ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<Записная книжка.
События московской арт сцены в рисунках Вики Ломаско и комментариях Хаима Сокола.

<<Записная книжка. 7. Удмурты, почётные удмурты и художники.

А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведении, тому, вместо
сих «Писем», советую читать Бишингову «Географию».

Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника»

<1.

Молодым художникам, да и немолодым тоже, полезно иногда прокатиться на поезде. Во-первых, российско-советские поезда сами по себе тотальные инсталляции, достойные подписи самого Кабакова. Он и делать ничего не должен, только прийти , расписаться и все. В этом, кстати , и заключается его гениальность – такие замкнутые пространства, со множеством звуков, предметов, картинок, надписей, уведомлений и , конечно же, запахов и персонажей уже воспринимаются только через особую кабаковскую оптику. Чего стоят только дорожки, постеленные в вагонах поверх ковров, чтобы не пачкались?! Какой образ?! Красота, роскошь, во избежание порчи спрятаны навечно под линялой , замызганной тряпкой, так что и не помнит уже никто о красоте. О вагоне-ресторане можно написать отдельный искусствоведческий трактат. Кто придумывает эти лилово- золотые занавески под цвет скатерти и салфеток, свежие пятна на которых удаляются простым переворачиванием на другую сторону? В меню предлагаются одновременно манная  и рисовая каша и водка –селедка. Выбор нечеловечески трудный. Ну, и разумеется, неизменный звукоряд, навечно закрепленный в комплекте с дизайном интерьера. Одним словом, эпоха на колесах. И мчится это эпоха мимо самой себя. Вид из окна – вторая , не менее важная составляющая, особой эстетической практики под названием «поездка в поезде». У каждой страны должен быть свой национальный месяц в году, отражающий особый характер данного государства и народа, как знак зодиака, примерно. У России это безусловно ноябрь. Уходит зеленый камуфляж лета и еще не начинается обильный макияж зимы. На фоне грязного горизонта и унылых облезлых лесов обнажается творение рук человеческих – ДЦПэшные сараи, пьяные столбы, парадонтозные заборы, серые сортиры-скворечники. Чугунное небо, как  надгробная плита.  Над непролазной грязью поднимается туман, не «желание земли» , а, скорее, ее перегар. Ноябрь – это похмелье природы. На вопрос «как дела?» можно отвечать « у меня ноябрь». Вот и революция была в ноябре. Большевики все понимали – не могла она в октябре произойти. Показательно, что  классная работа Андрея Филиппова  «Ноябрь» была недавно продана на одном аукционе в десять раз дороже предполагаемой цены. За границей это тоже понимают.

<2.

В Удмуртском университете в Ижевске одно прекрасное утро начиналось со встречи с Артемием   Троицким, которому через день должны были присвоить звание почетного удмурта. Всем предыдущим почетным удмуртам это звание вручили посмертно, а Троицкому при жизни. Он даже высказался в том роде, что вообще не сомневается в существовании загробного мира.

 

Торжественное посвящение в Почетные удмурты. Теперь Троицкий наряду  с Казимиром Малевичем, Юрием Гагариным и Сергеем Курехиным является почетным удмуртом.

Но как бы то ни было, университет, начинается со столовки. Во всяком случае для странствующих художников. Впечатлений визуальных, гастрономических и ностальгических одновременно -  море. Алюминиевые вилки и ложки, кисель в граненых стаканах, черный хлеб нарезанный характерными узкими ломтиками, поварихи в накрахмаленных кокошниках – вот далеко неполный перечень тех вещей, за которые утомленные гламуром москвичи уже давно платят огромные деньги в разных стилизованных клубах. Но здесь все было ( увы или ура ?) по-настоящему - убого и прекрасно, загадочно и уныло, тоскливо и радостно. В общем см. пункт 1 про Кабакова и вид из окна.  А на десерт – экзотическое блюдо «Угадай мелодию», изготовленное , очевидно, специально в честь приезда знаменитого музыкального критика, который вещал перед студентками журфака на 3-м этаже. Но даже он вряд ли бы угадал. Впрочем, он так и не спустился  в прекраснейший подвал.  Без пяти минут «почетный удмурт» рассказывал о своем прошлом и настоящем, о музыке и своем опыте, и слушали его ижевские школярки столь же благоговейно и восторженно, как  когда-то советские меломаны смотрели программу «А» на заре нового российского телевидения.
Тишина нарушалась только стуком откидных крышек парт, которыми гремели опоздавшие художники. Из этих парт получилась бы отличная выставка, возможно даже не современного искусства, а антропологическая. Залитые черной эмалью, они вдоль и поперек, как стены в общественных уборных и тюрьмах,  исписаны и разрисованы фаллосами, вагинами, признаньями и проклятиями, комментариями и стенаниями.

<3.

А в другом ижевском Гуманитарном университете отрывалась выставка «Сладкая». Нет , это не проект Ильи Трушевского. Это совместный московско-ижевский проект. От Москвы в основном «имена» – Владимир Дубосарский, Андрей Филиппов, Алексей Политов и Марина Белова, от Ижевска – в основном молодежь, хотя и вездесущий Энвиль Касимов здесь тоже представлен. Особенно запомнилась работа Филиппова «Имперский обсос» - леденцы на палочках в виде двухглавых орлов. Но бесспорным шедевром была безымянная притча Дубоссарского.

 

Под этой бумажкой лежит на полочке кубик сахара, тот самый вечно недостающий или вечно лишний, то есть идеальный, несбыточный, вожделенный.

 

<4. Трое в «Лодке», не считая мышей.

Выставка Энвиля Касимова и Сергея Орлова открылась в небольшой , но уютной муниципальной галерее. Касимов и Орлов – не просто ижевские художники, они патриархи совриска в Удмуртии. Оба заканчивали Суриковский институт. Правда, в разное время, но разминувшись в Москве, они почти с роковой неизбежностью встретились в Ижевске в конце 80-х . С присоединившимся к ним Евгением Кирсановым они организовали «на троих» группу «Лодка». И «замутили» вместе выставку современного искусства, толком не зная тогда , что это такое. Но получилось весело, громко, азартно – с мышами прыгающими через костер, с характерным местным колоритом, шаманским экстазом, языческой телесной брутальностью и страстью неофитов. Затем, в начале 90-х мыши разбежались и смешались с дикими крысами, Энвиль ушел в политику, Орлов – в преподавание и эзотерику, а Кирсанов надолго сгинул в неведомых заграницах. Они перестали общаться и не разговаривали 15 лет. И вот они встретились уже как бы на новом витке, депутат и редактор Касимов и профессор Орлов.

 

Впрочем, они никогда не бросали ( во всяком случае надолго) занятия живописью. Касимов представил странные на первый взгляд огромные гобелены, на которых он хорошо поставленной рукой живописует нитроэмалью зайчиков , собачек и прочих зверюшек.  Но это только на первый неискушенный взгляд. Современный гобелен-новодел являет собой воплощение в недавнем прошлом мещанского, а сегодня просто убогого быта. Наложенное на него не менее попсовое изображение зайчика, словно соскочившего с дешевой открытки,  удваивает ощущение бедности и безысходности. Призванный украсить гобелен, зайчик , напротив, усугубляет его дешевизну и убогость. Эта тавтология создает анти поп-эффект, когда вещь уже не объект поклонения, а , скорее, сострадания. Есть здесь, однако, и отдаленное эхо Джефа Кунса, который давно открыл, что буржуазная мещанская пошлость отличается от искусства и предметов роскоши только ценой и размером.

<5.  Выставка «Да. 20», устроенная в строящемся супер-современном отеле, посвящена 20-летнему юбилею той знаменитой выставки, о которой рассказано в пункте 4.

Энвиль Касимов, как оказалось, учился с Владимиром Дубосарским, который помог чем мог, а кроме того в качестве подкрепления прислал Антона Николаева, одного из «Бомбил». Тот организовал уличный показ видеоклипов по мотивам акций арт-группы «Бомбилы». Тех самых, из-за которых уже несколько выставок в России и на Украине были закрыты по обвинению в порнографии. У спешащих домой после смены жителей заводского города появилась возможность ознакомиться и с «Автопробегом несогласных», и с клипом «Россия побеждает Германию» (гомосексуальная пара активно совокупляется на матрасе на канале Москва-Волга). Видеопоказ, проходивший под буйный свист публики, по счастливой случайности не был пресечен милицией.

 

В общем, как и первая выставка, это своеобразная каша из топора – много, шумно, весело. А посередине зала живая инсталляция Касимова – 2 таджика-гастарбайтера сидят и читают «Арт-хронику». Грустно.

 

<6.

Музей деревянной удмуртской архитектуры под открытым небом – приятное, но странное место. С одной стороны – вроде бы сохраняют местную культуру, девушки в национальных костюмах экскурсии водят.

 

(Нам навстречу прошла группа, состоящая из одних дам бальзаковского возраста, в смысле ровесниц Бальзака, и в спину, как снежок, ударил чей-то бабий вздох «а у них мальчики!». Мальчиками были Артемий Троицкий, Владимир Дубоссарский и иже с ними). Да. А с другой стороны выглядит все , словно культурное гетто, в котором собрали традиции северных, южных и средних удмуртов и не сохраняют , а охраняют, чтобы не сбежали. В Лудорвае кроме строящейся деревянной церкви и священной рощи еще есть русские и татарские дома. Это символизирует этнический состав Удмуртии. Троицкий посетовал, что нет места для проживающей на территории Удмуртии народности бесермяне.

 

Но невеселые мысли быстро развеялись под действием домашних эчпочмаков (удмуртская пицца), чая на травах и особенно кумышки, теплого самогона, вроде саке. Хорошо жили удмурты. Добротно, чисто, достойно. «Шабась!», то есть «Лехаим!», то есть «Будем здоровы!».


<<Записная книжка. Страница 6. Чёрно-коричневое настроение>

<<Записная книжка. Страница 5. Запоздалое: сентябрь-октябрь.

<<Записная книжка. Страница 4. По диким степям Забайкалья  или Как мы провели лето.

<<Записная книжка. Страница 3.. По бульвару Молодых дарований. Открытия выставок 1-й Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

<<Записная книжка. Страница 2. Видео страничка>
Утром, провожая домой 1 смышленую девицу, я остановился на НовоАндреевском мосту полюбоваться видами. Вывеска ЭРВИН ВУРМ на ЦДХ бросилась в глаза тут же. Красный ее прямоугольник оказался заметнее золоченого купола ХХСа. И не зря. Кажется, мало Вурму 2 этажей ЦДХ. На площадях уместно его выставлять, на Калининском да на Тверской как бы хороши были его изогнутые автобусы, на затянутых траурным пластиком бывших домах--гигантские видео, а на бульварах стоит разложить реквизит: пусть каждый прохожий воздвигнет себе 2-минутный памятник. При кажущейся простоте скульптурных и видео-конструкций Вурма они должны бы послужить примером съехавшейся на биеннале орде молодых художников. Поменьше выебона, побольше аккуратности, будущие мастера культуры!--такое изречение следовало бы выдавать участникам Стой-кто-идет вместе с портретом Иосифа Марковича и бесплатным билетом в Дом Художника. Так горестно думал я, стоя вчера на Петровке около картины из пашена и риса - овес-то нынче дорог!. Об этом в следующий раз.
<<Записная книжка. Страница 1. События московской арт сцены в рисунках Вики Ломаско и комментариях Космо Штейнера>
...в отсутствие критического дискурса любое явление превращается—правильно, в говно... Послушать Соловьева стоило. Среди прочих баек рассказал он, как 2 года ходил в Эрмитаж, «на эту поганую лестницу смотреть на эту поганую картину», пока его не проперло. Поганой картиной был Матисс...троцкисты и прочие уклонисты, а также ихние -измы, -измы и прочие -измы - курям на смех>

TopList