ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #35. 2 октября 2011.
Московская арт неделя.

Начало октября: Уильям Кентридж в «Гараже», «Заложники пустоты» в Третьяковской галерее. Оба проекта в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства>
В ЦСК «Гараж» - Уильям Кентридж «Пять тем». (В рамках 4-й Московской биеннале современного искусства)
«Меня всегда интересовали художники и писатели, живущие в непростых условиях. (Может быть потому, что я и сам так живу?) Моя любовь к русскому авангарду, конструктивизму, Дзиге Вертову, Владимиру Маяковскому исходит в частности и из этого», - объяснил свою позицию Уильям Кентридж, специальный гость 4-й Московской биеннале.
Его первый визит в Москву проходит в рамках этого события, хотя работы знаменитого южноафриканца московская публика уже видела ровно два года назад на биеннале предыдущей. «Естественно, я представлял себе Москву по Гинзбургу, Солженицину и другим авторам. Но одно дело, полагаться на шпионские истории времен холодной войны и другое дело – видеть все своими глазами. Взять, например, Красную площадь. Раньше по ней маршировали парады, ездили танки, а теперь гуляют обычные люди, она открыта для публики - с одной стороны. А с другой – на Красной площади до сих пор стоит мавзолей с доминирующей надписью: ЛЕНИН. Трудно совместить два образа Москвы, попытаться понять, что же здесь реально? Диалог между действительностью и представлением, театром продолжается. И я испытываю определенное волнение».
Диалог реальности и вымысла, правды и фантасмагории – как раз и есть обычные свойства искусства этого мощного южноафриканского художника, родившегося в 1955 году в Йоханнесбурге, где он живет и по сей день. Отец художника, Сидни Кентридж был одним из главных белых юристов движения против апартеида, был адвокатом Нельсона Манделы, брался за самые пропащие и невыгодные политические дела. Мать Уильяма Кентриджа, Фелиша тоже известный адвокат. Она основала первую в ЮАР некоммерческую юридическую организацию, защищающую права самых уязвимых, бедных, бесправных. Так что обостренное чувство справедливости, жалость к обиженным и гонимым Уильям Кентридж, что называется, «всосал с молоком матери». Его искусство всегда имеет сильный политический акцент.
На московской выставке, составленной куратором Марком Розенталем, показывается более сорока работ Уильяма Кентриджа. Это произведения последних тридцать лет: рисунки, фильмы, коллажи, скульптура, книги, сценические проекты. Однако международное признание Кентридж получил лишь двадцать лет назад за серию мультфильмов об апартеиде. Его первая анимация о преступности и несправедливости власти «Йоханнесбург, самый великий город после Парижа», (1989 г.) есть в экспозиции.
Произведения Кентриджа притягивают. И не только страстностью, но особой, неожиданной техникой, «собственным методом». Например, каждый кадр в своих фильмах художник рисует углем на одном и том же (!) листе бумаге. Сначала он переснимает первый рисунок. Потом стирает его и рисует другой. Переснимает его на пленку, стирает и делает третий на том же листе бумаги и т. д., пока бумага не почернеет и не окончательно истрется. Метод художника можно назвать великолепным перформансом прекрасного рисовальщика.
Уильям Кентридж говорит, что метод происходит из желания ничего не прятать от зрителя. «Когда я начинаю процесс, я даже не знаю, что будет, что получится, чем все закончится. Эти рисунки очень важны для меня». (Рисунки как отдельный проект, также находится в экспозиции).
«Пять тем» (название выставки) последовательно раскрывают главные болевые точки художника.
Одна «тема» обыгрывает сюжет о короле Убю Альфреда Жарри, в котором узнаются все вожди всех диктаторских режимов: Гитлер, Муссалини, Сталин и пр.
Вторая «тема» посвящена гоголевскому «Носу», одному из любимых произведений Кентриджа (как известно, в прошлом году художник поставил оперу «Нос» Дмитрия Шостаковича в Метрополитен-опере в Нью-Йорке), русскому авангарду, русским репрессиям. Огромная видеоинсталляция идет одновременно на нескольких экранах: кадры революционной кинохроники, сценограмма суда над Бухариным, знамена, демонстрации и проч. и проч. А гоголевский нос кочует от одного персонажа к другому, становясь то одной головой, то другой. Все действо проходит под музыку Шостаковича и выглядит грандиозно и абсурдно. «Абсурд – это разрыв логики. А разве насилие, жестокость и террор, уничтожение искусства, уничтожение человека, это не разрыв логики?»
Третья «тема» из пяти посвящена эпохе Просвещения. Ее представляют инсталляции, сделанные по мотивам «Волшебной флейты» Моцарта. Там свет и тьма сливаются в блистательном фейерверке, там куклы двигаются, жестикулируют и ходят по сцене. Глаз не оторвать! Сценографию «Волшебной
флейты» для брюссельского Ла Моне.Уильям Кентридж осуществил в 2005 году. Он говорит, что во время работы над «Волшебной флейтой» думал о ее философии, прославляющей идеалы и идеи эпохи Просвещения. «Но ведь у этой эпохи была и темная сторона, оправдывающая империализм, колониализм и, в конечном счете, апартеид».
Есть еще две «темы», глубоко личные, нервные и больные, рассказывающие об интеллигентском белом меньшинстве времен апартеида. Героями этих тем являются жесткий и жестокий Сохо Экштейн, романтический Феликс Тейтельбаум, пионер кинематографа Жорж Мельес.
Уильям Кентридж безусловно, принадлежит миру современного искусства. Но в отличие от многих действующих персонажей, он необыкновенно рукоделен и умел в своих выдумках, великолепен в своих рисунках, интеллигентен в своих замыслах. Творчество он называет «продуктивным жертвоприношением», а мастерскую – «самым важным местом в мире».
Выставка «Уильям Кентридж. Пять тем» объехала пол мира. Теперь она в Москве. Феерические объекты, многослойные рисунки, масштабная анимация и музыка, музыка, - все это необходимо видеть и слышать.

До 4 декабря>
В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу – «Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX—XX веков».». (В рамках 4-й Московской биеннале современного искусства)
Какое хорошее слово, «пустота»! (А ведь есть еще и «пусто», «пустошь», «опустелость», «опустошенность» …) Можно составить целый проект, посвященный этому слову, что собственно говоря, и сделала Третьяковская галерея. Как написано в пресс-релизе: «Цель проекта «Заложники пустоты» – проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутреннюю структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.. Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».
Выставка «Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX—XX веков» членится на семь тематических разделов.
Разделы такие:
«1920–1950-е: горизонты видения и власть пустоты»;
«1960: «метафизика» и сюрреализм»;
«Эстетика пустого пространства в практике московского концептуализма»;
«Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия»; «Пустотный канон»;
«Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота»;
«Остаточное, боковое и периферийное зрение»;
«Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций».
художники, участвующие в проекте: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, группа "Коллективные действия", Игорь Макаревич, Никита Алексеев, Юрий Альберт, Ирина Нахова, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов, Сергей Шаблавин, Павел Пепперштейн, группа "Инспекция медицинская герменевтика", Ольга Чернышева, Иван Чуйков, Александр Юликов, Виктор Умнов, Евгений Асс, Кирилл Асс, Аркадий Насонов, Семён Файбисович, Антон Ольшванг, Анатолий Осмоловский, Антон Литвин, группа "Синий суп", движение "Мы", Дмитрий Гутов, Игорь Мухин, Александр Пономарёв, Александр Соколов, группа "Куда бегут собаки?" и другие.
Кураторы: Кирилл Светляков, Кирилл Алексеев.
Экспозиция большая. Представлены и «исторические произведения»: Айвазовский, Пукирев, Левитан, Васильев (не Олег, Федор) и работы современных художников. Современные художники, участвующие в проекте все, что называется, «музейного уровня» - от Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова (вот уж настоящие «заложники пустоты!), Олега Васильева (не Федора!) до Никиты Алексеева, «Коллективных действий», «Медгерминевтики», «Синего супа», Анатолия Осмоловского. Всего много.  Авторы экспозиции не побоялись попутать хронологию, не обоялись и жанры смешать. Вот, например, Иосиф Сталин («Утро нашей Родины» Федора Шурпина) – на одной стене (перегородке) при входе. А напротив в углу, тоже при входе – инсталляция Анатолия Осмоловского «Вставай проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов». Инсталляция состоит из ведра и швабры (натурально так в Третьяковке бывает временами, даже сразу не понять, что это инсталляция, а не орудие труда уборщицы).
Для простого зрителя здесь много красивого и занимательного, жанрового. Для зрителя искушенного, капризного, испорченного текстами, без которых нынче никакой контемпорари не проходит – тоже благодать. Кругом висят цитаты из Хайдеггера, Жоржа Батая, Ильи Кабакова, так что, почитать есть что, и подумать. О пустоте, например. Как там говорит Лао-цзы? «Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме…» В продолжении темы надо заметить, что есть на выставке и наследники Лао-цзы. Например, Никита Алексеев (надеюсь, он не обидится?) Работы художника верно следуют пути дао. Внимательно рассмотрите его «12 возможностей серой пустоты», 12 насыщено-серых, монохромных композиций, сопровожденных текстами. Тексты следующие: «Пустота может быть серой, как мышь»; «Пустота может быть серой,
как грач»; «Пустота может быть серой, как снег»; «Пустота может быть серой, как волк»; «Пустота может быть серой как, шинель»; «Пустота может быть серой, как солнце»; «Пустота может быть серой, как трава»; «Пустота может быть серой, как густой туман в горах»; «Пустота может быть серой, как старый речной жемчуг»; «Пустота может быть серой, как ртуть»; «Пустота может быть серой, как береза»; «Пустота может быть серой, как заяц»… По-моему, очень хорошо.

До 13 ноября

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #34>
Московская арт неделя. 27 сентября 2011. Основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства и один из специальных проектов биеннале в парке Горького>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #33>
Московская арт неделя. 12 сентября 2011. «Невозможное сообщество» в Московском музее современного искусства, Алексей Калима и Виктор Алимпиев на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #32>
Московская арт неделя. 28 августа 2011. Конец августа: Никита Алексеев в галерее Iragui, Александр Алексеев в Литературном музее, французская фотография в галерее «Глаз»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #31>
Московская арт неделя. 19 августа 2011. Середина августа. Наивное искусство в Царицыно и Фонде «Эра» (в рамках Фестиваля коллекций современного искусства ГЦСИ), Хаим Сокол на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #30>
Московская арт неделя. 11 августа 2011. Начало августа. Фестиваль личных коллекций в ГЦСИ, Диана Мачулина и Чема Мадос в МАММ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #29>
Московская арт неделя. 2 августа 2011. Конец июля, начало августа: Константин Латышев на Винзаводе, анонимное искусство в арт-пространстве Spider & Mouse, Даниил Баюшев в галерее «Глаз»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #28>
Московская арт неделя. 16 июля 2011. Вторая половина июля: молодое искусство в Ермолаевском переулке, Мюриэль Руссо-Овчинников в V-Art gallery, Керим Рагимов и Роман Сакин, на ВИНЗАВОДе (если еще не успели посмотреть)>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #27>
Московская арт неделя. 14 июля 2011. Первая половина июля: японцы и конголезцы в Гараже, «Домашнее видео» на Гоголевском бульваре, Юрий Великанов в Галеев Галерее>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #26>
Московская арт неделя. 7 июля 2011. Начало июля: Фабио Виале в Гараже, Леонид Сохранский и Михаил Косолапов, Наталья Стручкова, Максим Илюхин - на ВИНЗАВОДе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #25>
МАН (Московская арт неделя. 27 июня 2011 Конец июня: видеоарт Медиа Форума, живопись нонконформистов и фотографии Игоря Палмина>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #24>
МАН (Московская арт неделя. 20 июня 2011 Середина июня: световые эксперименты Джеймса Таррелла, еврейский театр Бориса Аронсона, живопись Веры Преображенской>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #23>
МАН (Московская арт неделя. 9 июня 2011 Начало июня: Шедевры ХХ века из Валенсии, «Frame Break» Наташи Смолянской и узбеки в «Инжире»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #22>
МАН (Московская арт неделя. 29 мая 2011 Конец мая: «Бедное искусство» из Castello di Rivoli, Маша Чуйкова с «Рыбным заказом» и Лиза Плавинская с «Розами и Азорами»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #21>
МАН (Московская арт неделя. 15 мая 2011 Середина мая на ВИНЗАВОДе: Ирина Штейнберг, Василий Цаголов, Таня Пёникер>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #20>
МАН (Московская арт неделя. 5 мая 2011 Альтернативная мода до прихода глянца в Гараже, и революционное искусство на ВИНЗАВОДе>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #19>
МАН (Московская арт неделя. 28 апреля 2011 Конец апреля: Нью-Йорк в «Гараже», Юрий Злотников в ММСИ и космическая одиссея на Фабрике>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #18>
МАН (Московская арт неделя. 11 апреля 2011 Выставки начала апреля: на Винзаводе science art, Павел Полянский и Анна Титова, в Руине – Алексей Народицкий и Павел Челищев – на Рублевке>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #17>
МАН (Московская арт неделя. 2 апреля 2011 Информационно- насыщенные выставки конца марта - начала апреля: лауреаты «Инновации», испанцы, русский авангард, ярмарка графических искусств>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #16>
МАН (Московская арт неделя. 27 марта 2011 Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и объектов>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #15>
МАН (Московская арт неделя. 19 марта 2011 Середина марта: Елена Китаева в «Stella Art Foundation, открытие фестиваля «Мода и стиль в фотографии», «Куба в революции» в «Гараже», Евгений Антуфев в «White gallery», Георгий Кизевальтер в ММСИ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #14>
МАН (Московская арт неделя. 11 марта 2011 Начало марта получилось нескучное: «Фантомные монументы» в «Гараже», Ростан Тавасиев в галерее «Айдан» и питерские художники в «Экспо -88»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #13
Блиц-выставки февраля-начала марта: Ольга Солдатова в VP-Studio, Витас Стасюнас в ГЦСИ, Борис Булгаков в «Розе Азора» и «Книга Букв» в М”АРСе
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #12 17 февраля 2011>
В феврале смотрим: цифровое искусство в «Гараже» и венцев в Фонде Общества поощрения художеств, а также Бориса Матросова в «GMG» и Андрея Волкова в «А3»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #11. 10 февраля 2011>
Февраль стартовал новой серией выставок на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #10. 31 января 2011>
Долгие-долгие зимние каникулы закончились. Первые выставки интересны вовсе не потому, что они первые после длинной паузы>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #9. 30 декабря 2010>
Несколько симпатичных мест, куда можно отправиться в зимние каникулы: посмотреть, купить, поесть, выпить>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #8. 22 декабря 2010>
Не пропустите самые яркие выставки конца декабря - в прямом и переносном смысле>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #7. 15 декабря 2010>
Декабрьские выставки в ЦСИ Винзавод: Павел Кузнецов, Сергей Леонтьев, Ирина Корина и Саша Фролова>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #6. 5 декабря 2010>
Вернисажи конца ноября – начала декабря весьма разнообразны. Выбирай на вкус!>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #5. 20 ноября 2010>
Лучшие выставки этой недели совершено не похожи друг на друга. В этом - главная интрига>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #4. 9 ноября 2010>
Под знаком Скорпиона открылись лучшие выставки последних двух недель. Может быть, для кого-то они не самые лучшие, но самые страстные – это точно>
Почти все главные арт-события прошедшей недели имеют сильный интерьерно-архитектурный акцент. Новая тенденция? Людмила Новикова. Выпуск #3
"Новый декор" в Гараже, «Выдуманный дом» Игоря Шелковского в МуАре, «Vasistas» Витаса Стасюнаса в VP Studio, «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» в Фонде "Екатерина". Людмила Новикова. Выпуск #3. 26 октября 2010>

Лучшие выставки недели. Людмила Новикова. Выпуск #2. Лучшие выставки недели. Выбор широк: от нового музея МАММ до деревенских вернисажей на Рублевке. Людмила Новикова. Выпуск #2. 19 октября 2010>

Осенний сезон на Винзаводе открылся. Людмила Новикова. Выпуск #1>
Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые. Людмила Новикова. Выпуск #1. 12 октября 2010>

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO