ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

2 Московская биеннале современного искусства c 1 марта по 1 апреля 2007 года

 

<<Вторая Московская биеннале современного искусства>
<<
Пресс-просмотр и встреча с кураторами состоялись в Торговом доме ЦУМ и в Башне Федерации 28 февраля.
<<Московская биеннале современного искусства c 1 марта по 1 апреля 2007 года. Тема биеннале «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ». Кураторы: Иосиф Бакштейн, Николя Буррио, Даниэль Бирнбаум, Яра Бубнова и Роза Мартинес>
<Экспозиции выставок Основного проекта представлены в Торговом центре ЦУМ и Башне Федерации>
<
В рамках программы «Специальные гости биеннале» подготовлены выставочные проекты всемирно известных художников – Даррена Алмонда, Пипилотти Рист, Джеффа Уолла, Вали Экспорт, Луки Панкрацци, Комара и Меламида. Будут  также показаны ретроспектива Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, проекты «Верю», «Движение, эволюция, искусство», «Соц-арт. Политическое искусство в России и в Китае», «Мыслящий реализм», Art Digital 2006 и другие. Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством в России и в мире.
Вторая Московская биеннале современного искусства. Открытие>
<
Открытие 1 марта. Основной проект на 19 - 20 этажах башни Федерация. 19 этаж справа, примерно в четверти высоты башни от земли, светится фиолетовым. Это  светится "Aurora" Карнеллы Гросс (Carmela Gross).
Далее здесь>
<Сводное расписание биеннале здесь. С 1 марта по 1 апреля 2007 года. Тема биеннале «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ»>
<Соц-Арт в ГТГ, выставки на Винзаводе, подлодка у Большого Каменного моста>
<
Выставки в ГЦСИ, Скелтон на FАБРИКЕ, Лука Панкраци>
<Экспозиции выставок Основного проекта представлены в Торговом центре ЦУМ и Башне Федерации>
<В рамках программы «Специальные гости биеннале» подготовлены выставочные проекты всемирно известных художников – Даррена Алмонда, Пипилотти Рист, Джеффа Уолла, Вали Экспорт, Луки Панкрацци, Комара и Меламида. Кроме того: ретроспектива Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, проекты «Верю», «Движение, эволюция, искусство», «Соц-арт. Политическое искусство в России и в Китае», «Мыслящий реализм», Art Digital 2006 и другие>
<Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством в России и в мире.
<Пресс-конференция Второй Московской биеннале 20 февраля 2007 года в 12.00 в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии>
<5 февраля Организационный комитет Второй Московской биеннале объявил места проведения Основного проекта.

Даниель Бирнбаум
  Иосиф Бакштейн  Ярослава Бубнова Николя Буррио Гуннар Кваран Роза Мартинес Ханс-Ульрих Обрист Фулия Эрдемчи
<<Основной проект:  
<
<<Философская конференция 17-18 ноября 2006 года  - «Создавая мыслящие миры». 
<2 этап конференции "Создавая мыслящие миры" 27 февраля 2007 года в недостроенном ЦУМе>
<<Специальный проекты: 
<Проект художественного оптимизма «ВЕРЮ»>
<ЦДХ (залы 13-15) - "Дневник художника">
<Проекты ГЦСИ>
<Фестиваль Современного Цифрового Искусства ArtDigital в ЦСИ М'АРС>
<"Мы - ваше будущее/ We Are Your Future". Кураторы: Итан Коэн и Хуан Пунтес>
<Объект Александра Пономарева «Секретный фарватер»>
<СОЦ-АРТ. Политическое искусство в России. СОЦ-АРТ. Политическое искусство в Китае. В Третьяковской галерее на Крымском валу. Залы 35–38>
<Проекты Московского музея современного искусства>
<"Урбанистический формализм">
<Пэм Скелтон. "Сожженные стихи на FАБRИКЕ>
< L-галерея - С.-Петербургский филиал Государственного центра современного искусства представляет проект "КОЕ–ЧТО О ВЛАСТИ">
<СВИДЕТЕЛИ НЕВОЗМОЖНОГО в Московском центре искусств>
<Специальный проект II Московской биеннале современного искусства "История и теория видеоарта в клубе СИНЕ ФАНТОМ">
<<Специальные гости:
<Мэтью Барни - специальный гость и программа показа The Cremaster Cycle/ Drawing Restraint 9>
<Даррен Алмонд - "Если б ты был рядом">
<Лука Панкрацци (Luca Pancrazzi) «1:1»>
<VALIE EXPORT (Австрия)>
<Виталий Комар и Александр Меламид. Выбор народа. В рамках выставки «Соц-арт и политическое искусство в России и Китае»


<<Оценки проектов специальной программы 2−й Московской Биеннале Современного Искусства на "Винзаводе" данные автором АРТикуляции 85 Дмитрием Барабановым касаются обстоятельств чрезвычайно важных для сегодняшней ситуации на нашей арт сцене. Нормально, что они отчасти расходятся с моими. АРТикуляция авторский раздел наших Новостей искусства ARTiNFO, и мне лишь остается право высказать и свое мнение, расходящееся с мнением обозревателя. Текст здесь>


<Проект художественного оптимизма «ВЕРЮ». Куратор Олег Кулик. C 28 января 2007 года. Организаторы проекта - Московский Музей Современного Искусства и компания marka:face:fashiоn. 

Подробнее>

<<28 января в арт-центре «Винзавод»  открылась выставка ВЕРЮ в рамках программы cпециальных проектов 2-й Московской Биеннале Современного Искусства. Организаторы проекта - Московский Музей Современного Искусства и компания marka:ff, при поддержке группы компаний МИАН. Куратор – Олег Кулик. На территории арт-центра «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д.1, стр.6, м. Курская).
<Дмитрий Гутов. Стопы. 2007. Фрагмент картины А. Мантенья. Мертвый Христос. ок. 1490. Холст, темпера. 68х81 см.  
Гости выставки могут ознакомиться с творчеством 59 современных российских художников: группа АЕС Алимпиев Виктор Альберт Юрий Ахметвалиев Расих Байбурин Наиль Братков Сергей Броше Анна Булныгин Дмитрий Верба Леся Группа Газа Горматюк Александр Гутов Дмитрий Денисов Сергей Дементьева Александра Донцов Филипп Дубосарский В. и Виноградов А. Дульфан Дмитрий Есипович Аля Женя Шеф Зарва Сергей Захаров Вадим Илюхин Макс Кисина Юлия Колесников Иван Колосов Андрей Корина Ирина Кошляков Валерий Литичевский Георгий Группа МишМаш Михайлов Борис Молодкин Андрей Монастырский Андрей
Нахова Ирина Насонов Аркадий Нилин Викентий Осмоловский Анатолий Петлюра Александр Петрелли Александр Группа ПГ Погосян Сергей Пономарев Александр Поролон Пригов Дмитрий Псой Короленко Боголюбов Кирилл Пузенков Георгий Савадов Арсен Салахова Айдан Стасюнас Витас группа Синие носы Топольский Дмитрий Файбисович Семен Фрейденберг Виктор Хенгстлер Татьяна Худяков Константин  Церетели Василий Ануфриев Сергей Чернышев Аристарх Шульгин Алексей Чернышева Ольга Шумов Александр>
<Вадим Захаров. Апокриф, обнаруженный в храме Гроба Господня (возле Кувуклии) видеокамерой, подброшенной вверх 27 марта 2002 г. Иерусалим. Видео. 2002>

<<16 февраля - 10 марта 2007 года в ЦДХ (залы 13-15) "Дневник художника". . Специальный проект  2 Московской биеннале современного искусства. Организаторы: Фонд содействия современному искусству Марата Гельмана, Галерея Марата Гельмана, Spiderprojekts.
Никита Алексеев, АЕС, APL 315, Юрий Альберт, Татьяна Антошина, Марина белова и Алексей Политов, Петр Быстров, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Дмитрий Гутов, Александр Джикия, Филипп Донцов, Аля Есипович, Алексей Каллима, Алексей Кострома, Валерий Кошляков, Олег Кулик, Диана Мачулина, Ербол Мельдибеков, Викентий Нилин, Георгий Острецов, Николай Полисский, Павел Пепперштнейн, Кока Рамишвили, Александр Сигутин, Синие Носы, Витас Стасюнас, Авдей Тер-Оганьян, Ольга и Александр Флоренские, Гор Чахал, Илья Чичкан, Юрий Шабельников, Мария Шубина, Программа Escape. Кураторы: Марат Гельман и Александр Панов.




Пока художник жив, он каждым произведением доказывает свое присутствие, помечает мир любой работой, даже если в ней знаток найдет отсылки к социо-культурной истории. Художник метит не только личное пространство, но и Большой Текст культуры, в котором он ощущает себя со-Автором. Его приватные записки могут стать отражением всего бесконечного бэкграунда созданного прежде. В любой почеркушке отражается мир. Но только искусство современное в качестве зеркала использует иронию, критический пафос — и отвечает за это погромами выставок и галерей, уголовными преследованиями авторов, непониманием зрителя. Однако Художник все равно продолжает свое безнадежное дело. «На том стою — и не могу иначе», если цитировать классиков-фанатиков (речь идет о реформаторе Мартине Лютере). Современное искусство ничем не отличается от искусства, скажем так, традиционного в своей экзистенциальной отчаянности. Инсталляция — такой же личный след (диагноз, манифест, эмоциональный всплеск, неожиданная реакция на происходящее или глубоко продуманное высказывание), как и картина «х., м.». Культура гомогенна. И только талант автора определяет высоту вершины на этом вселенском плато. Решать — зрителю. Читателю бесконечного дневника жизни художника, запечатленной в его произведениях. Но и зритель как живущий здесь и сейчас в них отпечатывается и отражается. Даже в случае своих негативных эмоций.
Федор Ромер>
<
Вверху работа Алексея Каллимы; далее: "Город" Александра Бродского и безусловная удача Дмитрия Врубеля - Виктории  Тимофеевой "В последнее время я часто думаю, что на мои похороны никто не придет">

<<2 марта – 1 апреля СОЦ-АРТ. Политическое искусство в России. СОЦ-АРТ. Политическое искусство в Китае. Спецпроект 2 Московской биеннале современного искусства в Третьяковской галерее на Крымском валу. Залы 35–38.
Одно из направлений неофициального искусства СССР – соц-арт – возникло как реакция на доминирующий официозный стиль «социалистический реализм». Экспозиция в Третьяковской галерее задумана как его ретроспективная панорама. Она представит соц-арт в хронологическом развитии – от московского проекта В.Комара и А.Меламида 1972 года (нескольких картин, выполненных для очередной квартирной выставки), впервые названного ими термином «соц-арт» по аналогии со словом «поп-арт» – до последних работ А.Виноградова и В.Дубосарского.
Побочный продукт советской культуры 1970-х, соц-арт распространился в художественных центрах бывших союзных республик и заразил своими идеями Америку и Европу. Но ярче всего соц-арт проявился на Востоке, где в силу сходства политических режимов оказал особое влияние на становление нонконформистского искусства Китая. На выставке будут представлены работы 30 китайских актуальных художников, демонстрирующих пекинский «political art» конца 1990-х годов.
В экспозицию будут включены произведения из собраний Третьяковской галереи, фонда «Екатерина», фонда «Новый», из мастерских художников, а также галерей и частных коллекций Москвы, Нью-Йорка и Пекина.

<<4 – 28 марта - Выставочный зал ГЦСИ.
Специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства
ВАЛИ ЭКСПОРТ/ VALIE EXPORT (Австрия)
Куратор: Хедвиг Саксенхубер /Hedwig Haxenhuber (Австрия). Организатор: Мэрия города Вены.
Одна из основоположниц «гендерного искусства» австрийская художница Вальтруд Холлингер / Waltraud Hollinger, в 1967 году взявшая псевдоним VALIE EXPORT, уже более тридцати лет входит в число самых влиятельных и провокативных фигур международной художественной сцены. Более 120 работ: фотографии, видео, объекты, документацию перформансов, – представляют ее творчество с 1970-х годов по сегодняшний день
4 марта – 1 апреля - Мансарда ГЦСИ.
Специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства
ТО, ЧТО МЫ СЛЫШИМ, ТО, ЧТО СМОТРИТ НА НАС. ВИЗУАЛЬНАЯ АКУСТИКА.
Владимир Мартынов (Россия), Владимир Тарасов (Литва), Иван Соколов и Вадим Захаров (Германия), Хайнц Эрих Гёдеке / Heinz Erich Godecke (Германия), Брайан Ирвин / Brian Irvin (Великобритания). При поддержке Немецкого культурного центра им. Гете, посольства Литовской Республики, Британского Совета Куратор: Виталий Пацюков
Реализация звука в визуальных технологиях – актуальная тема сегодняшнего искусства. В проекте участвуют композиторы, обладающие самым высоким рейтингом в современной музыкальной культуре и выходящие в своем творчестве за рамки чисто музыкального действа. В их работах звук, встречаясь с изображением, создает новую художественную целостность

<< 27 февраля состоялся 2-й этап конференции "Создавая мыслящие миры" на тему «Современное состояние эстетической теории» в рамках Второй Московской биеннале современного искусства. Наибольший интерес вызвала полуторачасовая лекция Джорджио Агамбена "Искусство, без-деятельность, политика">
"...следует радикально изменить нашу привычку рассматривать проблему взаимоотношений искусства и политики. Искусство – это не эстетическая деятельность человека, которая потенциально и при определенных обстоятельствах способна обретать также и политическое значение. В самой своей основе, конститутивно, искусство есть политика, поскольку оно есть деятельность, приостанавливающая деятельность и переводящая в созерцание наши привычные смыслы и жесты и, таким образом, открывающая их для нового использования..." - Лекция полностью>

<<3 марта – 3 апреля 2007 ПRОЕКТ_FАБRИКА (Переведеновский пер., 18 специальный проект) Пэм Скелтон. "Сожженные стихи". Выставка организована при участии Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, при поддержке:  Central Saint Martins, University of the Arts, London, Британского Совета в России, 24_printservice, Компании ХОНКА.
Куратор Елена Зайцева. Менеджер проекта Анна Ильченко. Открытие выставки 3 марта в 15:00.
Проект «Сожженные стихи» - первая выставка известной английской художницы Пэм Скелтон в Москве.
Искусство Пэм Скелтон посвящено сложным взаимоотношениям между историей и памятью, как личной, так и коллективной. Объектом художественного исследования является зазор, образующийся между памятью конкретных людей, ставших участниками исторических событий, и тем, как предстает это событие в коллективной памяти последующих поколений. Чаще всего работа инспирирована местом, хранящем память об исторической трагедии, но всегда в центре интересов художницы – конкретные человеческие судьбы. Это может быть судьба никому неизвестных рядовых сотрудников, самоотверженно боровшихся с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС (проект «Ликвидаторы»), либо чудом выживший узник фашистского концлагеря (Понар).  Но также это может быть и судьба исторической личности, поэта, героически ставшего «совестью поколения». Работу «Сожженные стихи» Пэм Скелтон создала под впечатлением от посещения музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме  в Петербурге.
Видеоинсталляция «Сожженные стихи» представляет собой видоепроекции коротких фильмов об Анне Ахматовой на трех экранах. Эпизоды связаны друг с другом, но их последовательность не артикулируется,  -  каждый происходит как будто бы вне времени. Он также вынесен из пространства – первоначально проект был реализован в экспозиции Дома-музея Анны Ахматовой (куратор Мария Коростелева), но теперь показывается в современном выставочном зале в индустриальной зоне Москвы. Таким образом, инсталляция Пэм Скелтон апеллирует не к месту и времени, а к тому знанию, которым уже обладает зритель, к его памяти, культурной и личной.
Пэм Скелтон родилась в Хэррогейте, в Англии в 1949. Живет и работает в Лондоне.  Преподаватель Школы искусства и дизайна Сан-Мартин>

<<С 28 февраля по 28 марта в помещениях "Винзавода" (4-й Сыромятнический переулок, д.1, к. 2) специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства "Мы - ваше будущее/ We Are Your Future". Кураторы: Итан Коэн и Хуан Пунтес.
Пресс-конференция 28 феврала 2007 года, 16:00 «Винзавод» - 4-й Сыромятнический переулок, д.1.корп.1.
Симпозиум 2 марта 2007 года, 12:00 Центральный Дом - Художников Крымский Вал, д.10.
Открытие - 2 марта 2007 года, 19:30 -«Винзавод».

За последнее время Сотбис провел три аукциона искусства Азии в Гонконге. Парижский Центр Помпиду намерен открыть свои филиалы в Пекине и Шанхае. В 2002 году почтенная ярмарка Арт Базель открыла филиал в Майами, чтобы стать ближе к латиноамериканским художникам и коллекционерам. Несколько недель назад фонд Гуггенхайм заявил о планах вложить 27 миллиардов долларов в строительство музейного комплекса в Абу Даби. Все эти события с очевидностью свидетельствуют о том, что географические центры культуры меняют свое местоположение. Ось Нью-Йорк – Париж – Берлин более не является центральной для мировых культурных центров.  Мир нового искусства - это свободно меняющаяся, масштабная ризома.
 «Мы – ваше будущее», специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства, представит зрителям 50 произведений 33-х художников Китая и Латинской Америки.  Эти художники в наибольшей степени повлияли на приобретение такими городами как Мехико, Пекин и Гавана статуса центров современного искусства, что и привело в итоге к радикальным изменениям в географии мирового искусства.  Для многих художников, участвующих в выставке «Мы – ваше будущее», новое определение мировых границ потребовало нарушения табу и отрицания безусловных на тот момент ценностей. В 1994 году Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), центральная фигура современного китайского искусства, изобразил логотип Кока-Колы на 2000-летней вазе; в 1998 году он  разбил молотком редкое фарфоровое блюдо, после чего подписал этот молоток. В прошлом году Сантьяго Сьерра (Santiago Sierra), испанец, живущий в Мехико, стал объектом судебного разбирательства после создания инсталляции «245 кубических метров», превратившей синагогу в Пулхейме в газовую камеру.  Однако эти художники не стремятся создать скандал ради самого скандала; для них самодовольство и ханжество западного потребительского общества, не желающего посмотреть в глаза своим проблемам, является наибольшим скандалом из возможных.
Для своего московского дебюта часть художников выставки «Мы – ваше будущее» создали несколько работ в контексте российской тематики. Ван Гуани (Wang Guangyi), известный своими насыщенными, красочными работами, в которых логотипы известных компаний соединяются с иконографией китайского соцреализма, экспериментирует в новом для него жанре инсталляции в работе «Война и мир»: пропагандистские постеры времен советско-китайского пограничного конфликта 1969 года будут расположены вдоль 50-метровой траншеи. Маркос Рамирес ЭРРЕ (Marcos Ramirez ERRE) разместит на рекламном щите у Курского вокзала дорожный знак, показывающий физическое и временное расстояние от Москвы до городов, оккупированных советской и российской армиями, от Берлина до Грозного. Кубинская художница Таня Бругера (Tania Brugera) создаст «Комнату доверия», в которой россиян, желающих поделиться сокровенным, будет принимать отставной сотрудник КГБ.
Подобными проектами художники выставки «Мы – ваше будущее» предлагают начать критический диалог с Россией, за которой также закрепились ярлыки «страна с развивающейся экономикой», «на обочине мирового искусства», хотя она и имеет более близкую связь с культурной и политической историей Европы. Выставка «Мы – ваше будущее» стремится предложить русским художниками альтернативу копированию европейских моделей.
Выставка откроется в помещениях нового центра современного искусства «Винзавод», на площади 1800 кв.м. Грубые интерьеры помещения бывшего винного завода XIX века, – открытые трубы, разъеденная плитка, облупившийся кирпич – подчеркивают, что художники создают нечто новое, еще зыбкое и не прочное.
Для подробного обсуждения тем, затронутых выставкой «Мы – ваше будущее»,  будет организован симпозиум. Запланированы выступления Фернандо Кастро Флореса (Fernando Castro Florez) (художественный критик, почетный профессор истории искусств Мадридского независимого университета); Ай Вэйвэя (художник); Цю Чжицзе (Qiu Zhijie) (художник); Тани Бругеры (художник), Олега Кулика (художник), Хуана Пунтеса (Juan Puntes) (директор галереи «Уайт бокс»).  Модераторы – Брайн Дройткур (Brian Droitcour) и Итан Коэн (Ethan Cohen).

Дополнительная информация на сайтах:  http://www.gif.ru/themes/culture/your-future/ и http://www.artnet.com/gallery/424878991/we-are-your-future-at-the-moscow-biennale.html>


<<1 марта на воде Москва реки, возле Большого Каменного моста откроется один из самых необычных специальных проектов 2-ой Московской биеннале. Объект Александра Пономарева «Секретный фарватер».  

Это раскрашенная подводная лодка, после долгого путешествия по Европе, впервые оказавшаяся  в Москве. Она – лишь часть движения, начатого Пономаревым еще в 1997 году, когда художник раскрасил действующую подводную лодку Северного морского флота. По его замыслу, обновленный флот должен «появляться в зонах художественной нестабильности, лоббируя интересы художественного сообщества». Поэтому история, растянутая во времени и пространстве, не может быть остановлена.   Совершив плавание на раскрашенной субмарине по Северному ледовитому океану, Пономарев направляет ее в Европу. Там она неожиданно всплывает, меняя форму и размер, сначала в тихих водах Луары во Франции, потом в Люксембурге, а в октябре 2006 года оказывается в Париже в фонтане сада Тюильри. На этом последнем месте стоянки, лодка была представлена музеем Лувр как часть экспозиции международной ярмарки FIAC. Там она и была приобретена фондом «Art Energy» (Рафик и Юлия Аббасовы), который решил привезти ее в Москву, а после этого передать в дар коллекции центра Помпиду. (Париж, Франция).
Мало кто знает, что идея первой подводной лодки принадлежит художнику. Не правителю государства или военному стратегу. Первую подводную лодку нарисовал Леонардо да Винчи. Следуя путями алхимиков, он стремился открыть тайну человеческой жизни, найти неизвестные рецепты, чтобы исцелять, избавлять, освобождать. Подводная лодка, как осколок философского камня, была попыткой проникнуть в тайный мир воды, как часть общей гармонии, желанием расширить границы известного. Позднее Леонардо уничтожил чертежи, пророчески предугадав страшную судьбу своего изобретения. Раскрасить подводную лодку…действующую военную подводную лодку,  - попытка изменить  десятилетиями утверждаемый смысл предмета. За этой, казалось, бессмысленной шутовской выходкой скрывается стремление перевернуть направление мысли, поставить под сомнение достоверность наших убеждений. Раскрашенная лодка Александра Пономарева- лишь часть задуманного им движения «Северный след Леонардо. Утилизация стай». По его замыслу, преображенный военный подводный флот, морские стаи, должен «лоббировать интересы художественного сообщества». Так, повернув ход времени, он вернется к своему первому изобретателю.

<<Четвертый Фестиваль Современного Цифрового Искусства ArtDigital, который будет презентован в ЦСИ М'АРС с 28 февраля по 30 марта. Открытие 27 февраля в 19.00. Прессконференция в 17.00.
Пограничное состояние - это четвертый эпизод из эпического цикла “Art Digital”. За относительно короткий промежуток времени в три года Art Digital стало именем нарицательным  для выставок цифрового искусства в России. Начиная с пионерского проекта в 2003 году, когда под одной крышей были собраны начинающие и известные русские и зарубежные художники, и продолжая выставками Я кликаю - значит я существую в 2004 году, затем Оцифрованная любовь в 2005 году, этот цикл приобрел растущую известность в среде кураторов, критиков и публики, а также значительно способствовал привлечению внимания в России к проблеме взаимоотношений искусства и новых технологий.
Art Digital 2006: Пограничное состояние намеревается исследовать условия, при которых исчезают границы между реальным и нереальным, сознательным и бессознательным, истиной и ложью, сном и явью, достойным запечатления и непрезентабельным, горним и дольним и т.д. и т.п.
<Вика Ломаско, «Message», 2006/ Видеоинсталляция>
<"...среди рекламного мусора появился комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, интервьюируемый по поводу ее открытия". Репортаж с открытия Фестиваля>

<<24  февраля - 22 марта в L-галерее (Москва, ул. Октябрьская, 26) С.-Петербургский филиал Государственного центра современного искусства в рамках спецпрограммы 2 Московской биеннале современного искусства представляет проект "КОЕ–ЧТО О ВЛАСТИ". В составе выставки:
Инсталляция Петра Белого «О п а с н а я   з о н а»
Инсталляция Виталия Пушницкого «Н а д   н а м и»
Тематическая программа российского видеоарта 1990-х – 2000-х «К о е – ч т о  о  в л а с т и».
Куратор проекта Марина Колдобская. Кураторы видеопрограммы Марина Колдобская, Мария Коростелева.
<Отдельная траница>
Кое-что о власти имеет сказать каждый художник, особенно в России.  Власть меняется, меняется и отношение к ней – от острой неприязни до не менее острого желания вписаться и поучаствовать.
В советское время, теперь уже легендарное, главным чувством была ненависть, весьма похожая на оскорбленную любовь. Что вполне понятно: советская интеллигенция – слой, воспитанный с амбициями управлять и от управления отстраненный. Автор сопротивлялся власти или растворялся в ней, обслуживал или разоблачал, - но вне этих отношений как бы не существовал. Художник представлял почти несуществующее гражданское общество, и конфликтовал с официозом как бы от его имени, заменяя собой и проповедника, и психиатра, и журналиста.
Запрет на политику привел к одержимости политикой. Ни эротическая сцена, ни пейзаж, ни абстрактная композиция не существовали тогда сами по себе, как эстетический факт – они волей-неволей несли заряд идеологической фронды, демонстрируя то влияние Запада, то обращение к фундаментальным национальным ценностям, то просто отвращение от советского быта.
Художник охотно заменил бы и политика, если б мог, - но за это жестоко наказывали.
Внезапный интерес к советскому неофициальному искусству во время Горби-бума был похож на короткий, но бурный роман – причем роман по расчету. Российское общество обнаружило современное искусство, разрешило ему существовать и приносить пользу – но так и не поняло, чем искусство, собственно, занимается, и в чем польза. Художники лихорадочно ловили фортуну.
В 90-х эйфория от возможности высказаться о прошлом сменилась необходимостью говорить о настоящем. Арт-сообщество будто решило вознаградить себя за годы молчания и иносказаний.  Художественный язык 90-х заимствован у парламента, улицы и базара: пародийные партии, демонстрации зверей, игрушечные баррикады, пропагандистские листовки и ритуальные драки, лучшая из которых (Бренера с Ельциным) закономерно не состоялась. Самые почетные титулы для самых популярных художников 90-х были – радикал, герой, революционер. Самые модные слова в рассуждениях критиков - апроприация, эксплуатация, постколониализм, культурный империализм Запада, языковой терроризм, дискурсивная репрессия и т.п.  Успешный галерист превращался в политтехнолога. Успешный художник получал заказ на участие в выборных кампаниях.
В середине 90-х в России произошла революция – не политическая, а технологическая. Граждане, в том числе и художники, получили в руки видеокамеру, компьютер, Интернет. Новые технологии создали новое искушение - превращения искусства в медиа. Вдобавок очень многие русские художники в эти годы получили опыт работы в прессе и на телевидении. Сочетание технологии и опыта, казалось бы, обеспечивают реальные возможности влияния.
Как логическое следствие, почти всерьез произносился лозунг «художник должен взять власть».
Этого не случилось, потому что не могло случиться никогда. Напротив, «нулевые» годы стали временем неоконсерватизма и деполитизации российского общества. Реклама вытеснила пропаганду, установился культ гламура. Глянцевые журналы, а не умные газеты определяют теперь стиль жизни. В обстановке идеологического вакуума, когда ни власть, ни общество еще не решили, чего же они хотят на самом деле, бороться не с кем и не за что (разве что за деньги). Для российского художника это довольно неуютное существование. Однако разочарование в политике не избавило от привычки говорить о жизни и искусстве в понятиях власти – скорее, расширило круг вопросов. Сегодня в фокусе внимания не политика, а вещи житейские: власть старших над младшими, любимого над любящим, начальника над подчиненными – и наоборот. Власть медиальных образов, власть денег, власть потребительских соблазнов. Власть тела, власть привычек, власть памяти.
А некоторые вспомнили, что «кругом, возможно, Бог». С Ним, а не с кем другим, в конечном счете, вступает в диалог художник. Как и всякий другой.
Марина Колдобская

Петр Белый - Инсталляция «Опасная зона».
Изначально заложенная временность новейшей архитектуры - символ общества, живущего в одноразовых  городах, сиюминутными решениями и желаниями. Убогость и хлипкость руин оставленных нами  -  естественный отпечаток состояния общества.

Виталий Пушницкий - Инсталляция «Над Нами».
Это абсолютно пустынный пейзаж. Там нечего рассматривать и искать. Поэтому зритель, наблюдающий его, замкнут в своем одиночестве. Горизонт отражает зрителя внутрь него самого. Обращение вовне становится равносильно монологу, а монолог превращается в молитву. Так отшельники уходили в пустыни, чтобы перейти из-под власти людской к воле божественной, безгранично простертой над нами. Только в пустоте и одиночестве можно увидеть звездное небо над нами и познать нравственный закон внутри нас.

«Кое-что о власти», тематическая программа российского видеоарта 1990х – 2000х; кураторы Марина Колдобская и Мария Коростелева.
Медиаторы и манипуляторы.
Гия Ригвава «Ты можешь положиться на меня».1993. 1’29
Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) «Тайные советы». 2004. 2'40
Синие носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров) «Русские шарады». 2004. 2'20
Антон Литвин «Реставрация». 2006. 11’18
Наталия Мали и ПМП Group (Пригов) «Народ и власть совместно лепят образ новой России". 2003. 7’22
Смерть героя.
Павел Дубов «Караоке ВВП». 2005. 0'50
Группа Радек «Манифестация». 2002. 5’39
Группа ZERGUT (Евгений Гольцов, Владимир Селезнев, Иван Снигирев, Станислав Черва) «Визуализация приручений, или казус современной орнитологии». 2002. 3’20
Униформа.
Виктория Бегальская «Щелкунчики».2004. 5'58
Дмитрий Виленский «Контакт». 2002. 4'40
Олег Кулик. «Я люблю Европу, она не любит меня».
Перформанс 1 сентября 1996, Кюнстлерхаус, Берлин.
Анна Ермолаева «3 минуты, три попытки выжить». 2000. 3'00
Схватка.
Елена Ковылина «Вальс». 2001. 5’55
Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов «Черный пахарь». 2002. 2 '21
Фабрика Найденных Одежд (Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) & Ольга Егорова (Цапля)) «Алые паруса». 2005. 7'00
Над Нами.
Кирилл Шувалов «Резня». 2003. 0'59
Виктор Алимпиев «Is it yours?». 2004. 2’18
Яков Каждан «Мона Лиза». 2003. 0'58
Владимир Быстров «Magnificat». 2005. 5'05


<<Проекты Московского музея современного искусства в рамках СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  2 МОСКОВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА с 1 марта по 1 апреля 2007 года:
<
PETROLIANA. Нефтяной патриотизм. Организатор: Московский музей современного искусства. Куратор: Елена Сорокина. Художники: Евгений Фикс, Антон Гинзбург, Елена Ковылина и др. Взятая в качестве эстетического объекта, нефть проливает свет на время, в котором мы живем, и открывает глаза на проблемы, которые необходимо решить. Место проведения: Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25, 3-й этаж)>


<LEFT POP. Групповая выставка. Видеоарт, объекты, инсталляции, живопись. Организатор: Московский музей современного искусства. Кураторы:  Диана Болдон, Джорджина Джексон, Никола Лиз.
Х
удожники: Марк Бийль (Голландия), Алина и Джефф Блюмис (Беларусь, Молдова, США), Райнер Галь (Австрия, США), Антон Гинзбург (Россия, США), Феликс Гмелин (Швеция), Скотт Кинг (Великобритания), Деклан Кларк (Ирландия), Сара Пирс/ The Metropolitan Complex (Ирландия, США), Оливия Плендер (Великобритания), Марк Тичнер (Великобритания), Евгений Фикс (Россия, США), Крис Эванс (Великобритания, Германия).
Массовая культура искажает контркультуру и использует ее независимость и анонимность в своих целях. Художники пытаются вернуть в свое распоряжение технику эстетического сопротивления, чтобы наделить ее новым мифологическим содержанием и направить на критику современного общества, а также экономического и социального климата. На выставке «Левый поп (Возвращаясь домой)» показаны подходы к исследованию того, как протестное эстетическое поле ранней левацкой политической идеологии трансформируется в общепринятые штампы. Изобразительный язык и авторская интонация работ отсылают зрителей к явлению «популярного контроля», описанному немецким критиком массовой культуры Дидрихом Дидрихсеном, согласно которому эта новая эстетическая и политическая парадигма, в которой действуют искусство, музыка, кино, поп-литература (комиксы) и стихийный дизайн, основанна на русском революционном авангарде 1920-х и контркультуре 1960 –1970-х.
Место проведения: Московский музей современного искусства (ул. Петровка,25, 1-й этаж, залы № 2,3,4)>
<Проект Андрея Бартенева. «СВЕТОМУЗЫКА».  На протяжении долгого периода свет пребывал на стадии функциональной формы, наполняемой различными идеями, представляя собой своеобразное поле, где есть некое уплотнение, нуждающееся в определении его границ. В проекте «Светомузыка» свет обретает плоть в образе пространственной конструкции с закрепленными на ней работающими разноцветными фонарями светомузыки, световые потоки которой, однако, обращены в пустоту. Конструкция разделяет пространство, образуя ряд геометрических фигур, разнообразных по очертаниям, но общих по своей сути — беспредметности. Современная культура, отказавшись под давлением философских идей от объектно-субъективных отношений, вышла в пространство пустоты. Ален Бадью в «Манифесте философии» пытается вновь сделать предметом дискурса объект как философскую категорию. Он пытается исключить момент страха и сомнения в заново рожденной паре «объект — субъект», задавая новые параметры современной ситуации взаимоотношений. Проект «Светомузыка» — своего рода иллюстрация к этой идее. Освободившееся пустое место в цветовом потоке замирает в ожидании заполнения, существуя как метафора современной культуры, и примечательной чертой этой культуры становится закольцованный поиск объекта. Инсталяция во Дворе музея на Петровке, 250>

 
<Презентация проекта «9000 км». Совместно с Калининградским филиалом ГЦСИ.
Основная задача проекта – выстраивание единой «культурной оси» протяженностью 9000 км, представление уникальной художественной панорамы российских регионов как отражение реальной культурной и социальной ситуации «большого отечества» — одновременно европейского и азиатского, либерального и консервативного, столичного и провинциального. Проект, направленный на исследование актуальных тенденций отечественного contemporary art, является одновременно путеводителем по современной России. Многие его темы социально провокативны, поднимая острые для конкретного региона проблемы: китайцы во Владивостоке, ситуация выживания в Памятнике, которым стал Петербург… Рефлексии фиксируют некое состояние пространства, претерпевающего не только временные, но и ментальные, социальные и культурные изменения. Художественный проект «9000 км» осуществляется в паритетном партнерстве кураторов культурных и образовательных институций регионов России, представителей российских диаспор в странах бывшего СССР и за рубежом.
Петровка, 25 Зал № 34 (2-й этаж)>
 


<<С 28 февраля  в Московском музее современного искусства (Ермолаевский, 17)  проект "Урбанистический формализм" (куратор Евгения Кикодзе).  Здесь - о проекте «Урбанистический формализм».
<УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ. Организаторы: Московский музей современного искусства и Фонд «Современный город». Куратор: Евгения Кикодзе.
Художники: Виктор Алимпиев, Алексей Каллима и Инна Богуславская, Ирина Корина, Антон Литвин, Владимир Логутов, группа «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, группа «Синий суп», Давид Тер-Оганьян (Ермолаевский пер.,17, все 4 этажа)>
<ЮРИЙ ЛЕЙДЕРМАН. «ВОТ ПРИХОДИТ ШВЕЙЦАРСКИЙ КАПИТЭН ДОМОЙ И ВИДИТ: НА СТОЛЕ КРУГЛАЯ    КОРОБКА (ГЕОПОЭТИКА-5). Куратор: Тереза Мавика (Ермолаевский пер.,17 – арка на первом этаже)>
<<Проект «Специальный гость». ЛУКА ПАНКРАЦЦИ (Luca Pancrazzi) «1:1». Куратор: Оксана Малеева. Место проведения: Галерея «Зураб» (Тверской бульвар, 9). «Нет ничего абсолютно идентичного хотя бы потому, что два разных тела не могут находиться в одном и том же месте. Каждое тело тождественно лишь самому себе». Эти слова флорентийского математика Коррадо Броджи можно взять эпиграфом ко всему творчеству художника. Проект «1:1» — это произведение о восприятии. Открытие 3 марта в 18:00>

<ВАНГ ГУОФЕН  "Утверждение идеальности" (Китай). В рамках мероприятий, посвященных Году Китая в России. Организатор: Московский музей современного искусства. Куратор: Дарья Камышникова.
Ван Гуофен  создал серию масштабных (120х540 см) панорамных цифровых фотографий государственных зданий Пекина, единовременно построенных  в середине 1950-х годов. Грандиозный государственный проект, призванный утвердить главные политические и идеологические приоритеты Китайской народно - демократической республики, требовал от художника не менее масштабного воплощения своей идеи. В  фотографиях архитектуры, как материального объекта, Ван Гуофен сумел выйти за рамки ее непосредственной фиксации. Намеренно стилизованный визуальный язык фотографий  придает им пластическую определенность и скульптурную монументальность.
Место проведения: Галерея Искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19). Открытие 6 марта в 17:00>
<Проект фестиваля «LINOLEUM» - «ART IN MOTION». Современное искусство языком анимации.
Данный проект является инициативой Московского Международного Фестиваля Альтернативной Анимации Linoleum планируемой к реализации совместно с Московским Музеем Современного Искусства в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, при поддержке «Michael Tsarev Art Projects». Все события проекта «Art In Motion» пройдут в зале «Яблоко» Российской Академии Художеств.
«Art in Motion» - концептуальное продолжение  фестиваля альтернативной анимации LINOLEUM, в основе которого лежит идея многоуровневой презентации художественного мультимедиа продукта.  Проект представляет собой серию мероприятий - «Инсталяция» + «Мастер-класс» + «Кино-видео-показ» + «перформанс» - где особое внимание уделяется формам искусства, которым родственна анимация, где она так или иначе задействована: это  искусство созданное при помощи современных мультимедиа  технологий. В таком  творчестве часто произведение перерастает свои вновь определившиеся границы. Нам
Место проведения: Галерея Искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19). Открытие 6 марта в 19:00>
<Проект художественного оптимизма «ВЕРЮ». Организаторы: Московский музей современного искусства, компания marka: ff. Куратор: Олег Кулик. Место проведения: Культурный центр «Винзавод»>
<9 марта в  17:00 - презентация каталога «История российского видеоарта. Том 1» ул. Петровка (зал № 21)
<
Выставка «Мастера» с 14 марта 2007 года по 2 апреля 2007 года (2 этаж, анфилада со стороны ул. Петровка)>


<<С 6 марта в Московском Центре Искусств (ул. Неглинная 14) специальный проект  II Московской биеннале современного искусства СВИДЕТЕЛИ НЕВОЗМОЖНОГО.
Художники: Иван Бражкин, Илья Будрайтскис, Алексей Булдаков, Александра Галкина, Дмитрий Гутов,  Жанна Кадырова,  Алексей Каллима,   Ирина Корина, группа «Куда бегут собаки»,  Владимир Логутов, Диана Мачулина, Викентий Нилин, Николай Олейников,   Георгий Первов, Давид Тер-Оганьян, Евгений Фикс, Валерий Чтак, группа C.A.T.
Арт-директор МЦИ:  Лина Краснянская. Куратор проекта: Юлия Аксенова.
Художественное высказывание, нацеленное на анализ явлений актуальной действительности,    неизбежно сталкивается с проблемой   поиска языка их описания. Помимо кризисов геополитических, социальных, общественных   существует так же кризис форм и  понятий, применяемых к проблемам современности.  «Нормативная»,  рациональная  риторика истеблишмента, претендующая на объективность, не способна  адекватно  отображать  многие сегодняшние  конфликты. Претензии выглядеть правдиво в  мире  подмен и имитаций, где  «эффект реальности» заменяет саму реальность, являются реакционными. Искусство,  сопротивляясь этой логике подражания видимости, ищет иные, присущие только ему формы свидетельствования о настоящем.   Оно  находит их в области воображения, вымысла  и  выражает в образах   несуществующего,  невозможного. Художник применяет особый вид самоцензуры, он  говорит о реальности  с помощью лжи и научает зрителя различать в ней правду. Невозможное –  не просто категория вымысла. Невозможное тесно вплетено в ткань нашего символического мира, поэтому  способно изменять, преобразовывать существующий порядок смыслов, а  в конечном счете и саму реальность. Невозможное стирает границы времён.  Оно  раскрывает  утаенные стороны  прошлого, из которого мы извлекаем  необходимые нам именно  сейчас идеи,  знания,  формы действий. Невозможное является способом преодоления наших представлений о незыблемости законов общества настоящего, находящегося  во власти «объективных отношений». Оно так же указывает   на возможные модели будущего, которое обретает очертание в хрупких, утопических проектах искусства сегодняшнего, наделяя плотью наши предчувствия.

<<С 28 февраля по 7 марта в клубе Синефантом специальный проект  II Московской биеннале современного искусства "История и теория видеоарта":
28 февраля. 2, 3, 7 марта - "ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВИДЕОАРТА В СИНЕ ФАНТОМЕ"
28 февраля - Презентация книги Д. Бирнбаума "Хронология"
2 марта - Вали Экспорт, "Практика любви". (Австрия)
3 марта - 40 лет немецкого видеоарта (1963-2004). Цифровой архив. (Германия)
7 марта - "Коллективные действия", акция "Бочка", 1985>


<<Со 2 марта на Винзаводе специальный гость биеннале Даррен Алмонд - "Если б ты был рядом".
Даррен Алмонд сравнивает свое творчество с потолочным вентилятором. Каждая лопасть вторгается в какую-либо область художественной деятельности: скульптуру, кино и фотографию, спутниковую трансляцию в реальном времени. Гладкость и минимализм его эстетики выражаются в объектах из мира технологии, индустрии и транспорта — часах, вентиляторах, автобусных остановках и крутящихся дисках.
В фильмах Алмонда фигурируют безлюдные места и окраинные пейзажи. Чаще всего действие и диалоги сведены к минимуму. Но в центре его произведений, несмотря на их очевидную анонимность и отчужденность, — человек. В его работах время, пространство и человеческий опыт выражаются через открытие символического и эмоционального значения объектов, мест и ситуаций.
Первой выставленной работой Алмонда было «Произведение в реальном времени» (1996). С помощью прямой трансляции он спроецировал на стену выставочного зала изображение своей пустой мастерской. Поскольку смотреть было не на что, за исключением изменений в естественном освещении и смены цифр на механических часах, время остановилось. Алмонда интересовала привлекательность неизменного изображения для зрителя, и он превратил банальность в театральное представление, в интенсивное переживание времени.
Эта работа стала первым примером использования художником видеотехнологии и познакомила с основными темами, которые он развивал в последующие годы. Символы ожидания, темпоральности и перемещения в пространстве отмечали начало его исследований физического и эмоционального эффектов времени на личности. Присутствие Алмонда чувствовалось в видео, хотя его самого не было на экране. Он показал зрителю пустую мастерскую (а следовательно, и личное пространство), тем самым создав ощущение уязвимости. Эта уязвимость видна в его последующих проектах, создание которых потребовало поездок по всему миру. Несмотря на широкий географический и жанровый охваты, в проектах Алмонда есть общая автобиографическая сердцевина. Большинство произведений Алмонда пронизаны темой воспоминаний и размышлений о прошлом. Это расширяет спектр его исследований за пределы личного и семейного опыта и помещает их на арену социальной и политической истории.
Например, Алмонд снимает обычную автобусную остановку, чтобы создать высказывание о холокосте. Видео «Освенцим, март 1997-го» (1997) представляет собой зернистую черно-белую съемку пары навесов на остановках. Они могли бы стоять где угодно. Из названия работы, правда, ясно, что они расположены у бывшего концлагеря, и конкретная транспортная сеть становится поводом для рождения невообразимых значений.
О своих фотографиях Алмонд говорит, что они «служат памяти и случаю с помощью света и временного измерения, а в выборе мест съемки — зон вне города, не тронутых искусственным освещением, — продолжают традиции романтической живописи».
Если б ты был рядом… (2004)
В видеоинсталляции «Если б ты был рядом» Алмонд остро осмысливает тему воспоминания в откровенно личной сфере, восстанавливая тоску и чувство потери в жизни своей бабушки.
Видео было снято в прибрежном городе Блекпул, где прошел медовый месяц его бабушки и дедушки. В замедленной съемке мы видим «бабусю» на пути в танцевальный зал «Тауэр» впервые после смерти ее мужа двадцать лет назад. Она смотрит на танцующую пару. На второй проекции — скользящие по паркету ноги танцовщиков. Насыщенные тона этого видео вызывают ностальгию и подчеркивают тонкие оттенки эмоций, которые мы улавливаем в смене выражения лица бабушки — от радости к печали, от прошлого к настоящему.
Во многих своих работах Алмонд использует акустические эффекты, чтобы повлиять на наше восприятие пространства и места. Тихая мелодия пианино рождает атмосферу созерцательности. Приглушенный звук скользящих шагов очерчивает периметр пространства воображения зрителя. Это круговое движение звука вызывает желание двигаться таким же образом и связывает четыре проекции воедино.
Дополнительный объем произведению придают символы: красочный фонтан означает источник жизненных радостей, подсвеченные лопасти огромной мельницы — символ города — служат указанием на место действия и выступают метафорой циклической структуры произведений Алмонда. Более того, скрип механизма мельницы оттеняет метафорическое сравнение уходящего времени и неизбежности смерти. Эта инсталляция — об инстинкте, заставляющем нас оглянуться, перед тем как идти дальше, и понять, кто мы, узнав, откуда мы.
 «Если б ты был рядом» передает ощущение хрупкости человеческого существования, становясь чем-то большим, чем модернизированная семейная хроника. У зрителя на инстинктивном уровне рождается ощущение коллективной уязвимости.


<<С 28 февраля по 5 марта RIGroup и Московский Залоговый Банк при участии Фонда Соломона Р. Гуггенхайма представляют ретроспективу фильмов Мэтью Барни в Москве -
Matthew Barney. The Cremaster Cycle/ Drawing Restraint 9. Куратор: Нэнси Спектор.
Расписание: МОСКВА, Центральный Дом Литераторов, ул. Б.Никитская, д. 53 - ЦДЛ; Государственный Центр современного искусства, ул. Зоологическая, д. 13., стр.2 - ГЦСИ.
28 февраля, среда, ЦДЛ, начало в 20:00
- CREMASTER 1 (1995, 40:30 мин)
- CREMASTER 2 (1999, 79:00 мин)
1 марта, четверг, ЦДЛ, начало в 20:00
- CREMASTER 3 (2002, 03:01:59)
2 марта, пятница, ЦДЛ, начало в 20:00
- CREMASTER 4 (1994, 42:16 мин)
- CREMASTER 5, (1997, 54:30 мин)
3 марта, суббота, ЦДЛ
начало в 18:00
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00)
начало в 20:30
- встреча с Мэтью Барни.
4 марта, воскресенье
- MATTHEW BARNEY: NO RESTRAINT (2006, 70:00 мин., документальный), ГЦСИ, Малый зал
начало в 15:00, 16:30, 18:00
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00), ЦДЛ, начало в 20:00
5 марта, понедельник, ЦДЛ, начало в 20:00
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00)
THE CREMASTER CYCLE - www.cremaster.net.
Проект был начат в 1994 году. Название отсылает к одноименной мышце в мужском организме, ответственной за подъем и опускание тестикул (от холода или эмоциональных переживаний). Цикл посвящен развитию живой формы, от состояния эмбриона до начала распада в зрелости, о чем рассказывается при помощи фантасмагорических образов из биологии, истории, географии, мифологии и массовой культуры.
Названия фильмов не соответствуют хронологии их создания: сначала был снят Cremaster 4 (1994), за ним – Cremaster 1 (1995), Cremaster 5 (1997), Cremaster 2 (1999) и Cremaster 3 (2002). В 2002-2003 годах Музеем Соломона Р. Гуггенхайма была организована грандиозная ретроспективная выставка, посвященная проекту. В нее также вошли сопутствующие скульптуры, фотографии, рисунки и инсталляции. Показ прошел в Музее Людвига в Кельне, Музее современного искусства города Парижа и в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Газета The Guardian назвала цикл "первым по-настоящему выдающимся творением в сфере кино, сделанным в контексте изобразительного искусства, после "Андалузского пса" Бунюэля и Дали" (October 16, 2002, The Guardian).
DRAWING RESTRAINT 9 - www.drawingrestraint.net.
Фильм Drawing Restraint 9 является фрагментом 14-частного проекта Drawing Restraint, показанного в 2005-2006 годах в Японии, Южной Корее и США. Европейская премьера состоялась на 62-м Венецианском кинофестивале в 2005 году.
Действие разворачивается на борту флагмана японского китобойного флота – судне "Нисин-Мару". Основная идея фильма – отношения между самоналоженными ограничениями и творчеством – символически раскрывается через строительство и преобразование огромной скульптуры из жидкого вазелина, которую на протяжении фильма формируют, сливают, разделяют и видоизменяют на палубе корабля.
Перемены в физическом состоянии скульптурной формы отражаются в истории Гостей, роли которых исполнены Мэтью Барни и Бьорк.
В основе музыки к фильму лежит традиция игры на древнем японском музыкальном инструменте "шо", детально изученная и переосмысленная Бьорк.



<<С 28 февраля  в Московском музее современного искусства (Ермолаевский, 17)  проект "Урбанистический формализм" (куратор Евгения Кикодзе).  Здесь - о проекте «Урбанистический формализм».
<УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ. Организаторы: Московский музей современного искусства и Фонд «Современный город». Куратор: Евгения Кикодзе.
Художники: Виктор Алимпиев, Алексей Каллима и Инна Богуславская, Ирина Корина, Антон Литвин, Владимир Логутов, группа «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, группа «Синий суп», Давид Тер-Оганьян (Ермолаевский пер.,17, все 4 этажа)>
<ЮРИЙ ЛЕЙДЕРМАН. «ВОТ ПРИХОДИТ ШВЕЙЦАРСКИЙ КАПИТЭН ДОМОЙ И ВИДИТ: НА СТОЛЕ КРУГЛАЯ    КОРОБКА (ГЕОПОЭТИКА-5). Куратор: Тереза Мавика (Ермолаевский пер.,17 – арка на первом этаже)>

<<На протяжении 2005-2006 года с помощью Фонда поддержки современного искусства «Современный город» была реализована художественная программа «Урбанистический формализм», состоящая из девяти проектов уже известных и в то же время самых многообещающих авторов. Это инсталляции Антона Литвина, Виктора Алимпиева, группы «Bluesoup», Ирины Кориной, Анатолия Осмоловского, группы «Обледенение Архитекторов», Давида Тер-Оганьяна, Владимира Логутова и Алексея Каллимы в соавторстве с Инной Богуславской. На протяжении двух лет отдельные проекты программы выставлялись в залах фонда. В залах Московского музея современного искусства они впервые будут собраны вместе и представят программу «Урбанистический формализм» в её целостности.
Московский музей современного искусства, фонд «Современный город» представляют специальный проект 2-ой Московской биеннале современного искусства «Урбанистический формализм». Куратор Евгения Кикодзе. Проект будет представлен на четырех этажах в здании Московского музея современного искусства по адресу: Ермолаевский пер., 17. 1 марта – 1 апреля 2007 г.
Возвращение интереса к пластическим законам искусства, к возможностям и пределам самого изобразительного языка обусловлено стремлением художников создать новый этический манифест, свод профессиональных правил, которые помогли бы добиться независимого статуса для искусства в России. Только сосредотачиваясь на внутренних, сугубо профессиональных проблемах, современный художник способен противостоять давлению рынка и политики, нещадной эксплуатации визуального искусства рекламой и средствами массовой информации.
«Урбанистический формализм» — это третья после исторического авангарда и советского андеграунда попытка современного искусства завоевать свой статус в России. С середины 1980-х годов после краха советского диктата цензуры искусство двинулось навстречу новым социальным требованиям эпохи, однако большие социальные полномочия, которые тогда получило современное искусство, имели и оборотную сторону: это «вымывание» художников в другие профессии, упрощение и вульгаризация самого искусства. Но именно эта сегодняшняя ненужность и маргинальность современного искусства в России дают художникам необходимую свободу и шанс сосредоточиться на формулировании собственно роли и смысла искусства как уникального рода деятельности. Призыв к формализации в искусстве — как императив брандмауэра в архитектуре, той пустой стены, к которой могло бы примкнуть следующее здание, той платформы, которая обеспечивает взаимодействие и ансамблевую состоятельность идей и проектов. Это требование отказаться от ложного ощущения свободы, знать пределы своих возможностей и, соответственно, работать над их расширением.
«Урбанистический формализм» рассказывает о своеобразии современного общества, о формах и структуре жизнедеятельности крупного мегаполиса. Все инсталляции, его составляющие, отличает минималистическая сдержанность, сжатость и насыщенность приемов, которые, при всей своей конкретности, тем не менее, способствуют  метафорическому прочтению и поэтической отстраненности образов. В контексте современной цивилизации, практически полностью заключающей жизнь современников в рамки урбанизма, формалистический принцип предоставляет инструмент для описания и анализа новой, постиндустриальной действительности.
Куратор: Евгения Кикодзе
Художники: Виктор Алимпиев, Алексей Каллима и Инна Богуславская, Ирина Корина, Антон Литвин, Владимир Логутов, группа «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, группа «Синий суп», Давид Тер-Оганьян>


<<Со 2 марта на Винзаводе - Материя & Память. Кураторы: Станислав Шурипа (Москва), Рене Падт (Стокгольм).
Организаторы выставки: Институт проблем современного искусства, Москва; Высшая школа искусств Валанд, Гетеборг.
Художники: Эми Роуз Сэмпсон, Надежда Бушенева, Игорь Битман, Конни Блом, Арсений Жиляев, Наталья Зинцова, Лаура Кух, Мари Лагерквист, Елена Лукьянова, Анна Орехова, Керстин Персон, Максим Русаков, Марго Трушина, Джейн Фрост, Оливер Хайнценбергер, Горан Хассанпур, Майкл Эдди, Гуннар Карл-Юхан Энгберг>


<<17-18 ноября 2006 г. в рамках 2-й Московской биеннале Международная конференция по философии, политике и эстетической теории «Создавая мыслящие миры». 
В работе конференции приняли участие Борис Кагарлицкий, Шанталь Муф (Chantale Mouffe), Молли Несбит (Molly Nesbit), Валерий Подорога, Жак Рансьер (Jacques Ranciere), Михаил Рыклин, Бернар Стиглер (Bernard Stiegler). Впечатления от 1-го дня конференции>

С утра 17 ноября выступили Бернар Стиглер, Валерий Подорога и был прочитан доклад Саскии Сааскенс. После перерыва выступил Жак Рансьер. Признанный специалист анализа "конца политического". Которого реально нет. А есть новые формы сознания в глобальной системе, новые формы взаимодействия субъекта и общества. Я бы отметил 2 ключевые мысли его доклада: отход от логики консенсуса неизбежен; происходит переконфигурация зримого; создается новая конфигурация. Шанталь Муфф говорила о различиях политики и политического.
Почему я не остался-таки на обсуждение, дискуссию и не пошел на второй день?
Во-первых, я понял, что мой английский не позволит пообщаться без услуг переводчика - уж больно сложные вопросы следовало бы прояснить. На переводчиков же надежды не могло быть никакой. Хотелось бы знать, кто и где их подбирал. Особенно женщину, которая непрестанно хихикала. Вероятно  философские рефлексии действуют на нее схоже со звучанием иностранной речи на Ванду из фильма "Рыбка по имени Ванда".
Во-вторых, заявленная причастность конференции к предстоящей 2-й Московской биеннале современного искусства, по крайней мере в первый день, не состоялась. Разве что Рансьер упомянул периферийную роль искусства в разоблачении глобального мира. Но не развивал эту мысль. И не отметил, что красивое название конференции "Создавая мыслящие миры" вероятно придумано не теми, кто предлагал тему биеннале.  У меня даже сложилось впечатление, что докладчики не знали о заявленной теме биеннале "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ". О том, что по мнению кураторов современное искусство способно лишь на некоторые "примечания" к происходящему сегодня. А если знали, то не захотели скорректировать свои обкатанные доклады. Рансьер, похоже, понимал это. Поэтому и начал с рассказа о биеннале в Севилье и оказался единственным, кто хоть обмолвился о наступлении фундаментализма, о возвращении фундаментализма во все общественные структуры. Не знаю, получил ли развитие в ходе дискуссии его тезис об отходе от логики консенсуса. Ведь эта логика глубоко укоренена и в системе искусства.  Вместе с тем, чуткие, находящиеся в поиске художники ощущают сегодняшние  процессы, такие как наступление фундаментализма, не "после", а скорее "до философии". Пример - Олег Кулик, затеявший и продолжающий катакомбные обсуждения предваряющие одну из биеннальных выставок "Верю". И затеявший их не на пустом месте - общеизвестный факт, только что завершившаяся 1-я биеннале в Сингапуре имела тему "Вера". Там, кстати, весьма успешно был реализован проект Владимира Куприянова "Русская античность. Страшный суд".
На мой взгляд, докладчикам надо было дать вводную задачу - соотнести свои доклады: 1) с темой предстоящей биеннале; 2) c биеннале в Сингапуре; 3) с заявленной выставкой "Верю". Вот это сомнений нет, было бы чрезвычайно интересно. А то, что было в 1-й день конференции, скорее похоже на предъявление известных имен. Само по себе более значимое, чем интеллектуальный резонанс, который способны вызвать их рефлексии, хотя бы частично связанные с тремя вышеназванными, а может быть и еще с какими-то существенными для предстоящей биеннале темами.
Ю.П. >

Вторая Московская биеннале современного искусства>
<<Иосиф Бакштейн: Участь современного искусства - заметки на полях. Интервью для газеты "Время Новостей" 5 сентября 2006 года. "Со стороны Кузнецкого моста <к ЦУМу> пристраивается новое здание. Так совпало по времени, что перед биеннале окончатся строительные работы, но еще не начнутся работы по оформлению интерьеров. Благодаря компании Mercury это здание нам предоставят. Для искусства будет идеальный вариант: бетон, опоры, -- такой стильный и модный индустриальный минимализм. Биеннале займет два этажа. Площадь каждого - 3-3,5 тыс. кв. метров". Полностью>
<<
К кураторам прошлой биеннале добавились Гуннар Кваран и Фулия ЭрдемчиПодробнее о 1-й пресс-конференции>

<<Пресс-конференция, посвященная проведению Второй Московской биеннале современного искусства, которая пройдет с 22 февраля по 22 марта 2007 года, состоялась 7 июня 2006 года в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.  
В пресс-конференции приняли участие: Швыдкой Михаил Ефимович - руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, Кобахидзе Майя Бадриевна - начальник Управления современного искусства ФАКК, Заволокин Александр Сергеевич - заместитель начальника Управления современного искусства ФАКК, Бакштейн Иосиф Маркович -  комиссар и художественный руководитель Второй Московской биеннале современного искусства, Боровский Александр Давыдович - заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея.
Международня команда кураторов представит не единый проект, а ряд выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах. Все они будут объединены темой "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ" и представят в общей сложности произведения более 80 художников. Выставочная программа Второй Московской биеннале будет состоять из нескольких экспозиций основного проекта и более 25 специальных проектов и  выставок «специальных гостей». Основной проект биеннале развернется на трех выставочных площадках столицы: в здании бывшего Музея В. И. Ленина, Государственном Музее архитектуры им. А. В. Щусева и новом пространстве торгового дома ЦУМ (до сдачи в эксплуатацию). Общая выставочная площадь составит около 10 000 квадратных метров.
К кураторам прошлой биеннале добавились Гуннар Кваран и Фулия Эрдемчи
По мнению организаторов, структура основного проекта, которую образно можно сравнить с книгой, разделенной на главы, поможет зрителям взглянуть на заявленные проблемы с различных точек зрения.

Иосиф Бакштейн о теме Второй Московской биеннале: 
Задача проекта – способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство.   В наши дни современное искусство, как и гуманитарная культура  в целом,  утрачивают то, что можно назвать их  «легитимирующей функцией». Именно поэтому сегодня мы  говорим  лишь о примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях.
Макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики.  Кураторы биеннале пытаются показать, что социальная эволюция, равно как и новизна художественных идей, находятся в прямой зависимости от того, насколько современное общество способно аккумулировать свои основополагающие ценности, знать и помнить о них.

Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством России и постсоветского пространства. Она разместится практически на всех традиционных московских выставочных площадках: в Государственной Третьяковской галерее, Московском Музее современного искусства, Государственном Центре современного искусства, Центре современного искусства М’Арс, Московском Центре искусств на Неглинной, выставочном зале «Новый Манеж», выставочном зале фонда культуры «Екатерина», культурном центре «Винзавод», выставочном зале «Проект Фабрика», культурном центре «АртСтрелка», Музее актуального искусства «АРТ4.RU»  и в других выставочных залах города. В настоящее время уточняется возможность размещения одного из специальных проектов биеннале  в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Среди специальных проектов биеннале стоит отметить выставку русского и китайского соцарта, подготовленную заведующим отделом новейших течений ГТГ Андреем Ерофеевым, проект Екатерины Деготь «Великий перелом», проект Фонда «Современный город» «Урбанистический формализм», который будет курировать Евгения Кикодзе, проект художников из стран СНГ (кураторы: Лолита Яблонскиене, Валерия Ибраева), проекты, подготовленные Государственным Центром современного искусства и его филиалами, выставку «Art Digital 2006: пограничное состояние» (руководитель – Наталья Косолапова, куратор – Антонио Джеуза), кураторские проекты Ольги Свибловой, Марата Гельмана, Юлии Аксеновой и Оксаны Саркисян.  В настоящее время организаторы биеннале также изыскивают возможность показать в Москве проект Бориса Гройса «Образы империи».
В рамках программы «Специальные гости биеннале» будут показаны работы всемирно известных интернациональных художников. В Москве при поддержке посольств и культурных институций соответствующих стран состоятся персональные выставки: Даррена Элмонда (Darren Almond), Пипилотти Рист (Pipilotti Rist), Джефа Уолла (Jeff Wall), Вали Экспорт (Valie Export), Роберта Уилсона (Robert Wilson) и Йоко Оно (Yoko Ono). В настоящее время также ведутся переговоры о персональных выставках Андреаса Гурски (Andreas Gursky) и Пьера Уига (Pierre Huyghe).
Организаторы Второй Московской биеннале особое внимание планируют уделить образовательной программе. В рамках биеннале пройдет серия встреч, конференций и дискуссий, будет выпущен двухтомный каталог, посвященный основному и специальным проектам. Помимо этого во время работы биеннале зрители смогут воспользоваться услугами экскурсионного бюро, где будут представлены специально разработанные путеводители по биеннале и аудио-экскурсии.

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO