ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #33. 12 cентября 2011.
Московская арт неделя.

Начало сентября: «Невозможное сообщество» в Московском музее современного искусства, Алексей Каллима и Виктор Алимпиев на ВИНЗАВОДе>
В ММСИ на Гоголевском бульваре – «Невозможное сообщество». Куратор - Виктор Мизиано. «Невозможное сообщество» начинает московский осенний сезон. Выставка, открывшаяся накануне 4Московской биеннале современного искусства, по своей значимости и знаковости не уступает основному проекту биеннале. 35 российских и зарубежных художников это серьезно.
«Проблема в том,  - говорит Виктор Мизиано,  - что эти художники не просто известны, а сверхизвестны: Константин Аджер, Йоханна Биллинг, Соня Бойс, Оноре д’О, Джереми Деллер, Альберто Гарутти, Йенс Хаанинг, Сучан Киношита, и т.д. В Москве же их мало знают именно потому, что они представляют, (если воспользоваться старомодным термином), интеллигентную линию в искусстве сегодняшнего дня. В силу того, что они не олигархически – гламурно - фестивальные, эти художники находятся немножко вне фокуса московской художественной общественности».
На подготовку выставки ушло два года. Ее инициатором стала российская группа Еscape. «Некоторое время назад, они (группа Еscape) заговорили со мной о том, что им предлагают монографическую выставку, но трудно найти консенсус в определении каких-то вещей относительно собственной работы. И поскольку группа распалась, и художники уже не работают вместе, они попросили, чтобы я оказался  связующим звеном, - поясняет Виктор Мизиано.  
Я был озадачен. Они мои друзья. И я не смог отказать. Проблема была, конечно, в том, что искусство группы контекстуально. А контекстуализировать свои произведения могут только они. Их творчество всегда было интерактивным». Именно поэтому возникла идея включить в проект других художников. Так появилось «Невозможное сообщество». Название само по себе неоднозначное и волнующее. Виктор Мизиано поясняет: «Я намеренно сформулировал все очень метафорически. Мой смысл состоит в том, что сообщество возможно лишь тогда, когда оно постулируется как невозможное. Это выставка - высказывание очень личное. За каждым художником стоит своя история связей и контактов, например, с теми же самыми «эскейпами». Богдан Мамонов был автором «Художественного журнала», Лиза Морозова – редактором «ХЖ». С Антоном Литвиным мы очень дружим. А мой первый текст в каталог был сделан для Валеры Айзенберга. Так что это целая история отношений.
На самом же деле, никакого художественно сообщества на сегодняшний день в Москве нету. Московская художественная среда организована по другому принципу. Если использовать корректный социологический термин, московская арт-среда не сообщество, а корпорация. И корпорации, и секты, и классы, и партии зиждутся на том, что они всегда возможны. Только сообщества являются тем типом человеческой общности, который всегда ставит под вопрос собственные границы, собственный эпицентр, порождающий причины для ее консолидации. В сообществе люди остаются вместе только потому, что им хорошо вместе. Как только это перестает быть нужным, они расходятся. Правда потом приходят новые и т. д. и т. п. Интегрированность в этот тип общности полной свободы – главная ценность подлинного сообщества. Мне показалось важным сегодня, в период высокой корпоративности, строгих, подчас гласных, но чаще негласных законов московской среды, противопоставить идею сообщества, какпространства свободы выбора. Не говоря уже о том, что, конечно, «невозможное сообщество» - это разговор о его невозможности сегодня и сейчас. Это признание, высказанное не без горечи. Это, оплакивание сообществ 90- х, 80-х, 70-х годов, когда российская художественная культура переживала расцвет, взлет по сравнению с нынешним – если не периодом упадка, то периодом меньшей энергетики
».

Экспозиция выставки, занявшая все пространство целиком, выстроена не повествовательно, не по хронологии, не по разделам. Здесь нет ни центра, ни периферии. Здесь все посвящено совместному бытию, тяге людей друг к другу, проблемам коммуникаций. «Выставка строится по поэтическому принципу созвучий и контрапунктов. В одних случаях – это легкие контрапункты, в других – наоборот, одна работа поддерживает другую через систему рифм, через систему лейтмотивов». 
Экспозиция звучит. Звучит не только в переносном, но в прямом смысле слова. Двигаясь от зала к залу, зритель слышит, как потихонечку стихает мелодия, являющаяся частью одной работы, и наплывает мелодия другой. Звуки переливается, переплескиваются. Анфиладное музейное пространство с обеих сторон упирается в тупики с двумя музыкальными работами. В правом рукаве - работа Андриана Пачи, албанского эмигранта, живущего в Милане: дочка художника поет народную песню, а его деревенские родственники, сидя в своем доме, на другом конце света подпевают ей. В левом рукаве анфилады - работа карибской художницы Сони Бойс: звучит музыкальная композиция начала XVII века в диалоге с авангардным музыкальным перформанссом. В середине - пронзительная, вводящая в дух выставки работа Йоханы Билинг, оплакивающая конец старого сообщества и наступление нового. Экспозиция выглядит как единая, цельная композиция. Художник сегодня - не одинокий
гений, а агент современного мира. «Он является фигурой, чье творчество, чьи усилия растворены в социальной динамике, - считает Виктор Мизиано. Кризис классического авторства – важная тема передовой художественной культуры ХХ века. Здесь, на выставке, если она и звучит как-то очень остро, то потому, что в Москве 2000-х годов, особенно со второй их половины, (с появлением так называемого рынка, который продолжает оставаться «так называемым») у многих возникло ощущение, что очень важно вернуться к идее автора. Потому что автор – это подпись, а подпись – это цена. Помню, в рамках одного проекта, сделанного мною совместно с группой московских интеллектуалов и Борисом Орловым, появилось некое произведение. Мы начали обсуждать, его статус. И Игорь Маркин, московский коллекционер и арт-дилер сказал, что произведением искусства оно станет только тогда, когда на нем появится подпись Бориса Орлова. Этим жестом он выдал очень важное положение, на котором строится московское понимании того, что такое искусство: искусство - это подпись, и, следовательно, - цена. Что, на самом деле, отчасти так, но только отчасти. Мы живем в эпоху торжества, того, что принято называть нематериальным производством, в эпоху производства ситуаций, эмоций, идей, в эпоху информационно-коммуникационной, конгнетивнной индустрии, когда авторство растворено в диалоге, в коллективной активности. И искусство, особенно поисковое искусство, синхронно этому».

Проект «Невозможное сообщество» не ограничивается только экспозицией в музее. Вадим Фишкин, например, показывает свой «Маяк» («Lighthouse») на тринадцатом этаже гостиницы «Пекин». Световая инсталляция пульсирует красным светом в такт сердцу художника в окнах башни. (Его красный пульсирует не только в башне «Пекина», но и над музейной лестницей). Йенс Хаанинг сконструировал свою «Вьетнамскую историю» на Арбатской площади. (Смысл ее состоит в том, что репродукторы на кинотеатре «Художественный» рассказывают прохожим разные «Вьетнамские истории», разумеется, на вьетнамском языке). А Альберто Гарутти сочинил проект «Рожденным сегодня» на Патриаршем мосту. Теперь каждый раз, когда в Москве рождается ребенок, на мосту загораются огни. Целый ряд произведений реализован в городском пространстве, потому, что город – это место, где находится сообщество. И в этом есть и чистота, и логика.

До 6 ноября
В галерее Риджина – Виктор Алимпиев «Волшебный хруст» (В рамках параллельной программы 4Московской биеннале современного искусства)>
Виктор Алимпиев очаровывает простыми (но только на первый взгляд) и нежными видеоработами. Но если раньше в его перформансах участвовала большая команда, то нынче заявлен всего один персонаж – прекрасная Женя Корницкая.  (Правда в кадре время от времени появляется еще одна героиня, Александра Бугреева, а если быть точным – ее нога, обутая в пуанту). «Моя театральная  труппа –  особый тип единения, особый тип сообщества. Пожалуй, его можно определить словом «согласие». Причем это согласие не похоже ни на дружбу, ни на романтические отношения… В данном случае моя театральная труппа,  мое сообщество сузилось до одного героя. Потому что, по правде говоря, человек – это и есть целое сообщество». В видеоперформансе Виктора Алимпиева «Волшебный хруст» профессиональная актриса Женя Корницкая в течение двенадцати с половиной минут движется по сцене, сжимает и разжимает кулак, произносит поэтический монолог, написанный художником. «Этот проект продолжает старую идею: слова равноценны поступкам». Видео в экспозиции проецируется не на один, а на два экрана. Экраны расположены ровно напротив друг друга. Чтобы со вниманием посмотреть сюжет, нужно сделать усилие. А кто сказал, что видеоарт обязан быть удобным? Знаменитая Эйя Лииза Ахтила, финская видеохудожница, категорически уверена, что зрителю не должно быть уютно в его пространстве. И она, как правило, проецирует свое кино сразу на несколько плоскостей. 
Виктор Алимпиев, выпускник художественного училища памяти 1905 года и школы «Новые стратегии Современного искусства» получил интернациональную известность благодаря видеопроектам. Однако, он по-прежнему профессионально занимается живописью. Что очень романтично, и очень приятно.

До 20 сентября
В Бродильном цехе – Алексей Каллима «Извините, по техническим причинам открытие выставки переносится» (В рамках параллельной программы 4-й Московской биеннале современного искусства)
Я всегда забываю, что Алексей Каллима, художник однозначно замечательный и мною любимый, катастрофически не любит и не умеет давать интервью. Зато он умеет рисовать. Спросить у него «что хотел сказать художник» возможно, но вот получит ответ – абсолютно нет. Его новый живописный проект «Извините, по техническим причинам открытие выставки переносится» на этот раз показывают не в галерее, а в коридоре, отделяющем бутики и фотогалереи от «Риджины» и «Гельмана», что концептуально. Калима придумал этот свой проект для прошлогодней выставки русского искусства в Лувре. А потом случился знаменитый скандал с запретом на вывоз работ Авдея Тер-Оганьяна. И вот опять оказалось, что «поэт в России больше, чем поэт». (Алексей говорит, что свою историю про выставку он придумал за пол года до истории с Лувром и Тер-Оганяном).
Как всегда, Алексей Каллима говорит просто и внятно. В данном случае на кирпичных стенах Бродильного цеха развешана живописная история в шести частях: про монтировщика, про осветителя, про грузчика, про маляра, про рабочего и про работницу галереи современного искусства. Именно они являются настоящими героями нашего времени. Чтобы бы без них делал, например, Джефф  Кунс, да и весь контепорари арт? Хотя мы и живем в эпоху нематериального производства, но идеи идеями, а кто-то же должен их воплощать. А ведь как хорошо, когда художник может и материальным заниматься, и не материальным, как Алексей Калима, например.

До 27 сентября

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #32>
Московская арт неделя. 28 августа 2011. Конец августа: Никита Алексеев в галерее Iragui, Александр Алексеев в Литературном музее, французская фотография в галерее «Глаз»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #31>
Московская арт неделя. 19 августа 2011. Середина августа. Наивное искусство в Царицыно и Фонде «Эра» (в рамках Фестиваля коллекций современного искусства ГЦСИ), Хаим Сокол на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #30>
Московская арт неделя. 11 августа 2011. Начало августа. Фестиваль личных коллекций в ГЦСИ, Диана Мачулина и Чема Мадос в МАММ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #29>
Московская арт неделя. 2 августа 2011. Конец июля, начало августа: Константин Латышев на Винзаводе, анонимное искусство в арт-пространстве Spider & Mouse, Даниил Баюшев в галерее «Глаз»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #28>
Московская арт неделя. 16 июля 2011. Вторая половина июля: молодое искусство в Ермолаевском переулке, Мюриэль Руссо-Овчинников в V-Art gallery, Керим Рагимов и Роман Сакин, на ВИНЗАВОДе (если еще не успели посмотреть)>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #27>
Московская арт неделя. 14 июля 2011. Первая половина июля: японцы и конголезцы в Гараже, «Домашнее видео» на Гоголевском бульваре, Юрий Великанов в Галеев Галерее>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #26>
Московская арт неделя. 7 июля 2011. Начало июля: Фабио Виале в Гараже, Леонид Сохранский и Михаил Косолапов, Наталья Стручкова, Максим Илюхин - на ВИНЗАВОДе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #25>
МАН (Московская арт неделя. 27 июня 2011 Конец июня: видеоарт Медиа Форума, живопись нонконформистов и фотографии Игоря Палмина>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #24>
МАН (Московская арт неделя. 20 июня 2011 Середина июня: световые эксперименты Джеймса Таррелла, еврейский театр Бориса Аронсона, живопись Веры Преображенской>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #23>
МАН (Московская арт неделя. 9 июня 2011 Начало июня: Шедевры ХХ века из Валенсии, «Frame Break» Наташи Смолянской и узбеки в «Инжире»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #22>
МАН (Московская арт неделя. 29 мая 2011 Конец мая: «Бедное искусство» из Castello di Rivoli, Маша Чуйкова с «Рыбным заказом» и Лиза Плавинская с «Розами и Азорами»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #21>
МАН (Московская арт неделя. 15 мая 2011 Середина мая на ВИНЗАВОДе: Ирина Штейнберг, Василий Цаголов, Таня Пёникер>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #20>
МАН (Московская арт неделя. 5 мая 2011 Альтернативная мода до прихода глянца в Гараже, и революционное искусство на ВИНЗАВОДе>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #19>
МАН (Московская арт неделя. 28 апреля 2011 Конец апреля: Нью-Йорк в «Гараже», Юрий Злотников в ММСИ и космическая одиссея на Фабрике>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #18>
МАН (Московская арт неделя. 11 апреля 2011 Выставки начала апреля: на Винзаводе science art, Павел Полянский и Анна Титова, в Руине – Алексей Народицкий и Павел Челищев – на Рублевке>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #17>
МАН (Московская арт неделя. 2 апреля 2011 Информационно- насыщенные выставки конца марта - начала апреля: лауреаты «Инновации», испанцы, русский авангард, ярмарка графических искусств>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #16>
МАН (Московская арт неделя. 27 марта 2011 Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и объектов>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #15>
МАН (Московская арт неделя. 19 марта 2011 Середина марта: Елена Китаева в «Stella Art Foundation, открытие фестиваля «Мода и стиль в фотографии», «Куба в революции» в «Гараже», Евгений Антуфев в «White gallery», Георгий Кизевальтер в ММСИ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #14>
МАН (Московская арт неделя. 11 марта 2011 Начало марта получилось нескучное: «Фантомные монументы» в «Гараже», Ростан Тавасиев в галерее «Айдан» и питерские художники в «Экспо -88»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #13
Блиц-выставки февраля-начала марта: Ольга Солдатова в VP-Studio, Витас Стасюнас в ГЦСИ, Борис Булгаков в «Розе Азора» и «Книга Букв» в М”АРСе
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #12 17 февраля 2011>
В феврале смотрим: цифровое искусство в «Гараже» и венцев в Фонде Общества поощрения художеств, а также Бориса Матросова в «GMG» и Андрея Волкова в «А3»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #11. 10 февраля 2011>
Февраль стартовал новой серией выставок на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #10. 31 января 2011>
Долгие-долгие зимние каникулы закончились. Первые выставки интересны вовсе не потому, что они первые после длинной паузы>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #9. 30 декабря 2010>
Несколько симпатичных мест, куда можно отправиться в зимние каникулы: посмотреть, купить, поесть, выпить>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #8. 22 декабря 2010>
Не пропустите самые яркие выставки конца декабря - в прямом и переносном смысле>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #7. 15 декабря 2010>
Декабрьские выставки в ЦСИ Винзавод: Павел Кузнецов, Сергей Леонтьев, Ирина Корина и Саша Фролова>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #6. 5 декабря 2010>
Вернисажи конца ноября – начала декабря весьма разнообразны. Выбирай на вкус!>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #5. 20 ноября 2010>
Лучшие выставки этой недели совершено не похожи друг на друга. В этом - главная интрига>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #4. 9 ноября 2010>
Под знаком Скорпиона открылись лучшие выставки последних двух недель. Может быть, для кого-то они не самые лучшие, но самые страстные – это точно>
Почти все главные арт-события прошедшей недели имеют сильный интерьерно-архитектурный акцент. Новая тенденция? Людмила Новикова. Выпуск #3
"Новый декор" в Гараже, «Выдуманный дом» Игоря Шелковского в МуАре, «Vasistas» Витаса Стасюнаса в VP Studio, «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» в Фонде "Екатерина". Людмила Новикова. Выпуск #3. 26 октября 2010>

Лучшие выставки недели. Людмила Новикова. Выпуск #2. Лучшие выставки недели. Выбор широк: от нового музея МАММ до деревенских вернисажей на Рублевке. Людмила Новикова. Выпуск #2. 19 октября 2010>

Осенний сезон на Винзаводе открылся. Людмила Новикова. Выпуск #1>
Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые. Людмила Новикова. Выпуск #1. 12 октября 2010>

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO