ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Междисциплинарный проект "Капитализм
как религия?"
Искусство и теория критики.
2 июня 2008 3-я конференция
Междисциплинарного
проекта "Капитализм как религия?".
Тема Отчужденное искусство.
Кети Чухров. Тезисы к докладу "Революционные претензии новой буржуазии"
1. В докладе анализируется недавно возникший и часто обсуждаемый в художественной среде культурный проект «новой буржуазии», который, в разной степени и с разными программами, заявляется как альтернатива рыночной циркуляции. На инсценированном суде, имевшем место на мадридской арт-ярмарке Арко, организованном куратором Антоном Видоклем и арт-институцией UNP, понятие «буржуазия» и вовсе декларируется в качестве авангардной и революционной альтернативы художественного и общественного движений. С точки зрения куратора А. Видокля «новая буржуазия» способна консолидировать финансовую элиту, художественное сообщество и проект социальных реформ. «Новым» в такой постановке вопроса также является то, что еще лет пять назад представители арт-среды вряд ли осмелились бы идейно и теоретически артикулировать подобную солидаризацию с «буржуазией». Еще лет 5 назад декларировать подобное означало бы подписать себе приговор в поле актуального современного искусства. Но именно сейчас впервые после конца 60-ых левый проект объявляется закрытым представителями бюрократии современного искусства. Интересно, что среди апологетов такой позиции много адорнианцев, ибо в них речь идет об «очищении» традиций высокого модернизма как от рыночных детерминаций, так и от капиталистической постмодернистской релятивности. Согласно апологету этой идеологемы, известному теоретику искусства Чарльзу Эше, «Новые буржуа – это люди, готовые за шесть, семь миллионов приобрести работу Питера Дойга. Они наследуют Просвещению, и его секулярному идеализму и способны на локализованный (не эссенциалистский) интернационализм, а значит и Универсализм. Он же, в свою очередь, состоит, в том числе, и в свободной циркуляции денег. Начиная с модернизма искусством занималась и искусство производила буржуазия, а значит она, как тогда, так и сейчас способна вообразить мир другим, обновленным. Она способна нести романтический и модернистский элемент сопротивления». 2. Как известно в марксистской и пост-марксистской теории идею универсализма нес «пролетариат». Сейчас многие (и даже наиболее марксистски настроенные мыслители, к примеру, А. Бадью) вынуждены признать, что следует начать пересоздавать само концептуальное место, занимаемое пролетариатом, или даже изобретать модифицированный, по новому наполненный концепт, ибо сейчас не существует «пролетариата» в смысле политического субъекта. Однако, если посчитать, что в том, что «пролетариат» нес идею универсализма, главное элемент принятия на себя этой большой идеологической функции, - т.е. сама абстрактная категория универсализма, апроприируемая неким классом, а также терминологическая, формальная идеологема - то тогда менее важен тот аспект, что универсализм говорит только через класс наиболее угнетенный, исключенный и униженный. Тогда главным носителем универсализма может стать тот, кто заявляет от себя суверенное право на эту прогрессивную модернизирующую гегемонию. 3. Это означает консолидацию интеллектуальных и культурных движений с теми силами, которые способны на гегемонию сейчас: – в лучшем случае речь идет о консолидации со все более правеющим проектом социальной демократии, а в худшем - с идеологией неолиберализма. Именно поэтому представляется исключительно важным для художественного мышления настаивать на том, что в гегемонии пролетариата интересно не только то, что когда-то сработала абстрактная форма этого концепта, но еще и его антропология. Иначе говоря, представляется важным настаивать на презумпции мыслить политическую и художественную потенциальности как ориентированные на не господство, на несводимость к фигурам господства. Из чего естественным образом следует другая презумпция: начать мыслить художественные процессы без бесконечной референции к проекту contemporary art и к символической валоризации на его территории (которая весьма нередко совпадает с валоризацией коммерческой). |