MP3>
Специальное выступление Авдея Тер-Оганьяна (по Skype);
MP3>
Кети
Чухров. Революционные претензии новой буржуазии: к вопросу о родовой идентичности;
MP3> Давид Рифф.
Политическая потенциальность мимесиса в эпоху «нового бидермайера»;
MP3> Оксана
Саркисян. Модернизм и Авангард. Религия и
атеизм;
MP3>
Дмитрий
Виленский. Делать искусство политически.
MP3> |
1. Авдей Тер-Оганьян участвует в Праге. За столом
Оксана Саркисян и Алексей Пензин. 2. Самый бескомпромиссный марксист Кэти Чухров. 3. У докладчика Дэвида Риффа день рождения. Подаренные цветы он тут же передарил девушкам марксисткам> |
|