ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Междисциплинарный проект "Капитализм
как религия?"
Искусство и теория критики.
9 апреля 2008, 14.00. ГЦСИ
О лаборатории проекта «Капитализм
как религия? Искусство и критическая теория сегодня». Оксана Саркисян
<<Какими должны быть условия для критического анализа и производства искусства, когда речь идет о критике капитализма? Каковы условия не включенности, или позиция, позволяющая анализу сохранять автономию (или дистанцию) по отношению к предмету исследования. В первую очередь независимость позиции обеспечивается в данном случае свободой от рыночных отношений (арт рынка и культурной индустрии). |
Лаборатория, как модель производства искусства и его репрезентации показалась нам наиболее подходящей для поставленных проектом целей. В основе лаборатории, построенной на принципах коллективной работы, диалог – форма, заменяющая репрезентацию проекта в выставочном пространстве. Таким образом, проекты художников, существуя в условиях коллективного обсуждения, изымаются из индустрии производства предмета искусства. Нарушая характерную для капиталистического производства специализацию, мы стремимся избежать стандартного продукта – будь то предмет искусства или критический текст. |
Экспериментальный характер лаборатории - в ее моделировании производства современного искусства (за исключением функции рынка). Художник. Философ. Куратор. Критик. Зритель. Это те основные роли, что в купе определяют контекст, в котором создается произведение искусства, они непосредственно принимают участие в формировании культурной ценности. В рамках работы лаборатории их участие определяется сценарием работы. |
Лаборатория - это запланированные три встречи, происходящие раз в неделю. В ней принимает участие ограниченный, специально приглашенный круг участников. Кроме главный действующих лиц семи художников (), философа Валерия Подороги, кураторов проекта, в обсуждение предлагается принять участие приглашенным гостям, которые возьмут на себя роль активных зрителей, арт критикам. Списки уточняются и проекты, вынесенные на обсуждение лаборатории, также приобретут завершенность в процессе конференций и дискуссий, которые предшествуют работе лаборатории. |
Итак, кураторы предлагают тему, которая кажется на сегодняшний момент наиболее
актуальной для российского художественного контекста. Художниками предлагаются
проекты (темы) для коллективного обсуждения, Философ направляет линию обсуждения.
Семь художников, принимающих участие в работе лаборатории, по замыслу кураторов представляют различные позиции, характеризующие художественный контекст. Важным аспектом в предложении художникам принять участие в проекте были, во-первых, их собственная художественная позиция, позволяющая найти ракурс и тему для критического взгляда. Во-вторых, невключенность художника в рынок, что. В-третьих, согласие принять участие в коллективной работе и в какой-то степени отказаться от персонального авторства. Предполагается, что в результате работы лаборатории будет создан общий проект – выставка, авторами которого являются все без исключения участники лаборатории. Формат лаборатории глубоко укоренен в традиции отечественного искусства. Преемственность налицо с Мастерской визуальной антропологии, курируемой Виктором Мизиано в которой сюжет выстраивался, как и в нашем случае, вокруг диалога художников с философом. Прямая связь с этим проектом 1993 года прослеживается и в участие в нашей лаборатории Валерия Подороги. Мы, несомненно, продолжаем и традицию критического искусства нонконформистов, для которых обсуждения были важнейшей частью художественного процесса. Здесь уместно вспомнить однодневные выставки в доме архитекторов, которые организовывали Д.А. Пригов и Борис Орлов (конец 70х-первая половина 80х), семинары у Чичко (конец 70х), где сформировался круг московского концептуализма, и где практиковалась презентация художниками проектов с их последующим обсуждением. Это конечно и продолжение традиции акций Коллективных Действий, в которых участники – зрители становились частью происходящего действия, а «рассказы участников» составляли специфический материал документации и одновременно интерпретации акции. Сценарий лаборатории, происходящая в рамках проекта «Капитализм как религия», построена на принципе производства искусства непосредственно в процессе работы лаборатории. Произведение искусства не только приобретает завершенность формы и содержания в процессе диалога, но и прирастает комментарием, множественными интерпретациями. Особенность состоит в том, что модель производства искусства реализуется буквально - действующие лица художественного процесса оказываются в условиях прямого диалога и в процессе живой коллективной работы, результатом трех встреч должны оформиться произведения на предложенные художниками темы и сложиться общий проект. Если первая часть работы лаборатория посвящена обсуждению проектов, то вторая предполагает выстраивание отношений между этими проектами, определение между ними дистанций и соотношений. Таким образом, и работа кураторов приобретает коллективный характер. Именно коллективная работа видится мне как куратору принципиальной позицией в решении критической задачи капиталистических отношений, которые сформулированы как идея проекта. Рынок искусства, являющийся частью капиталистической системы, остается за пределами этой условной модели, но присутствует как тема для анализа, обсуждения и рефлексии. |
|