ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
◄art-ontheground #13 Павел Микитенко. История искусства. |
Взгляд СИ на историю отличает
понимание её как некоей целостности, лишь под искажающим воздействием
общества сверхразвитого капитализма, рассыпающейся на различные
специализированные и замкнутые сектора профессиональной активности. В
осуществлении такого разделения и заключается сила современного капитализма,
лишающего индивида или коллектив возможности воспринимать их жизнь в её
целостности, таким образом лишающего нас понимания мира, и следовательно,
возможности изменить его. Для СИ развитие истории искусства, напротив,
оказывается неразрывно связанным с развитием политической истории и истории
средств производства, состоянием массовой культуры... Искусство
представляется не специализированной деятельностью, а одним из важных
аспектов существования. Многие участники СИ непосредственно занимались
художественными практиками и архитектурой, их отличает особенная
чувствительность к художественным процессам, поэтому в их версии такой
широкий взгляд на его историю не теряет убедительности. История искусства,
согласно СИ, именно потому и важна для понимания настоящего момента
революционного становления, что является частью общей истории как территория
социально легитимного существования практик преодоления отчуждения. Задачи искусства Традиционная цель эстетики заключается в
том, чтобы заставить чувствовать, в нужде и недостатке, определённые прошлые
элементы жизни, которые посредством искусства смогли бы появиться избегая
смущения, с тех пор как присутствие страдает в царстве времени. Степень
эстетического успеха измеряема красотой, неотделимой от длительности,
стремящейся предъявить права на вечность. Цель Ситуационистов в
непосредственном участии в страстном изобилии жизни, через разнообразие
прочувствованных и чётко организованных моментов. Успехом этих моментов
может является только эффект их протекания. Ситуационисты рассматривают
культурную активность как экспериментальный метод конструирования
повседневной жизни, которая может быть постоянно развиваема в расширении
досуга и исчезновении разделения труда (начиная с разделения труда
художественного).
[1] "её позитивная функция целиком и полностью исходит из обязательств не перед революцией, а перед унаследованной ей культурой." Вальтер Беньямин, Сюрреализм Моментальный снимок нынешней европейской интеллигенции, Перевод выполнен по изданию: Benjamin W. Der SЯrrealismus // Жber Literatur. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1969. S. 87—103, http://magazines.russ.ru/nlo/2004/68/ben1.html, 23. 12. 2010 [2] Революция современного искусства и современное искусство революции, Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe unpublished text (1967), http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/modernart.html, 23.12.2010 [3] Революция современного искусства и современное искусство революции, Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe unpublished text (1967), http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/modernart.html, 23.12.2010 [4] Там же. [5] Там же. [6] Там же. [7] Там же. [8] Предварительные замечания к определению общей революционной программы. Пьер Конжуер, Ги Дебор, 1960, Internationale Situationniste #5 http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/program.htm 22.12.2010 [9] Имеются в виду специализированные виды художественного производства не выходящие за пределы маркированных пространств искусства, например, перформансы и хепенинги; они не приемлют участия потому, что не преодолевают разделения на организующего событие и связанного с институциями художника и кратковременно и безответственно участвующего зрителя, появляющегося извне институций. [10] Революция современного искусства и современное искусство революции, Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe unpublished text (1967), http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/modernart.html, 23.12.2010 [11] Там же. [12] Дебор "Тезисы к Культурной Революции", 1958 Internationale Situationniste #1, http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/theses.html, 22.12.2010.
[13] Тезисы к Культурной Революции, 1958
Internationale Situationniste #1,
http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/theses.html, 22.12.2010.
[15] Там же. [16] "К нищете среди студентов", Участники СИ и студенты Страсбурга, 1966, http://infokiosques.net/spip.php?auteur14, 22.12.2010. [17] СИ являются первыми, кто черпает основания в радикальной неадекватности всех работ, возможных сегодня; их значение, их успех или провал, можно будет оценить только вместе с революционной практикой их времени". The Use of Free Time by SI 1960 http://library.nothingness.org/articles/SI/en/display/317 [18] Революция современного искусства и современное искусство революции, Timothy Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe unpublished text (1967), http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/modernart.html, 23.12.2010 |
◄art-ontheground #12 Павел Микитенко. Как делал ситуационистский интернационал> |
Этот
текст написан по нескольким причинам. Теории и практики Ситуационистского
Интернационала витают в воздухе как призрак, но почти никто толком не знает,
что они собой представляют. Призрак этот создают небольшие статьи и
фрагментарные переводы СИ, сделанных в 90-х. В 2000-х в России вышли
"Общество спектакля" и "Революция повседневной жизни", но эти книги,
содержащие большие теоретические обобщения довольно далеки от практики. В
связи с этим особенно важны небольшие, но сохраняющие между собой связность
тексты, оставленные во множестве Ситуационистским Интернационалом, поскольку
эти тексты очерчивают различные аспекты нового (для французских 60-х и для
российских 90-х, но не устаревшее и сейчас) революционного действия. Эти
тексты представляют собой попытку осмысления сплава искусства и политики,
который стремились осуществить участники СИ, преодолевая отчуждение,
навязанное разделением видов деятельностей, осуществлённым в ходе
специализации их на рынке труда, в парламенте и в других государственных
институциях. Далее> Материала получилось довольно много, поэтому я разбил его на несколько текстов, которые один за другим будут опубликованы в этой рубрике. Предыдущий #11 выпуск уже был на эту тему - Революция современного искусства и современное искусство революции. Cледующий #13 выпуск - История искусства. П. Микитенко> |
◄art-ontheground
#11.
Революция современного искусства и современное искусство революции. Timothy
Clark, Christopher Gray, Donald Nicholson-Smith & Charles Radcliffe.
Перевод Павла Микитенко> ◄Этот текст английской секции Ситуационистского интернационала 1967 года, впервые опубликованный только в 1994м, никогда не был выпущен ни английской секцией, ни Ситуационистским интернационалом вообще. Во времена СИ ему случилось существовать только в качестве "конфиденциальной" рукописи. Тем не менее, текст особенно интересен, поскольку предлагает взгляд на историю искусства от Парижской коммуны 1871 года до поп-арта, с точки зрения последнего авангарда двадцатого века. |
◄art-ontheground
#10 Павел Микитенко. На
руинах советских сюжетов. Проблему, затрагиваемую в этом тексте, также как и в большинстве других текстов рубрики можно назвать проблемой политического эффекта искусства. Этот эффект возникает, когда искусство пытается выйти за пределы ремесла и действовать в пространствах, не маркированных как художественные, чтобы открыто и непосредственно участвовать в жизни людей. В эти моменты оно перестаёт "отражать" драммы общества, чтобы непосредственно включиться в их развитие. Проблема политического встаёт в искусстве всегда по-разному, также как и искусство по разному пытается совершить этот выход за пределы, положенные ему обществом. Как, например, в картинах соц-артистов десятилетиями существующих только для среды московского андеграунда, а иногда и просто для друзей. Или в уличных акциях, форму которых апроприирует или анализирует уличное искусство. Но самый масштабный эксперимент политизации искусства был поставлен в советском театре начала века. В двадцатые годы именно театру в большей степени удалось реализовать мечту художников о воздействии на становление нового революционного сообщества. В эпоху до технологичных средств массовой информации, театр, ставший по настоящему массовым искусством в советской России, обладал беспрецедентным влиянием на формирование языка, облика действительности, манеры поведения, ставших распространёнными в новой стране. Проследив развитие театра этого времени, мы понимаем на что искусство способно в послереволюционные годы и какую роль оно сыграло в становлении сталинского канона официальной культуры, на руинах которой мы сегодня существуем. |
◄art-ontheground
#9 Павел Микитенко.
Эрик Булатов: "Я такой же
зритель как и каждый другой"> Авангард отрицал картину, а для меня картина – это нечто абсолютно необходимое и даже основное. Только через картину я могу вступить в контакт с внешней реальностью. Я думаю, что несмотря на отрицание авангардистами картины, они на самом деле работали во славу картины, открывали её новые возможности. То, что делал Лисицкий или Родченко – это, в первую очередь, картины. Нужно сказать, что картина и живопись – это не одно и тоже. Авангард – это движение в сторону графики, скульптуры, попытка уйти от живописи, но все равно то что делали авангардисты остается картиной. Это мое убеждение. |
◄art-ontheground
#8. Павел Микитенко. 1. Восстание как искусство – искусство как восстание. Обсуждение текста Владимира Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции». 2. Классика, авангард и разумная действительность коммунизма. Обсуждение текста Михаила Лифшица «О Пушкине». |
<<Искусство в Париже. От индустрии до прямого действия. art-ontheground #7. Павел Микитенко |
<<"От зомби к киборгу". art-ontheground #6. Павел Микитенко> |
<< art-ontheground #5. Павел Микитенко. Перевод статьи Клемента Гринберга "Арт критицизм". Этот тект 81 года важен тем, что в нем сделана попытка определить, чем является критицизм в отличии от других видов письма об искусстве. И хотя сегодня, в связи с этим текстом остается много вопросов, которые мы намерены затронуть в последующих текстах рубрики, главная его мысль представляется нам верной. А именно, художественная критика – это ценностное суждение, имеющее своим основанием вкус критика > |