ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<"Theory
is Sexy" - 5.
С 16 июня 2004. Александр Соколов. В Государственном центре современного искусства 15 июня я присутствовал на дискуссии, посвященной проблемам образования в области современного искусства… Единственным выходом видится возвращение к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов> |
<<"Theory
is Sexy" -5.
16 июня 2004. Интенсивность дискуссии, многообразие затрагиваемых тем не позволило мне решиться на выступление в реальном времени. Поэтому теперь пытаюсь вспомнить и записать те мысли которые у меня возникали и исчезали, вытесняемые соображениями по поводу следующей затронутой темы. Меня всегда удивляла
возможность людей, не занимающихся
искусством, неожиданно принимать решение
стать художником. Видимо часто
эпатажный вид художника ассоциируется у
людей с идеей экзистенциальной свободы. Однако странным художник
видится только тем людям, которые еще
разделяют миф о свободном искусстве.
Великое заблуждение состоит в уверенности,
что художник так ведет себя добровольно, по
собственному свободному выбору. Ситуация
же скорее развивается по принципу «взялся
за грудь, говори что-нибудь». Продал себя
однажды как собаку, так раздевайся, вставай
на все четыре и лай. А живописи не надо,
живописью у нас другой занимается. А ты
отвечаешь за after culture (after по-английски
значит «после», по-немецки – «задница») и
переодеваешься женщиной? Никого не
интересует что ты уже давно банальный
гетеросексуал, свил гнездо и воспитываешь
детишек. Давай чего обещал, или мы деньги на
ветер бросали? Так что молодой художник
должен - как старый иудей – знать: что? когда?
с кем? где? и как? Историю искусства – соглашусь с
выступлениями гг. Барабанова и Аймермахера
- преподавать надо, но при этом необходимо
честно подчеркивать тот упрямый факт, что
никакой истории искусства не существует. И
это не посмодернистский блеф! Существует
всемирный запасник с бесконечным
количеством артефактов, которые всякий раз
подбираются для поставленной задачи и
интерпретируются в соответствии с
последней. Из одних и тех же работ
составлено бесконечное количество
выставок с разными названиями и
контекстами. И это не плохо. Это вынуждает
каждого художника создавать свою историю
искусства, и часто ее переписывать. Таким
образом преподавание истории искусства
можно свести к предъявлению адреса
библиотеки по искусству (например, Kunstbibliothek
Berlin) и пары противоречащих друг другу «историй»
искусства. При этом нельзя скрывать, что
нерешенным остается следующий вопрос к
историкам искусства: не являются ли ваши
попытки репрезентации контекста, в котором
появилось произведение Ван Гога,
презентациями контекста вашей попытки?
Иными словами, не говорит ли ваша
реконструкция удаленного по времени
события в большей степени о месте и времени
вашей деятельности? И не есть ли созерцание
картины Ван Гога – несовершенное, но
единственно доступное нам приближение к
контексту ее создания? Вопрос о необходимости изучения истории искусства был поставлен
господином Аймермахером в рамках концепции
континуальности истории искусства, в
соответствии с которой он утверждает
преемственность форм искусства вообще и
современного в частности. Подобная
генерализация по крайней мере не очевидна.
О сходстве между «Черным квадратом» и «Троицей»
Грабаря, лэндартом и древним искусством
мелиорации, писуаром Дюшана и фонтанами
Фонтенбло (усмотрел южноафриканский
художник Kendell Geers) можно говорить в той же
степени, что и о случаях, когда некоторые
люди видят в бытовых предметах гениталии (ничего
личного). Скорее в попытках маргинальных
художников можно усмотреть намерение
расширить существующие формы искусства.
Борясь за включение в систему «искусство»,
они часто привносят в нее то, что не
укладывается в концепцию континуальности и
требует разговора о нелинейности истории и
дисконтинуальности. Конечно можно говорить
о том, что отрицание и разрушение связано
пуповиной с отрицаемым и разрушаемым. Но
существует масса изобретений, например,
связанных с новыми технологиями, которые ни
позитивно, ни негативно не связаны с
предыдущими опытами. В этом же абзаце можно
говорить о тезисе господина Барабанова о наивности художника, не осведомленного об
актуальной арт-моде. Действительно,
воспроизведение методов, уже включенных
в арт-систему, может напомнить сражение
маргинала с водяными мельницами. Возможно
за исключением тех случаев, когда художнику
удается найти для уже существующих форм
новый контекст. Так было, например, с
постмодернистской живописью Дэвида Салле
после того, как искусство 60-70 стало
утрачивать всякие признаки
континуальности. Г-н Барабанов
говорил об общественном институте
современного искусства, который определяет,
что является искусством, а что – нет, о
конвенциональности в оценках произведений.
Можно согласиться с тем, что размывание и
утрата универсальных канонов и форм была
компенсирована появлением универсальной
иерархии арт-институции. Видимо ее имел
в виду г-н Аймермахер, когда утверждал, что
немецкого искусства не существует, а
существует лишь искусство
интернациональное. Это кажется особенно
верным после того, как внерыночные
институции (музеи, биеннале, документа etc)
потеряв девственность, превратились в
экторов глобального арт-(и не только арт)
рынка. Да, место действия - глобальный
рынок, но товары могут быть локальными. (Во
вселенском контексте могут работать только
некоторые художники: см. проект Комара и
Меламида «Символы большого взрыва» в ХЖ
№54). К тому же убедительно прошу не путать
глобальное с универсальным. Сегодня, когда
универсальная иерархия арт-системы уходит
в прошлое вместе с конструкцией «единого
Запада», и ее место занимает глобальный
рынок мы сталкиваемся с тотальной
фрустрацией и фатальной утратой ориентиров,
но отнюдь не с универсальным проектом.
Исчезла арт-системная дихотомия «включенности/
исключенности», размылась фигура заказчика,
пропали универсальные тренды, если не
считить за таковой общую растерянность и
поиск индивидуальных решений (в частности,
индивидуальных редефениций искусства).
Собственно говоря, мы имеем дело со смертью
искусства, хотя и с надеждой на его
возрождение, пусть даже из питательных
супов групповых и этномифологий. Вернувшись к проблеме преподавания современного искусства, понимаем, что говорить о современном искусстве на данный момент просто невозможно. Так что поговорим просто о преподавании, воспитании, выращивании, то есть о принципиальном занятии человечества, которое достаточно давно делегировало эту родительскую проблему сначала институту наставников, и позже - институциям, превратившим выращивание человеческой поросли в один из своих универсальных проектов. Этот проект, как и все универсальные проекты, переживает кризис. Единственным выходом видится возвращение к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов.
Александр Соколов. |
<<"Theory
is Sexy" - 4.
С 10 июня 2004. Обращаюсь к своим коллегам, другим авторам последнего номера <ХЖ> – Михаилу Ямпольскому, Дмитрию Виленскому, Александру Меламиду, Дмитрию Голынко-Вольфсону и другим – вы не боитесь, что ваши яйца могут оказаться ниже чьего-то уровня горизонта?> |
<<"Theory
is Sexy" -2.
С 13 мая 2004. На сей раз "тема" складывается из текста “Новая территория искусства” - "Проект «Новая территория искусства» реализуется компанией Brainmade и торговым комплексом «Трамплин». Brainmade был создан Алексеем Булдаковым и Максимом Каракуловым - участниками художественной группы Радек, которая известна московской арт сцене своими работами, посвященными социальной и политической проблематике. Brainmade является необходимой и эффективной формой организации, способной реализовывать художественные проекты во всевозможных общественных средах, напрямую с территорией искусства не связанных". Если нижеследующее sexy, если возбуждает желание высказаться, отправьте свой текст> <<22 мая. Ответ Максима Каракулова> |
<<"Theory
is Sexy" -1.
С 28 апреля 2004. Соколов - "«Не дай мне Бог сойти с ума, Уж лучше посох и сума» - эта жертва грозит чем-то более страшным, чем выпадением из космоса консьюмеризма". Бохоров - "Классы обмануть нельзя". Бредихина - "а кого еще обманывать, если не классы?" Аксенова - "Намеренный отказ от выбора позиции правомерен лишь в дзенском пути"> |