МАН
с Людмилой Новиковой. Выпуск
#16. 27
марта 2011. Московская арт неделя.
Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии
Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и
объектов.
◄В галерее Риджина – Сергей Братков «Ни войны, ни мира».
Сергей Братков как-то незаметно для публики превратился из художника просто
московского в художника интернационального. Лауреата отечественной
государственной премии «Инновация» не только эмоционально покупают на
всевозможных ярмарках, но и активно показывают в самых престижных музеях и
коллекциях. Например, три года назад состоялась его ретроспектива в
швейцарском Винтертуре. Тамошний Фотомузей — один из крупнейших фотомузеев
Европы и Америки. Выставка в Винтертуре означает полное мировое признание. А
предстоящим летом его хиты («Дети») продемонстрирует господин Пино в своем
венецианском Палаццо Грасси, во время 54-й биеннале современного искусства.
Этот факт также означает, что Братков – художник самого высокого класса.
Сергей Братков очень чувствителен к контексту. Его жесткий антигламур
аккумулировал все «искривления естественных склонностей» нового русского
капитализма. Его персонажи всегда становились «героями нашего времени». Но
время героев закончилось, считает художник. (Он, разумеется, прав, нельзя же
и вправду считать героем менеджера среднего звена?) Прошли и тучные нулевые-
нефтяные, по библейски сменившиеся годами тощими - десятыми. Изменился и
почерк художника.
Нынче в галерее Риджина Сергей Братков развернул экспозицию под названием
«Ни войны, ни мира» из 4-х фотографий, одного видео и одного фотоколлажа в
форме недоделанного креста - недорисованной свастики. «Вот это и есть наш
мир, находящийся в состоянии между войной и миром: ни свастика – ни крест. Я
живу у станции метро «Улица Подбельского». Вчера, например, у меня под
окнами всю ночь бесновались фашисты: «Россия вперед! Всех черных побьем!
Зикх хайль!» Вызывали милицию. Все это и есть – ни война – ни мир. На этот
крест- свастику я поместил разные фотографии. Одни сделаны у метро «Улица
Подбельского», другие - у метро «Курская». Есть и Савеловский рынок, и
Винзавод». Крест – в первом зале. Во втором – видео. В нем солдатские каски,
падают с неба на землю. Непрерывно. Ритмично. Со стуком. «Это такая
бесконечная как у Цоя «две тысячи лет война». Она идет где-то далеко, но
отголоски докатываются до России. Каски падают. Их сорвала с солдат буря в
какой-то пустыне, а они взяли и просыпались в Рязани». В последнем зале
выставлены большеформатные фотографии: острые осколки; заклеенные крест на
крест окна; огромная дыра в потолке; шкафы, заваленные всяким хламом…
«Потому что выставка - о нулевых годах. О том, к чему мы пришли. На
фотографиях – развалы и дыры, пейзаж, который мы имеем сегодня. Обломки и
осколки – и символы, и настоящие стекла. Я снимал их на заводе «Красный
треугольник» в Санкт- Петербурге и назвал композицию «Янтарная комната». А
фотография с заклеенными крест на крест окнами – моя станция метро «Улица
Подбельского». Все натуральное, то есть списанное с натуры. Следующую
фотографию, большую дыру в потолке, я сделал в Екатеринбурге в одном
общественном месте. Этот провал - тоже наше время. Есть еще заваленные шкафы
заводской бытовки. Люди уволены – от них остались вот такие памятники».
Как правило, художник может сделать в галерее свою выставку раз в полтора
года. «Поскольку я занимаюсь видео и фотографией, то за полтора года
накапливается очень много материалов. И когда наступает момент подготовки к
выставке, важно понять, что для тебя главное. Нужно правильно выбрать».Так
что у зрителя есть хороший шанс посмотреть самое важно и самое главное. Не
пропустите.
До 15 мая
◄В галерее Photographer.ru - Рена Эффенди «Непридуманныйцвет»
Ее часто называют восходящей звездой современного
искусства, хотя следует называть Рену Эфенди просто
звездой. Ее фотографии публикуют Newsweek, Time,Le
Monde, Le Figaro, Liberation, а работы появляютсяна
всех главных фотовыставках Европы и Азии.
Теперьесть еще один шанс попробовать ее работы на
вкус вМоскве. «Непридуманный цвет» в галерее на
ВИНЗАВОДесобран из четырех разных серий и объединен
четырьмяцветами: красным, коричневым, черным и белым.Первый цвет – красный. Красным рассказывается о почтибиблейскойжизни деревни Хыналыг, затерянной в
горахАзербайджана. Женщины пекут хлеб. Мужчину пасут
скот.Дети играют. Красный цвет здесь, если не
доминирует, тообязательно присутствует: платок,
кофта, подушка, теньза окном. Второй цвет -
коричневый. Это серия посвященахроникам пятидневнойвойны в Грузии. Коричневый цвет– цвет хлеба,
цвет стен, цвет камней. Третий – черный.Разумеется,
черный на Апшеронском полуострове – цвет нефти и денег. Но черный, это и нищета, и скорбь, и печаль. Четвертый
цвет – белый. Белый тоже можетбыть скорбным. Белая
серия повествует о Чернобыльскойзоне отчуждения.
Белый у Рены Эффенди – это зима, снег, пустота, молчание.Насыщенность, плотность и чистота цвета в работахЭффенди максимальна, но убедительна и странным образомприближена к реальности. Она остро переживает всякий момент и дает
выход
эмоциям. И считает, что только так и можно существовать.
До 10 мая
◄В галерее МЕГЛИНСКАЯ – Даша Ястребова «Солянка.рам былой любви»
«Храм былой любви» - это некий фотоотчет очень молодой (р. 1989 г.) и уже
модной фотохудожницы Даши Ястребовой. Два года назад, когда снимался этот
отчет, Даше было, наверное, 19 лет. Тогда она работала фотографом в клубе «Солянка»,
клубе для хипстеров или, как их еще называют инди-кидов («to be hip» - это
что- то вроде «быть в теме»).
Хипстеры,
в отличие от хиппи, появились в России не слишком давно. И если хиппи –
субкультура антибуржуазная, то хипстеры – вполне даже
буржуазная. Так что, путать не стоит! В свое время, хозяйка галереи Ирина
Меглинская нашла Дашу Ястребову в блогосфере. За несколько лет девочка
сделала головокружительную карьеру. Может быть, потому, что она
фотографировала не просто модные тусы, а хорошо знакомые и сильно любимые
модные тусы: молодые- красивые лица, молодые-красивые тела, молодые-красивые
пороки. Почти семьдесят фотографий на стенах галереи – это несомненно,
талантливо и стильно. Хотя, как мне кажется, ей
должно быть наплевать на всякого рода оценки, потому что она – хипстер.
До 15 апреля
◄В галерее ReginaBerloga - Саша Ауэрбах, Екатерина Борсук,Валерия Нибиру, Анастасия Потемкина, Анастасия Рябова,Ксения Сорокина, Алёна Иванова-Йохансон, Анна Титова–«Баксукирутем Ряброкйохтов»
Название выставки составлено из фамилий девушек:
взято по три буквы из каждой. Все они – подруги.Всем
– от 23-х до 29-ти лет. Все – прогрессивные.Все -
надежда отечественной арт-сцены. (Одна изучастниц,
Анна Титова, уже включена куратором БичеКуригер в
список художников основного проекта54-й Венецианской
биеннале «ILLUMInation»). Трешевыйимногообещающий«БаксукирутемРяброкйохтов»отличается «высоким напряжением»
(так называется частьэкспозиции, принадлежащей
Анастасии Рябовой).«Мы решили сделать такую быструю
выставку и толькоодни девочки, - говорит галерист
Михаил Овчаренко.Идея выставки была моя. Я пригласил
художниц,которые интересны лично мне. В экспозиции –
объекты,инсталляции, графика». Чтобы лучше понять
молодоеискусство, просто необходимо прослушать
комментарииодной из участниц, художницы Анастасии
Рябовой. Она показывает произвольные объекты, обмотанные изоляционной
лентой.
«У меня философское образование. Я учусь в Высшей
школе экономики на маргинальном философском
факультете. Он отпадает от общего ритма университета,
но нельзя сказать, что я сильно самоидентифицируюсьс
ним. Здесь представлены куски материи, обмотанные
изоляционной лентой. Этопростой минималистский жест.Это минимум средств. Одновременно это - формальныйход – я обсессивно наматываю ленту на объекты (ЛН:обсессивно от англ. obsession — «одержимость идеей»,навязчивое состояние при психическом расстройстве).Мне хотелось достичь эффекта катушки. Она
тяжелая. Онаматериальная. Надеюсь, все удалось.Я занимаюсь искусством уже пять лет. Из специальногообразования у меня есть только художественная школа.Думаю, что для современного художника уметь рисоватьсовсем необязательно. Методы выражения идей в
современном искусстве преодолели классический
этап традиционных техник. Уже появилось много новых
других, и мы можем с ними работать. Мой выбор –
интеллектуальное образование (первое – социологическое,второе – философское) не случаен. Для меня в искусствеважен социально- политический контекст, в
котором ясуществую. Моя эстетика опирается на это.
Конечно же,я за свободу- равенство- братство. В
каком контексте?Советский, американский, кубинский и
другие вариантыуже преодолены. Мы можем из них
почерпывать опыт,но они не были идеальными. И
капитализм не идеален.Единственныйспособ его преодолеть – дать ему пережитьсебя,
как-то трансформироваться – это точно. Я считаю, что
постоянно должны происходить какие-то процессуальные
внедрения. На сегодняшний день это может быть все,
что угодно: от политических интервенций, до больших
революций…Революциявозможна, но вот вопрос, к чемуона приведет.
Религия? Я атеистка, материалистка. Иработаю я,
прежде всего, как видите, с материей и формой.
Религия любопытна мне с исторической точки зрения, с
точки зрения жизни и смерти. Умирать не страшно. Нет,
мне не страшно, нет».
До 2 апреля
◄В галерее Проун – «День печати»
Рукодельная выставка «День печати» - это 100 коллажей,плакатов, объектов и видео. Коллаж (французское collage— «наклеивание» - приём в изобразительном искусстве,обозначающий наклеивание на любую основу другогоматериала, отличающегося по цвету и фактуре) как видискусства появилсяпримерно 100 лет назад. И
русскиеи европейцы, и кубисты, и бубнововалетовцы
любилиэто дело. Коллаж - это было инноввационно!
Прошло сто лет, и коллаж стал абсолютной классикой.
На выставкепредставлены произведения, в которых
художники двадцатого века обязательно используют газеты,журналыи книги. Отсюда и название – «День
печати». Здесь естьДжакометти и Родченко, Параджанов
и Звездочетов, ИльяКабаков и Дмитрий Александрович
Пригов. Работы изразных коллекций и, как всегда,
хорошего музейногоуровня.
Нам снова интересен коллаж, Может быть от того, что
сознание наше где-то, как-то, частично, но все-таки –
клиповое, коллажное. Это с одной стороны. А с другой –тактильность коллажа, его фактурность и рукодельностьдля человека, обремененного вкусом и любовью к
искусству всегда будет приятна.
До 15 мая.