ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

          В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Игра в ассоциации на берегу океана.
Выставка московских художников «Замороженный Медведь или Русская История как Глобальный Ребус»
22 февраля – 12 апреля 2009 года. Голландия, Дэн Хелдер, Кунстхалле52
| 
         
 
        
   
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
 | <Выставка 
«Замороженный Медведь или Русская История как Глобальный Ребус», 
состоявшаяся в голландском К унсхалле52
 22 февраля – 12 апреля 2009 года, 
что со всей очевидностью следует из названия, о России. Также очевиден на первый 
взгляд, затертый стандарт темы российской идентичности, которая как белое пятно 
на территории 1/6 части суши не перестает притягивать внимание не только 
политтехнологов, но и художников. Однако выставка, о которой пойдет речь, 
не об идентичности и не о стереотипах восприятия России Западом и шальными 
туристами, приезжающими за снегом, матрешками, шапками-ушанками, уверенными, 
что на улицах Москвы они увидят медведей. Что совершенно отсутствует в проекте Аркадия Насонова, инициатора и куратора выставки, составителя книги-каталога, так это заигрывание с популярной культурой и актуальностью, зрительским вниманием и арт институциями. Его стратегия, стратегия сумасшедшего ученого, производящего свои лишенные всякого рационального содержания опыты на периферии смысла и сознания, вдалеке от магистральных путей истории и художественных процессов. Поэтому было бы ошибкой описывать выставку как продукт кураторской мысли, со всеми вытекающими моделями репрезентации национального искусства и культуры. Способ высказывания Аркадия Насонова - часть его собственного многолетнего проекта. Включенность художника в круг московского и одесского искусства позволяет ему органично работать с произведениями коллег-художников, которые становятся частью его тотального проекта. | 
|   
 
 
        
   
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
 
     
       
     
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
        
    Специфика нынешнего коллективного проекта обусловлена 
коммунальным характером отечественной художественной жизни конца прошлого 
столетия. Художники достаточно разного калибра и художественных позиций 
оказались органично вовлечены в сферу  проекта Аркадия 
Насонова. Связующим элементом всего проекта, безусловно, является традиция 
московского концептуализма. Произведения второго и третьего поколения этого 
направления и составляют основу выставки. Опубликованные в каталоге статьи 
Бориса Гройса (отрывок из текста «Россия как подсознание Запада») и Павла 
Пепперштейна (отрывок из текста «Кислая и пресная 
депрессия») легитимируют практики мифотворчества, присущие этому странному и 
пока недостаточно исследованному периоду российского современного искусства. 
Позднесоветское искусство обладало специфическим эзоповым языком, являвшимся 
тайным кодом в общении посвященных, унаследованным от эпохи нонконформизма. Еще 
не утвердились законы арт рынка, и коллективное 
творчество оставалось повседневным ритуалом искусства как формы общения 
художников. Тайные коды кодировались и перекодировались из работы в работу, 
являясь, как правило, ответом на произведение товарища. Поэтому так легко и 
органично работы разных художников сложились в общий сюжет. С другой стороны, 
предложенный Насоновым ребус не предполагает разгадки, поскольку ее просто нет, 
или она давно утеряна за ненадобностью. Просто ребус – это уловка, ключ, при 
помощи которой Аркадий Насонов приглашает стороннего зрителя включиться в 
бесконечное и такое же бесполезное, как и само искусство, 
мифотворчество.  | 
|  | Полотна утопленного в сфумато воспоминания о советском кино Аркадия Насонова. Изящная графика, повествующая о единстве малого с великим (болезненно отзывающаяся в подсознании воспоминанием о тоталитаризме) Константина Батынкова. Масонские диаграммы со знаками архетипических и символических рядов Павла Пепперштейна, Сергея Ануфриева и Ивана Разумова. Монументальные иллюстрации Евгения Семенова выполненные в стилистике иллюстраций научно-популярной литературы. | 
|  | Пасторали из советской действительности с недостоверно достоверными деталями Константина Звездочетова. Имперские орлы Андрея Филиппова. Вариации на тему монументальных советских росписей Ларисы Звездочетовой-Резун и мозаичный ряд космонавтов: животных, мужчин, женщин - Сергея Воронцова. | 
| 
         
 
        
   
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
 | Чувство ностальгии пробуждают сохранившиеся в памяти вещи советской эпохи. Они привносят тактильное ощущение повседневной жизни, ушедшей безвозвратно. Но редимейд автобусный аппарат не выдает билетов, а за небольшую плату поет песни (работа Бориса Матросова «Дикие песни нашей родины»). А в видеоинсталляции с детской настольной игрой «Хоккей» Сергея Шутова вместо игроков танцуют елочки. Выполненные в жанре портрета игрушечные Дед Мороз и Неваляшка «Общества Россия» как бы завершают психологическую характеристику homo sovieticus. | 
| 
         
 
        
   
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
 | 
 
 
 
      
       
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
 
     
       
     
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
        
 | 
|  | Особое место в проекте отведено коллажам Евгения Кемеровского, памяти которого собственно и посвящена книга. Технология скрещивания различных видов советской печатной продукции приносит невероятные плоды и является, по сути, моделью метода культивирования древа мифологий. | 
| 
         
 
        
   
        
        
       
        
      
       
        
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
        
 | Угадать логику сортировки всех артефактов советской эпохи по разделам - задача невыполнимая, да и вряд ли необходимая для включения в семантическую игру. Самопорождающиеся и растущие как снежный ком абсурдные семантические цепочки не лишены мистического смысла, прозрения и глубинных откровений, как любое случайное совпадение. Центральным моментом экспозиции стала инсталляция Кирилла Преображенского «Похороны Брежнева», посвященная концу брежневской эпохи. Портрет автора, чем-то неуловимым напоминающий маленького Ленина с октябрятского значка, стол с красными подушечками и разносящаяся по всем залам выставки траурную речь. Это единственная точка в проекте, порог смерти советского мира и его перерождения в вечности, ведь мир мифа, включающий в себя смерть, не подвержен ее действию. | 
|  | Советские символы и образы в постсоветскую эпоху зажили своей, оторванной от реальности, жизнью. Как колобок, советско-русский миф, сорвавшись с места, покатился вне времени и пространства, приобретая тотальные параметры. Стоит отметить, что представленная в голландском кунстхалле ироническая деконструкция и абсурдное конструирование псевдо мифологий, возникли еще в советском подполье. Тогда эти практики были реальным оружием сопротивления советской идеологической машине, и в этом состояла их актуальность. Теперь же это чисто герметические практики. | 
|  | Железный занавес остался в прошлом, Россия стала частью глобального мира. Как пишет Павел Пепперштейн, «попадая на Запад, мы ощущаем себя в каком-то смысле мертвыми – сейчас больше, чем когда-либо раньше. Ведь мы не просто представители другого мира – мы представители мира, который только что был, и которого больше нет». Символично, что встреча бессознательного России, которая по Гройсу является подсознательным Запада, происходит на границе моря и океана, на самом севере Голландии в прибрежном городке Дэн Хелдер. Возможно, холодный рассудок голландского кальвинизма сможет прояснить природу океана русского подсознания. Оксана Саркисян |