<<Органайзер
Андрея Ковалёва 2007.
Еженедельные обзоры искусственной жизни>
<<Органайзер
Андрея Ковалёва 2007 #1. 30 ноября
2007. Утепление утопистов.
<<Итак, друзья мои, на глазах изумленной публики
происходит очередная реинкарнация и анимация Органайзера на Артинфе.
На вернисажи я уж почти не хожу по причине жестокой агорофобии и прогрессирующей
мизантропии. Однако, постоянно пишу превью в
Таймаут. Жанр этот мне нравится до чрезвычайности - я так в него погрузился,
что больше 1300 знаков мне про выставку и сказать уже нечего. Зато таскаю моих
студентов почти по всем нужным местам. Человек я до крайности старомодный, люблю
об искусстве поговорить, а на тусовках это как-то не принято. И каждый раз узнаю
много нового. Однако, после того, как предмет уж обсудил с пристойным для такого
занятия тщанием, то уж и писать о том предмете как-то влом. Однако, приходится
делать над собой усилие, ибо остаточные критические позывы у меня все еще
имеют место. Так что уж можно начать заново организовывать худжызнь. С ней
только одна проблема - стало как-то очень уж скучно. Экстатический героизм
первых пятилеток ушел уж в прошлое, наступила эпоха конвейера. А поставленный
на поток процесс забав никаких поводов для веселья не оставляет.
Однако, скуки бояться - на тусовки не ходить. К счастью, находятся все же
люди, которые никак не дают художественному сообществу сном забыться,
уснуть. И уж не думать о том,
"Какие сны в том смертном сне приснятся..." Ежели кому все еще
таковой сюжет интересен - узнайте все
вот тут. Дела там все чудесатей и чудесатей. Директор Родионов
подал в суд на министра Соколова за то, что тот обвинил Третьяковку в
коррупции. То есть все эти псевдохудожники собрали по нетрудовой копеечке,
принесли заначку Родионову. Выставились в Третьяковке. Не знает г-н
Соколов, что всякий, в порядке общей очереди и на законных основаниях
может арендовать залы Третьяковки - и опять таки, поднять капитализацию
всего тыщ за двадцать уев арендной платы.
Но к делу это не относится, хотя едва ли не единственное оправдание для
Премии Кандинского представители прессы находят в том, что покупатель,
наконец, будет понимать,
на что деньги тратит. (Теперь и далее ссылочки на прессу буду давать
на мой гуглевый блокнотик). О деньгах и произошла серьезная дискуссия
между двумя мыслителями. Один
сказал - искусство "... вроде бы обязано бичевать общественные
пороки, быть циничным и язвительным, шокировать и доставлять
неудовольствие, будировать публику etc. Но для этого его носителям нужно
иметь некие морально-этические основания: «врачу, исцелися сам». И главным
из таких оснований должна быть личная скромность". То есть - бабки у
буржуинов взял - и не возбухай.
Другой мой любимый философ
возразил с горячностью: "Важен акцент на том, что современным
искусством России интересуются не только чудаковатые маргиналы, а по
понятиям основной массы населения -- извращенцы, а мировая культурная и
бизнес-элита. Что искусство в России сегодня признается миром безусловной,
базовой для развития государства ценностью. На которую необходимо тратить
деньги".
Как старый циник, скажу, что согласен вполне и с тем, и с тем. Думать
нужно о том, чтоб и рыбку съесть - и усесться повыше. Единственное, что
веселит - что мы все еще не утратили способность волноваться по поводу
шуток, которые остальной мир давно уж засунул подальше. (В подсознание).
Становясь общественно значимой силой, искусство фатально утрачивает
возможность эту силу применять на практике. Даже не возможность, а одну
лишь потенцию к критике общественных языков. В этом смысле практически не
имеет значения, кто получит свой пирожок.
Я б отдал его Юрию Альберту,который, как отмечают внимательные
обозреватели, "вместо несозданных проектов представил их описание.
Фишка, между прочим, в том, что среди этих описаний можно обнаружить и
проект идеальной художественной премии. В качестве награды победителю
предлагается оплата похорон художника в течение двух лет после награждения".
Но мы и без Юры знали, что искусственные бабки есть кейсианский народный
самогон. Но и без него время делает свою работу. Например, вот ждали
итальянского радикала
Микеланджело Пистолетто. А приехал метафизик, самодеятельный массон и
кухонный теософ. Конечно, сделано все просто удивительно с чисто
формальной точки зрения, студентам моим я показывал этот опус в качестве
почти идеальной инсталляции и примера работы художника с пространством.
Однако, в этом беспредельном формализме и заключается маленькая опасность
стать источником для фашизма. О чем и рассказал давным-давно любимый
Дмитрием Гутовым Михаил Лифшиц, указавший на то, что одним из источников
для «Мифа XX столетия» стал академический формализм нашего
всенароднолюбимого
Генриха Вельфлина.
И это - тоже, конечно, шуточки авангардистские. Самое смешное, что
начинал-то Пистолетто с прицельной стрельбы по общественному
подсознательному и тоталитарному сознательному. Таких шестидесятников нам
не досталось, с распыленной метафизикой послесталинского соцреализма они
боролись посредством еще более густой метафизики. Но мракобесие охватывает
к старости и самых отъявленных революционеров. Тут и вспомнил стремительно
впавшего в обскурантизм Олега Кулика. И подумал, что к такому случаю можно
применить смешную теорию
Георгия Гачева об ускоренном развитии и перепрыгивании через
исторические этапы. Прыг-скок. Прыг-скок.
Однако, есть ведь еще и теория относительности. В том смысле, что все
относительно. На выставке Игоря Шелковского
"Город" увидел много таких маленьких забавных архитектончиков,
символизирующих нашу горячолюбимую столицу пяти морей. И вспомнил, что
как-то видел аккуратно выклеенный макет моей деревеньки, Ясенево. Тогда
еще удивился, селитьба эта, как мне тогда казалось, для человеческого
обитания вовсе не приспособленная, столь шикарно выглядит с высоты
птичьего полета.
Но, после того, что с Москвой сотворили лужковские прагматики, я как-то
душой прирос ко всему этому ясеневскому коробочному великолепию,
порожденному утопистами из какого-то там "Стройгидрогиперпроекта-116". Так
что, жизнь продолжается, дорогие товарищи!
Предыдущий Органайзер Андрея Ковалёва #46
вышел 8 июня 2005, то есть 29 месяцев назад. Однако,
предшествующий ему #45
был 2 февраля 2004 года, так что плюсуем ещё 15 месяцев. Итого, 3 года и 8
месяцев мы обозревали "искусственную жизнь"
без участия мастера интеллектуальной подножки, эстетического хука и социального
препарирования.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым с 2004 по 2007 год в некотором роде замещала
Органайзер. В другом формате, своим авторским вглядом Дмитрий Барабанов успешно
обозревал происходящее на московской арт сцене. Но обстоятельства выше нас, и у
него образовался перерыв>