ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
"От зомби к
киборгу". art-ontheground
#6. Павел Микитенко
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
<<"От зомби к
киборгу". Павел
Микитенко> В Москве science-art представлен
только галереей «Electroboutique ViewStation» на Арт-Стрелке, где пионеры
российского кибер-искусства Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев выставляют
медиа-зеркала, превращающие изображение в подобие обложек психоделических
рок-групп шестидесятых или музыкальных клипов MTV.
Недавно открывшаяся галерея Art&Science Space дополняет этот скромный ландшафт
искусства, рождающегося там, где его территория пересекается с территорией науки.
Перед людьми, заполнившими подвал Винзавода, стояло заурядно
одетое и без видимых признаков мутаций тело взрослого мужчины, - свои первые
проекты Стеларк делал еще в середине семидесятых. Так что если кто-то ожидал
увидеть художника в роли склонного к кибер-мистификациям персонажа в блестящих
металлом одеяниях, то оказался разочарован. Но захватывающий рассказ об
осуществленных за эти годы проектах и прекрасное чувство черного юмора, должны
были вернуть им интерес к происходящему. Вслед за художниками шестидесятых-начала семидесятых, которые
стали выставлять человеческое тело как произведение искусства, он выбрал
собственное тело в качестве художественного материала. Но
в отличие от предшественников, демонстрировал его не как кисть, предмет
мистериальных истязаний или объект общественных отношений, а как объект научных
исследований и экспериментов. Для того, чтобы найти применение достижениям
научно-технического прогресса в создании нового человеческого кибер-тела. Когда выступление закончилось и художнику стали задавать
вопросы, стало ясно, что большинство присутствующих
испытывает некоторое недоумение или даже дискомфорт от
происходящего. И уж совсем не разделяют его воодушевление от возможностей
науки и техники по усовершенствованию данного нам от природы тела. На вопрос же, зачем вообще нужны эксперименты по
технологическому усовершенствованию человеческого тела, художник ответил, что
если самый важный человеческий орган - кожу модифицировать, чтобы она позволяла
кислороду поступать непосредственно к органам, а также усваивала влагу и другие
жизненно необходимые вещества из окружающего пространства, то внутри тела
освободилось бы много места, которое можно занять полезными технологическими
приспособлениями. Но возвращаясь к нашей реальности зрителя этого выступления,
мы задаемся вопросом, что значат эти эксперименты на грани между наукой и
искусством, которые редко можно отнести к искусству и еще реже к науке? Ведь они
не способны удовлетворить требований развитого художественного вкуса. Но также
не являются технологическими достижениями, а только намекают на нечто большее,
что может произойти в будущем. Ведь «Extra Hand» пока может только повторять
движения правой руки, на которую ее надевает Стеларк, «Extra Ear» никогда не
будет слышать, а «Голова» лишь более или менее обыкновенный искусственный
интеллект. Павел Микитенко |
<< art-ontheground #5. Павел Микитенко. Перевод статьи Клемента Гринберга "Арт критицизм". Этот тект 81 года важен тем, что в нем сделана попытка определить, чем является критицизм в отличии от других видов письма об искусстве. И хотя сегодня, в связи с этим текстом остается много вопросов, которые мы намерены затронуть в последующих текстах рубрики, главная его мысль представляется нам верной. А именно, художественная критика – это ценностное суждение, имеющее своим основанием вкус критика > |