ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Междисциплинарный проект "Капитализм
как религия?"
Искусство и теория критики.
9 апреля 2008, 14.00. ГЦСИ
А. Пензин. Вступительное слово
1. Расшифровка названия Название проекта – связано с небольшим фрагментом Беньямина «Капитализм как религия». Но со знаком вопроса. Фрагмент Беньямина – как письмо в бутылке, образ Адорно (когда люди с тонущего корабля отправляют послание). Письмо в бутылке, которое мы выловили в море текстов. Это не беньяминоведческая конференция. Диагностическая формулировка «Капитализм как религия?» - это наш интерфейс к текущему восприятию капитализма, способ введения некоторых тем, и констатация момента, как в теории, так и в искусстве, когда нет критики, нет дистанции. · Название и тема отчасти интуитивно понятны и без чтения текста Беньямина. Многие мне говорили, что перевод на русский этого текста уже есть, хотя его не было. Т.е. это свидетельствует о том, что основные идеи текста с таким названием интуитивно понятна, с другой – это понятность обманчива, тут нужно долго разбираться. · Исторически, это наш опыт, «капитализма как религии» – в позднесоветское время – представление о западном капитализме носили утопический характер, почти религиозный (см. С. Бак-Морс). А не «коммунизм как религия» в духе Бердяева. Сейчас в нашем локальном аспекте – доминируют практики некритического отношения к окружающему миру товаров, рынка, самой системы производства и потребления. Разумеется, с критикой пока сложно – т.к. не пока не сложилась политически альтернативная система или субъект, с позиций которого можно было бы критиковать эту действительность. Беньямин – также, скорее, был на ранней стадии «отвращения» от капитализма в 21 году, когда он писал этот фрагмент. · Интерфейс между нашим и международным контекстом. Позволяет выделить четкий аспект в новой рефлексии о религии вообще – Бадью, Жижек, Нанси, Деррида и тд. – огромная большая тема, которую мы не можем охватить. Один из возможных подходов. К тому же, эта рефлексия посвящена конкретно христианству, у Беньямина – не только. · Интерфейс между философским и художественным сообществом. Сама фигура Беньямина как интерфейс – его хорошо знают в арт-среде, но часто понимают неправильно. · Тема – также в связи с «Осторожно, религия!» и «Верю». · Интерфейс между разными поколениями интеллектуалов – одни больше сосредоточены на постструктуралистской парадигме, другие – на маркистской. Беньямин – как компромиссная фигура, интересующая обе группы. · Есть и иронический аспект преувеличения применительно к текущей ситуации, элемент гротеска, учитывая отсутствие действенной критики, как если бы мы действительно жили во времена своего рода капиталистической теократии. · Но, с другой стороны – нет и «культового», религиозного отношения к самому этому тексту Беньямину – нужно его критиковать, показывать ограничения. (Что сделает Оксана Тимофеева). |
2. Три аспекта нашего проекта конференций · Диагностический, исследовательский, критический · Педагогический, дидактический · Экспериментальный – лаборатория · Теория · Исследование · Стратегии Разумеется, всю тематику охватить невозможно, поэтому – приветствуются любые предложения и идеи, которые расширят проект. |
3. Формат. Для вступления – о формате – конференция, растянутая на три месяца (не то что – провели один раз, и забыли). Понятно, что на одном заседании мы не сможем все обсудить, но можно начать это процесс. Тексты для каталога – не только выступления на конференциях, приглашаются все желающие с адекватными заявками. |
|