| Из Москвы 
к ним уже приезжал Виктор Мизиано, из европейских звезд приезжает группа Суперфлекс, недавно была андерграундный герой, писатель и музыкант Лидия Ланч. 
Воркшоп Давида Тер-Оганьяна, проведенный совместно с активистом 
социалистического движения Ильей Будрайтскисом, в тесном взаимодействии с 
которым художник работает последние пару лет, не заслуживал бы особого внимания, 
если бы не выходил за рамки этого образовательного процесса. 
     
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
   
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
       
 Результатом  мастер-класса стала прошедшая по центральным улицам Бурже 25 
октября манифестация из двадцати студентов, присоединившейся к ней компании 
детей и прохожего. Мастер-класс состоял из пяти семинаров, на которых Илья 
Будрайтскис знакомил студентов с политической ситуацией в мире и рассказывал о 
стратегиях и моделях протестных действий и непосредственно, – о технологиях 
манифестации. Что было несколько неожиданным для студентов Школы, 
ориентированных на профессиональную художественную деятельность, в их 
представлении никак не связанную с политической жизнью. После серии семинаров 
студенты провели небольшое социологическое исследование на улицах города, а 
ночью, вместе со своими московскими учителями расклеивали оповещающие о 
предстоящей манифестации стикеры.
 
 
 Кроме того, в галерее 
La Box при Школе состоялась выставка под названием «Манифестации» 
(18  октября - 28 ноября 2007  *) 
- увеличенной в несколько раз и напечатанной на холстах компьютерной графики, 
изображающей протестные массы с транспарантами.
 
 
 Итак, результатом работы Давида Тер-Оганьяна и Ильи Будрайтскиса в Бурже стали 
разного рода манифестации – на холстах и на улицах города. После 
режиссированного активистского шествия с профессиональным скандированием, 
флагами и транспарантами, экспозиция была дополнена его видео-документацией.
 
 Выставленные в La Box картины представляют собой черно-белые, редуцированные к 
угловатым – из-за выбранной крупной квадратной кисти – силуэтам, транспарантам, 
флагам и схематично очерченному пространству улиц. Как и всякая осмысленная 
редукция, эта отсылает к фундаментальным живописным основаниям; но каждый 
художник возводит изобразительность к особенным началам, и эта совершена ради 
того, чтобы обозначить два определяющих источника живописного опыта: 
художественный и политический.
 
 Во первых, изображенные на картинах предметы не вполне оформлены. Существуя в 
живописном пространстве, они еще несут в себе след той среды, в которой они 
появились и без которой не могут существовать – среды воображения. Эти 
живописные объекты появились не для того, чтобы указывать на определенные, 
существующие в реальности предметы, а чтобы наметить контуры еще не 
реализованного образа – тем самым взывая к воображению зрителя как к 
пространству, в котором только и могли бы обрести существование. Таким образом, 
на уровне художественного метода происходит редукция по направлению от 
реальности к воображению. Редукция эта удерживает критическую дистанцию по 
отношению к реальности и являет собой модернистский подход, то есть работу с 
образом на микроуровне желания. А компьютерное исполнение добавляет легкость и 
дистанцию по отношению к телу, живописному ремеслу.
 
 Вторая редукция касается того, во что складываются эти не вполне оформившиеся 
закрашенные черным области, пиксели и почти хаотичные линии. В контексте 
европейского искусства работы Давида Тер-Оганьяна можно сравнить с картинами 
представителя «неофициального искусства» ГДР Ральфа Пенка, который тоже рисовал 
черно-белые манифестации в примитивистской манере. Но если у Пенка примитивная 
манера, то есть редукция осмыслена в антропологическом измерении и в пределе 
отсылает к возникновению пещерной живописи, то Давид Тер-Оганян редуцирует в 
политическом измерении и отсылает к фундаментальным, основополагающим 
политическим практикам. Хаотичные тонкие линии на картинах Давида Тер-Оганьяна 
рисуют витающее среди демонстрантов событие манифестации.
 
 Итак, первая редукция касается метода и субъективной специфики художественного 
производства. Вторая отсылает к фундаментальной политической практике, к которой 
эта субъективность присоединяется. Речь идет о практике, сложившейся в 18 веке, 
когда господствующему классу в качестве производящего класса стал противостоять 
не раб как в античности, не крепостной крестьянин как при феодализме, а 
свободный человек благодаря Великой французской революции получивший правовую 
основу протеста.
 
 Имея в виду вечно бастующую Францию, и прошедшую за неделю до манифестации 
художников двухтысячную демонстрацию рабочих Бурже против того, чьим именем 
является Саркози, очевидно, что превращенный в подготовку и реализацию 
манифестации мастер-класс не имел никакого значения в реальной политике. К чему 
же тогда эти транспаранты и шествия?
 
 Давид Тер-Оганья и Илья Будрайтскис этим двойным событием предлагают 
определенную модель искусства. Это искусство авангардное, то есть предполагающее 
художественный эффект в том месте, где внутри самого произведения происходит 
выход за пределы искусства как сложившейся, институциализированной и 
коммерциализированной практики. Такому искусству нельзя научиться в рамках 
академического образовательного процесса, какой бы преподаватель не делился 
собственными знаниями и собственным опытом со студентами. Хотя бы потому, что 
задачи авангардистского искусства заключаются в привнесении, выявлении новой 
чувственности и новых, получаемых в порядке экспериментальной практики знаний. 
Таким образом – раскрывая смысл двойной манифестации в Бурже – нужно ставить 
вопрос о источнике этой чувственности, с необходимостью находящемся за рамками 
образовательного и в целом, художественного процесса. На этот вопрос можно 
давать различные ответы. Но в традиции левого, критического, протестующего, 
революционизирующего искусства этот опыт и эта чувственность добывается в 
практиках сопротивления. Будь то предложенная Фуко сопротивленческая позиция 
интеллектуала-специалиста, политизирующего трудовую деятельность, связанную с 
конкретной специальностью, носителями которой мы являемся. Или практика 
сопротивления угнетенных масс, на определяющей политическое измерение роли 
которых настаивает Ален Бадью.
     
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
   
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
Данная работа московских художника и активиста 
осуществляет синтез этих двух стратегий.
 
     
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
   
    
        
        
      
       
        
       
        
      
       
        
     *) Проект будет состоять из 6 
выставок и продлится до 12 июля 2008 года.  23 октября 2007 состоялась конференция с участием Виктора Мизиано. "Могут ли художники помочь нам жить вместе?" 
- главный вопрос и выставочного проекта и конференции.
 |