ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<Органайзер Андрея Ковалёва 2007-2008.
Еженедельные обзоры искусственной жизни>

<<Органайзер Андрея Ковалёва 2008 #8. 27 февраля 2008.  Музей, Орлов
 


Хорошая новость для тех, кто намерен окончательно отучиться читать. "Афиша" открыла видеоприложение, где есть и раздел выставок. Штука, конечно, завлекательная. Некоторые полагают, по отсталости, что на выставки нужно смотреть.  Но я давно уж занят тем, что пишу превью для "Таймаута", поэтому привык своим мощным воображением создавать картину истинную. То, что там у этих худогов появляется потом в результате проявленной ими самодеятельности, меня только раздражает. Но в реальности виртуальной все  выглядит  как-то гораздо более естественно и человечно. Вот тут в очередной раз признаюсь, что телевизора у меня нет, по вечерам смотрю исключительно оперы (обыкновенные и космические).
Зато обнаружил чудный ресурс, VernissageTV. Насладился очень задумчивым интервью с Даниэлем Бюреном. Как большой энтузиаст этого дела, думаю вскорости слепить свой собственный видеоканал. Но об этом как-нибудь потом. Дело вполне реальное, но руки пока не доходят.

А пока обратимся к нашим палестинам. Вспомнил, что французы жаловались на то, что Бюрен со своими полосочками в действительности ужасный тоталитарист и давит всех вокруг. Наверное, стиль и жанр как-то воздействует на социальные манифестации. Осмоловский, став минималистом, тоже, как мы видим, начал защищать собственную исключительность. Но, как оказалось, не все так запущено со стилистической проблемой: Толик счел нужным откатить немного назад: "Мое высказывание по поводу доброго и злого искусства было, конечно, анекдотической метафорой. Меня пригласили давать интервью, когда я попал в шорт-лист и передо мной стояла задача выйти из всей этой истории с гордо поднятой головой. Все кричали, что победит группа "АЕС+Ф", представлявшая Россию на Венецианской биеннале, хотя с точки зрения материального качества работ я был лучше. Чтобы не расписываться в заведомом проигрыше, я и сказал, что добро в хорошей сказке побеждает зло. /.../ Нельзя относиться к той сентенции всерьез. Я не вправе объективно говорить, что искусство моих коллег - это зло. Такой скепсис в современном обществе неуместен".

Проблема тут глобального свойства. Бюрен как начал свои полосочки везде малевать, так и остановиться не может. И его явно все достало, и он всех  давным-давно достал. Осмоловскому гораздо комфортнее - мы пока что жили в столь толково завихренном потоке времени и пространства, что никаких вопросов о том, по какой причине художник столь кардинально меняется, даже и не возникало.

Вопросы возникают как раз в том случае, если художник не меняется в соответствии с изменениями партийной линии или мелкими переменами в общественном устройстве. Именно такие претензии и выдвигают к Борису Орлову. Конечно, все это правда, что нелегко ему бывало: "Во-первых, в начале 1990-х годов: тогда советская эпоха неожиданно завершилась, и работать дальше пришлось, фактически игнорируя этот непреложный факт. Во-вторых, в настоящее время: творческий стиль и метод, некогда обещавшие пародийное отношение к нашим идеологическим будням, все же не решаются стать прямой острой реакцией на нынешнюю социально-политическую повседневность". Вопрос очень серьезный: "Каким бы вневременным не казался этот стиль, он все равно привязан к советской действительности. Как его трансформировать применительно к сегодняшнему дню, существенный вопрос. То есть понятно даже как, но это потребовало бы мальчишеской дерзости и эстетического эксперимента, чего от классика ожидать едва ли приходится. Может, тогда интуиция вместо дерзости?"

А ответ совсем простой, но очень уж неприятный - эпоха нонешняя у нас такова, что настойчиво отбивается от попыток как-то ее "отразить". Впрочем, некоторые дерзают, и сам маэстро перечислил своих наследников: "Вот Кулик пришел ко мне совсем сырым, он тогда литературой занимался. Потом он снял мастерскую, и я увидел такое количество работ — разных, дерзких и — извините за неприличное слово — талантливых. Когда я мастерскую Виноградова и Дубосарского посетил, где они делали свою первую серию, то испытал культурный шок и надежду. Москва тогда была забита концептуализмом — считалось, что это просто. И вдруг появляются художники, которые берут на себя дерзость противостоять общей моде. Я вернулся домой и даже выпил водки — так переволновался, позвонил Дубосарскому ночью: «Вы будете могильщиками концептуализма». С «Синими носами» часто общаюсь".
Беда одна в том, что упомянутые добрейшим Борисом художники  тоже, в свою очередь, стали историческими персонажами
, и были смыты волной с корабля истории. И взобрались на борт уже совсем в другом качестве и состоянии сохранности. 

Возможно, тут все дело в том, что страшно далеки мы от народа. То есть никакой особой силы за попытками аналитического и критического подхода к действительности у нас нет. А соц-арт, как то ни странно, выражал чаяния очень широкого слоя людей, у которых пребывание в недрах гниющего и разлагающегося колосса вызывало непреоборимую тошноту. Кстати сказать, в большинстве своем соцартисты были художниками историческими, в тоскливую брежневскую эпоху манипулировали знаками империи сталинской. А это, стоит напомнить, очень все же разные штуки.

Однако все тут гораздо сложней. Если соц-арт возрос во времена борьбы со сталинскими "излишествами", то теперь в лужковской Москве все это тоталитарное излишество и повылезло. Хотя, как утверждают эксперты-инсайдеры, хорошо осведомленные в тонкостях актуальных трендов,
"советское ретро нынче не в моде и выглядит нелепым замшелым эстетством. Правом на ремейки или на деконструкцию художественного языка обладают лишь историографы эпохи, соц-артисты".

Однако вместо того, чтобы основательно перетереть проблему возможности политически ангажированного аналитического искусства, большинство коллег зациклились на обсуждениях вопроса о том, можно ли считать Орлова настоящим соцартистом? Проблемку тут, очевидно, подкинула куратор Елена Селина, поставившая своей целью разрушить все и всяческие мифы. Задачка довольно бессмысленная, СЛОВО сказано, ярлык навешен. Разборка самым очевидным образом восходит к древлему местничеству, которое культивировали в своем кругу нонконформисты. Тогда это было понятно - нужно было на чистом месте создать хоть какую-то генеалогию. А теперь-то зачем об этом вспоминать?

Если пойти по этому пути, так можно было бы сказать, что Роберт Раушенберг - не настоящий попартист. Потому что слишком умный, у Кейджа учился. И Джаспер Джонс - тот тоже не совсем прямо к попарту относится, ибо слишком хороший художник. Совсем как Борис Орлов, которого все хором похвалили за то, что не забросил пластические ценности, и "Работал совершенно серьезно, соц-артовскую иронию, политические анекдоты и прочие шутки юмора оставляя коллегам. Эти качества позволили ему не уйти в пике, когда главная творческая тема рухнула на глазах, а продолжать исследовать обломки, продукты распада".

А в следующий раз, мои дорогие слушатели, поговорим о том, что выжить можно, даже если приложил все усилия для того, чтобы выпасть из "Гнезда"

АК


<<Органайзер Андрея Ковалёва 2008 #7. 10 февраля 2008.  Ржа. Политика искусства для искусства.
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2008 #6. 24 января 2008. Все хорошо, все хорошо!
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2008 #5. 14 января 2008. Де-рейтингованные.
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #4. 27 декабря 2007. Политэкономия знаков  Апокалипсиса.
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #3. 18 декабря 2007. Де-ботанизация.
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #2. 12 декабря 2007. Бабло побеждает зло!
<<
Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #1. 30 ноября 2007. Утепление утопистов.

Предыдущий Органайзер Андрея Ковалёва #46 вышел 8 июня 2005, то есть 29 месяцев назад.  Однако, предшествующий ему  #45 был 2 февраля 2004 года, так что плюсуем ещё 15 месяцев. Итого, 3 года и 8 месяцев мы обозревали "искусственную жизнь" без участия мастера интеллектуальной подножки, эстетического хука и социального препарирования.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым с  2004 по 2007 год в некотором роде замещала Органайзер. В другом формате, своим авторским вглядом Дмитрий Барабанов успешно обозревал происходящее на московской арт сцене. Но обстоятельства выше нас, и у него образовался перерыв> 


TopList