ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

THEORY_is_SEXY

<<"Theory is Sexy"  - 12. 29 июня 2008.
В этом выпуске мы  приводим текст выступления философа Валерия Подороги (18 июня 2008 года). В своей речи  Валерий Подорога, размышляя о проекте "Ребрендинг России", приводит убедительные аргументы  в пользу несвоевременности нового культурного имиджа России и ее ребрендинга, о неготовности к этому современного российского общества.
Здесь  короткое описание проекта "Ребрендинг России", предложенного для коллективной реализации в рамках Лаборатории проекта ГЦСИ "Капитализм как религия" и направленного на создание новой культурной идентичности России.
Валерий Подорга : Я здесь тоже в нерешительности. Но проект есть проект, он направлен в будущее. Но мне непонятно…
Начну с вопроса. Ну допустим, у вас были бы какие-то полномочия, финансовые возможности. Вот как бы вы этот проект реализовали?

Александр Соколов: Я бы начал организацию со следующего: я бы организовал лабораторию в ГЦСИ, пригласил бы туда вас, и всех присутствующих.

П: Ну вот Пепперштейн предложил перенести столицу.

С: Ну он подошел к решению вопроса по авторски. А у меня проект для коллективной реализации. Но я не отказываюсь от своей точки зрения. Я предложил бы рассматривать Россию тоже как лабораторию, лабораторию глобального человечества. Я считаю, что для примирения человечества и построения глобального общества необходимо примирить три цивилизационных проекта. Конфуцианства, авраамическую традицию и идеологию берсерков. Я считаю, что Россия и была таким полигоном глобального человечества, где монголы принесли конфуцианство, греки отпочкование авраамической традиции, а Рюрики - ген берсерков. Прошло все достаточно успешно: мы сидим и говорим об искусстве. Поэтому теперь все могут объединяться и строить глобальное общество.

П: Я даже не знаю как такой проект обсуждать. Он находится целиком в будущем. И в таких условиях и обстоятельствах, которые не воспроизводимы никакой лабораторией. Давайте я скажу несколько замечаний. Допустим это проект, хотя здесь не выстроены задача, цель, это все же проект. Когда человек делает какой-то проект, то он должен выстроить какую-то реализацию. Так же тоже нельзя, только надеяться на какие-то внешние случайные факторы.
В отношении культурной идентичности… Может нам конкретно эту вещь разобрать или это не интересно?

С: Интересно.

П: Ну что такое для России культурная идентичность? Я как-то попал в ситуацию с Единой Россией. Это культурная идентичность?

С: Я думаю частичная идентичность, то есть идентичность определенной группы лиц.

П: И актуализация присутствует… Что же нам делать? Ну хоть какие-то наброски сделать по поводу культурной идентичности такого государства как Россия. У нас есть государственная идентичность? Или возьмем с точки зрения того, что является очевидным. У нас есть государство, все важные реквизиты его. Есть ли у нас идентичность государственная, точнее политическая. По сути дела есть, там по территории…, по формальным признакам.
Культурная идентичность накладывается на государственную? Государство может как-то помочь культурной идентификации?

С: Вы рассматриваете Россию как государство.

П: Александр, вы хотите все фишки сбросить со стола. Если мы говорим об идентичности, проект должен принимать какие-то ожидаемые формы. Но если это все вынесено в какой-то другой проект, то это трудно обсуждать. Но мы предъявляем Россию как государство, а это есть общая характеристика России. Это нечто такое, что является только государством. Есть единственная идентичность, идентичность через государственные механизмы управления. Кто-нибудь может оспорить?

Можем ли мы культурную идентичность поставить до государства?

С: Православие пытаются поставить как культурную идентичность до государства.

П: Православие – это культурная идентичность?

С: Ну конечно.

П: Я не уверен.

С: Что такое русскийй человек? Это православный человек.

П: Кто говорит? Это же говорят люди, облеченные властью. Они говорят, что у нас идентичность - это православие.
Александр, мы должны построить такую идеологию, что вот например, если я высказываюсь, то от этого вам не хуже.

Мы здесь рассуждаем о том, что у нас есть стереотипы, их полно. Но есть такие наиболее массивные и упертые. Есть такой, насчитывающий 1000 лет предрассудок, что Россия только государство, больше ничего. Все остальные формы идентичности приобретаются по мере того как государство использует что-то в своих целях. Социальная идентичность, религиозная идентичность, культурная идентичность и т д. Если такого рода идентичность государством задана как алгоритм, который определяет все другие вариации, то что тогда мы должны делать? Как мы должны развернуть эту утопию в будущее и отчего в первую очередь освободиться, чтобы стать более открытыми, снять эту государственную идентичность? Если например кто-то хочет сказать, что у нас есть первоначально другая идентичность, например, русский человек, то для меня это совершенно невероятно, потому что даже хуже, чем советский человек. Советский человек это концентрированное выражение полной идентичности России.

Евангели: Можем ли мы проблематизировать Россию ? Если мы будем принимать всю фантасмогорическую традицию говорения о России, о власти, о государстве, о русском народе, о русской душе, такая вся бесконечная традиция об истоках России, о борьбе с властью , тогда наш разговор совершенно вписывается в эту традицию и становится ее продолжением, следующим этапом, следующим проектом.

С: Вопрос необязателен, мы занимаемся совместным творчеством.

П: Здесь получается так, что с одной стороны может быть художественная практика, более свободные, более открытые воображение и фантазия, с другой стороны, мы вовлекаемя в то, что вот представляет Александр, это политический проект, ну может быть художественно-политический, тогда у нас должна быть зона какой-то ответственности. Мы должны установить для себя хотя бы характер идентичности той страны, в которой мы пребываем. Необязательно в отрицательном смысле, хотя бы в каком-то смысле. Есть ли тут тот уровень идентичности, который характерен для европейского сообщества? Или нет? У нас государство выполняет функции идентификации своих граждан, культурных его привязанностей, привычек, направление ориентаций в будущем, во времени ? Я скажу - да, выполняет. И не потому что оно хочет, а потому что так уж сложилось. И народ жаждет этого государственного управления. У нас все идентифицируются скорее с государством, он <народ> не может в себе культурные институты идентифицировать, он не может себя даже с православием идентифицировать. Только 5 процентов ходит в церковь из этого православного народа.
Значит суть заключается в чем, я к чему хочу перевести? Там есть такой вопрос, который действительно более или менее знаком. Мы переходим опять к 19 веку, самому загадочному. Там возникает такая проблема – и нашей государственности и взаимосвязи, условно говоря, интеллегенции и тех интеллектуалов с империей. Вот этот вопрос отношения с империей. Если через государство идет идентификация, не остается ли у нас часть государственного механизма связанной с имперским государственным сознанием. Это не сознание граждан, а сознание имперских инструментов, которые остались, инкорпорированы, от них не освободились. У нас намечается такая сложная вещь, потому что - я вот смотрел Достоевского, Леонтьева, которых мы считали всегда имперски ангажированными людьми. И вообще, фактор империи, мне кажется мы не до конца его понимаем в том плане, в котором можно его уже обсуждать. Усложнилось само понятие, оно перестало быть таким однозначным, таким архаизмом. Оно получило новые важные черты, которые позволяют что-то делать с этой территорией, на которой помещается Россия. Если государственность все-таки сохранила имперский характер, то идентичность там присутствует, в том числе и культурная. Империя сохраняет все эти вещи. Но они явно связанны с подтверждением статуса самой государственности. То есть и народ, и отдельно каждая личность, и каждый гражданин, есть материал, из которого строится идентичность государства. Государство – это замкнутая на себя смоидентификационная структура, которая использует население и т д. В качестве материала для самоидентификации, для усиления своих позиций. Я думаю, этот проект может быть очень интересен, но может быть и абсолютно фантастичен. В том смысле, что он будет слишком художественным. Или слишком необратимо непостижимым, то есть куда-то уходящим в будущее. А конкретно есть конкретные болезненные места. Вы правильно говорите, что не только художник, но и вся политтическая элита только тем и занимается, что обсуждает вот это будущее, ищет какие-то возможности. И вторая идея – идея примирения, которая тоже выступает у нас таким важным фактором, который должен подтверждать вот эту идентичность. Если я правильно понимаю, примирение является условием возможной идентичности. То есть не идентичность дает примирение, а примирение дает новую идентичность. Потому что это сложный вопрос, потому что на мой взгляд, прошлое, настоящее и будущее находятся в таких разных временных разрезах, стыках, где очень трудно вот так вот разобраться, где собственно находится этот поиск идентичности через  ... , и вообще, нужно ли сейчас ставить такой вопрос о примирении? Я думаю, что его нужно ставить, потому что у нас нет открытой истории, и нету ни одного процесса, или – не знаю как это назвать – ни одного публичного, общественно значимого собрания, на котором наша история могла быть обсуждена с точки зрения каких то основных положений, например зла и добра. У нас никогда не ставился вопрос об истории государственности. Как возможно примирение без вот этого выхода на забвение. А выход на забвение возможен только тогда, когда мы можем в нашей истории все постараться объяснить, найти не столько виноватых, сколько ошибки и общую вину. И выйти на отношение между злом и добром в собственной истории. Это тоже один из моментов идентификации вины, забвения, это тоже очень важные факторы. Потому что человек, который уже знает свою историю, ей хорошо владеет, к ней может всегда свободно возвращаться, это я и называю забвением. Там уже нет боли, человек знает что там все было распределено, что эти отвечали за это, они нарушили то….То есть люди нашли какое-то ясное понимание.. До сих пор у нас ужас перед прошлым, у нас даже механизм забвения не включается. Человек не освобождается от какой –то вины Это тоже связано с каким-то нашим невежеством, цивилизационным невежеством.
По сути я могу так сделать резюме. Проект сам по себе интересен, но он требует вовлечения больших сил, и трудности возникают неообычные.

С: А что вы имели в виду, когда говорили о приостановке гражданской войны?

П: А понемногу затихает. То, с чем сталкивались в 90-е и отчасти сейчас сталкиваемся, это следствие …
То что Гулаг до сих пор не воспринят по-настоящему в качестве трагедии, это говорит о том, что продолжается гражданская война. Может она не горит, никто не выскакивает с Маузером, имеется в виду, что эта враждебность внутри сохраняется. Почему многие люди считают, что можно было когда-то кого-то просто так убивать? Ради каких-то государственных целей кого-то приговаривать, расстреливать, убивать? Как это можно? То есть общество перешло на новый этап, и на этом новом этапе ХХ выступает как часть осмысленного поведения в истории. Мы должны осмыслить, посмотреть, но не поиск там какого-то палача. Найти Иванова, который там кого-то пытал. Это автоматически будет складываться, постепенно. То есть не гнаться за виной конкретной кокой-то там личности, которая привязана к этому палачеству. А имеется в виду эта системная структурная катастрофа, целая трагедия, из-за которой Литва объявляет нам ультиматом, требует компенсации Эстония. Кто угодно может требовать от нас компенсации. Потом Якутия начнется, Чечня. Все могут требовать от нас компенсации за эти ужасающие события. Что это такое? Это просто говорит о том, что здесь внутри никто не занимается тем, что мы есть. Поэтому ваш проект, он правильный, действительно идентичность  как раз возникает на фоне вот такого вот обсуждения осмысления трагедии. Например, возникает на Украине тема голодомора. Просто никто не может нормально внятно и публично обсуждать тему голодомора. Кто чего, кто виноват, кто отдавал приказы? Почему нельзя этого обсуждать? То есть общество не готово пока идентифицировать себя в качестве общества. Оно готово идентифицировать себя только через государственные механизмы, в основном имперские. Вот что у нас получается.

С: Понятно.

Проект «Ребрендинг России»

УСЛОВИЯ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- искусство пытается оосвободиться от доминанты рынка в направлении автономии, определения собственной территории.
- предлагаю искусству искать не автономию, а иного вне-рыночного суверена.
- Российскому искусству предлагаю в качестве внерыночного суверена - идею, которую можно наименовать Россия.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ (СИНХРОННОСТЬ)
Здесь необходимо определить что есть Россия - национальное ли государство, субъект международного права, территория, конструкт идентичности, предлагаемый властью и тд.
В любом случае Россия не описывается только в терминах эктора глобального рынка.
Европа, насколько я понимаю, страна актуально действующих норм. Норм бизнеса, поведения, международного права. Иным для Европы является все то, где не работают ее актуальные нормы. И даже ее собственное прошлое является для нее иным. С другой стороны, и синхронно существующие ненормативные феномены для Европы находятся на раннем этапе развития, то есть также помещены в прошлое. Для России наоборот, прошлое "иным" не является. Она испытывает ностальгию и по советскому прошлому, и по царскому прошлому, и даже по былинной дохристианской Руси. То есть интериоризировала свое прошлое. Российское иное помещено в настоящее. Все, что связано с настоящим - это иное. Отсюда и происходят многие актуальные недоразумения и проблемы с соседями. И даже собственное российское настоящее и то является для России иным. В этом и может корениться принципиальный внутренний российский конфликт, конфликт любви и ненависти к себе самой. Этот психоаналитический конфликт, являющийся одновременно симптомом русской души, может конституировать безнадежную, или с надеждой на выздоровление, российскую культурную идентичность по ту сторону тотальности капитализма.
(Кстати заметить, США - страна футуристических стратегических целей, готовая жертвовать ради них любыми актуальными нормами. Для нее "Иное" располагается и не в прошлом, и не в настоящем, что роднит ее и с Россией, и с Европой, но по разному.)
Здесь бы стоило обратиться за помощью, в частности, к философам, разделяющим соображения о том, что капитализм маркирует не всю территорию современного общества. Возможно они могли бы концептуализировать идею России.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ (ДИАХРОННОЕ)
Можно сказать что в проекте речь идет о ситуации, которая уже была в начале 20 века. Однако после революции российские художники отказались от идеи автономии и первичности художника в пользу вторичной роли художника в обслуживании социального проекта.
Проект РР имеет похожую логику. Независимость от рынка может быть найдена не на пути автономии искусства, но на пути гетерономии в контексте иной - вне-рыночной - универсальности.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
Я вижу работу над этим проектом как междисциплинарный тим-ворк, где
с одной стороны может происходить неиерархический брэйн-сторминг (так сказать в горизонтальной плоскости), с другой стороны, есть иерархия дисциплин. Я имею в виду первичность философского концептуализирования в платоновском смысле.

ТАЙМИНГ
Результаты сегодняшнего обсуждения я попробую визуализировать и предъявить на следующей встрече.

Х-к Соколов
 "Капитализм как религия?">
Можно познакомиться с видео версией предсталения проекта  "Ребрендинг России" Александра Соколова (в 2-х частях)>
О трёх лабораториях проекта "Капитализм как религия?"14, 18 и 24 июня здесь>

<<"Theory is Sexy"  - 11. 2 февраля 2007 года.
Здесь мы помещаем статью из советского журнала «Искусство» 1937 года под названием «Искусство и религия в фашистской Италии». Автор статьи, как кажется, был хорошо знаком с трудами Михаила Лифшица. Если статья вызовет интерес, мы устроим ее обсуждение, пригласив на него специалистов института Лифшица. Если вы хотите участвовать в этой дискуссии или просто высказать свое мнение по поводу статьи пишите мне по адресу asoko_ov@fromru.com Александр Соколов>
<<"Theory is Sexy"  - 10. 1 февраля 2007 года.
<<Артпроект «Radio Saloon» в рамках программы "Черный квадрат". 
<<"Theory is Sexy"  - 9. 22 февраля 2006 года.
<<17 - 25 мая в ЦДХ 10-я  международная ярмарка Арт-Москва.
Тема дискуссий в этом году - ART&EDUCATION. Куратор - Александр Соколов.
    
  

<Конференция Искусство и Образование>
<<Конференция завершилась в мае 2006. Конференция продолжается онлайн. Русский и английский языки, с переводом>

<<"Theory is Sexy"  - 8
<<C 26 января в Зверевском центре выставка "Hope-Stop!".  Открытие в 19:00, сразу после пресс-конференции 1-й Московской биеннале.
<<дискуссия>
<<"Theory is Sexy"  - 7. С 14 декабря 2004. 
Объявляется набор художественных произведений на выставку «Rose is a Rose is a Rose is a Rose» - виртуальной составляющей программы Первой Московской Биннале. Название выставки заимствовано у Гертруды Стайн.
Художники, желающие принять участие в этой выставке, могут присылать работы по адресу asoko_ov@fromru.com  
Работы будут размещены на этом сайте. С подобающей информационной поддержкой.
Автор лучшей работы примет участие в виртуальном проекте следующей Венецианской биеннале.
Куратор выставки и ведущий рубрики Александр Соколов.
1) Название: “Святой Мартин”, Автор: Эль Греко,
Комментарий: Картина изображает Святого Мартина, отдающего нищему кусок своего плаща, с помощью которого автору удается задрапировать гениталии обнаженного тела.
2 и далее>

Александр Соколов <<"Theory is Sexy" - 6. Александр Соколов>
<<White cube" изнутри! Открытое письмо галереи Паулы Беттхер>
<<Письмо Ольги Лопуховой Пауле Бетчер и ответное письмо>
<<
Статья берлинской галеристки Паулы Беттхер <текст на немецком и перевод> 
<<Письмо, предоставленное и написанное Богданом Мамоновым в ответ на просьбу Паулы Бетчер, прокомментировать конфликт кураторов Московской Биеннале>
<<"Theory is Sexy" - 5. С 16 июня 2004. Александр Соколов.
В Государственном центре современного искусства 15 июня я присутствовал на дискуссии, посвященной проблемам образования в области современного искусства… Единственным выходом видится возвращение  к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов>
<<"Theory is Sexy" - 4. С 8 июня 2004.
Обращаюсь к своим коллегам, другим авторам последнего номера  <ХЖ> – Михаилу Ямпольскому, Дмитрию Виленскому, Александру Меламиду, Дмитрию Голынко-Вольфсону  и другим – вы не боитесь, что ваши яйца могут оказаться ниже чьего-то уровня горизонта?>
<<"Theory is Sexy" -3. С 3 июня 2004.
Однажды с Митей Канторовым мы сидели на даче и болтали. Разговор шел об открытии английского ученого, позволившем заснять «черную дыру». В телевизионных новостях сказали, что «удалось увидеть то, что увидеть невозможно». 
<<3 июня - А. Соколов. Попытка передачи внутреннего опыта>
<<"Theory is Sexy" -2. С 13 мая 2004.
На сей раз "тема" складывается из текста “Новая территория искусства” - "Проект «Новая территория искусства» реализуется компанией Brainmade и торговым комплексом «Трамплин». Brainmade был создан Алексеем Булдаковым и Максимом Каракуловым - участниками художественной группы Радек, которая известна московской арт сцене своими работами, посвященными социальной и политической проблематике. Brainmade является необходимой и эффективной формой организации, способной реализовывать художественные проекты во всевозможных общественных средах, напрямую с территорией искусства не связанных".
Если нижеследующее sexy, если возбуждает желание высказаться, отправьте свой текст>
<<22 мая. Ответ Максима Каракулова>
<<"Theory is Sexy" -1. С 28 апреля 2004.
Соколов - "«Не дай мне Бог сойти с ума, Уж лучше посох и сума» - эта жертва грозит чем-то более страшным, чем выпадением из космоса консьюмеризма". Бохоров - "Классы обмануть нельзя". Бредихина - "а кого еще обманывать, если не классы?" Аксенова - "
Намеренный отказ от выбора позиции правомерен лишь в дзенском пути">

TopList