ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<"Theory
is Sexy" - 6.
С 4 августа 2004. Александр Соколов. <<”White cube" изнутри! Открытое письмо галереи Паулы Беттхер> <<Письмо Ольги Лопуховой Пауле Бетчер и ответное письмо. Присланы Паулой Бетчер 28 августа. 24 августа. <<GIF.ru - Открытое письмо группы художников: "Мы призываем международную кураторскую группу и Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, во-первых, публично и официально разъяснить нам и российской художественной общественности в целом свои действия и, во-вторых, вернуться к открытым и демократическим нормам художественной жизни." 19 августа. <<GIF.ru - "Народный органайзер" - Андрей Ковалев, 19 августа> 16 августа. <<Приводим статью берлинской галеристки Паулы Бетчер <текст на немецком и перевод>, где она высказывает свое мнение о конфликте между кураторами Московской Биеннале> <<Публикуем письмо, предоставленное и написанное Богданом Мамоновым в ответ на просьбу Паулы Бетчер, прокомментировать конфликт кураторов Московской Биеннале> 9 августа. <<Комментарий коллег, GiF.ru: Комментарий Евгения Святского (АЕС+Ф) - интервью GiF.ru> Факт напряжения в рядах кураторов Первой Московской Биеннале Современного Искусства был достоянием общественности еще во время ярмарки Арт Москва. Тем не менее даже он не инициировал открытого разговора по поводу Биеннале в общественном пространстве. Это вызывает удивление еще и потому, что международная биеннале, сама по себе являясь общественным пространством, казалось, не должна быть полностью приватизирована ни государственным, ни частным капиталом. Сегодня – благодаря рассылкам по Интернету - достоянием общественности стала дискуссия между Виктором Мизиано и Иосифом Бакштейном, которую они вели опосредовано - письменно и через Министерство культуры РФ. Публикуя этот «диалог» на сайте, мы понимаем его как долгожданное начало того открытого разговора о Московской Биеннале. Такое понимание кажется оправданным еще и потому, что ноту Бакштейна подписали художники Олег Кулик и группа АЕС+Ф, выступив таким образом в роли и от лица «общественного мнения». Итак, поговорим. Александр Соколов> |
<<"Theory
is Sexy" -6.
С 4 августа 2004. Докладная записка. Уважаемая Майя Бадриевна! Хотел бы уведомить Вас о
деятельности кураторской группы, созданной
19.12.03, решением Оргкомитета по проведению
Первой Московской Биеннале Современного
Искусства. В группу были включены
профессионалы, каждый из которых имеет опыт
Проведения крупных международных
мероприятий в области современной
художественной культуры. Среди них: Роза
Мартинёс, Яра Бубнова, Виктор Мизиано,
Николя Буррио, Даниэль Бирнбаум, Ханс
Ульрих Обрист, Роберт Сторр и Ваш покорный
слуга, в качестве куратора-координатора.
<2-я страница письма подписанного Иосифом Бакштейном, группой АЕС и Олегом Куликом> консолидированным усилиям
остальных членов кураторской группы
удается переломить. У всех партнеров по
проекту возникло устойчивое убеждение в
том, что неизбежным спутником
сотрудничества с Мизиано является
атмосфера недоброжелательности, интриг,
взаимного недоверия и тотального
манипулирования.
Иосиф Бакштейн |
<объяснительная
записка Виктора Мизиано> Докладная записка Уважаемая Майя Бадриевна! Сожалею, что только сегодня, 20 мая 2004 г., мне была предоставлена докладная записка куратора–координатора Московской биеннале, Иосифа Бакштейна, датированная 19 апреля 2004 г. (т.е. месячной давности), в которой дается столь негативная оценка моей работы в этом проекте и моей профессиональной репутации вообще. На
соображения моего коллеги мне хотелось бы
возразить: Хочу
обратить ваше внимание: Возникшую
ситуацию я склонен объяснять следующими
обстоятельствами: Считая докладную записку Иосифа Бакштейна досадным недоразумением, я готов максимально способствовать профессиональному и достойному решению этого курьезного конфликта. Я готов продолжить свою работу над проектом, которая ни на минуту не прерывалась и оказалась высоко оцененной моими зарубежными коллегами, как и готов к любым профессионально оправданным формам компромисса. Надеюсь
на ваше правильное понимание возникшей
ситуации, на вашу поддержку в моих усилиях
по предотвращению общественного скандала;
на ваше чувство юмора, наконец. С
уважением |
<<GIF.ru
- "Народный органайзер" - Андрей Ковалев,
19 августа: "...в полной мере отношения Виктора Мизиано к действительности выражены в знаменитом тексте "Культурные противоречия тусовки", который был издан множество раз на разных языках. (См., например – Cultural Contradictions: On "tusovka"). Потаенный смысл этого послания всегда был для меня прост – вокруг одни тусовщики, общаться можно только с Мизиано, который выступает от имени и по поручению другой, большой и правильной тусовки. Забавно, что в этом тексте сказано следующее "Ситуация институционального и символического вакуума лишает тусовку чувства пропорции: она обращена к переизбытку. Если вынашивается периодический художественный проект, то это непременно фестиваль или Московская бьеннале; если речь идет о художественной институции, то это по меньшей мере будущий Центр Помпиду, а если о журнале, то это – русский Flash Art." У локальных институций, по мнению Мизиано – только одна цель – обеспечить удобства "кураторам" из внешнего мира. То есть моя версия такова – Мизиано развернул свою обыкновенную интригу именно в тот момент, когда настало время перейти от бесконечного словоговорения к делу. Бакштейн запсиховал, накатал это глупое письмо. В результате Витя в белом фраке, с чистенькими ручками, а Ося – понятно в чем. Для внешних наблюдателей такой поступок выглядит просто каким-то актом гражданского мужества. А я так думаю, что Мизиано просто понял, что утрачивает контроль над производством магического Запада. Поэтому и устроил всю эту бодягу. Но, как всегда, за руку его поймать невозможно. Но бодяга вовсе в том, что "Виктор Мизиано, все-таки, выбрал "искусство" и его убрали, потому что он мешал другим прилезть к власти и деньгам, стать официальными". (Богдан Мамонов). Выбор других денег и другой власти не есть истинный выбор. Как потомственный анархист, полагаю, что нет никакой разницы, брать деньги у Форда или у Швыдкого. Если Богдан Мамонов, или кто-то еще исполнял заказы Евросоюза или Французской республики, значит ли это, что он остался независимым и неофициальным? По причине вышеизложенного заявляю официально, что я лично поддерживаю Бакштейна. Глупо, но приходится отвечать на вопрос "С кем вы, мастера культуры"."> |
Соколов: Паула Бетчер: Как только стало известно,
что давно запланированная Московская
Биеннале состоится наконец в январе 2005
года, из Москвы появились первые
скандальные сообщения. Инцидент слегка
напоминает ситуацию перед выборами в
Государственную Думу в прошлом году.
Хотя не было сомнительного увольнения,
но произошло следующее: в апреле этого
года один из двух русских кураторов -
Иосиф Бакштейн – написал одной своей
подруге в российском Министерстве
Культуры письмо, в котором обвинил
своего коллегу Виктора Мизиано в
деструктивных действиях и потребовал
увольнения последнего. Письмо было
написано от имени всей
интернациональной кураторской группы (Бирнбаум,
Бубнова, Буррио, Мартинец, Обрист),
участники которой однако не имели ни
малейшего представления об этом письме,
и тем более не могли сформулировать его
довольно русское и просто смешное
содержание. И конечно не могли его
подписать. Вместо них была эта бумага
подписана русским представительским
художником Олегом Куликом и арт-группой
АЕС, которая однажды завоевала арт-рынок
своими исламскими теориями заговора.
Прямые последствия: Виктор Мизиано
вылетел из кураторской команды. Кулик и
АЕС оказались на официальном листе
приглашенных на Биеннале художников. |
Мы
публикуем письмо, предоставленное и
написанное Богданом Мамоновым в ответ
на просьбу Паулы Бетчер,
прокомментировать конфликт кураторов
Московской Биеннале. Дорогая Паула, |
<<Письмо
Ольги Лопуховой Пауле Бетчер и ответное
письмо. Присланы Паулой Бетчер 28 августа. Публикуем без перевода. Dear Paola, I was quite dissapointed by reading your article in support of V.Miziano.You are out of the context and receive quite subjective view. From my point of view , absence of Miziano will get to all of us the chance that biennial will be... I know a lot of facts concerning Miziano distructive role in many local and internationasl projects and at least .. for the first time... he was punished. And he deserved it, believe me, please.... Olga Lopukhova dear olga, thank you for your email and i can understand that there are fronts built up right now, in regards to that what happened in the frame of coming up biennale. i am in contact about that as well with joseph backstein and already explained him that it is not my intension to attack or to defense someone personally but i take a position against structures and actions which are disturbing or erasing the rest of a critical, social and cultural power which art still could have by welcoming the same mainstream and behaviour of western art business and art scene to moscow (and a things around and inside of the biennale is the beginning of such a process) and i am very sorry about that, because i always paid and pay attention to (and tried and try to do a lot as well for) the strong and lifeful Russian art life and its protagonists, to which is belonging Backstein as well as Miziano. I still remember when I was sitting with both of them 3 years ago in the ICA and made an interview for the german tv and they were discussing TOGETHER how to keep the russian art life lifeful and strong. in that case i am sorry about this personal conflicts i dont believe to be personal conflicts. as well as i do not understand the acting of kulik - an artist i admire!!! - and AES. but, well - all should be tired already about this discussions and i very hope that there will be found a solution which is in the interest of justice and and power of art and which creates not a line of stupid victims which are not necessary because all should understand themselves as keepers of an awake and intellectual spirit of today's world. to underline my words and my position a send you the open letter which is concerned to te closing os my gallery last december. with many warm regards, paula boettcher |
<<”White
cube" изнутри! Открытое письмо галереи
Паулы Беттхер Выставка Eлены Kовылиной «Атакующая поэзия», открывшаяся 21.11.2003, является завершающей в работе галереи Паулы Беттхер. Это решение представляется мне единственно возможным, как для меня лично, так и для всех, кто посредственно или непосредственно принимал в участие в работе галереи. Начну с биографии: с 1991 по 1998 год я училась в различных художественных академиях. Я переступала их пороги, лелея мечту стать художницей. Эту мечту я оставила, поскольку все, что мне хотелось сообщить миру, не укладывалось в возможности моей художественной выразительности. Тем больше я проникалась уважением к тем, кто был последовательным и упорным, к тем, кто мог придать характер своим мыслям посредством творчества. Этим было мотивированно открытие летом 1997 года моей галереи. Мой шаг был наивным, также как и предыдущие попытки обучаться искусству, но, по крайней мере, он был сделан сознательно. Открытием галереи, я хотела создать платформу тем художникам, которые воплощают в жизнь свой образ мышления, подтверждая это творческой практикой. Моим желанием было предоставить для них сакральное и защищенное пространство. Пространство, дающее возможность для коммуникации и обмена. Художественное высказывание должно быть увиденным и понятым. Через эмоциональный и интеллектуальный контакт, происходит осмысление мира «по ту сторону искусства» и раскрывается его значение. В последние годы мой взгляд на многие вещи заметно сместился. Я потеряла множество иллюзий, и потеряла я их с удовольствием. Теперь я обрела новую ясность. Так что вышеназванный ШАГ был сделан мной сознательно и больше не несет в себе наивный характер. В качестве галеристки я стала частью той машины, которая на первый взгляд кажется нам пестрой и привлекательной, но по монструозности не уступает той чудовищной конструкции, который подобострастно служит, а именно – гигантской машине художественного рынка. Конечная цель галереи упирается в экономику, которая является мнимым условием выживания тех, чье призвание – быть художником. Условие выживания художников - это безупречно функционирующее алиби для машины, поставившей на поток производство тривиальной эстетики и оппортунистических установок, направленных на удовлетворение потребностей рынка. Эта машина производит тренды и осуществляет идеологический контроль над культурой. Уже давно произведения искусства деградировали в сторону спекулятивных ценных бумаг, а весь мир искусства превратился в буферную зону политико-экономических спекуляций. Галеристы – лишь маленькие шестеренки, которые суетливо и алчно вращаются в такт большому механизму. Они копошатся то в своих больших магазинах, то на маленьких рынках – эти эстетствующие приспешники культуры потребления и насилия. Можно ли к этому добавить что-нибудь еще? Конечно, и, собственно, в этом состояли мои личные амбиции, а именно – в поиске абсурдного и неугодного «иного», того, чему искусство задает пространство и форму перед тем как выпустить в мир. Мои амбиции состояли в том, чтобы сытое и прогнившее общество заново приобрело культурное сознание, и в том, чтобы роль заданная галеристам как ”gate-keeper" между искусством и обществом воспринималась бы серьезно и отчетливо. К сожалению даже во времена сильнейших социальных потрясений мало кому взбредет в голову прекратить или поставить под сомнение игру в куплю-продажу. «Мы же всего лишь галеристы!» - это малодушное прикрытие фальшивой ответственностью, которая, собственно, и является территорией интересов, исключающих ответственность реальную. Мой способ ведения галереи был следующим: я попыталась стать помехой вышеназванного механизма. А именно: противостоять прислужничеству, позерству и продажности. При этом была растрачена огромная часть моих сил и энергетического заряда. В связи с постоянным давлением, связанным с выживанием в этой мясорубке, разумеется я была обречена на разочарования. Одновременно мной руководило желание обеспечить существование художников. В этих жестких условиях уже невозможен дифференцированный взгляд на вещи, рефлексия как таковая и сохранение «диссидентской» позиции. И в этом я вижу разоблачающий и деструктивный аспект галереи. Поэтому я ставлю под вопрос роль и эффективность деятельности галериста как таковую, а с этим и мою собственную дееспособность. Есть ли из этого какой-нибудь выход? Атаковать и уничтожить эту машину смогла бы только социально-культурная модель или независимая комьюнити, которая апеллирует по ту сторону коррумпированных отношений. Из предыдущего опыта нам известно, что подобные формы будут абсорбированы машиной и подвергнутся манипулированию в ее целях. Они послужат ее нивелированным и послушным украшением. В противном случае они будут аннулированы. К сожалению любая суверенная модель обречена на уничтожение. Машина потребления продуцирует Horror Vacui номер один и коварно убаюкивает своим тривиальным декором, завораживает чудесными картинами и мнимостями. Я не знаю выхода из сложившейся ситуации и выхожу из игры. Преуспевающий постмодернистский художник больше не идентифицируется с глубиной и содержанием его месседжа, а напротив с медиальной и потребительской эффективностью его нарцисcических гримас. Чем легче воспринимаются эти гримасы, чем они спектакулярней, тем больше у этого художника шансов на успех. Его произведение превращается в товар, его имя становится брендом. Мир искусства довольно велик и является иерархической структурой. Карьера художника, который может приспособиться к иерархии, зависит от того, насколько велик его менеджерский талант, насколько быстро мимикрирует он под воздействием тенденций, изменяя свои шаткие позиции. Чтобы держать в повиновении армейские подразделения художников, им раздают гранты и призы. Для лавины гримас, ставших художественными объектами, должны быть раскрыты коллекции и депо. Чего явно не достает, так это художника, выделяющегося из этой бесформенной массы и не прячущегося за фразу «Я ведь художник!», и именно ему надо дать возможность стать доступным публике. Если бы я не верила в существование таких художников, я не стала бы семь лет подряд заниматься галереей. Я знала об их существовании вчера, так же как и сейчас, знаю, что они существуют сегодня. Я предполагаю их существование в других сферах и надеюсь на их присутствие в будущем. Армия сегодняшних художников рассматривает себя через призму консума и прессы и пытается всеми правдами и неправдами прижиться в художественной среде, униформированно маршируя с ней в ногу. Участие - это главное! Культурная сцена морочит блестящим и гнилостным дыханием декаданса и быстрым коммерческим успехом, нашептывая о славе и возможности блистать в обществе. Эта красиво и чисто одетая армия, сформированная, вооруженная и финансируемая великими и сильными мира сего, разыгрывает медиальный спектакль и противостоит альтернативным формам. Художественная сцена продуцирует Horror Vacui номер два и выливается в смехотворно-обманчивый маскарад. Прекращение галерейной деятельности – это уход с этой чуждой мне сцены. Есть ли по ту сторону этого спектакля культурное сознание и насколько оно подразумевает общественную ответственность? Не является ли трагедией искусства то, что ему позволено лишь ломать комедию. Может быть «арт» – это всего лишь изношенное английское понятие, от которого больше нечего ожидать. Стремится ли оно внедриться в реальность или транслирует лишь себя самое? Быть может оно – значительная составная всей нашей жизни или всего лишь предмет роскоши? Может ли оно служить оружием или нивелирует и убаюкивает своим эстетическим блеском? И наконец, может ли произведение искусства быть так же аутентично и эффективно, как действие камикадзе? Я обращалась с искусством как со святыней, именно поэтому я запирала его в чудесном ”white cube" галереи и в отвратительном ”white cube" художественного рынка. Это было ошибкой: отделять искусство от жизни, лелеять его элитарность, превращая реальность в культурную пустыню? То, что сегодня нам выдают за искусство, не имеет с жизнью ничего общего. Как только искусство соприкасается с реальностью, оно разрушает ее. Мы злоупотребляем искусством, чтобы заслониться от жизни. Я покидаю прекрасные храмы изящных искусств и смотрю в глаза реальным трагедиям. В тысячах форм, повсеместно и ежесекундно порождается и применяется ужас. Мы сами способствуем превращению искусства в пособника и жертву катастрофы. И сегодня я прекрасно вижу, как культурная политика косвенно эскалирует военные конфликты. Отвращение, которое я испытываю при этом, - это ничто по сравнению с тем, что происходит каждый день. Это уже достаточно отвратительно. Прекратите накачиваться жалкими транквилизаторами, почувствуйте бурное отвращение. Отвращение не освобождает от забытья, но может сильно подействовать и подготовить первый шаг: например, дать понять, что пришло время опустошить белые палаты, которые со временем стали доброй смесью храма и банка. Покиньте в конце-концов пространство галереи: оно пустое! Paula Bоеttcher, 27. November 2003 |
<<"Theory
is Sexy" - 5.
С 16 июня 2004. Александр Соколов. В Государственном центре современного искусства 15 июня я присутствовал на дискуссии, посвященной проблемам образования в области современного искусства… Единственным выходом видится возвращение к институту наставников, который может быть создан на основе локальных, национальных и глобальных пантеонов старцев, цадиков, старейшин, дзенских учителей и других специалистов> |
<<"Theory
is Sexy" - 4.
С 8 июня 2004. Обращаюсь к своим коллегам, другим авторам последнего номера <ХЖ> – Михаилу Ямпольскому, Дмитрию Виленскому, Александру Меламиду, Дмитрию Голынко-Вольфсону и другим – вы не боитесь, что ваши яйца могут оказаться ниже чьего-то уровня горизонта?> |
<<"Theory
is Sexy" -2.
С 13 мая 2004. На сей раз "тема" складывается из текста “Новая территория искусства” - "Проект «Новая территория искусства» реализуется компанией Brainmade и торговым комплексом «Трамплин». Brainmade был создан Алексеем Булдаковым и Максимом Каракуловым - участниками художественной группы Радек, которая известна московской арт сцене своими работами, посвященными социальной и политической проблематике. Brainmade является необходимой и эффективной формой организации, способной реализовывать художественные проекты во всевозможных общественных средах, напрямую с территорией искусства не связанных". Если нижеследующее sexy, если возбуждает желание высказаться, отправьте свой текст> <<22 мая. Ответ Максима Каракулова> |
<<"Theory
is Sexy" -1.
С 28 апреля 2004. Соколов - "«Не дай мне Бог сойти с ума, Уж лучше посох и сума» - эта жертва грозит чем-то более страшным, чем выпадением из космоса консьюмеризма". Бохоров - "Классы обмануть нельзя". Бредихина - "а кого еще обманывать, если не классы?" Аксенова - "Намеренный отказ от выбора позиции правомерен лишь в дзенском пути"> |