МАН
с Людмилой Новиковой. Выпуск
#25. 27 июня 2011. Московская арт неделя.
Конец июня: видеоарт Медиа Форума, живопись нонконформистов и фотографии
Игоря Палмина.
◄В ММСИ в Ермолаевском пер. – «Расширенное
кино». Часть 1.
Если в начале XX века «важнейшим из искусств» для нас являлося кино, то в начале
XXI в «важнейшее из искусств» превратился видеоарт. Кстати, ленинская цитата
продолжается так: «Важнейшим из искусств для нас является кино, до тех пор, пока
большая часть населения России неграмотна». А так как большая часть населения
нашего отечества до сих пор может считаться неграмотной (имеется в виду
современное искусство), то все сходится. И Владимир Ильич снова актуален.
Одним словом, в Ермолаевском переулке - роскошная выставка видеоарта – часть
первая. Выставка проходит в рамках двенадцатого «Медиа Форума» Московского
Кинофестиваля, тридцать третьего по счету.
Ольга Шишко, основательница Меди Форума, его бессменный директор и куратор
выставочных проектов, этот проект посвятила смежной кино- и видеоарт-эстетике. «Мы
хотели показать, как развивается диалог между видеоартом и кинематографом,
какими путями идут художники икак они по-разному работают с технологиями. Все
это - предмет анализа и обсуждения художников, режиссеров, арт- и кинокритиков».
Работы, которые здесь представлены (их 24), выполнены в течение последних трех
лет. «Здесь правда нет интерактива – это будет наш следующий шаг», - говорит
Ольга.
Каждый этаж музея отдан определенной теме, и как рекомендует куратор, «лучше
начинать осмотр с первого этажа, (реально второго), а не с последнего, как это
обычно делается».
Первый этаж экспозиции посвящен памяти и символическим путешествиям. Тема
обозначена так: «Пространства памяти/Искаженная субъективность». Здесь можно
задержаться надолго, хотя реально произведений не много. В двух ключевых - «Дом»
Дуга Айткенда и «Подъем и падение» Фионы Тан героями являются старики. У
Айткинда – его родители. (Просто сидят и смотрят друг на друга, пока рушится дом).
У Фионы Тан (индонезийки, живущей в Голландии, на прошлой Венецианской биеннале
она представляла национальный павильон Нидерландов) – пожилая женщина и ее
воспоминания. В двухканальной инсталляции на одном экране – она, на другом -
картины ее юности. Много воды. Вода течет. Вода притягивает. Вода манит. Вода -
символ исчезновения: желаний, времени, жизни.
Темой второго этажа стал язык, а точнее «Язык/ текст/звук и движущийся образ /
Поэтика языка и пространства». В этом пространстве работают многие известные
художники: американец Гарри Хилл, албанский француз Анри Сала, отечественные
Евгений Юфит, Юрий Альберт, художники «Тотарта»,. «Искусство не для того, чтобы
на него смотреть, а для того, чтобы на него думать» - эта цитата из Юрия
Альберта – эпиграф этажа. Его инсталляция «Картины» представляет как бы кинозал
(художник попросил поставить побольше стульев), где вместо экрана бежит строка с
текстами об античной живописи. («Картины» Филострата Старшего - описание
живописи эллинистического и римского периодов, живописи утраченной). Читай и
представляй – все зависит от воображения! Известный московской публике Гарри
Хилл (помните, его роскошный проект прошлогоднего Меди Форума в GMG галерее?)
снял Изабель Юпер. (Два проекта). Две камеры (сверху и снизу) фиксируют
состояние актрисы. Оказывается ничего не делать, не говорить, не двигаться
нелегко. В кадре она раздражатся, смущается, кокетничает… Наконец, Изабель Юпер
привыкает к своему состоянию, расслабляется и… радуется. Видео Анри Сала «Ответь
мне» - диалог барабана и голоса, диалог мужчины и женщины, где звуки понятнее
слов, а взгляды дороже текстов. Вполне в духе психотерапевтических практик!
Евгений Юфит и Юрий Календарев сделали фильм наоборот. Сначала Календарев
сочинил 30-минутный саундрек. (Здесь смешаны разные звуки – от шелеста волн реки
Арно, до ударов человеческого сердца. Закройте глаза и прокрутите любую историю).
Затем, Юфит положил на саундтрек изображение. (В традиционном кинематографе
сначала снимается изображение, потом накладывается звук).
Третий этаж рефлексирует на социум. Его тема - «Видеоискусство — слепок с
реальности/ «Третье кино». Рефлексирует Аймагуль Менлинбаева («Молоко для ягнят»
2010 года), гениальная перформансистка, со своим нарочито псевдодокументальным
кино. (Она работает с наследием кочевенной, шаманской культуры. Для нее важна ее
казахская идентичность. «Когда я одеваюсь в казахскую национальную одежду, я
освобождаюсь изнутри»). Рефлексирует и Таус Махачева (Россия, Дагестан). В ее
видео человек надевает на себя овечью шкуру, чтобы пробраться в стадо овец.
Отара – социум, человек – чужак, туда проникающий. Рефлексирует на социум и
знаменитый кинематографист-профессионал Харун Фароки. Режиссер, снявший более 90
фильмов хорошо известный в киносреде, в какой-то момент отказался от
производства кино, даже документального, даже арт-хаусного и занялся видеоартом.
Его видео «Пир или полет» монтирует образы мужских киносуицидов.
Замыкают экспозицию (последний этаж) «новые герои», что и является темой этажа
(«Симулированная реальность… Новые герои»). Здесь тоже персонажи известные:
канадец Арев Манукян, немец Борис Элдагсен, наши «Провмыза» и Виктор Алимпиев. «Подснежник»
Галины Мызниковой и Сергея Проворова уносит нас в бесконечное белоснежное
пространство с неожиданным вертолетом. Здесь все зыбко и переменчиво: реальное –
нереальное, временное – вневременное, искусственное - живое. Замечательна, как
всегда работа Виктор Алимпиев. Его нежнейшие музыкальные композиции создают
особое пространство между картинкой и зрителем. В инсталляции «Вот» группа
французских актеров исполняет вокализ, состоящий из одних гласных звуков. В
какой-то момент голоса синхронизуются
и звучат согласно и невероятно поэтично.
«Для меня видеоарт - это настоящая поэзия, в отличие от нарротивной литературы
кино», - говорит Ольга Шишко. Для меня главное в нем не философия, а дыры в
логике». Дыры в логике – это хорошо. В этом есть смысл. Есть вызов.
По 3 июля
◄В ЦСК «Гараж» - «Расширенное кино».
Часть 2.
Как
видно из названия, вторая часть выставочногопроекта
расположилась в «Гараже». Здесь публикепредставлено
всего три видеоработы: «Пятая ночь»Яна Фудуна, «Благовещание»
Эйя Лиизы Ахтилыи «Дерек» Айзека Джулиана.
Модный китайский художник Ян Фудун знакоммосковской
публике. Его самая известнаяработа «Семь
интеллектуалов в бамбуковомлесу» была показана в
рамках прошлогоднегоМедиа Форума. Его же «Пятая ночь»
- мироваяпремьера. Художник, окончивший шанхайскийуниверситет, работает стемой прошлого-
будущего встилистике «синема нуар» и немного «треш».
«Пятаяночь» - кино, про ночной Шанхай, кино,
синхронноидущее сразу на семи (!) экранах. Ян Фудун
снимаетодновременно тремя камерами: одной камерой -пейзаж, второй – движущееся пространство, фон,
объем, третейкамерой – детали. Все три проекциион совмещает в одной композиции, не прибегая ник компьютерным, ни к 3D эффектам. Черно-белое
изображение, зыбкие тени, мерцающий свет, какбы «потертая»,
как бы «винтажная» пленка – всемедитативно, эстетски.
Удивительно правильнохудожник
погружает зрителя в свое многоголосье имногоглазье.
Эйя Лииза Ахтила, финская художница, однаиз первых
начала работать с большимивидеоинсталляциями. Она
считает, что зрителю недолжно быть уютно в
пространстве видеоарта и какправило, проецирует свое
кино сразу на несколькоплоскостей. (Что
действительно нелегко смотретьи слушать).«Благовещание» (33 минуты) идетодновременно
на трех большеформатных экранах,окружающих зрителя с
трех сторон. «Благовещание»– история о том, как
снимается любительскийспектакль. История о чуде. Эйю
Лиизу Ахтилуинтересуют переходные, пограничные
состояниясознания. Порог
нормальности и ненормальности длянее неочевиден.
Также неочевидна для нее границаобыденного и
чудесного. Нелинеарный язык ее видеоочень и очень
хорош. Зритель моментально попадаетпод обаяние ее
инсталляций.
У британца Айзека Джулиана печальнаягомосексуальная
история. (Джулиан известен арт-мирупрежде всего как
кинематографист, призер серьезныхевропейских
фестивалей, в том числе и Каннского.Его
видеоинсталляцию «Дерек», длящуюся целых 76минут,
надо смотреть как документальныйфильм).Проект «Дерек» посвящен жизни и творчеству ДерекаДжармена, известного режиссера, художника, а такжедруга и соратника автора. Он умер от СПИДа в 1994году, а в 2008 был снят «Дерек», составленный изинтервью и фрагментов работ Джармена.Все три
инсталляции части второйвызывают сильнуюэмоциональную реакцию. Вне зависимости от того,какие у вас имеются предпочтения.
До 18 августа
◄В фонде культуры «Екатерина» - «К
вывозу из СССРразрешено...» и выставка Игоря
Пальмина «PastPerfect».
Новому поколению трудно объяснить, почемуискусство
нон-конформистов когда-то запрещали.Тем более, что к
вывозу из Советского Союза онобыло разрешено, как не
имеющее художественнойценности. Такой штамп ставило
Министерствакультуры СССР. И это означало, что его,искусство,можно было везти на все четыре
стороны. Труднообъяснить все это молодому поколению.
Для нихрусские авангардисты - старшие товарищи,
Парижи Лондон досягаемы в любое время суток. У
нон-конформистов было не так. Малевич, Ларионов,
Кандинский были нетоварищами, даже не учителями– богами, а Париж, Нью-Йорк или Лондон – мечтой, ккоторой шли.
Выставка «К вывозу из СССР разрешено...»составлена
из произведений частных коллекций(в основном это
собрание Семенихиных) и даетполную, почти музейную
картину того периода (1956 –1988). Здесь есть все –
и лионозовцы, и кинетисты, иабстракционисты, и
сюрреалисты, и концептуалисты.Одним словом – от
Рабина и Кропивницкого доКабакова и Булатова, через
Зверева, Яковлева,Нусберга, Инфанте... Александра
Харитонова,куратор выставки, говорит, что «С одной
стороны,хотелось сохранить историческую,
хронологическуюсоставляющую. А с другой стороны,
очень тяжелобылосовмещать
всех этих авторов на одной стене,в одном
пространстве, поскольку они совершенноразные и часто
друг другу противоречат. Поэтомумы пытались
объединить их еще и стилистически».Действительно,
трудно совместить мрачные баракиРабина
с абстракциями Немухина и Мастерковой, хотяформально
все они относятся к одной лианозовскойгруппе. Не
легче и с метафизиками – Плавинским,Краснопевцев,
Вейсбергом. Даже нашим поп-артистамРогинскому,
Турецкому и Гороховскому не простовисеть на одной
стене. А уж сюрреалистам Целкову,Ситникову и
Вечтомову еще сложнее. Но в результатевсе сложилось.
Обширная, (150 работ) выставкавполне
по-европейски вместилась в не очень простое
галерейное пространство.Как любая выставка,
составленная не изхрестоматийных музейных
произведений, апроизведений частных коллекций, имеет
своисюрпризы. Как неожиданно, например, «Половодье вТарусе» 1963 года Дмитрия Плавинского – прозрачное,невероятно живое. (Что бы было, если Плавинскийпошел этим путем?). А морандиевский «Натюрморт
со шляпой и тростью» 50-х годов ДмитрияКраснопевцева?
А «Портрет Ани Блиновой»Владимира Вейсберга, такойромантически-фальковский?
Вторую часть выставки, вернее вторую выставку «Past
Perfect» составляют фоторепортажи Игоря Пальмина,
пожалуй лучшего фотохудожника той эпохи: портреты,
мастеские, вернисажи, эмиграция... «Время Past
Perfect употребляется для выражения действия,которое
закончилось к определенномумоментув прошлом»… Действие закончилось. Время
закончилось. Все в прошлом. Если бы не гениальный
летописец Past Perfect Игорь Пальмин – он не дает
забыть. «К вывозу из СССР разрешено...» - до 2 октября
«Игорь Пальмин. Past Perfect» - до 10 сентября