ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
ScienceArtFest, Мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству и науке, Москва 16-29 марта 2009
<<Экспресс-пробег по выставке наука как предчувствие. Владислав Чиженков>
<<"От зомби к киборгу". Павел Микитенко>
<<«Наука как предчувствие»/ «Science as suspense» 2009. Анна Ильченко, обозреватель artinfo.ru
<<16
- 29 марта 2009 г. в Москве на территории Центра современного искусства «Винзавод»
масштабный мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству
и науке, ScienceArtFest. Открытие выставки "Наука как
предчувствие"
("Science as Suspense")
15 марта в Цехе Белого.
В Москву, для участия в выставке Science as Suspense приедут выдающиеся
художники, работающие в жанре science-art: Стеларк, Кен Ринальдо, Криста
Зоммерер, Лоран Миньоно, Николас Риивз, Поль Граньон. Для участия в
конференции и круглом столе по проектированию научных музеев привлечены
руководители ведущих научных музеев
и просветительских центров мира, а так же директора российских музеев и
образовательных организаций, художники, имеющие опыт в создании современных
наукоемких экспозиций. В рамках выставки "Наука как предчувствие" будет
представлена коллекция документальных видеофильмов о тех произведениях
искусства, которые в последние годы были созданы художниками с применением
новейших технологий – искусственной жизни, робототехники, био- и генной
инженерии. ScienceArtFest организован фондом некоммерческих программ «Династия», в рамках программного направления «Популярная наука». Основные мероприятия Фестиваля: выставка Science as Suspense; конференция для музейных работников, специалистов в области образования и науки. |
В программе также: 16 марта 20.00-22.00 Лекция Стеларка (Австралия) <на фотографии Владислава Чиженкова Стеларк с третьим ухом на руке> |
17 марта 20.00-22.00 Мастер-класс Кена Ринальдо (США) 19 - 20 марта 18.00 – 21.00 Научно-популярное кино - 75 лет «Леннаучфильму» 21 марта 12.00 – 21.00 День публичных лекций знаменитых ученых: Николай Янковский, Константин Анохин, Анатолий Черепащук, Михаил Алшибая 22 марта 15.00 – 18.00 Публичные дебаты с участием ученых «Научные фальсификации и общественные психозы, связанные с наукой » (куратор – главный редактор журнала «Химия и Жизнь» Любовь Стрельникова). Клонирование, Озоновые дыры, Адронный коллайдер, Глобальное потепление... 21 – 22 марта 12.00 – 18.00 Мастер-классы для детей, родителей и педагогов. Студия мультипликации своими руками, Экологический практикум, Научные фокусы. В рамках ScienceArtFest состоится церемония награждения третьего грантового конкурса «Научный музей в XXI веке». Это будет грандиозное зрелищное преставление, постановкой которого занимаются обладатели российской театральной премии «Золотая маска» Максим Исаев и Павел Семченко (театр АХЕ). |
<<Экспресс-пробег по выставке наука
как предчувствие. Владислав Чиженков. Последовательность: Робортариум: у двух роботов, катающихся по полу, есть умеренно натуралистичные муляжи половых органов, а также датчики, благодаря последним механические зверушки могут найти друг друга, и если испытают взаимное влечение, то вознаградить терпеливого зрителя картиной того, что автор Поль Граньен называет совокуплением роботов. На столе в центре катается третий робот, лишенный видимых половых признаков. Предназначение этой особи, по словам автора, заключается в том, что бы жаловаться и плакать о невозможности сексуального контакта. Далее. Кен Ренальдо собирался показать своих «БОТОВ-ПАПАРАЦЦИ», фотографирующих людей при условии наличия на их лицах улыбки, но боты безнадежно застряли на питерской таможне, поэтому было представлено только видео про них. Зато можно было посмотреть видео и о других проектах Кена Ринальдо, в том числе и про созданный им социум роботов-пауков. Геометрические бабочки – кубы с плотностью воздуха, увешенные датчиками, микровентиляторами и несущими бортовые компьютеры с искусственным интеллектом , которого им, бабочкам, хватает, по крайней мере, на то, что бы не вылететь за пределы отгороженной территории и не сталкиваться друг с другом. В пресс-релизе утверждается связь этого проекта Николоза Ривза с идеями русского футуриста Григория Крутикова о летающих городах, однако первое что вспоминается – это Серебрянные Облака Уорхола, более живые, вследствие своей безмозглости, наверно. Живописный фильм про металлорак , выполненный в стилистике научно-популярного и социального кино. Металлорак – болезнь будущего, возникающая при неблагоприятном взаимодействии тела человека с металлическими имплантантами, при которой ткань тела человека начинает замещаться беспорядочным набором металлических штуковин. Главной особенностью металорака, говорят создатели фильма, является то, что он начинается и кончается непредсказуемо. MEART - полуживой художник. Проект исследовательской группы «SymbioticA» (Австралия). Полуживой художник состоит из биокомпьютера, собранного из нейронов крысы, камер-глаз , манипуляторов-рук и программного обеспечения, которое всем этим управляет. Части полуживого художника могут находится на различных континентах. « Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство» - заявляет один из авторов проекта. «Костюм Арлекина» - проект Орлан (Франция). Она выращивает в специальном биореакторе клетки соей кожи вместе с клетками различных животных. Потом она размещает проекции этих клеток на – осталось для меня не ясным - одном и том же или нет тексте, причем текст каждый раз должен быть на новом языке. «Грациозные машины» Билл Ворн, Эмма Хоулс, Джонатан Вильнев (Канада). Танец живых и механических актеров. «Проникновенный диалог органического с рукотворным» - пишут авторы пресс-релиза, про «металорак» написать тоже самое можно было с большим успехом. Социальные роботы Кена Ринальдо. Николоз Ривз дает интервью на фоне своих кубов. «Салон блаженства» Эрвин Дриссенс и Мария Фестаппен (Нидерланды). Управляемая компьютером щеточка гуляет по телу. Утверждается, что в этом есть ирония. Верим. Фототропия Кристы Зоммер и Лоран Миньоно (Австрия). Виртуальные бабочки рождаются, развиваются и умирают в зависимости от того, как будет светить фонариком зритель на экран – их место обитания. Эстетически оставило впечатление фрагмента из мультфильма Норштейна. «Протезированная голова» Стеларка. Стеларк пытался создать биотехнологическую голову на основе собственных тканей, и это почти у него получилось, но как он признался днем позже на лекции, в ткани головы попала какая-то зараза и голову пришлось поместить в формалин. То, что было показано на выставке, напоминало даже не сколько голову в формалине, сколько аватару из не очень новой компьютерной игры. Подключенная к соответствующей программе, голова может вести разумные беседы с публикой, с более-менее адекватной мимикой давая на простые вопросы публики ответы не сколько забавные, сколько вызывающие восторг у последней. Стеларк с ухом на руке говорит что оно, ухо, будет расти дальше и станет большое и настоящее. Заметим, что учитывая наличие имплантата - без него не получилось - может не такое настоящее, как ухо на спине знаменитой мыши, но зато с микрофоном и вайфаем, которые туда обещает встроить художник, как только ухо достаточно отрастет. |
<<"От зомби к
киборгу". art-ontheground
#6. Павел Микитенко> В Москве science-art представлен
только галереей «Electroboutique ViewStation» на Арт-Стрелке, где пионеры
российского кибер-искусства Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев выставляют
медиа-зеркала, превращающие изображение в подобие обложек психоделических
рок-групп шестидесятых или музыкальных клипов MTV.
Недавно открывшаяся галерея Art&Science Space дополняет этот скромный ландшафт
искусства, рождающегося там, где его территория пересекается с территорией науки.
Перед людьми, заполнившими подвал Винзавода, стояло заурядно
одетое и без видимых признаков мутаций тело взрослого мужчины, - свои первые
проекты Стеларк делал еще в середине семидесятых. Так что если кто-то ожидал
увидеть художника в роли склонного к кибер-мистификациям персонажа в блестящих
металлом одеяниях, то оказался разочарован. Но захватывающий рассказ об
осуществленных за эти годы проектах и прекрасное чувство черного юмора, должны
были вернуть им интерес к происходящему. Вслед за художниками шестидесятых-начала семидесятых, которые
стали выставлять человеческое тело как произведение искусства, он выбрал
собственное тело в качестве художественного материала. Но
в отличие от предшественников, демонстрировал его не как кисть, предмет
мистериальных истязаний или объект общественных отношений, а как объект научных
исследований и экспериментов. Для того, чтобы найти применение достижениям
научно-технического прогресса в создании нового человеческого кибер-тела. Когда выступление закончилось и художнику стали задавать
вопросы, стало ясно, что большинство присутствующих
испытывает некоторое недоумение или даже дискомфорт от
происходящего. И уж совсем не разделяют его воодушевление от возможностей
науки и техники по усовершенствованию данного нам от природы тела. На вопрос же, зачем вообще нужны эксперименты по
технологическому усовершенствованию человеческого тела, художник ответил, что
если самый важный человеческий орган - кожу модифицировать, чтобы она позволяла
кислороду поступать непосредственно к органам, а также усваивала влагу и другие
жизненно необходимые вещества из окружающего пространства, то внутри тела
освободилось бы много места, которое можно занять полезными технологическими
приспособлениями. Но возвращаясь к нашей реальности зрителя этого выступления,
мы задаемся вопросом, что значат эти эксперименты на грани между наукой и
искусством, которые редко можно отнести к искусству и еще реже к науке? Ведь они
не способны удовлетворить требований развитого художественного вкуса. Но также
не являются технологическими достижениями, а только намекают на нечто большее,
что может произойти в будущем. Ведь «Extra Hand» пока может только повторять
движения правой руки, на которую ее надевает Стеларк, «Extra Ear» никогда не
будет слышать, а «Голова» лишь более или менее обыкновенный искусственный
интеллект. Павел Микитенко |
<<«Наука как предчувствие»/ «Science as
suspense» 2009. Анна Ильченко,
обозреватель artinfo.ru В центре современного искусства Винзавод, в рамках научно-популярного фестиваля ScienceArtFest открылась первая в России международная выставка «Наука как предчувствие». Куратором science-art проекта назначен Дмитрий Булатов, который стремился собрать лучших представителей этого направления из Австралии, Австрии, Великобритании, Канады, США и Франции. <на фотографии Владислава Чиженкова Стеларк с третьим ухом на руке> |
Основная идея выставки неразрывно связана с теорическим исследованием Дмитрия Булатова сферы взаимоотношений искусства и высоких технологий, получившим название «Третья модернизация. Технобиологическое произведение искусства». В нем теоретик говорит о вступлении человека в новый исторический период развития, в котором преобладающие научно- технологические процессы приводят к новой революции в науке (особенно в информатике и биологии) и искусстве. В связи с этим Д. Булатов отмечает, что теперь художественные произведения создаются при помощи биомедицинских и информационных технологий. Чтобы как-то обозначить рождение нового явления в истории искусства, он использует собственное определение «третий модерн». «Под Третьим Модерном мы понимаем совокупное название художественных тенденций, в которых провозглашаются новые конструктивные подходы, уплотняющие качественные и количественные характеристики артефактов посредством организации, моделирования или учета влияния метаболических процессов». Характерной чертой технобиологических произведений искусства является метаболическая функция. Таким образом, автор исследования говорит о наделении артефактов не только свойствами технического объекта, но и живых организмов («рост, изменчивость, автосохранение и репродуктивность»). На выставке представлены работы художников, которые рассматривают с различных точек зрения симбиоз органического и технического. Например, работы Орлан «Костюм Арлекина» (Франция), которая состоит из видеопроекций роста клеток кожи художника совместно с клетками животного происхождения, или псевдодокументальный фильм Флорис Кайк «Металлорак» (Нидерланды), рассказывающий о новой вирусной болезни пациентов с металлическими имплантатами, повествуют о прямом физическом взаимопроникновение человека и техники. Роботехнические произведения Поля Граньона «Роботариум» (Франция), Билли Ворна, Эммы Хоулс и Джонатана Вильнева «Грациозные машины» (Канада), «Салон блаженства» Эрвина Дриссенса и Марии Ферстаппен (Нидерланды), «Геометрические бабочки» Николаса Ривза (Канада), а также «Протезированная голова» Стеларка (Австралия) иллюстрируют богатую палитру отношений между живым и техническим, начиная от вербальных контактов до пластического сплетения тел. Стоит упомянуть, что, к сожалению, большинство работ художников представлены не «живьем», а только в качестве документального видео, запечатлевшего процесс их создания. Кроме того, в нынешнем проекте science-art не принимают участия наши соотечественники, что также вызывает недоумение и разочарование. Помимо симбиотического разнообразия технобиологических произведений искусства, Калининградский филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) представил архив документальных видеофильмов о художниках, которые использовали в своих произведениях новейшие технологии XXI века. Это крупнейшая международная коллекция технобиологического искусства. Проект носит название «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии». XXI век ознаменовался новыми поисками определения художественного пространства в системе истории искусства. Об этом свидетельствует манифест «Altermodern»(«Другой модерн») Никола Буррио, в котором знаменитый арт-критик и куратор пытается определить и исследовать современное искусство в его нынешнем состоянии. В этой связи становится более понятным движение Дмитрия Булатова в схожем направлении. В последнем предложении «Третьей модернизации» куратор прокламирует: «Нам предстоит научиться воспринимать технобиологические произведения "текуче". Это значит, что различия между подлинностью и поддельностью, реальностью и виртуальностью теперь будут носить импульсный характер и зависеть только от нас. Таким образом, мы оказываемся в ситуации сложной и непрекращающейся игры, где локализуются новые соотношения мобильности в присвоении и изъятии дара подлинности, а стало быть, и дара существования». Полный список участников: Билл Ворн, Эмма Хоус и Джонатан Вильнев (Канада) / Поль
Граньон (Франция) / Эрвин Дриссенс и Мария Ферстаппен (Нидерланды) / Криста
Зоммерер и Лорана Миньоно (Австрия) / Флорис Кайк (Нидерланды) / Орлан (Франция)
/ Николас Ривз (Канада) / Кен Ринальдо (США) / Стеларк (Австралия), группа
SymbioticA (Австралия) и Лаборатория Стива Поттера (США). Презентационная видеопрограмма КФ ГЦСИ коллекции «Эволюция от кутюр»: Луи-Филипп Демерс(Канада) «Деволюция», 2007 Проект искусства и культуры ткани: Орон Кэттс и Йонат Цурр(Австралия) «Ноев ковчег», 2007 Артур Эльсенаар и Ремко Скха(Нидерланды) «Морфология/Лицевой сдвиг», 2005 Паула Гаэтано Ади (Аргентина) «Алекситимия – автономный робо-агент», 2006 Джо Дэвис (США) «Добывания огонь», 2008 Лаура Белофф (Финляндия) «Ферма плодовых мушек», 2005 Стерлак (Австралия) «Экстра-ухо: ухо на руке», 2007 Джулия Фримен (Великобритания) «Озеро», 2005 Тэгни Дафф (Канада) «Архивы влажных медиа: Живые вирусные татуировки», 2008 Эндрю Грэйси (Великобритания) «Автоиндуктор_Ph-1: Межкультурная химия», 2006 Марта де Менезес (Португалия) «ДЕКОН», 2007 Джеймс Аугер и Джимми Луазо (Великобритания) «Изофон», 2004 Матеуш Херчка (Швеция) «Система поддержания жизни - Ванда», 2006 |
<Репотраж об открытии Международного молодежного проекта "М’АРСово Поле - Cодружество". Анна Ильченко> |