ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ

art-ontheground #14 Павел Микитенко. Конструирование ситуаций. Действие. Вопрос организации.
Перехват

Для того, чтобы лучше представить конструирование ситуаций, нужно сказать несколько слов о методе перехвата (Détournement). Перехват заключается в том, чтобы разбить реальность на части и пересобрать её, включая элементы наличной действительности в новые, освобождающие контексты, отклоняющие прежние значения этих элементов. Самым простым примером перехвата являются ситуационистские комиксы, где популярные изображения сохраняются для того, чтобы измененный текст полностью менял их смысл. Этот метод, родственный в средствах "низкому" юмору, снижающему пафос включённых в обыденный контекст высоких фраз, в эпоху, когда "высокая культура" теряет своё значение, действует обратным образом, возвращая заимствованным у современности словам и изображениям некоторую возвышенность. Песни Мальдорора ситуационисты видят как один громадный перехват Бюффона. Таким образом, направление перехвата противоположно тому, какое придают технике коллажа поп-артисты. В поп-арте "высокая культура" разбивается об экспансию культуры массовой, оставляя в качестве признаков своей кончины дополнительную строгость и "подвешенность" изображения, застывшего на полпути между полноценной мыслью и полной бессмыслицей; она оставляет двусмысленность конформистского восхищения перед изображением массовой культуры и аналитическую дистанцию к этому восхищению, ироничную, иногда даже трагичную. Перехват ситуационистов, это не ироническая или аналитическая дистанция – это поиск новой формы и новых отношений, в которые вплетается творческая активность ради удержания чувственной и интеллектуальной интенсивности "высокой культуры" в новых условиях, удержания, возможного только через включение её в революционный проект.

Нужно продумывать перехват, исходя из необходимости обращаться к тем или иным людям. Потому что идея чистой, абсолютной, безотносительной экспрессии уже мертва. СИ выступает за открытие произведения, разоблачение его целостности, непрекращающуюся возможность работать с ним. Так "Рождение нации" Гриффита, имея в виду богатство вклада в историю кино, осуществлённого этим фильмом и одновременно его очевидный расизм, не должен быть ни забыт, ни показан в его настоящем виде. Ги Дебор и Жиль Вольман предлагают полностью сменить озвучание фильма, чтобы заявить в нём решительное осуждение ужасов империалистической войны и деятельности Ку Клукс Клана, и в таком виде выпустить в прокат.

Идея перехвата не имеет ограничений. Она распространяется и на архитектуру, которая должна начинать работать на перехват, начиная со стадии экспериментального барокко. Перехват будет осуществлён архитектурными комплексами (элементарными единицами объединённого урбанизма) будущего, как динамической окружающей средой, связанной со стилями поведения. Новый архитектурный комплекс перехватывает включённые в него элементы города. Новый город, построенный рядом со старым также может перехватить последний. В конце концов, сами ситуационисты и их идея создания ситуаций объявляется открытой к перехвату через продуманное изменение того или иного определяющего условия ситуационизма. Однако, участники СИ не считали, что осуществлённый сам по себе, даже наилучшим образом придуманный перехват имеет возможность состояться, для этого он ещё должен произойти в нужное время в нужном месте, войдя в резонанс с освободительным движением, поскольку современные средства производства ещё не освобождены.

Конструирование ситуаций 

Создание ситуаций, это новый тип практики, в которой впервые исполняется мечта авангардных художников о выходе искусства в жизнь, не ограниченную ни жизнью художников и художественной публики, ни самим типом отношений, разделяющим тех, кто производит искусство и тех, кто пассивно потребляет его. Необходимо разрушить идентификацию зрителя с героем, чтобы вовлечь его в действие. Актёры и зрители в сконструированных ситуациях стремятся к взаимному превращению в жителей, в новом смысле этого слова. Концепция "сконструированных ситуаций" не ограничивается объединённым использованием художественных средств для создания атмосферы, это ещё и ансамбль поведения во времени, поэтому не может быть ситуационистской музыки или живописи, но живопись или музыка могут быть часть ситуации (метод перехвата, détournement). "Только это может вести к дальнейшему прояснению основных желаний, и проявлению, сегодня затруднённому, новых желаний, материальные корни которых будут расположены в новой реальности, рождённой ситуацинистскими конструкциями. Мы должны, поэтому, наметить вид ситуационистски ориентированного психоанализа, в котором по контрасту с задачами, преследуемыми различными существующими ветвями фрейдизма, каждый из участников этого приключения в специфическом окружении находил бы желания, чтобы исполнять их. Каждый должен стремиться к достижению того, что он любит, что привлекает его! [...] С помощью этого метода можно будет вычленить элементы, из которых ситуации могут быть сконструированы, складывая проект, активизирующий эти элементы"[1].

Речь не шла, конечно, о чисто художественных задачах, "единственная наша забота, это жизненная реальность". Но некоторые проблемы, и то, как они обсуждаются в связи с искусством, должны были служить тому, чтобы бросать новый свет на жизненную активность: "Вечность, это величайшая идея, которую индивид может постичь в связи со своим действием"[2]. История соткана из событий, которые и являются величиной, определяющей ценность существования. Конструирование ситуаций, в которых могли бы существовать события СИ считали одним из фундаментальных желаний, на которых будет основан новый тип взаимоотношений, воплощающий нужду в свободном творчестве, реализованную через игру с окружением, архитектурой, поведением. Сконструированные ситуации нужны, чтобы создавать такую среду, в которой все наши желания реализуемы и вся наша реальность желаема.

"Настоящая экспериментальная направленность деятельности ситуационистов состоит в гармонизации более или менее осо­знаваемых желаний и времени/места для их ре­ализации. Именно гармонизация окружающей среды и этих примитивных желаний способна спровоцировать осознание их примитивности и привести к спонтанному возникновению новых желаний, для реализации которых нужно будет создать новую реальность"[3]. Ряд общих ситуационистских тем и желаний, должен существенно ме­няться при столкновении с реальностью, трансформируясь из теоретических конструкций в практические. Для осуществления всего этого должна быть изобретена целая городская герилья.

"Ситуация - это единый ансамбль поведения во времени. Она состоит из определенного, про­думанного поведения, публичных жестов, спе­циально созданных для данного момента арте­фактов и "декораций""[4]. Для создания ситуаций могут пригодиться планы или сценарии, которые, конечно не будут совершенными, но в конце концов нужно развить систему примечаний, которая позволит нам быть точными. Сконструированная ситуация обязательно коллективна в своей подготовке и развитии. Но первые, сырые эксперименты могут потребовать ответственных за различные организационные моменты, они тем не менее, никогда не должны превращаться в специалистов, исполняющих постоянно одни и те же функции в ситуации[5]. Можно представить, например, трансляцию (даже по ТВ) определённых аспектов одной ситуации, которую в прямом эфире наблюдают люди, находящиеся в другой ситуации, в другом месте, для создания некоторой интерференции между ними. Вообще съемки ситуаций могут сыграть большую образовательную роль. Считая основной эмоциональной драмой жизни – помимо вечного конфликта между желаниями и враждебной к ним реальностью – течение времени, в противоречие с эстетическими упражнениями, которые стремятся схватить мгновение и сделать вечной определённую эмоцию, ситуационистское поведение состоит в движении вместе с течением времени.

Действие 

Сконструированные ситуации являются общим методом создания разнообразных практик, в том числе дрейфов (dérive) или публичных акций. Ситуационистские практики были разнообразны, от инсценировок во время показа ранних ещё леттристских фильмов Дебора и известных ситуационистских комиксов, до организации рабочих советов на фабриках и непосредственное участия в восстании 68го года. Несколько строк о дрейфах и описание некоторых ситуационистских акций составят эту главу.

"Дрейфы, это практики активного необычного путешествия посредством быстрого перемещения через различные среды, это средство изучения психогеографии и ситуационистской психологии. Но приложение этого вида игрового творчества должно быть расширено до всех известных форм человеческих взаимоотношений, как влияние на историческую эволюцию чувств, таких как дружба или любовь"[6]. Небольшие группы людей, иногда один, но не более пяти человек, бросают всю привычную деятельность как минимум на целый день. Они теряются в городе, пользуются для перемещения картами другого населённого пункта, наслаждаются случайными встречами (иногда эти встречи могут быть устроены таким образом, что в назначенное время и в назначенном месте вы встречаете человека, но вам не сообщают собирался ли он встречаться с вами), исследуют токи города[7], ночуют в предназначенных под снос зданиях…

Что касается акций, то среди самых известных, так называемый Нотр-Дамский скандал. В пасхальное воскресенье, 9 апреля 1950го года, во время службы, транслируемой национальным телевидением, один из участников радикального крыла леттристов Майкл Мурр, одетый в тогу доминиканского священника при поддержке своих товарищей, выбрав спокойный момент в Высочайшей Пасхальной Мессе, взобрался на трибуну и возвестил перед всей конгрегацией о смерти Бога[8].

Самой важной акцией СИ является Страсбургский скандал в ноябре 1966го года, когда пятеро студентов, вдохновлённых СИ проникли в Студенческий Союз Страсбургского Университета и развернули подрывную деятельность, создавая различные политические группы. Помимо прочего, на деньги Союза они распечатали постер с ситуационистским комиксом "Возвращение Колонны Дуррути" (Колонна Дуррути, это отряды народной милиции времён Гражданской войны в Испании). Затем, при участии членов ситуационистского интернационала они написали памфлет "К нищете среди студентов", который также на деньги Студенческого Союза был выпущен тиражом 10 000 экземпляров и распространили его на официальной церемонии начала учебного года. Это вызвало взрыв в локальных, национальных и интернациональных медиа, что стало одним из важных импульсов к началу студенческих восстаний в Европе.

В 1972 году, когда Жанфранко Сангетти  и Дебор оставались единственными членами СИ, в сотрудничестве с Дебором Сангетти написал памфлет  "Реальный отчёт о последнем шансе спасения капитализма", который в качестве текста, написанного неким олигархом, называющим себя "Цензор", был разослан на адреса 520ти наиболее влиятельных персон Италии. В памфлете утверждалось, что правящий класс поддерживает строительство элитарных бомбоубежищ и проведение правительством террористических актов, впоследствии приписываемых другой силе ради высшей цели защиты капиталистического порядка от коммунистического влияния. Отчёт был принят за чистую монету влиятельными политиками, промышленниками и журналистами, которые одобрили его содержание. Затем, издав памфлет отдельной книгой Сангетти раскрыл её авторство. В результате последовавшего скандала под давлением правительства ему пришлось покинуть Италию, въезд во Францию для него был также закрыт.

Вопрос организации 

Те, кто страждут экспериментальной культуры, пусть не надеются реализовать своё стремление вне триумфа революционного движения, в то время как последнее не может установить действительно революционные жизненные условия без возобновления критических усилий художественного авангарда в отношении повседневности и её свободного преобразования.

Пьер Конжуер, Ги Дебор

 Поскольку Революция это не демонстрация жизни людям, а возвращение их к жизни, революционная организация никогда не должна забывать, что её цель это не снабжение приверженцев убедительными речами лидеров, но создание возможности для них говорить за себя самим, для достижения равной степени участия. Такие группы заимствуют определённые организационные методы, созданные революционной политикой, их акции непостижимы вне связи с политической критикой[9]. И это следующий шаг в линии развития искусства, которую можно провести через Футуризм, Дадаизм и Сюрреализм к движению, сформированному после 1945 года. В таких группах и в их связи с внешним категорически отвергаются отношения последователей и учеников, необходимо только сотрудничество на равных. Основные положения СИ принимались на регулярных общих встречах, между которыми каждая секция той или другой страны вела самостоятельную работу и выпускала издания на своё усмотрение. Деятельность секций не должна была противоречить некоторым общим положениям. Вопросы об исключении участников СИ решались секциями самостоятельно, в исключительных случаях эти вопросы ставились на общих встречах Интернационала. Для СИ особенно важна "последовательность", которая представляет собой: "отношение, направленное к связности между всеми тезисами, которые были сформулированы; между ними и действием; а также к солидарности по многим, но не всем вопросам, по которым каждый из нас должен быть ответственным перед другими[10]. В качестве одной из своих практических задач революционная организация должна налаживать отношения с художниками, объединяя эффективность продуманного взаимодействия и спонтанную креативность.


[1] Предварительные проблемы в конструировании ситуаций, Internationale Situationniste #1 (June 1958), 24.12.2004.

[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] "Если мы представим конкретный проект ситуации, в котором, например, исследовательская команда создает эмоционально подвижное собрание нескольких человек на один вечер, мы без сомнения должны различать: режиссера или продюсера, ответственного за координацию основных элементов, необходимых для создания декора и для выработки определенных интервенций в событие (как альтернатива, несколько человек могли бы разрабатывать свои со венные интервенции, будучи в той или иной степени не в курсе планов друг друга); агентов (проводников), проживающих ситуацию, которые принимают участие в создании коллективного проекта и работают над практическим осуществлением инвайронмента; и наконец, нескольких пассивных зрителей, которые не участвуют в конструктивной работе и должны быть вовлечены в действие". Там же.
[6] Ги Дебор, Сообщение о конструировании ситуаций и интернациональных ситуационистских тенденциях организации и действия, 1957  http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/report.html, 3,01,2011
[7] "С точки зрения дрейфа города обладают психогеографическими очертаниями с постоянными потоками, с исходными точками и завихрениями, которые сильно препятствуют входу в определенные зоны или выходу из них". Ги Дебор, Теория дрейфа. https://revsoc.org/archives/3086
[8] Текст анти-проповеди, сочинённой со вкусом Сержем Берна можно найти здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Notre-Dame_Affair, 3,01,2011.
[9] Ги Дебор, Сообщение о конструировании ситуаций и интернациональных ситуационистских тенденциях организации и действия, 1957  http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/report.html, 3,01,2011
[10] Вопрос организации для СИ, Internationale Situationniste #12 (September 1969)  http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/question.html
art-ontheground #13 Павел Микитенко. История искусства>

art-ontheground #12 Павел Микитенко. Как делал ситуационистский интернационал>
Этот текст написан по нескольким причинам. Теории и практики Ситуационистского Интернационала витают в воздухе как призрак, но почти никто толком не знает, что они собой представляют. Призрак этот создают небольшие статьи и фрагментарные переводы СИ, сделанных в 90-х. В 2000-х в России вышли "Общество спектакля" и "Революция повседневной жизни", но эти книги, содержащие большие теоретические обобщения довольно далеки от практики. В связи с этим особенно важны небольшие, но сохраняющие между собой связность тексты, оставленные во множестве Ситуационистским Интернационалом, поскольку эти тексты очерчивают различные аспекты нового (для французских 60-х и для российских 90-х, но не устаревшее и сейчас) революционного действия. Эти тексты представляют собой попытку осмысления сплава искусства и политики, который стремились осуществить участники СИ, преодолевая отчуждение, навязанное разделением видов деятельностей, осуществлённым в ходе специализации их на рынке труда, в парламенте и в других государственных институциях. Далее>
Материала получилось довольно много, поэтому я разбил его на несколько текстов, которые один за другим будут опубликованы в этой рубрике. Предыдущий #11 выпуск уже был на эту тему - Революция современного искусства и современное искусство революции. Cледующий #13 выпуск - История искусства.  П. Микитенко>
art-ontheground #11. Революция современного искусства и современное искусство революции. Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe. Перевод Павла Микитенко>
Этот текст английской секции Ситуационистского интернационала 1967 года, впервые опубликованный только в 1994м, никогда не был выпущен ни английской секцией, ни Ситуационистским интернационалом вообще. Во времена СИ ему случилось существовать только в качестве "конфиденциальной" рукописи. Тем не менее, текст особенно интересен, поскольку предлагает взгляд на историю искусства от Парижской коммуны 1871 года до поп-арта, с точки зрения последнего авангарда двадцатого века.
art-ontheground #10 Павел Микитенко. На руинах советских сюжетов.

Проблему, затрагиваемую в этом тексте, также как и в большинстве других текстов рубрики можно назвать проблемой политического эффекта искусства. Этот эффект возникает, когда искусство пытается выйти за пределы ремесла и действовать в пространствах, не маркированных как художественные, чтобы открыто и непосредственно участвовать в жизни людей. В эти моменты оно перестаёт "отражать" драммы общества, чтобы непосредственно включиться в их развитие. Проблема политического встаёт в искусстве всегда по-разному, также как и искусство по разному пытается совершить этот выход за пределы, положенные ему обществом. Как, например, в картинах соц-артистов десятилетиями существующих только для среды московского андеграунда, а иногда и просто для друзей. Или в уличных акциях, форму которых апроприирует или анализирует уличное искусство. Но самый масштабный эксперимент политизации искусства был поставлен в советском театре начала века.
В двадцатые годы именно театру в большей степени удалось реализовать мечту художников о воздействии на становление нового революционного сообщества. В эпоху до технологичных средств массовой информации, театр, ставший по настоящему массовым искусством в советской России, обладал беспрецедентным влиянием на формирование языка, облика действительности, манеры поведения, ставших распространёнными в новой стране. Проследив развитие театра этого времени, мы понимаем на что искусство способно в послереволюционные годы и какую роль оно сыграло в становлении сталинского канона официальной культуры, на руинах которой мы сегодня существуем.

art-ontheground #9 Павел Микитенко. Эрик Булатов: "Я такой же зритель как и каждый другой">
Авангард отрицал картину, а для меня картина – это нечто абсолютно необходимое и даже основное. Только через картину я могу вступить в контакт с внешней реальностью. Я думаю, что несмотря на отрицание авангардистами картины, они на самом деле работали во славу картины, открывали её новые возможности. То, что делал Лисицкий или Родченко – это, в первую очередь, картины. Нужно сказать, что картина и живопись – это не одно и тоже. Авангард – это движение в сторону графики, скульптуры, попытка уйти от живописи, но все равно то что делали авангардисты остается картиной. Это мое убеждение.  
art-ontheground #8. Павел Микитенко.
1. Восстание как искусство – искусство как восстание. Обсуждение текста Владимира Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции».
2. Классика, авангард и разумная действительность коммунизма. Обсуждение текста Михаила Лифшица «О Пушкине».

<<Искусство в Париже. От индустрии до прямого действия.  art-ontheground #7. Павел Микитенко
<<"От зомби к киборгу".  art-ontheground #6. Павел Микитенко>
<< art-ontheground #5. Павел Микитенко. Перевод статьи Клемента Гринберга "Арт критицизм". Этот тект 81 года важен тем, что в нем сделана попытка определить, чем является критицизм в отличии от других видов письма об искусстве. И хотя сегодня, в связи с этим текстом остается много вопросов, которые мы намерены затронуть в последующих текстах рубрики, главная его мысль представляется нам верной. А именно, художественная критика – это ценностное суждение, имеющее своим основанием вкус критика >

<Авдей, Прага, панк. 2003. 27 октября 2008>

<Берлинская выставка «Неповиновение» Авдея Тер-Оганьяна и Зои Черкасской (2-18 ноября, 2007), объединившихся в под названием «Новый дискурс» – это проблематизирующая артистическая реакция на современное состояние художественной системы.

<"Мой частный город Россия". О только что завершившейся выставке Павла Пепперштейна в галерее Риджина. Поскольку выставка далеко не ординарная, то у Павла Микитенко появился повод порассуждать об определённой тенденции, всё отчётливей проявляющейся в нашем искусстве>

<
"Школа манифестации". Анализ результатов работы Давида Тер-Оганьяна и Ильи Будрайтскиса в Бурже в октябре 2007. Павел Микитенко. 15 января 2008>

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO

од?=з