ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<"Theory is Sexy"  - 6. С 4 августа 2004. Александр Соколов.

<<White cube" изнутри! Открытое письмо галереи Паулы Беттхер>
<<Письмо Ольги Лопуховой Пауле Бетчер и ответное письмо. Присланы Паулой Бетчер 28 августа.
24 августа.
<<GIF.ru - Открытое письмо группы художников: "Мы призываем международную кураторскую группу и Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, во-первых, публично и официально разъяснить нам и российской художественной общественности в целом свои действия и, во-вторых, вернуться к открытым и демократическим нормам художественной жизни."
19 августа.
<<GIF.ru - "Народный органайзер" - Андрей Ковалев, 19 августа>
16 августа.
<<Приводим статью берлинской галеристки Паулы Бетчер <текст на немецком и перевод>, где она высказывает свое мнение о конфликте между кураторами Московской Биеннале
<<Публикуем письмо, предоставленное и написанное Богданом Мамоновым в ответ на просьбу Паулы Бетчер, прокомментировать конфликт кураторов Московской Биеннале>
9 августа.
<<Комментарий коллег, GiF.ru: Комментарий Евгения Святского (АЕС+Ф) - интервью GiF.ru
Александр Соколов
Факт напряжения в рядах кураторов Первой Московской Биеннале Современного Искусства был достоянием общественности еще во время ярмарки Арт Москва. Тем не менее даже он не инициировал открытого разговора по поводу Биеннале в общественном пространстве. Это вызывает удивление еще и потому, что международная биеннале, сама по себе являясь общественным пространством, казалось, не должна быть полностью приватизирована ни государственным, ни частным капиталом. 
Сегодня – благодаря рассылкам по Интернету - достоянием общественности стала дискуссия между Виктором Мизиано и Иосифом Бакштейном, которую они вели опосредовано - письменно и через Министерство культуры РФ. Публикуя этот «диалог» на сайте, мы понимаем его как долгожданное начало того открытого разговора о Московской Биеннале. Такое понимание кажется оправданным еще и потому, что ноту Бакштейна подписали художники Олег Кулик и группа АЕС+Ф, выступив таким образом в роли и от лица «общественного мнения». 
Итак, поговорим.
Александр Соколов>

<<"Theory is Sexy" -6. С 4 августа 2004.

<1-я страница письма подписанного Иосифом Бакштейном, группой АЕС и Олегом Куликом>

Руководителю Департамента Государственной поддержки искусства Министерства Культуры РФ Г-же Кобахидзе МБ.

Докладная записка.

Уважаемая Майя Бадриевна! 

Хотел бы уведомить Вас о деятельности кураторской группы, созданной 19.12.03, решением Оргкомитета по проведению Первой Московской Биеннале Современного Искусства. В группу были включены профессионалы, каждый из которых имеет опыт Проведения крупных международных мероприятий в области современной художественной культуры. Среди них: Роза Мартинёс, Яра Бубнова, Виктор Мизиано, Николя Буррио, Даниэль Бирнбаум, Ханс Ульрих Обрист, Роберт Сторр и Ваш покорный слуга, в качестве куратора-координатора.
В то время как Обрист и Сторр работают над самостоятельными проектам, которые будут размещены в Музее Архитектуры и Московском музее современного искусства, соответственно, все остальные кураторы сосредоточились над единым проектом, который будет осуществлен на выставочных площадях Центрального Дома Художника. Кураторами предложена тема биеннале - «Диалектика надежды». Эта тема фокусируется на одном из фундаментальных переживаний современного человека, на неоднозначности этого переживания, на системе социальных и политических ожиданий, характерных для эпохи глобализации, на роли искусства в формировании осознанного отношения людей к этим ожиданиям.
В кураторской группе сложились устойчивые профессиональные и дружеские взаимоотношения. Все кураторы уже побывали в Москве, ознакомились с положением дел, побывали в местах проведения Биеннале. К первой неделе Мая с.г. будет составлен предварительный список художников- участников Биеннале, начнется работа над конкретными проектами.
Однако, в работе группы есть и тревожащие моменты. Речь идет о позиции, которую занял в отношении проекта Виктор Мизиано. Приняв активное участие в работе на ее начальном этапе, в подготовке и проведении конференции «Большой проект для России», сыгравшей важную роль в обосновании актуальности проведения Московской Биеннале, на последующих этапах он начал препятствовать нормальной работе, фактически начав обструкцию этой инициативы. Будучи опытным специалистом в области современной художественной культуры он не смог занять конструктивной позиции в работе и как результат, возник риск того, что в работе будет потерян темп. Фактически, на бесплодные разговоры, которые я вынужден был с ним вести ушли многие месяцы. Один из самых деструктивных моментов в действиях Мизиано состоял в том, что он начал распространять заведомо неверные сведения о состоянии дел вокруг Биеннале, в том числе в утверждая, что Биеннале вообще не состоится. В результате этих действий Мизиано в российском художественном сообществе начало складываться неоднозначное и противоречивое отношение к проекту, которое только сейчас, благодаря 

<2-я страница письма подписанного Иосифом Бакштейном, группой АЕС и Олегом Куликом>

консолидированным усилиям остальных членов кураторской группы удается переломить. У всех партнеров по проекту возникло устойчивое убеждение в том, что неизбежным спутником сотрудничества с Мизиано является атмосфера недоброжелательности, интриг, взаимного недоверия и тотального манипулирования.
Примером многих некорректных действий, которые по совершенно необъяснимым причинам совершает Мизиано служит сообщение им Розе Мартинес, побывавшей совсем недавно в Москве и с большим энтузиазмом включившейся в работу, что такие ведущие российские художники как группа АЕС и Олег Кулик отказываются участвовать в Биеннале - сведения, мягко говоря, неверные. Упомянутые художники, по их собственным уверениям «мечтают принять участие в Московской Биеннале». Будучи возмущены поведением Мизиано группа АЕС и Олег Кулик дают интервью представителям московских СМИ, с недвусмысленным выражением своего отношения к двурушнической позиции, занятой Мизиано.
Разрушительным последствием контр-продуктивной деятельности Мизиано явилось и то, что потенциальные спонсоры проекта, первоначально выразившие заинтересованность в том, чтобы поддержать проект, узнавая от Мизиано, что «Московская Биеннале не состоится» начали отказываться от своих обещаний.
Откровенная ложь, прозвучала и в заявлении Мизиано, относительно того, что Даниель Бирнбаум отказался участвовать в проекте. Сам Бирнбаум был крайне расстроен, узнав о подобных словах и действиях Мизиано. Все остальные члены кураторской группы уже поняли, что существует серьезная проблема во взаимоотношениях с Мизиано, тем более сложная, что от него как от россиянина они ожидали узнать, что происходит на самом деле с проектом Биеннале. Происходило же ровно обратное - постоянная и по видимому сознательная дезинформация.
Могу с огорчением сказать, что даже будучи официально предупрежден сотрудниками МК РФ о неприемлемости своего поведения, Мизиано продолжал действовать в том же деструктивном ключе. Он не смог или не захотел быть, в широком смысле слова, лояльным, ни по отношению в самому проекту, ни по отношению к своим российским и интернациональным коллегам. Все это говорит среди прочего о принципиальной недоговороспособности этого человека. Мой опыт наблюдения за тем как действует Мизиано, будучи дополненным свидетельствами как отечественных, так и зарубежных коллег говорит о том, что вся вышеописанная коллизия повторяется во всех проектах, в которых он участвует.
Принимая во внимание все выше сказанное, хотя и с сокрушенным сердцем, но все же полагаю, что Мизиано утратил моральное право участвовать в проекте Московской Биеннале, а его дальнейшее пребывание на посту ее куратора будет продолжать оказывать самое разрушительное воздействие на ход дел в проекте и я как куратор-координатор, отвечающий за художественное содержание проекта не смогу ручаться за его успешную реализацию.

 

Иосиф Бакштейн
Заместитель Генерального директора ГМВЦ «Росизо»
Куратор-координатор Первой Московской Биеннале Современного Искусства

<объяснительная записка Виктора Мизиано>
Руководителю Департамента Государственной поддержки искусства Министерства Культуры РФ Г-же Кобахидзе МБ.

Докладная записка

Уважаемая Майя Бадриевна! 

Сожалею, что только сегодня, 20 мая 2004 г., мне была предоставлена докладная записка куратора–координатора Московской биеннале, Иосифа Бакштейна, датированная 19 апреля 2004 г. (т.е. месячной давности), в которой дается столь негативная оценка моей работы в этом проекте и моей профессиональной репутации вообще. 

На соображения моего коллеги мне хотелось бы возразить:
- моя профессиональная биография, включающая в частности, кураторство двух Российских павильонов на Венецианской биеннале 1995 и 2003 года, работа в составе кураторских групп в Стамбульской биеннале 1992 г., Манифесты 1 в 1996 г., биеннале в Сао-Пауло в 2002, и многих других проектов, включая развернутую сейчас в залах Исторического музея масштабную выставку «Москва-Берлин» подтверждает мою способность осуществлять масштабные выставочные проекты индивидуально и в составе творческого коллектива;
- г-ну Бакштейну это не может не быть известно, так как именно с ним мне довелось без малейших конфликтов осуществить несколько совместных проектов;
- мое участие во всех встречах с коллегами, и моя перманентная переписка не оставляют у меня сомнений, что у них нет  никаких упреков к моей работе и моим действиям.

Хочу обратить ваше внимание:
- что упреки Иосифа Бакштейна адресованы к непрофессиональной стороне дела - к издержкам психологического, а не делового характера, и нет в его записке ни одного упрека в том, что я отказался бы или не смог справится собственно с работой над проектом;
- что упомянутые в тексте конкретные примеры суть неподтвержденные слухи, ничтожные недоразумения, бытовые курьезы (готов дать по каждому из них письменные или устные объяснения);
- что ни одному из вменяемых мне деструктивных высказываний нет документального подтверждения (в органах СМИ или в публичных выступлениях);
- что под представленной Вам запиской, подверстаны подписи московских художников, которые таким образом оказались втянуты в дело, носящее внутренний рабочий характер; 
- наконец, что столь непримиримая позиция обозначилась у куратора- координатора с исключительной внезапностью и, накапливавшиеся у него претензии ни разу (!) не были совместно обсуждены с представителями Организационного комитета. 

Возникшую ситуацию я склонен объяснять следующими обстоятельствами:
- написанная Иосифом Бакштейном записка есть результат досадного психологического срыва, вызванного исключительным творческим и нервным перенапряжением; 
- неадекватная реакция московских художников, с которыми меня связывает большая история личных и творческих отношений, - есть результат непростительно затянувшейся паузы в информировании общественности о ходе работы по подготовке Московского проекта, что стало порождать слухи и домыслы, нагнетать общую нервозность. 
  
Мой опыт существования в мире современной мировой художественной культуры заставляет меня думать, что извлечение из этого письма административных выводов:
- травмировало бы международную кураторскую группу, с членами которой я веду напряженную работу над проектом, с которыми меня лично связывают давние годы совместной работы,  а также перспективные планы сотрудничества;
- оставило бы негативное впечатление на тех крупнейших мировых специалистов, которые были приглашены в частности мною на конференцию «Большой проект для России» и которые своим приездом благословили его на жизнь;
- оставило бы травму и в московском художественном сообществе, легализовав личную склоку двух кураторов, в которую еще оказались втянуты известные  художники;
- отождествило бы еще не родившуюся Московскую биеннале в глазах российского и международного общественного мнения с нелепым и недостойным скандалом;
- ударило бы по репутации не только моей лично, но и неизбежно Иосифа Бакштейна и подписавших его записку художников.

Считая докладную записку Иосифа Бакштейна досадным недоразумением, я готов максимально способствовать профессиональному и достойному решению этого курьезного конфликта. Я готов продолжить свою работу над проектом, которая ни на минуту  не прерывалась и оказалась высоко оцененной моими зарубежными коллегами, как и готов к любым профессионально оправданным формам компромисса.

Надеюсь на ваше правильное понимание возникшей ситуации, на вашу поддержку в моих усилиях по предотвращению общественного скандала; на ваше чувство юмора, наконец. 

С уважением
Виктор Мизиано

Заместитель председателя Организационного комитета Московской биеннале современного искусства
20 мая 2004 года, Москва

<<GIF.ru - "Народный органайзер" - Андрей Ковалев, 19 августа:
"...
в полной мере отношения Виктора Мизиано к действительности выражены в знаменитом тексте "Культурные противоречия тусовки", который был издан множество раз на разных языках. (См., например – Cultural Contradictions: On "tusovka").
Потаенный смысл этого послания всегда был для меня прост – вокруг одни тусовщики, общаться можно только с Мизиано, который выступает от имени и по поручению другой, большой и правильной тусовки. Забавно, что в этом тексте сказано следующее "Ситуация институционального и символического вакуума лишает тусовку чувства пропорции: она обращена к переизбытку. Если вынашивается периодический художественный проект, то это непременно фестиваль или Московская бьеннале; если речь идет о художественной институции, то это по меньшей мере будущий Центр Помпиду, а если о журнале, то это – русский Flash Art." У локальных институций, по мнению Мизиано – только одна цель – обеспечить удобства "кураторам" из внешнего мира.

То есть моя версия такова – Мизиано развернул свою обыкновенную интригу именно в тот момент, когда настало время перейти от бесконечного словоговорения к делу. Бакштейн запсиховал, накатал это глупое письмо. В результате Витя в белом фраке, с чистенькими ручками, а Ося – понятно в чем. Для внешних наблюдателей такой поступок выглядит просто каким-то актом гражданского мужества. А я так думаю, что Мизиано просто понял, что утрачивает контроль над производством магического Запада. Поэтому и устроил всю эту бодягу. Но, как всегда, за руку его поймать невозможно.

Но бодяга вовсе в том, что "Виктор Мизиано, все-таки, выбрал "искусство" и его убрали, потому что он мешал другим прилезть к власти и деньгам, стать официальными". (Богдан Мамонов). Выбор других денег и другой власти не есть истинный выбор. Как потомственный анархист, полагаю, что нет никакой разницы, брать деньги у Форда или у Швыдкого. Если Богдан Мамонов, или кто-то еще исполнял заказы Евросоюза или Французской республики, значит ли это, что он остался независимым и неофициальным?
По причине вышеизложенного заявляю официально, что я лично поддерживаю Бакштейна. Глупо, но приходится отвечать на вопрос "С кем вы, мастера культуры".">

Соколов: 
мы приводим статью берлинской галеристки Паулы Бетчер <текст на немецком и перевод>, где она высказывает свое мнение о конфликте между кураторами Московской Биеннале.

Паула Бетчер: 
Желающий быть просто куратором должен уйти. 
Виктор Мизиано – новая жертва коррумпированной (культурной) политики в Путинской России.

Как только стало известно, что давно запланированная Московская Биеннале состоится наконец в январе 2005 года, из Москвы появились первые скандальные сообщения. Инцидент слегка напоминает ситуацию перед выборами в Государственную Думу в прошлом году. Хотя не было сомнительного увольнения, но произошло следующее: в апреле этого года один из двух русских кураторов  - Иосиф Бакштейн – написал одной своей подруге в российском Министерстве Культуры письмо, в котором обвинил своего коллегу Виктора Мизиано в деструктивных действиях и потребовал увольнения последнего. Письмо было написано от имени всей интернациональной кураторской группы (Бирнбаум, Бубнова, Буррио, Мартинец, Обрист), участники которой однако не имели ни малейшего представления об этом письме, и тем более не могли сформулировать его довольно русское и просто смешное содержание. И конечно не могли его подписать. Вместо них была эта бумага подписана русским представительским художником Олегом Куликом и арт-группой АЕС, которая однажды завоевала арт-рынок своими исламскими теориями заговора. Прямые последствия: Виктор Мизиано вылетел из кураторской команды. Кулик и АЕС оказались на официальном листе приглашенных на Биеннале художников.
Чтобы прокомментировать последовательность этих событий не нужно особого комбинаторного дара.
Мизиано и его доносчик – это две персоны российской арт-сцены, которые с 80-х годов неутомимо трудятся над оживлением российского современного искусства. Бакштейн руководит Институт современного искусства. Мизиано с 1993 года издает Художественный Журнал и курирует российский павильон на Венецианском Биеннале, а так же множество других интернациональных выставок. Московское биеннале они инициировали вместе до тех пор, пока для одного из них не осталось больше места.
Ситуация современного искусства в России за последние 10 лет сильно изменилась. Искусство все больше становится возлюбленной власти и игроком рынка. Быть «официальным» - важное русское слово – всегда значило быть хорошо оплачиваемым и декорированным каналом для высказываний власти. (Русские) художники стоят сегодня снова перед выбором: стать «официальным» или остаться художником.
Виктор Мизиано – лучший специалист в своей области, это признают даже его враги. Своим выбором в пользу «кураторства» и против «официоза» потревожил он тех, кто ищет денег и власти. Поэтому его необходимо было устранить. Для сохранения циничного лица оставили его исполняющим обязанности председателя комитета Биеннале – фиктивного органа мнимой демократии. Можно говорить о первых знаках того, что и на интернациональной территории Мизиано должен быть элиминирован. Инцидент выглядит как персональный конфликт, являясь на самом деле типичным случаем борьбы за власть в путинской России. В очередной раз кого-то лишают голоса и возможности действовать после того как он продемонстрировал гражданскую смелость. Западные кураторы – к настоящему моменту обо всем проинформированы – хранят молчание. По крайней мере готовят теперь некую акцию, несмотря на то что оппортунизм может означать участие в Биеннале, как это доказали Кулик и АЕС. 
Эта статья задумана не как вклад в сомнительную дискуссию, а как призыв к участникам культурного процесса, которые видят в Викторе Мизиано ценного коллегу, в рамках своих возможностей предпринять нечто в противовес очевидной коррупции подобного рода.
(Я благодарю Виктора Мизиано и Богдана Мамонова (Escape) за предоставленную информацию, которую я использовала в этом тексте).
Август 2004 года

WER BLOSS KURATIEREN WILL, MUSS GEHEN.
Viktor Miziano – ein weiteres Opfer korrupter (Kultur)politik in Putins Russland.

Kaum erfährt man, dass die lang geplante Moscow-Biennale nun im Januar 2005 stattfinden wird, kommen die ersten Skandalmeldungen aus der russischen Metropole. Der Vorfall erinnert ein wenig an die Situation kurz vor den Wahlen zur Staatsduma im vergangenen Jahr. Es gab zwar keine dubiose Entführung, aber Folgendes trug sich zu: Im April diesen Jahres hat einer der beiden russischen Kuratoren – Joseph Backstein – einer Freundin im russischen Kulturministerium einen Brief geschrieben, in welchem er seinen Kollegen Viktor Miziano der destruktiven Handlungen beschuldigt und dessen Rausschmiss fordert. Der Brief war im Namen des gesamten internationalen Kuratorenteams (Birnbaum, Boubnova, Bourriaud, Martinez, Obrist) verfasst, doch diese wussten weder von dem Brief, noch hätten sie dessen russischen und lächerlichen Inhalt erfassen, und noch viel weniger das Dokument unterzeichnen können. Statt dessen wurde das Papier von dem russischen Vorzeigekünstler Oleg Kulik und der Künstlergruppe AES – die einst mit ihren islamischen Verschwörungstheorien den Kunstmarkt eroberten – unterschrieben. Die unmittelbaren Folgen: Viktor Miziano flog aus dem Kuratorenteam. Kulik und AES landeten unmittelbar und offiziell auf der Liste der zur Biennale eingeladenen Künstler.
Um diese Vorgänge zu kommentieren, bedarf es keiner großen Kombinationsgabe.
Miziano und sein Denunziant sind zwei Personen der russischen Kunstszene, die sich seit den 80er Jahren unermüdlich um eine Vitalisierung der russischen zeitgenössischen Kunst bemühen. Backstein leitet das Institute for Contemporary Art in Moskau. Miziano ist seit 1993 Herausgeber des Moscow Art Magazine und Kurator des russischen Pavillons der Venedig-Biennale - einschließlich der beiden kommenden - sowie vieler internationaler Ausstellungen. Die Moscow-Biennale initiierten beide gemeinsam. Bis für einen kein Platz mehr war.
Die Situation der zeitgenössischen Kunst in Russland hat sich in den letzten 10 Jahren sehr geändert – sie wurde immer mehr zur Mätresse der Macht und zur Gespielin des Marktes. „Offiziell“ zu sein ist ein wichtiges russisches Wort und bedeutete schon immer: ein gut honoriertes und dekoratives Sprachrohr der Staatsmacht zu sein. Die (russischen) Künstler stehen heute wieder vor der Wahl: „offiziell“ zu werden oder Künstler zu bleiben.
Viktor Miziano ist der beste Spezialist seines Gebietes, das wissen auch seine Feinde. Weil er sich für das „Kuratieren“ gegen eben jenes „Offizium“ entschieden hat und damit alle die stört, die nach Geld und Macht hecheln, muss er beiseite geschafft werden. Um das zynische Gesicht zu wahren, bleibt er weiterhin stellvertretender Vorsitzender des Biennale-Komitees – eines Gremiums, das als pure Fiktion und Staffage einer Scheindemokratie fungiert. Die ersten Zeichen, dass Miziano auch auf internationalem Territorium eliminiert werden soll, deuten sich schon an. Der Vorfall scheint eine persönliche Querele, ist jedoch typischer Machtkampf im Russland Putins. Wieder wurde einer mundtot und handlungsunfähig gemacht, weil er Zivilcourage bewies. Die westlichen Kuratoren - mittlerweile informiert - schweigen. Wenigstens die russischen Künstler bereiten nun eine Aktion vor, auch wenn Opportunismus der Eintritt zur Biennale bedeuten könnte, wie Kulik und AES bewiesen.
Dieser Artikel ist nicht als Klatschbeitrag gedacht, sondern soll jene Kulturschaffenden, die Viktor Miziano als einen integeren Kollegen kennen, aufrufen, im Rahmen ihrer Möglichkeiten gegen solche Art von offensichtlicher Korruption etwas zu tun.
(Ich danke Viktor Miziano und Bogdan Mamonov (ESCAPE) für ihre Informationen, die ich im Beitrag verwendet habe.)
Paula Böttcher, August 2004>

Мы публикуем письмо, предоставленное и написанное Богданом Мамоновым в ответ на просьбу Паулы Бетчер, прокомментировать конфликт кураторов Московской Биеннале.

Дорогая Паула,
Итак тебе известно, что вокруг Московской Биеннале произошел скандал и ты хотела бы узнать подробности, причем увидеть через призму скандала московскую художественную ситуацию.
Но я смотрю на вещи несколько иначе.
На мой взгляд, в московском искусстве созрели предпосылки для серьезных изменений, но конфликт между Бакштейном и Мизиано это лишь один из симптомов общей болезненной ситуации, корни которой, безусловно, глубже.
Тем не менее, мне, видимо, никак не удастся обойти этот конфликт, но я постараюсь, сказать о нем максимально сжато.
Итак, как ты знаешь уже, в апреле этого года Иосиф Бакштейн – куратор-координатор биеннале направил в министерство культуры известное письмо, где он от имени кураторской группы обвиняет своего коллегу Виктора Мизиано, который являлся заместителем председателя оргкомитета биеннале, в деструктивной деятельности.
Как известно подписи под этим документом поставили художники АЕС и Кулик.
В своем письме ты выражаешь уверенность, что я не принадлежу к противоборствующим группировкам и это действительно так. Но не могу не сказать, что я все-таки давно поддерживаю дружеские отношения с Виктором Мизиано. Несмотря на это, я не могу полностью исключать возможность тех или иных его ошибок при подготовке выставки.
Но давать оценки его деятельности не мое дело, в конце концов, Мизиано, бесспорно лучший специалист на нашей территории, что признают даже его враги.
Важно другое.
В письме Бакштейн ссылается на мнение членов кураторской группы – западных кураторов, однако их мнение нигде документально не завизировано.
В какой степени они вообще в курсе конфликта  не ясно и это достаточно странно.
Но еще более странно, что данное письмо, по сути, документ для внутреннего пользования, подписан художниками – АЕС и Куликом. Непонятно почему письмо, написанное от лица кураторов (якобы) подписывается художниками, чье участие в биеннале, к тому времени, вообще было еще под вопросом.
В частности АЕС в списках к тому времени вовсе не значились.
Однако известно, что после подписания письма их имена в списке участников обнаружились.
Не есть ли это свидетельство грубой и беззастенчивой коррумпированности.
Кстати сами АЕС не отрицают того факта, что они были приглашены конкретно Бакштейном уже после подписания письма.
Однако, как я уже сказал это не главное.
Главное в другом, в том, что ситуация с современным искусством в России изменилась, оно стало нравиться  власти, оно получило рынок. Появились деньги.
Все говорит о том, что художники стоят перед выбором, выбором очень конкретным.
Или стать официальными или остаться художниками.
Я думаю, что Виктор Мизиано, все-таки, выбрал «искусство» и его убрали, потому что он мешал другим прилезть к власти и деньгам, стать официальными.
И вот интересное мнение Димы Гутова, который сказал, что поступок Кулика и АЕС логично вытекает из того искусства, которое они делают последнее время. И я с этим глубоко согласен, этика действительно связана с эстетикой.
Сегодня у нас – у художественного сообщества появляется новый шанс перераспределения пространства, возможность отмежеваться от тех, для кого искусство средство успеха.
Но не скрою, что я смотрю на ситуацию с большим пессимизмом.
Все вокруг одержимы чудовищными амбициями, и я не уверен, что принципы что-нибудь сегодня значат. Мы в ESCAPE, считаю, стараемся противостоять этим процессам,  но насколько удается, не знаю…
Вот очень кратко, что я хотел бы сказать. Если письмо дойдет до тебя, и ты его поймешь, ты можешь задать мне какие-то более конкретные вопросы. С удовольствием пообщаюсь в Москве.    
Богдан Мамонов.

<<Письмо Ольги Лопуховой Пауле Бетчер и ответное письмо. Присланы Паулой Бетчер 28 августа.
Публикуем без перевода.
Dear Paola, I was quite dissapointed by reading your article in support of
V.Miziano.You are out of the context and receive quite subjective view. From
my point of view , absence of Miziano will get to all of us the chance that
biennial will be... I know a lot of facts concerning Miziano distructive
role in many local and internationasl projects and at least .. for the first
time... he was punished. And he deserved it, believe me, please.... Olga
Lopukhova
dear olga,
thank you for your email and i can understand that there are fronts
built up right now, in regards to that what happened in the frame of
coming up biennale. i am in contact about that as well with joseph
backstein and already explained him that it is not my intension to
attack or to defense someone personally but i take a position against
structures and actions which are disturbing or erasing the rest of a
critical, social and cultural power which art still could have by
welcoming the same mainstream and behaviour of western art business
and art scene to moscow (and a things around and inside of the
biennale is the beginning of such a process) and i am very sorry
about that, because i always paid and pay attention to (and tried and
try to do a lot as well for) the strong and lifeful Russian art life
and its protagonists, to which is belonging Backstein as well as
Miziano. I still remember when I was sitting with both of them 3
years ago in the ICA and made an interview for the german tv and they
were discussing TOGETHER how to keep the russian art life lifeful and
strong. in that case i am sorry about this personal conflicts i dont
believe to be personal conflicts. as well as i do not understand the
acting of kulik - an artist i admire!!! - and AES. but, well - all
should be tired already about this discussions and i very hope that
there will be found a solution which is in the interest of justice
and and power of art and which creates not a line of stupid victims
which are not necessary because all should understand themselves as
keepers of an awake and intellectual spirit of today's world. to
underline my words and my position a send you the open letter which
is concerned to te closing os my gallery last december.
with many warm regards,
paula boettcher
<<”White cube" изнутри! Открытое письмо галереи Паулы Беттхер
Выставка Eлены Kовылиной «Атакующая поэзия», открывшаяся 21.11.2003, является завершающей в работе галереи Паулы Беттхер. Это решение представляется мне единственно возможным, как для меня лично, так и для всех, кто посредственно или непосредственно принимал в участие в работе галереи.
Начну с биографии:  с 1991 по 1998 год я училась в различных художественных академиях. Я переступала их пороги, лелея мечту стать художницей. Эту мечту я оставила, поскольку все, что мне хотелось сообщить миру, не укладывалось в возможности моей художественной выразительности. Тем больше я проникалась уважением к тем, кто был последовательным и упорным, к тем, кто мог придать характер своим мыслям посредством творчества.  Этим было мотивированно открытие летом 1997 года моей галереи. Мой шаг был наивным, также как и предыдущие попытки обучаться искусству, но, по крайней мере, он был сделан сознательно.
Открытием галереи, я хотела создать платформу тем художникам, которые воплощают в жизнь свой образ мышления, подтверждая это творческой практикой. Моим желанием было предоставить для них сакральное и защищенное пространство. Пространство, дающее возможность для коммуникации и обмена.
Художественное высказывание должно быть увиденным и понятым.  Через эмоциональный и интеллектуальный контакт, происходит осмысление мира «по ту сторону искусства» и раскрывается его значение.  
В последние годы мой взгляд на многие вещи заметно сместился. Я потеряла множество иллюзий, и потеряла я  их с удовольствием. Теперь я обрела новую ясность. Так что вышеназванный ШАГ был сделан мной сознательно и больше не несет в себе наивный характер. 
В качестве галеристки я стала частью той машины, которая на первый взгляд кажется нам пестрой и привлекательной, но по монструозности не уступает той чудовищной конструкции, который подобострастно служит, а именно – гигантской машине художественного рынка. Конечная цель галереи упирается в экономику, которая является мнимым условием выживания тех, чье призвание – быть художником.
Условие выживания художников - это безупречно функционирующее алиби для машины, поставившей на поток производство тривиальной эстетики и оппортунистических установок, направленных на удовлетворение потребностей рынка. Эта машина производит тренды и  осуществляет идеологический контроль над культурой. 
Уже давно произведения искусства деградировали в сторону спекулятивных ценных бумаг, а весь мир искусства превратился в буферную зону политико-экономических спекуляций.
Галеристы – лишь маленькие шестеренки, которые суетливо и алчно вращаются в такт большому механизму.  Они копошатся то в своих больших магазинах, то на маленьких рынках – эти эстетствующие приспешники культуры потребления и насилия. Можно ли к этому добавить что-нибудь еще? Конечно, и, собственно, в этом состояли мои личные амбиции, а именно – в поиске  абсурдного и неугодного «иного», того, чему искусство задает пространство и форму перед тем как выпустить в мир. Мои амбиции состояли  в том, чтобы сытое и прогнившее  общество заново приобрело культурное сознание, и  в том, чтобы роль заданная галеристам как  ”gate-keeper" между искусством и обществом воспринималась  бы серьезно и отчетливо.
К сожалению даже во времена сильнейших социальных потрясений мало кому взбредет в голову прекратить или поставить под сомнение игру в куплю-продажу. «Мы же всего лишь галеристы!» -  это малодушное прикрытие фальшивой ответственностью, которая, собственно, и является территорией интересов, исключающих  ответственность реальную. 
Мой способ ведения галереи был следующим: я попыталась стать помехой вышеназванного механизма. А именно: противостоять прислужничеству, позерству и продажности. При этом была растрачена огромная часть моих сил и энергетического заряда.
В связи с постоянным давлением, связанным  с выживанием в этой мясорубке, разумеется я была обречена на разочарования. Одновременно мной руководило желание обеспечить существование художников. В этих жестких условиях  уже невозможен дифференцированный взгляд на вещи, рефлексия как таковая и сохранение «диссидентской» позиции. И в этом я вижу разоблачающий и деструктивный аспект галереи. 
Поэтому я ставлю под вопрос роль и эффективность деятельности галериста как таковую, а с этим и мою собственную дееспособность. 
Есть ли из этого какой-нибудь выход? Атаковать и уничтожить эту машину смогла бы только социально-культурная модель или независимая комьюнити, которая апеллирует по ту сторону коррумпированных  отношений. Из предыдущего опыта нам известно, что подобные формы будут абсорбированы машиной и подвергнутся манипулированию в ее целях. Они послужат ее нивелированным и послушным украшением. В противном случае они будут аннулированы. К сожалению любая суверенная модель обречена на уничтожение. 
Машина потребления продуцирует Horror Vacui  номер один и  коварно убаюкивает своим тривиальным декором, завораживает чудесными картинами и мнимостями. Я не знаю выхода из сложившейся ситуации и выхожу из игры. 
Преуспевающий постмодернистский художник  больше не идентифицируется с глубиной и содержанием его месседжа, а напротив с медиальной и потребительской эффективностью его нарцисcических  гримас. Чем легче  воспринимаются эти гримасы, чем они спектакулярней, тем больше у этого художника шансов на успех. Его произведение превращается в товар, его имя становится брендом. Мир искусства довольно велик и является иерархической структурой. Карьера художника, который может приспособиться к иерархии, зависит от того, насколько велик его менеджерский талант, насколько быстро мимикрирует он под воздействием тенденций, изменяя свои шаткие позиции.
Чтобы держать в повиновении армейские подразделения художников, им раздают гранты и призы. Для лавины гримас, ставших художественными объектами,  должны быть раскрыты коллекции и депо. 
Чего явно не достает, так это художника, выделяющегося из этой бесформенной массы и не прячущегося за фразу  «Я ведь художник!», и именно ему надо дать возможность стать доступным публике.  Если бы я не верила в существование таких художников, я не стала бы семь лет подряд заниматься галереей. Я знала об их существовании вчера, так же как и сейчас, знаю, что они существуют сегодня. Я предполагаю их существование в других сферах и надеюсь на их присутствие в будущем.
Армия сегодняшних художников рассматривает себя через призму консума и прессы и пытается всеми правдами и неправдами прижиться в художественной среде, униформированно маршируя с ней в ногу. Участие - это главное! 
Культурная сцена морочит блестящим и гнилостным дыханием декаданса и быстрым коммерческим успехом, нашептывая о славе и возможности блистать  в обществе. 
Эта красиво и чисто одетая армия, сформированная, вооруженная и финансируемая великими и сильными  мира сего, разыгрывает медиальный спектакль и противостоит альтернативным формам.
Художественная сцена продуцирует Horror Vacui номер два и выливается в смехотворно-обманчивый маскарад.  Прекращение галерейной деятельности – это уход с этой чуждой мне сцены. Есть ли по ту сторону этого спектакля культурное сознание и насколько оно подразумевает общественную ответственность? Не является ли трагедией искусства то, что ему позволено лишь ломать комедию. Может быть «арт»  – это всего лишь изношенное английское  понятие, от которого больше нечего ожидать. Стремится ли оно внедриться в реальность или транслирует лишь себя самое? Быть может оно – значительная составная всей нашей жизни или всего лишь предмет роскоши? Может ли оно служить оружием  или нивелирует и убаюкивает своим эстетическим блеском? И наконец, может ли произведение искусства быть так же аутентично и эффективно, как действие камикадзе? 
Я обращалась с искусством как со святыней, именно поэтому я запирала его в чудесном  ”white cube"  галереи и в отвратительном ”white cube"  художественного рынка. Это было ошибкой: отделять искусство от жизни, лелеять его элитарность, превращая реальность в культурную пустыню? 
То, что сегодня нам выдают за искусство, не имеет с жизнью ничего общего. Как только искусство соприкасается с реальностью,  оно разрушает ее. Мы злоупотребляем искусством, чтобы заслониться от жизни. Я покидаю прекрасные храмы изящных искусств и смотрю в глаза реальным трагедиям. В тысячах форм, повсеместно и ежесекундно порождается и применяется ужас. Мы сами способствуем превращению искусства в  пособника и жертву катастрофы. И сегодня я прекрасно вижу, как культурная политика косвенно эскалирует военные конфликты. Отвращение, которое я испытываю при этом, - это ничто по сравнению с  тем, что происходит каждый день.
Это уже достаточно отвратительно. Прекратите накачиваться жалкими транквилизаторами, почувствуйте бурное отвращение. Отвращение не освобождает от забытья, но может  сильно подействовать и подготовить первый шаг: например, дать понять, что пришло время опустошить белые палаты, которые со временем стали доброй смесью  храма и банка. Покиньте в конце-концов пространство галереи: оно пустое!
Paula Bоеttcher, 27. November 2003

<<"Theory is Sexy" - 5. С 16 июня 2004. Александр Соколов.
В Государственном центре современного искусства 15 июня я присутствовал на дискуссии, посвященной проблемам образования в области современного искусства… Единственным выходом видится возвращение  к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов>
<<"Theory is Sexy" - 4. С 8 июня 2004.
Обращаюсь к своим коллегам, другим авторам последнего номера  <ХЖ> – Михаилу Ямпольскому, Дмитрию Виленскому, Александру Меламиду, Дмитрию Голынко-Вольфсону  и другим – вы не боитесь, что ваши яйца могут оказаться ниже чьего-то уровня горизонта?>
<<"Theory is Sexy" -3. С 3 июня 2004.
Однажды с Митей Канторовым мы сидели на даче и болтали. Разговор шел об открытии английского ученого, позволившем заснять «черную дыру». В телевизионных новостях сказали, что «удалось увидеть то, что увидеть невозможно». 
<<3 июня - А. Соколов. Попытка передачи внутреннего опыта>
<<"Theory is Sexy" -2. С 13 мая 2004.
На сей раз "тема" складывается из текста “Новая территория искусства” - "Проект «Новая территория искусства» реализуется компанией Brainmade и торговым комплексом «Трамплин». Brainmade был создан Алексеем Булдаковым и Максимом Каракуловым - участниками художественной группы Радек, которая известна московской арт сцене своими работами, посвященными социальной и политической проблематике. Brainmade является необходимой и эффективной формой организации, способной реализовывать художественные проекты во всевозможных общественных средах, напрямую с территорией искусства не связанных".
Если нижеследующее sexy, если возбуждает желание высказаться, отправьте свой текст>
<<22 мая. Ответ Максима Каракулова>
<<"Theory is Sexy" -1. С 28 апреля 2004.
Соколов - "«Не дай мне Бог сойти с ума, Уж лучше посох и сума» - эта жертва грозит чем-то более страшным, чем выпадением из космоса консьюмеризма". Бохоров - "Классы обмануть нельзя". Бредихина - "а кого еще обманывать, если не классы?" Аксенова - "
Намеренный отказ от выбора позиции правомерен лишь в дзенском пути">

TopList