Из Москвы
к ним уже приезжал Виктор Мизиано, из европейских звезд приезжает группа Суперфлекс, недавно была андерграундный герой, писатель и музыкант Лидия Ланч.
Воркшоп Давида Тер-Оганьяна, проведенный совместно с активистом
социалистического движения Ильей Будрайтскисом, в тесном взаимодействии с
которым художник работает последние пару лет, не заслуживал бы особого внимания,
если бы не выходил за рамки этого образовательного процесса.
Результатом мастер-класса стала прошедшая по центральным улицам Бурже 25
октября манифестация из двадцати студентов, присоединившейся к ней компании
детей и прохожего. Мастер-класс состоял из пяти семинаров, на которых Илья
Будрайтскис знакомил студентов с политической ситуацией в мире и рассказывал о
стратегиях и моделях протестных действий и непосредственно, – о технологиях
манифестации. Что было несколько неожиданным для студентов Школы,
ориентированных на профессиональную художественную деятельность, в их
представлении никак не связанную с политической жизнью. После серии семинаров
студенты провели небольшое социологическое исследование на улицах города, а
ночью, вместе со своими московскими учителями расклеивали оповещающие о
предстоящей манифестации стикеры.
Кроме того, в галерее
La Box при Школе состоялась выставка под названием «Манифестации»
(18 октября - 28 ноября 2007 *)
- увеличенной в несколько раз и напечатанной на холстах компьютерной графики,
изображающей протестные массы с транспарантами.
Итак, результатом работы Давида Тер-Оганьяна и Ильи Будрайтскиса в Бурже стали
разного рода манифестации – на холстах и на улицах города. После
режиссированного активистского шествия с профессиональным скандированием,
флагами и транспарантами, экспозиция была дополнена его видео-документацией.
Выставленные в La Box картины представляют собой черно-белые, редуцированные к
угловатым – из-за выбранной крупной квадратной кисти – силуэтам, транспарантам,
флагам и схематично очерченному пространству улиц. Как и всякая осмысленная
редукция, эта отсылает к фундаментальным живописным основаниям; но каждый
художник возводит изобразительность к особенным началам, и эта совершена ради
того, чтобы обозначить два определяющих источника живописного опыта:
художественный и политический.
Во первых, изображенные на картинах предметы не вполне оформлены. Существуя в
живописном пространстве, они еще несут в себе след той среды, в которой они
появились и без которой не могут существовать – среды воображения. Эти
живописные объекты появились не для того, чтобы указывать на определенные,
существующие в реальности предметы, а чтобы наметить контуры еще не
реализованного образа – тем самым взывая к воображению зрителя как к
пространству, в котором только и могли бы обрести существование. Таким образом,
на уровне художественного метода происходит редукция по направлению от
реальности к воображению. Редукция эта удерживает критическую дистанцию по
отношению к реальности и являет собой модернистский подход, то есть работу с
образом на микроуровне желания. А компьютерное исполнение добавляет легкость и
дистанцию по отношению к телу, живописному ремеслу.
Вторая редукция касается того, во что складываются эти не вполне оформившиеся
закрашенные черным области, пиксели и почти хаотичные линии. В контексте
европейского искусства работы Давида Тер-Оганьяна можно сравнить с картинами
представителя «неофициального искусства» ГДР Ральфа Пенка, который тоже рисовал
черно-белые манифестации в примитивистской манере. Но если у Пенка примитивная
манера, то есть редукция осмыслена в антропологическом измерении и в пределе
отсылает к возникновению пещерной живописи, то Давид Тер-Оганян редуцирует в
политическом измерении и отсылает к фундаментальным, основополагающим
политическим практикам. Хаотичные тонкие линии на картинах Давида Тер-Оганьяна
рисуют витающее среди демонстрантов событие манифестации.
Итак, первая редукция касается метода и субъективной специфики художественного
производства. Вторая отсылает к фундаментальной политической практике, к которой
эта субъективность присоединяется. Речь идет о практике, сложившейся в 18 веке,
когда господствующему классу в качестве производящего класса стал противостоять
не раб как в античности, не крепостной крестьянин как при феодализме, а
свободный человек благодаря Великой французской революции получивший правовую
основу протеста.
Имея в виду вечно бастующую Францию, и прошедшую за неделю до манифестации
художников двухтысячную демонстрацию рабочих Бурже против того, чьим именем
является Саркози, очевидно, что превращенный в подготовку и реализацию
манифестации мастер-класс не имел никакого значения в реальной политике. К чему
же тогда эти транспаранты и шествия?
Давид Тер-Оганья и Илья Будрайтскис этим двойным событием предлагают
определенную модель искусства. Это искусство авангардное, то есть предполагающее
художественный эффект в том месте, где внутри самого произведения происходит
выход за пределы искусства как сложившейся, институциализированной и
коммерциализированной практики. Такому искусству нельзя научиться в рамках
академического образовательного процесса, какой бы преподаватель не делился
собственными знаниями и собственным опытом со студентами. Хотя бы потому, что
задачи авангардистского искусства заключаются в привнесении, выявлении новой
чувственности и новых, получаемых в порядке экспериментальной практики знаний.
Таким образом – раскрывая смысл двойной манифестации в Бурже – нужно ставить
вопрос о источнике этой чувственности, с необходимостью находящемся за рамками
образовательного и в целом, художественного процесса. На этот вопрос можно
давать различные ответы. Но в традиции левого, критического, протестующего,
революционизирующего искусства этот опыт и эта чувственность добывается в
практиках сопротивления. Будь то предложенная Фуко сопротивленческая позиция
интеллектуала-специалиста, политизирующего трудовую деятельность, связанную с
конкретной специальностью, носителями которой мы являемся. Или практика
сопротивления угнетенных масс, на определяющей политическое измерение роли
которых настаивает Ален Бадью.
Данная работа московских художника и активиста
осуществляет синтез этих двух стратегий.
*) Проект будет состоять из 6
выставок и продлится до 12 июля 2008 года.
23 октября 2007 состоялась конференция с участием Виктора Мизиано. "Могут ли художники помочь нам жить вместе?"
- главный вопрос и выставочного проекта и конференции.
|