ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
◄art-ontheground #15 Павел Микитенко. Искусство политики за пределами искусства или политики> |
В гуще сражения между наличным порядком и силами,
собирающимися Основой восстания, согласно СИ является пролетариат, а вовсе не группы
богемной интеллигенции. Политическим горизонтом, следовательно, было
для них преодоление эксплуатации и наёмного
труда. И вопреки частым упрёкам СИ в
богемности, известны примеры их участия в захватах фабрик и формировании
рабочих советов. Но вопрос, который, согласно СИ
ставит новый виток развития капитализма,
это вопрос сражения в области досуга. Их логика была такова, что до
настоящего времени правящий класс успешно использовал
досуг, который трудящиеся отвоевали у него в ходе
развития индустриального производства. Досуг превратился, таким
образом, в несравненный инструмент оглушения
трудящихся "полуфабрикатом мистификации и буржуазных
вкусов". "Изобилие телевизионного слабоумия, возможно,
является одной из причин неспособности рабочего
класса развивать политическую сознательность" (1).
Экспансия рынка на территорию повседневности, вызывает
особенное вниманием СИ к повседневной
чувственности и практикам, но персональные или микроколлективные
трансгрессии не являются единственным горизонтом сопротивления.
Перспективы движения задают организационные формы
прямой демократии в Советах, которые должны привести
к раскрепощению творчества, непосредственно воплощённого в
освобождённых формах труда. Это сближение
производства и творчества должно произойти в
результате осуществлённого в ходе работы советов "сдвига центра
жизненных интересов от пассивного досуга к новому типу
производственной активности", преодолевающему
разделение жизни на труд и досуг для свободного
становления "единого, но бесконечно разнообразного потока", растворяющего
производство и потребление в "творческом
использовании общего имущества" (2).
Здесь находятся и новые формы искусства. "Пролетариат,
бывший уже в XIX-ом веке наследником философии,
является теперь и наследником современного искусства,
ставшего первой сознательной критикой повседневной жизни. Он не может
упразднить себя без осуществления, в одно и то же
время, искусства и философии. Изменение мира или
жизни, для него это одно и тоже: воззвания, сопутствующие его отмене как
класса, отмене современного общества как царства
необходимости, и достижения, наконец возможного,
царства свободы неразделимы. Радикальная критика и
свободная реконструкция всех отношений и ценностей,
навязанных отчуждённой реальностью, вот его программа
максимум. Свободное творчество в созидании всех моментов и событий
жизни, вот единственная поэзия, которая будет признана, поэзия,
сделанная всеми, начало революционного праздника"
(3). (4) "К нищете
среди студентов", Участники СИ и студенты Страсбурга, 1966,
http://infokiosques.net/spip.php?auteur14 ,
22.12.2010. (10) "Реальный творческий потенциал времени
заключён в антиподах чего бы то ни было официально
признанного искусством. Искусство стало неотъемлемой частью современного
общества, и "новое" искусство может только
существовать как замена современного общества в
целом, как создание новых форм активности. Как выражение того яростного и
недоуменного желания проживать каждый
возможный опыт в его полноте, желания, которое в контексте
существующего общества – подавляющего жизнь во всех ее формах – может
только означать создание нового опыта,
противоречащего данному порядку. Чтобы создать
непосредственный опыт как чисто гедонистическое и
экспериментальное наслаждение собой, возможное только
в одной общественной форме – игре – и это желание
играть, которое все настоящие восстания утверждали
взамен униформы пассивности этого общества выживания и зрелища.
Игра – это сознательный способ преодоления спектакулярных искусства и
политики. Это – участие, взаимодействие и
самореализация, возрожденные в адекватной им форме. Это и
средство и цель полноценной революции". Революция современного
искусства и современное
искусство революции, Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith
& Charles Radcliffe unpublished text (1967),
http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/modernart.html
, 23.12.2010. |
◄art-ontheground #14 Павел Микитенко. Конструирование ситуаций. Действие. Вопрос организации. |
◄art-ontheground #13 Павел Микитенко. История искусства> |
◄art-ontheground #12 Павел Микитенко. Как делал ситуационистский интернационал> |
Этот
текст написан по нескольким причинам. Теории и практики Ситуационистского
Интернационала витают в воздухе как призрак, но почти никто толком не знает,
что они собой представляют. Призрак этот создают небольшие статьи и
фрагментарные переводы СИ, сделанных в 90-х. В 2000-х в России вышли
"Общество спектакля" и "Революция повседневной жизни", но эти книги,
содержащие большие теоретические обобщения довольно далеки от практики. В
связи с этим особенно важны небольшие, но сохраняющие между собой связность
тексты, оставленные во множестве Ситуационистским Интернационалом, поскольку
эти тексты очерчивают различные аспекты нового (для французских 60-х и для
российских 90-х, но не устаревшее и сейчас) революционного действия. Эти
тексты представляют собой попытку осмысления сплава искусства и политики,
который стремились осуществить участники СИ, преодолевая отчуждение,
навязанное разделением видов деятельностей, осуществлённым в ходе
специализации их на рынке труда, в парламенте и в других государственных
институциях. Далее> Материала получилось довольно много, поэтому я разбил его на несколько текстов, которые один за другим будут опубликованы в этой рубрике. Предыдущий #11 выпуск уже был на эту тему - Революция современного искусства и современное искусство революции. Cледующий #13 выпуск - История искусства. П. Микитенко> |
◄art-ontheground
#11.
Революция современного искусства и современное искусство революции. Timothy
Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe.
Перевод Павла Микитенко> ◄Этот текст английской секции Ситуационистского интернационала 1967 года, впервые опубликованный только в 1994м, никогда не был выпущен ни английской секцией, ни Ситуационистским интернационалом вообще. Во времена СИ ему случилось существовать только в качестве "конфиденциальной" рукописи. Тем не менее, текст особенно интересен, поскольку предлагает взгляд на историю искусства от Парижской коммуны 1871 года до поп-арта, с точки зрения последнего авангарда двадцатого века. |
◄art-ontheground
#10 Павел Микитенко. На
руинах советских сюжетов. Проблему, затрагиваемую в этом тексте, также как и в большинстве других текстов рубрики можно назвать проблемой политического эффекта искусства. Этот эффект возникает, когда искусство пытается выйти за пределы ремесла и действовать в пространствах, не маркированных как художественные, чтобы открыто и непосредственно участвовать в жизни людей. В эти моменты оно перестаёт "отражать" драммы общества, чтобы непосредственно включиться в их развитие. Проблема политического встаёт в искусстве всегда по-разному, также как и искусство по разному пытается совершить этот выход за пределы, положенные ему обществом. Как, например, в картинах соц-артистов десятилетиями существующих только для среды московского андеграунда, а иногда и просто для друзей. Или в уличных акциях, форму которых апроприирует или анализирует уличное искусство. Но самый масштабный эксперимент политизации искусства был поставлен в советском театре начала века. В двадцатые годы именно театру в большей степени удалось реализовать мечту художников о воздействии на становление нового революционного сообщества. В эпоху до технологичных средств массовой информации, театр, ставший по настоящему массовым искусством в советской России, обладал беспрецедентным влиянием на формирование языка, облика действительности, манеры поведения, ставших распространёнными в новой стране. Проследив развитие театра этого времени, мы понимаем на что искусство способно в послереволюционные годы и какую роль оно сыграло в становлении сталинского канона официальной культуры, на руинах которой мы сегодня существуем. |
◄art-ontheground
#9 Павел Микитенко.
Эрик Булатов: "Я такой же
зритель как и каждый другой"> Авангард отрицал картину, а для меня картина – это нечто абсолютно необходимое и даже основное. Только через картину я могу вступить в контакт с внешней реальностью. Я думаю, что несмотря на отрицание авангардистами картины, они на самом деле работали во славу картины, открывали её новые возможности. То, что делал Лисицкий или Родченко – это, в первую очередь, картины. Нужно сказать, что картина и живопись – это не одно и тоже. Авангард – это движение в сторону графики, скульптуры, попытка уйти от живописи, но все равно то что делали авангардисты остается картиной. Это мое убеждение. |
◄art-ontheground
#8. Павел Микитенко. 1. Восстание как искусство – искусство как восстание. Обсуждение текста Владимира Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции». 2. Классика, авангард и разумная действительность коммунизма. Обсуждение текста Михаила Лифшица «О Пушкине». |
<<Искусство в Париже. От индустрии до прямого действия. art-ontheground #7. Павел Микитенко |
<<"От зомби к киборгу". art-ontheground #6. Павел Микитенко> |
<< art-ontheground #5. Павел Микитенко. Перевод статьи Клемента Гринберга "Арт критицизм". Этот тект 81 года важен тем, что в нем сделана попытка определить, чем является критицизм в отличии от других видов письма об искусстве. И хотя сегодня, в связи с этим текстом остается много вопросов, которые мы намерены затронуть в последующих текстах рубрики, главная его мысль представляется нам верной. А именно, художественная критика – это ценностное суждение, имеющее своим основанием вкус критика > |