ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<Итоги арт-сезона 2008/ 2009.
Юрий Пластинин.

Сезон 2008 - 2009 годов, вопреки экономическому кризису, продемонстрировал даже больший размах презентационных коммерческих выставок, нежели предыдущий. Начиная с почти синхронного явления московской публике в октябре топ-лотов осенних ньюйоркских аукционов "Сотбис", уникальных работ импрессионистов, модернистов и произведений современного искусства в новом Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств на Гоголевском бульваре и выставки с многозначительным названием "for what you are about to receive" - "то, что вам предстоит", устроенной знаменитой галереей Ларри Гагосьяна в здании фабрики "Красный Октябрь", представившей топовые имена рынка современного искусства. И заканчивая рекордным десантом российских выставок параллельной программы продолжающейся до 22 ноября этого года 53-й Венецианской биеннале. Размах мероприятий, сопутствующих их открытиям, породил ласкающие слух финансировавших и организовавших десант учредителей фондов комплиментами типа "русские спасли Венецианскую биеннале". Разве что представление коллекции французского миллиардера и коллекционера Франсуа Пино в здании бывшей таможни превзошло "русское нашествие". Однако проект в национальном Российском павильоне "Победа над будущим" (куратор - Ольга Свиблова, комиссар - Василий Церетели) произвел крайне противоречивые впечатления на специалистов, а наиболее авторитетные эксперты выставку не приняли. Зато относительно более успешно вписались в основной проект биеннале (куратор Даниэль Бирнбаум) "Создавая миры", инсталляция Ани Желудь, и работа Игоря Макаревича и Елены Елагиной.

Что до коллекции Франсуа Пино, то выставка "Определенное состояние мира?", составленная на ее основе, привлекла внимание публики в Центре современной культуры "Гараж" с 20 марта по 14 июня. Такие выставки, помимо наличия в них бесспорно выдающихся работ, интересны еще и тем, что инициируют размышления по поводу образа сегодняшнего Медичи. Или, что то же самое, - о своих представлениях о Медичи всех времен... На неизменную со времен Средневековья тему "деньги и искусство", о нетоварном остатке в искусстве...

Собственно, именно с таким остатком и связаны наши неуверенные ожидания. Есть не обманувшие их события и в прошедшем сезоне. События разного калибра и формата, которые роднит очевидное присутствие пресловутого остатка. Во-первых, выставки Ирины Кориной: "четырехэтажная" выставка "Инсталляции" в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке и завершающаяся на днях выставка с тем же названием в Музее современного искусства "Фолькванг" ("Zeitgenossische Kunst Museum Folkwang") в Эссене. В предлагаемых пространствах Корина материализует воспоминания, эмоции, представления, прибегая при этом к самым банальным и дешевым материалам, что создает уникальные перефокусировки восприятия, мерцание между присутствием и интерпретацией.

С этим же музеем связаны еще две выставки, украсившие сезон. В сентябре - октябре 2008 года в рамках той же, что и коринская выставка, программы (куратор - Елена Селина), показали "Electroboutique" Владислава Ефимова, Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина в выставке "Крити-Поп": сорок работ, связанных с тотальным проникновением информационных технологий. По мнению международных экспертов, произведения, создаваемые этими художниками, - пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического дигитального искусства. И это при том, что интерес к медийному искусству приобрел в Москве и других крупных городах массовый характер. В феврале - апреле Чернышев и Шульгин показали свои лучшие работы на выставке "Enter Action" в Музее современного искусства Орхуса (Дания).

В мае - июне на Ермолаевском состоялась персональная выставка любимца московской арт-сцены и, вероятно, самого плодовитого из наших художников, Константина Батынкова, - "Другая жизнь". Его тотальный проект о "парке культуры" в нас самих одаривает наше воображение неподражаемой пластикой.

В этом же ряду - более скромные выставки. Проект Гора Чахала "Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля." Выставки Никиты Алексеева "Это есть. Этого нет. Это есть" и Вадима Захарова "No Distance" в галерее GMG. Творчество Гора Чахала последних лет развивается во все более усложняющемся поле взаимодействий между искусством, мистицизмом и научным познанием. Связано это с исканиями подлинного, "не того, чем мир меняется, а чем он постоянен". В контрапункте социологических и богословских мотивов выставки Никиты Алексеева легко уловить всегдашний для него вопрос: что такое искусство, и как им пользоваться? В декабре группа "Купидон" (Ю.Альберт, В.Скерсис, А.Филиппов) представила на "FАБRИКе" инсталляцию "Витя и зайцы" "Фрагма, Прагма и Энигма". Может показаться странным, но эту инсталляцию "закоренелых концептуалистов" надо видеть, а не писать о ней. "Зайцы романтического концептуализма" - одновременно и в гробике-лодке, плывущей в окружении забора современной культуры, и в роли спасателей. Однако, повторюсь, это надо было видеть. В том числе в заборную щель.

Cледует отметить неожиданный сезон питерской галереи "Люда". Собственно, галерея и просуществовала один сезон, предлагая чуть ли не еженедельные скоротечные выставки. Так же, как то, что 20 октября в МоМА (Нью-Йорк) в рамках цикла "Современные понедельники" свои работы представила Ольга Чернышева, что жюри 38-го Кинофестиваля в Роттердаме назвало последнюю видеоработу нижегородской группы "ПровМыза" "Отчаяние" среди трех лауреатов "Tiger Short Award". Международный успех в этом случае чрезвычайно важен в связи с достаточно сдержанной реакцией московского арт-сообщества на эту работу художников. Еще три зарубежные выставки важны для адекватной картины прошедшего сезона: лондонская и берлинская выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Грибы русского авангарда" и ретроспективная выставка Михаила Шварцмана (1926 - 1997) в Людвиг-Форуме (Аахен). Когда на заре перестройки Шварцмана спросили, почему он до сих пор не выставляется, он ответил: "А куда спешить? Впереди - Вечность. Жду знамений!" Германская пресса оценила "картины религиозной духовности" и назвала Михаила Шварцмана "великим русским художником современности". Равно как нельзя не упомянуть долгожданную выставку "классика современного искусства" Константина Звездочетова в галерее "XL", тотальную инсталляцию "Нормальная цивилизация".

Телеграфно, но о важном. Выставка "Русское бедное" в Перми 25 сентября - 20 октября, в которой точно чувствующий контекст галерист Марат Гельман и конъюнктуру - пиарщик и политтехнолог Марат Гельман превращаются в музейного куратора и руководителя музея, причем не столичного. Знаковое событие. В течение всего выставочного сезона по всей стране путешествовал выставочный проект коллекционера Пьера Броше "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Хороший пример. В Центре современного искусства "Pinchuk Art Center" (Киев) прошла групповая выставка российских художников "21 Россия". "Это искусство путинской России, и в этом нет ничего страшного", - подытожил куратор выставки Александр Соловьев. Крайне нужны такие выставки в ближнем зарубежье. 14 марта - 12 июля 2009 года на Европейском фестивале "Europe XXL" во французском Лилле одной из главных достопримечательностей открытия стали шестиметровые статуи, созданные группой "AEС+F". Из наших в фестивале также участвовали: Юрий Аввакумов ("Роддом"), Анатолий Осмоловский ("Хлеба"), Аристарх Чернышев (инфоскульптура "Срочно!"). Состоялась премьера нового проекта группы "АЕС+F" "Ангелы-Демоны".

О проекте "Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств. Красный вагон", которым в сентябре открылся Центр современной культуры "Гараж" в историческом здании легендарного Бахметьевского гаража, здесь уже сказано и без меня, а вот о вневыставочном упомянуть надо. Судя по тому, что наши арт-критики не были замечены на международной конференции в ГЦСИ "Критическая теория в XXI веке", а на ней выступили Сьюзен Бак-Морс (США), Фредрик Джеймисон (США), Антонио Негри (Италия, правда, в видео-версии) и наши Олег Аронсон, Елена Петровская, Валерий Подорога, Алексей Пензин, Игорь Чубаров. Трудно переоценить полезность подобных конференций для нашего искусства, по сей день не определившегося, где "право", а где "лево". Но это уже другая тема.


Газета Культура №35 за 2009 год. Итоги арт-сезона 2008
/ 2009>

Поскольку у нас все-таки сайт, а не газета, позволю себе выложить и отобранные мной для статьи материалы, из которых были выжаты возможные в газете 7000 знаков. Ю.П.

Через новостные ленты Artinfo.ru проходит информация более, чем о десятке событий в день. Однако, на главную ленту  попадают далеко не все.. По мере появления рецензий и иных реакций на события, информация о самых интересных и самых обсуждаемых, что конечно же не одно и тоже, дольше задерживается на титуле.  Небезинтересно познакомиться с перечнем  именно таких событий сезона 2008 – 2009 годов на отечественной арт сцене и зарубежных - с участием современных российских художников. С минимальными комментариями, ибо это не искусствоведческий рейтинг, но попытка объективного представления выставочного сезона, со всеми его успехами и противоречиями, включая события не являющиеся достижениями, но проявляющие новые тенденции на российской арт сцене.
<<С началом сезона 2008 - 2009 совпало открытие выставки «Русское бедное» в Перми. 25 сентября - 20 октября 2008 в здании Речного вокзала состоялся крупнейший показ современного российского искусства в регионе за последние десятилетия. Работы 36 самых известных российских художников, среди которых: Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Бродский, Петр Белый, Владимир Архипов и другие. Точно чувствующий контекст галерист Марат Гельман и конъюнктуру - пиарщик и политтехнолог Марат Гельман превращаются в музейного куратора и руководителя музея, причём не столичного. Знаковое событие.
<<В течение всего выставочного сезона по стране путешествовал выставочный проект коллекционера Пьера Броше "Будущее зависит от тебя. Новые правила".
Проект представляет собой не только выставки, но и параллельную образовательную программу: семинары и лекции для студентов и бизнесменов, кинопоказы, встречи с художниками-участниками проекта. Выставки прошли на Дальнем Востоке, Сибири, Урале, на Северо-Западе России и в Москве. Около 100 работ современных художников в течении года проехали через всю Россию – пожалуй, это один из самых масштабных выставочных проектов в России за последние 50 лет. 
<<"Крити-Поп". Electroboutique, Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин представили свои работы на 4-х этажах Московского музея современного искусства на Ермолаевском переулке с 19 сентября по 19 октября 2008 года в рамках  Программы «Москва Актуальная», долгосрочного совместного проекта Московского музея современного искусства и одной из лучших российских галерей, XL. Куратор – Елена Селина.
В международном художественном контексте важнейшую роль сейчас играет искусство новых медиа. Без высокотехнологичных произведений использующих новейшие технологии невозможно представить ни одну мало-мальски значимую биеннале и музейную выставку, ни одну международную ярмарку.  И это естественно - новейшие информационные и коммуникационные технологии в значительной степени влияют на развитие актуального искусства. У нас наиболее последовательными в этом направлении искусства и, что много важней, талантливыми и технически и артистически,  являются работавшие в разных связках и авторских комбинациях  Чернышев, Шульгин, Ефимов.
По мнению международных экспертов, произведения, создаваемые ими – пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического дигитального искусства. И это при том, что  интерес к медийному искусству приобретает в Москве и других крупных городах массовый характер. Поэтому выставка Крити-поп в ММСИ на Ермолаевском,  сорок работ, связанных с тотальным проникновением информационных технологий в культуру и повседневную жизнь, - беспрецедентное и чрезвычайно важное для нашего искусства событие.
<<18 сентября - 25 октября 2008 года в здании фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной прошла московская выставка знаменитой галереи Ларри Гагосьяна с многозначительным названием “for what you are about to receive” – “то, что вам предстоит”. В октябре 2007 года галерея Gagosian уже представила работы своих художников на выставке «Проникновение?», однако было это в выставочном зале в Барвиха Luxury Village, так что выставку этого сезона можно назвать московским дебютом монстра галерейного бизнеса.
< Cай Твомбли/. Без названия (6 версия Бахуса), 200. Акриловые краски, дерево. Галерея Гагозьян>
<<16 сентября 2008 года проектом «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств. Красный вагон» открылся Центр Современной культуры "Гараж" в историческом здании легендарного Бахметьевского гаража. Гараж был построен в 1926-27 годах по проекту великого архитектора Константина Мельникова, а не обычная и авангардная для того времени конструкция крыши была придумана знаменитым инженером Владимиром Шуховым. Формально центр основан культурным фондом IRIS Foundation при участии куратора Молли Дент-Броклхерст. Реально – только самым ленивым не известно, что наш толстосум Роман Абрамович теперь, помимо футбола, заинтересовался современным искусством. Мотивы нас не касаются – посмотрим на результаты. Начало впечатлило.
Если представленный на выставке "Вагон" 91 года интересен в основном исторически, то Музей-мистификация  Альтернативная история искусств, построенный внутри огромного пространства "Гаража", произвёл сильное впечатление размахом мистификации. 3 кабаковских персонажа Ш. Розенталь, И.Кабаков и И.Спивак были представлены в 2 десятках залов живописью и графикой в невероятных количествах и разнообразии экспозиционных приёмов, с потрясающей воображение безликостью исполнения.
<<24 сентября – 21 октября 2008 года в Центре современного искусства ВИНЗАВОД Art&Science Space Laboratoria представила проект Гора Чахала «Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу.  Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля.
Творчество Гора Чахала последних лет развивается во все более усложняющемся  поле взаимодействий  между искусством, мистицизмом и научным познанием. Связано это с  исканиями подлинного, «не того, чем мир меняется, а чем он постоянен». В проекте «Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля» с помощью современных технологий и научных методов он стремится доказать наличие вечного, неизменного присутствия вездесущего сакрального.
<Фото с вернисажа>
<<В  сентября - октябре  2008 года в галерее GMG  прошла  выставка Никиты Алексеева «Это есть. Этого нет. Это есть».
Проект начался с акции «Den yparhei» («Этого нет»), проведенной на 1-й биеннале современного искусства в Салониках (по городу было расклеено 150 рисунков на красной бумаге с надписью «Этого нет» на литургическом греческом языке). Полиция решила, что это антиглобалистская демонстрация, и потребовалось вмешательство городских властей, чтобы объяснить,  речь идет всего лишь об искусстве. Завершающий этап – одноименная выставка,  на которой художник  свел вместе разнородные элементы проекта. В контрапункте социологических и богословских мотивов легко уловить всегдашний для Никиты Алексеева вопрос -  что такое искусство и как им пользоваться?
<Фотографии с вернисажа>
<<С 16 по 19 октября 2008 г. Аукционный дом Сотбис представил самую крупную и значительную выставку из когда-либо организованных аукционным домом в России. На выставке  были представлены топ-лоты  осенних аукционов Сотбис в Нью-Йорке – уникальные работы импрессионистов,  модернистов и произведения современного искусства. В экспозицию вошли раты Эдгара Дега, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Ричарда Принса и других художников.  Выставка проходила в  новом Государственном Музее Современного Искусства Российской Академии Художеств  на Гоголевском бульваре.  Впервые в истории художественного рынка на торгах Сотбис был представлен шедевр русского авангарда "Супрематическая композиция" Казимира Малевича. Из собрания семьи художника.
<<20 октября  в МоМА (Нью-Йорк)  в рамках цикла "Современные понедельники", посвященного кино и видео экспериментам свои работы представила Ольга Чернышева.
<<10 декабря 2008 года в Центре современного искусства «Винзавод» состоялась Церемония награждения победителей «Премии Кандинского 2008».
Главный сюрприз - реально сенсационное решение жюри, выбравшего главным победителем евразийца-дугинца Алексея Беляева-Гинтовта. Среди молодых почти предсказуемо победила Диана Мачулина, а в номинации медиа-арта - группа ПГ.  Наиболее адекватной мне представляется первая реакция на решение жюр Марата Гельмана, написавшего в тот же день в блоге: "... очевидно желание "сыграть по крупному", подвел только художник. Будь он праворадикальный, но хоть как-то интересный - я бы покривился, что вместо экспертной институции (журнал + премия) получили еще одного игрока, но оценил бы саму игру"
<<24 сентября 2008 г. - 11 января 2009 г. в Государственном Эрмитаже, в залах Главного Штаба, в рамках проекта "Эрмитаж 20/21" прошла выставка "Пространство Тимура. Петербург - Нью-Йорк". К 50-летию Тимура Новикова. Тимур Новиков - крупнейший художественный деятель российского искусства конца прошлого века, организатор и лидер заметного явления в нашем искусстве, питерской «Новой Академии», что и определяет значимость этой, в целом не слишком удачной выставки.
24 cентября у фонтана в Некрополе мастеров искусств состоялось открытие памятной скамьи Тимуру Новикову (1958-2002)>
<<С 28 ноября по 20 декабря 2008 года в зале Оливье Проекта FAБRИКА группа «Купидон» (Ю.Альберт, В.Скерсис, А.Филиппов) представила инсталляцию "Витя и зайцы"  "Фрагма, Прагма и Энигма". 
Может показаться странным, но эту инсталляцию "закоренелых концептуалистов" надо видеть, а не писать о ней. Хотя на заборах, на табло и холстах много было всего понаписано. Во-первых, пожалуй, пока это лучшая работа с  пространством цеха FАБRИКИ. Во-вторых, "зайцы романтического концептуализма" одновременно и в гробике-лодке, плывущей в окружении забора современной культуры, и в роли спасателей. В-третьих, забудьте, что я написал во-вторых, - это, повторюсь, надо было видеть. В том числе -  в заборную щель.
<<28 октября - 16 ноября 2008 г. в венском Kunsthistorisches Museum Фонд Stella Art Foundation представил выставку из коллекции фонда «Этот смутный объект искусства». Около 40 произведений 17 современных российских художников.  Название проекта отсылает к последнему фильму Луиса Бунюэля "Этот смутный объект желания" (1977), в котором режиссер рассказал историю о «невозможности обладания женским телом». Главный герой безуспешно пытается овладеть своей возлюбленной, роль которой играют сразу две актрисы. Одна из них, появляясь в кадре, демонстрирует герою свое  расположение, другая же всякий раз дает ему отпор. Куратор выставки Владимир Левашов представляет новый взгляд на русское искусство конца ХХ – начала XXI века: «Мне кажется, что именно сейчас настало время осмыслить и заново структурировать формы искусства, существовавшие последние 30 лет в России. Современное русское искусство родилось в ситуации «культурного подполья» и вплоть до эпохи перестройки развивалось в оппозиции к искусству официальному. В 1970-е годы в этом художественном андерграунде сформировались такие новаторские направления как московский концептуализм и соц-арт». 
<Текст Владимира Левашова "Дистанция и Ностальгия">
<<29 октября - 7 декабря 2008 г. в ГТГ на Крымском валу прошла выставка Оскара Рабина "Три жизни". Самая полная и масштабная ретроспектива Оскара Рабина в России была приурочена к 80-летию одного из лидеров российского неофициального искусства второй половины ХХ века
<<С 20 ноября 2008 по январь 2009 выставка Вадима Захарова "No Distance" в галерее GMG (Москва).
<<Сезон 2008/ 2009 в питерской галерее Люда (Моховая, 42, второй двор). Собственно, галерея и просуществовала 1 сезон, предлагая чуть ли не еженедельные скоротечные выставки.
<<4 февраля 2009 года выставкой Владимира Логутова "Вертикали" открылся новый проект галереи Гельмана - Guelman Projects. Программа 2009 года - Чёрные работы. Куратор - Евгения Кикодзе (В 2002 - 2005 годах была арт-директором галереи Гельмана). Новый проект в старом здании на Малой Полянке  назван «Дальний свет», чтобы отразить  стремление показать тех, кто пытается обогнать сегодняшний день, передовой отряд искусства .
<<С 22 января по 1 февраля в Роттердаме состоялся  38th International Film Festival Rotterdam. Для нас он интересен тем, что Жюри назвало последнюю  видеоработу нижегородской группы  "ПровМыза" «Отчаяние» среди 3 лауреатов "Tiger Short Award". Международный успех в этом случае чрезвычайно важен в связи с достаточно сдержанной реакцией московского арт сообщества на эту работу художников, демонстрировавшуюся в сентябре 2008 в Фонде "Cовременный город" и на выставке номинантов "Премии Кандинского 2008" .
<<13  декабря 2008 - 31 января 2009 в стенах бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (Берсеневская набережная) прошла первая выставка  новой арт институции BAIBAKOV art projects – «вторжение:отторжение», на которой были представлены работы нового поколения русских художников.  Получилась типичная выставка открытия, но факт появления еще одного пространства, хозяева которого проявляют интерес к молодежи, вселяет некоторую надежду.
<<25 декабря 2008  галерея XL  отметила 15-летие выставкой "XL-текст". За 15 лет в этой ключевой для московской арт сцены галерее прошло  более 180 выставок, практически каждая из которых (не важно – в стенах или за пределами галереи) сопровождалась каталогом или буклетом с текстами ее директора Елены Селиной, приглашенного арт-критика, а в некоторых случаях и художника. В разное время для XL писали критики Виктор Мизиано, Людмила Бредихина, Александра Обухова, Милена Орлова, Андрей Ковалев, Иосиф Бакштейн, Александр Панов (он же Федор Ромер), Екатерина Деготь, Сергей Епихин, Сергей Хрипун, Владимир Левашов, Ирина Кулик, Антонио Джеуза, Мария Кравцова, художники Андрей Монастырский, Константин Звездочетов, Никита Алексеев, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман и многие другие.
<<Выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Грибы русского авангарда" после успеха в Лондоне (5- 22 ноября 2008 в галерее Club Row, Rochelle School) была показана также  в Берлине, в Sandmann Galerie (3 декабря 2008 - 3 января 2009 ). «Галлюциногенные колдовские грибы, представленные на выставке, символизируют абсурдность, которой современная культура пропитана в той же мере, что и некогда древние магические обряды”. 
<<26 марта - 3 мая 2009 года в Московском музее современного искусства на Ермолаевском переулке состоялась выставка "История Российского видеоарта. Том 2". Куратор Антонио Джеуза.
«История российского видеоарта. Том 1, 2, 3» –крупномасштабный проект, который дает широкую картину для понимания того, как развивался видеоарт в России с момента своего зарождения в середине 1980-х и до сегодняшнего дня. По своему замыслу это образовательный проект, потому как нацелен на то, чтобы познакомить российского зрителя с частью истории современного русского искусства, по сей день, мягко говоря, недостаточно хорошо известной.
<<7 февраля - 26 апреля 2009 Московский коллектив Electroboutique (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин), занимающийся искусством новых медиа,  показал свои лучшие работы на выставке Enter Action в музее современного искусства г. Орхуса, Дания>
<<С 13 марта - 26 апреля 2009 года в Людвиг-Форуме (Аахен) была представлена ретроспективная выставка Михаила Шварцмана (1926 - 1997).
Когда на заре «Перестройки» Шварцмана спросили, почему он до сих пор не выставляется,  он ответил : «А куда спешить? Впереди - Вечность. Жду знамений!».  Германская пресса оценила “картины религиозной духовности” и назвала Михаила Шварцмана “великим русским художником современности ”.
 
<<Третий ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) за 2008 год.
4 апреля 2009 в цехе Белого Винзавода состоялась церемония награждения лауреатов конкурса "ИННОВАЦИЯ - 2008".  
 Главный победитель Владислав Ефимов - инсталляция "Для радио". Номинация "Произведение визуального искусства".
"Кураторский проект" - Анна Зайцева, проект "Яблоки падают одновременно в разных садах".
В "Теории, критике и искусствознании" жюри отказалось называть победителя.
"Региональный проект" - Дмитрий Булатов и Олег Блябляс. Калининград. Проект "Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии".
"Новая генерация" - Андрей Кузьмин, перформанс "По кругу".
"За творческий вклад" - Александр Сидоров (1943 - 2008) и Игорь Шелковский.
За поддержку современного искусства - Фонд "Ты и искусство". Выставка Оскара Рабина в ГТГ.
Премия журнала "Чёрный квадрат" - Виктор Алимпиев.
Премия Фонда Стелла Арт - Хаим Сокол (поддержка проекта на биеннале в Салониках>
<<16 - 29 марта 2009 г. в Москве на территории Центра современного искусства «Винзавод» прошёл масштабный мультижанровый фестиваль, посвященный современному искусству и науке, ScienceArtFest. В Москву, для участия в выставке Science as Suspense приехали выдающиеся художники, работающие в жанре science-art: Стеларк, Кен Ринальдо, Криста Зоммерер, Лоран Миньоно, Николас Риивз, Поль Граньон. 
<<24-25 июля в деревне Николо-Ленивец состоялся фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние 2009. Лето", а 24 июля- конференция ""Никола-Ленивец: от творческого эксперимента к развитию территории". Российский и европейский опыт. Социальный, культурный и экологический аспект. 25 июля- публичная программа "Архстояние 2009. ВНЕ ЗЕМЛИ".
Проекты фестиваля: Atelier 710 «Lenivets [lab]scape» (Франция); Electroboutique (А.Чернышев, А.Шульгин, И. Астафьева) «Воздушный Порт» (Россия, фото слева); «Ротонда» Александр Бродский  (Россия); Николай Полисский «Гиперболоидная градирня» (Россия)
<<Не даром Алексей Беляев-Гинтовт стал лауреатом Премии Кандинского.  1 - 31 июля 2009 года в  столице Чеченской Республики городе Грозном прошла его выставка «Хадж Ахмад Хаджи:. 16 портретов Ахмада Кадырова, чеченского и российского гражданина, политика, религиозного лидера, отца».  Выставка была организована администрацией города Грозный в сотрудничестве с галереей «Триумф».
<<17 мая - 27 июля 2009 в Пермской государственной художественной галерее прошло 1-е представление выставочного проекта Екатерины Дёготь и Леонида Тишкова  "Кудымкор – локомотив будущего. Экспозиция посвящена жизни и творчеству Петра Ивановича Субботина-Пермяка (1886-1923) – художника и просветителя, отдавшего свою трагически короткую жизнь пропаганде нового искусства в Пермской губернии и, в частности, в родном селе Кудымкоре (ныне город Кудымкар). Эта нетрадиционная авторская выставка рассказывает о художнике прошлого с территории наших дней, находя точки соприкосновения между сегодняшним искусством и одним из тех, кто стоял у его истоков. Екатерина Деготь пригласила к участию современного художника Леонида Тишкова, чье отношение к искусству близко позициям Субботина-Пермяка.
Ждём эту выставку на 3-й Московской биеннале.
<<14 марта - 12 июля 2009 года на  Европейском фестивале Europe XXL  во французском Лилле  одной из главных достопримечательностей открытия стали шестиметровые статуи, созданные группой AES+F. Из наших в фестивале также участвовали: Юрий Аввакумов (проект "Роддом"), Анатолий Осмоловский ("Хлеба"), Аристарх Чернышев (инфоскульптура "Срочно!"). Состоялась премьера нового проекта группы АЕС+Ф "Ангелы-Демоны. Парад" в выставочном проекте "Текучие границы" (куратор Яра Бубнова), в котором были представлены работы более, чем 50 художников из 20 европейских стран.

<<10-й юбиленый МЕДИА ФОРУМ  состоялся в рамках ХХXI Московского Международного Кинофестиваля 20 - 24 июня 2009 года.  "Больше, чем просто кинематограф…".
Многие упрекают организаторов Форума в том, что он представляет почти исключительно зарубежных звёзд, в этом году:  Янг Фудонг (Китай) – российская премьера полной версии полиэкранной инсталляции «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу»; Ив Суссман (США) – «89 секунд в Альказаре» и премьера фильма «Белое на белом», 2009; ретроспектива работ Джеспера Джаста (Дания).  Однако это же обстоятельство составляет уникальность события для нашей арт сцены - МЕДИА ФОРУМ известен за рубежом пока больше, чем Московская биеннале. Правда, в относительно узких кругах медиа арта.

<<16 - 17 июня 2009 в ГЦСИ прошла международная конференция Критическая теория в XXI веке. Участники: Олег Аронсон (Россия), Сьюзен Бак-Морс (США), Фредрик Джеймисон (США), Артем Магун (Россия), Антонио Негри (Италия), Елена Петровская (Россия), Валерий Подорога (Россия), Алексей Пензин (Россия), Джонатан Флэтли (США), Игорь Чубаров (Россия). Трудно переоценить полезность подобных конференций для нашего искусства, по сей день не определившегося, где “право”, а где “лево”.
<<18 июля ежегодное Люба-party в Арсенале Нижегородского Кремля , пример  отношения к памяти человека, много сделавшего для искусства.
18 июля для Приволжского филиала Государственного центра современного искусства знаковый день – накануне был подписан приказ Министерства культуры Российской Федерации об учреждении в Нижнем Новгороде филиала ГЦСИ. А еще 18 июля - день рождения Л. М. Сапрыкиной. В память о Любе каждый год проходит «Люба-party», музыкальное событие в Арсенале.
<<30 мая 2009 года состоялось вручение Ежегодной премии "Соратник", лауреаты которой определяются самими художниками. В этом году художники проголосовали за молодых: Ирина Корина и Андрей Кузькин получили по 10  голосов. Хайм Сокол получил 7 голосов. 6 голосов получили – В. Захаров, А. Желудь, группа Война, П. Пепперштейн. 5 голосов получили – А. Беляев-Гинтовт, С. Шутов, Н. Алексеев, Э. и И. Кабаковы, Ю. Альберт, Н. Полисский.
<<15 мая - 10 июня 2009 года в XL галерее состоялась долгожданная выставка «классика современного искусства» Константина Звездочётова, тотальная инсталляция "Нормальная цивилизация". Константин Звездочетов дебютировал в 1978 году в составе легендарной группы «Мухомор», участвовал практически во всех значимых мировых художественных смотрах от Documenta в Касселе до Венецианской биеннале.  Выставка, похоже, не обманула ничьих ожиданий.
<<14 мая - 14 июня в Московском музее современного искусства на Ермолаевском переулке состоялась персональная выставка еще одного любимца московской арт сцены и вероятно самого плодовитого из наших художников,  Константина Батынкова - "Другая жизнь". Живопись, графика, видео 1989 - 2009.
Искусство Батынкова – проект о «другой жизни»,  тотальный “проект о парке культуры, который всегда рядом, доступен, но на всякий случай изолирован забором изысканной ковки. Здесь можно купаться в фонтанах, вскарабкиваться на космический «Буран», можно на подтяжках сигануть вниз головой, возомнив себя Тарзаном, и остаться при этом никем”.
<<20 марта - 14 июня 2009 года в Центре "Гараж"  прошла еще одна выставка, привлекшая внимание публики. На сей раз были представлены работы из коллекции французского миллиардера и коллекционера Франсуа Пино. Коллекцию состоящую из 300 (200?) тысяч работ можно представить только, если задаться  некоторой темой или направлением в искусстве, наконец, выбрав несколько имён художников, чьё творчество имеет хоть что-то общее.. Кураторы предложили  название "Определённое состояние мира?", акцентирующее внимание на бессмысленности вышеназванных подходов к оценке предлагаемой экспозиции. Предложу свой ответ на поставленный вопрос. Определённо, денег  и искусства у Франсуа Пино пока больше, чем у Романа Абрамовича.  Выставка для того, чтобы познакомить публику с разнообразием накопленного. Такие выставки, помимо наличия в них бесспорно выдающихся работ, инициируют размышления  по поводу образа  сегодняшнего Медичи. Или, что тоже самое, - о своих представлениях о Медичи всех времён... На неизменную со времён средневековья тему “деньги и искусство”, о не товарном остатке в искусстве...
<<10-14 июня 2009 года состоялась ярмарка Art 40 Basel. В крупнейшей в мире ярмарке современного искусства с 2005 года принимает участие  единственная из отечественных галерей современного искусства, XL галерея. У нас не принято вообще упоминать о таких достижениях, что особенно странно на фоне коммерческой эскалации, случившейся с нашим современным  искусством в нулевые годы. Однако, коммерция коммерции рознь, и такой, которая удаётся галерее XL хотелось бы побольше.
<<Выставка московских художников «Замороженный  Медведь или Русская История как Глобальный Ребус» прошла 22 февраля – 12 апреля 2009 года в  Голландии. Связующим элементом проекта стала традиция московского концептуализма. Произведения второго и третьего поколения приверженцев этого направления составили основу выставки. Опубликованные в каталоге статьи Бориса Гройса (отрывок из текста «Россия как подсознание Запада») и Павла Пепперштейна (отрывок из текста «Кислая и пресная депрессия») легитимируют практики мифотворчества, присущие этому страннорусскому и всё еще недостаточно исследованному периоду российского современного искусства.
<Иллюстрации>
<<До 22 ноября 2009 года продлится 53-я Венецианская Биеннале (с 4 июня). Как бы не нападали на эту крупнейшую выставку современного искусства, она по-прежнему остаётся важнейшим фактором мирового арт процесса. В основном проекте нынешней биеннале (куратор - Daniel Birnbaum) "Создавая миры" участвуют инсталляция Ани Жёлудь и работа Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Проект в национальном Российском павильоне, «Победа над будущим» (куратор — Ольга Свиблова, комиссар — Василий Церетели, автор дизайна — Катя Бочавар) произвёл крайне противоречивые впечатления на специалистов. Условие Венецианской биеннале – художник может участвовать в экспозиции национального павильона лишь один раз. В этом году этот единственный раз используют Павел Пепперштейн, Анатолий Журавлев, Андрей Молодкин, Алексей Калима, Ирина Корина, Сергей Шеховцов и Георгий Острецов.
Московский музей современного искусства впервые принимает участие в Венецианской Биеннале (4 июня - 22 ноября 2009 года) и представляет две выставки в Параллельной программе:
1. Danger! Museum. Новые работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова в Palazzo Bollani
2. Unconditional Love. Совместно с ГЦСИ. 17 художников : АЕС+Ф, Марина Абрамович, Сэм Адамс, Анджело Букарелли, Вим Дельвуа, Вадим Захаров, Милтон МАнетас, Анжело Муско, Альмагуль Менлинбаева, Юсуф Набиль, Велена Никова, Жауме Пленса, Ольга Солдатова, Олимпия Скерри, Аристарх Чернышев, Даша Фурсей, Anonymous. АЕСы представляют мировую премьеру нового проекта "Обед Тримальчино".
Крупнейшей в параллельной программе биеннале, наряду с выставкой  из коллекции Франсуа Пино, стала презентация коллекции современного русского искусства Stella Art Foundation "Этот смутный объект искусства» (см. выше).
Ландшафтная инсталляция «SubTiziano», всплытие субмарины в историческом центре Венеции, на Гранд-канале, продолжает проект Александра Пономарева с подводными лодками (1996 - 2009) под названием «Утилизация стай».
<<Освоение промышленных территорий искусством вышло за пределы столиц.  27 - 30 августа 2009 на территории действующего камвольного производства. случилось беспрецедентное для Екатеринбурга взаимодействие современного искусства и промышленности - "ART-ЗАВОД 2009".
<<30 июня - 18 сентября 2009 года "Инсталляции" Ирины Кориной в Музее современного искусства Фолькванг (Zeitgenössische Kunst Museum Folkwang), в Эссене.

TopList