>       ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

53-я Венецианская биеннале 4  июня - 22 ноября 2009 года>

<<ПРЕССА:

<<1 июля 2009 года в ММСИ на Петровке, 25 состоялся "круглый стол" на тему «Россия на 53-й Венецианской Биеннале. Вел обсуждение телеведущий Александр Шаталов. Поговорили:  Василий Церетели (комиссар Павильона России, исполнительный директор Московского музея современного искусства);  Ольга Свиблова (куратор Павильона России, директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств); Пьер Броше (учредитель компании New Rules, организатор выставки “Danger! Museum”);  Александрина Маркво и Кристина Штейнбрехер (кураторы выставки “Unconditional Love”); Владимир Левашов (куратор выставки “Этот смутный объект искусства” из собрания Stella Art Foundation);
Михаил Миндлин (директор ГЦСИ); Николай Молок (Stella Art Foundation); Екатерина Деготь (арт критик); Милена Орлова (арт критик); Мария Кравцова (арт критик);   Александр Пономарев (художник); Сергей Шеховцов (художник);  Гоша Острецов (художник);  Сергей Хачатуров (арт критик); Анатолий Осмоловский (художник). Оксана Саркисян - надеюсь, в порядке подготовки очередного АРТФона - задавала вопросы. Диана Мачулина - тоже. Много раз хвалебно упоминавшаяся выступавшими участница основного проекта биеннале Аня Желудь посидела молча. Фактически оценка Аниного участия в кураторском проекте Бирнбаума стала едва ли не единственным пунктом всеобщего согласия собравшихся. По поводу экспозиции в национальном павильоне мнения - как и следовало ожидать - настолько  противоположные, что приводят к неизбежному выводу - представления об искусстве и возможностях его развития разнятся в логичном соответствии с  жизненными путями носителей этих представлений. Понятное дело, но я, признаться, испытал чувство неловкости от бойкого начала выступления куратора - уже дважды куратора - нашего национального павильона. Ольга Львовна не поленилась прочитать все количества упоминаний фамилий наших художников в прессе, взятые из отчета о мониторинге прессы, сделанного pr-компанией. Я видел, что не одинок - Шеховцов аж покраснел от этого чтения: Молодкин (крайне сомнительный) - что-то вроде 125 раз, а Корина (одна из надежд нашего искусства) - типа 20... Тоска накатила и от замечательного менеджера Свибловой, способной как танк завоевывать позиции, но по каким-то замысловатым причинам по совместительству занимающейся кураторством. И от всех нас, привыкших к перемешиванию и взбалтыванию всего и вся. Отчего так сложилось - отдельная тема для анализа, однако полезно разобраться, что этот же отчет о мониторинге сделанный для Минкульта pr-агентством, - абсолютно необходимая форма отчетности, за потраченные деньги хотя бы. Отчего же этот аспект так важен для куратора - вот вопрос? Отсюда и озабоченность Кати Деготь, ясно и твердо изложившей свои претензии к засилью пиара в организации выставок и в Венеции и здесь у нас. У куратора все-таки задачи внутри искусства, художественные, по старинке говоря, но в сегодняшнем мире тесно переплетающиеся с политическими и - тоже полезно помнить - этическими. И я вовсе не считаю, что Ольга Львовна не куратор. Под конец обсуждения на вопрос Дианы Мачулиной она принялась подробно и энергично объяснять проект за проектом, которые по разным причинам включала в "Победу над будущими", и было ясно, что есть у неё кураторская концепция, есть свои рецепты и методы. Проблема лишь в том, что все это для нее все-таки второй план, а основное свойство натуры - руководитель (менеджер, если по модному). И Минкульту удобно - Свиблова едина в двух лицах, и куратор и начальник (с соначальником Василием Церетели). Перемешивание и взбалтывание проявляется и в том, что умышленно не разграничиваются оценки участия в основном проекте биеннале, представления национального павильона и спецпроектов. Сами по себе оценки участия Макаревича-Елагиной и Ани Желудь в проекте Бирнбаума звучали, но как-то дополнительно, а ведь это главное на биеннале. И Золотой лев главный именно участнику таких проектов, а не павильону. Спецпроекты, при всей важности мощной зрелищности, которой они дополняют биеннале, все-таки должны оцениваться совсем с других позиций, учитывающих, что они - дополнение, окружение, приманка etc. Вот здесь могут быть самые разнообразные задачи: продвижения художников, само продвижения коллекционеров и коллекций, да даже демонстрация того самого "русского вкуса" (за свои-то деньги люди вправе и на такое). И если адекватно подходить к оценке их решения, то и премьера нового проекта АЕСов, и очередное всплытие подлодки Александра Пономарева, и очередное взбадривание интереса к выдыхающемуся проекту дуэта Виноградов-Дубосарский, и представление коллекции Стеллы Кесаевой - хорошие, безусловно полезные для нашего искусства события (и о каждом из них мы давали материалы). Только с одним - важнейшим - замечанием (оно же - условие полезности спецпроектов). Если в национальном павильоне мы играем по иным правилам, стремимся в авангард интеллектуальных  поисков и интуиций сегодняшнего дня. Хотя, честно говоря, и спецпроект такой ох как не помешал бы :) Ю.П.>

<Сайт биеннале от коммуникационного монстра Огилви (работающего и в России). Стыдоба конечно - называться крупнейшим событием, а более-менее информативный сайт иметь на домене 3 уровня под ogilvy.it. Похоже, такие же пильщики денег как и наши>

<<Третья Московская биеннале современного искусства 5 июня была представлена в венецианском Hotel Danieli. Представляли: Иосиф Бакштейн, Дарья Жукова, куратор Жан-Юбер Мартен и его ассистент Оливер Варенье>

<<Национальные павильоны:

<<4 июня - 22 ноября 2009 года 53-я Венецианская БиенналеКуратор - Daniel Birnbaum. Тема - "Создавая миры".
24 февраля стало известно, что Золотыми Львами за заслуги будут награждены John Baldessari и Yoko Ono. Daniel Birnbaum прокомментировал выбор: "их инновационные действия открыли новые поэтические, концептуальные и социальные возможности для художников всего мира", и что они "сформировали наше понимание искусства и его отношений к миру, в котором мы живем; их работа революционно преобразила язык искусства и останется источником вдохновения в течение нескольких поколений". Не поскупился куратор>
<<6 июня2009 года. Обладателем "Золотого Льва" 53-й Венецианская Биеннале стал Брюс Науман - национальный павильон США. Так что со Львами - Американская Тройка БОН:  Baldessari, Ono и Nauman>
<Фрагмент инсталляции Брюса Наумана "15 пар рук". Национальный павильон США, 53-я Венецианская Биеннале>
<<Д жон Балдессари о Брюсе Наумане: "В работах Брюса всегда есть серьезные намерения. Я думаю, что любого великого художника отличает то, что он продолжает подпитывать более молодых художников. Это Брюс, несомненно, всегда делал">
<Как лучший художник "Золотого льва" получил Тобиас Ребергер, работа которого представлена в основном проекте биеннале - Making Worlds. "Серебрянного льва" как лучший молодой художник получила Натали Дьюрберг (Nathalie Djurberg), также принимающая участие в основном проекте Биеннале.
Выставка «Создавая миры». Кафе «То, что ты любишь, заставит тебя плакать» Тобиаса Рехбергера, получившего за него «Золотого льва».
 
<<На 53-й Венецианской Биеннале (4 июня - 22 ноября 2009 года) проект в национальном Российском павильоне называется «Победа над будущим». Куратор — Ольга Свиблова, комиссар — Василий Церетели, автор дизайна — Катя Бочавар. Открытие для прессы и гостей: 4 июня в 16:30.
Павел Пепперштейн - серия футуристических картин «Перспективы развития». Анатолий Журавлев - композиция «Черные дыры», из сотен миниатюрных (диаметром 1 см) фотографий исторических персонажей XX века. Андрей Молодкин - мультимедийная инсталляция «Красное и черное», включающая две стеклянные скульптуры с полыми силуэтами Ники Самофракийской. Алексей Каллима - фрески с трибунами, заполненными болельщиками футбольного матча (проект «Теорема дождя»). Ирина Корина - фонтаны, выполненные из старых цветных клеенок (проект «Фонтан»). Сергей Шеховцов - поролоновая инсталляция под названием «Картуш»  на фасаде павильона («мотоцикл, вырывающийся из поверхности). Георгий Острецов - инсталляция «Art Life, или Муки творчества», анфилада заброшенных комнат, в конце которой  за столом сидит механический манекен-художник, работающий над эскизами своих будущих проектов.
<<4 июня - 22 ноября 2009 года на 53-й Венецианской Биеннале Россию представляют четыре художника московской галереи XL. Куратор Даниэль Бирнбаум для основного проекта «Создавая миры» выбрал художников Игоря Макаревича и Елену Елагину, а в Русском павильоне будут представлены инсталляции  Ирины Кориной и Сергея Шеховцова.  Кроме того, в проекте Бирнбаума принимают участие Павел Пепперштейн, начинающие художницы Анна Паркина и Анна Желудь, а также Moscow Poetry Club.
Также работы художников галереи XL Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Бориса Орлова, Аристарха Чернышева можно будет увидеть на нескольких выставках параллельной программы.  Информация галереи XL>
<Крупнейшей в параллельной программе биеннале станет презентация коллекции современного русского искусства Stella Art Foundation "Этот смутный объект искусства". Куратор: Владимир Левашов. Ca’ Rezzoniko, Венеция. 4 июня – 5 октября 2009 г. В экспозицию войдут около 70 работ известных русских художников из коллекции Stella Art Foundation, включая произведения Юрия Альберта, Ивана Чуйкова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Виталия Комара и Александра Меламида, Бориса Орлова, Анатолия Осмоловского и Александра Пономарева, который в рамках выставки представит проект «SubTiziano». Ландшафтная инсталляция «SubTiziano» - это всплытие субмарины в историческом центре Венеции, на Гранд-канале. Она продолжит проект Александра Пономарева с подводными лодками (1996 - 2009), под названием «Утилизация стай». Владимир Левашов: «Мне кажется, что именно сейчас настало время осмыслить и заново структурировать формы искусства, существовавшие последние 30 лет в России. Наш проект является альтернативой сложившейся практики, попыткой создания одного из возможных «автопортретов» русского искусства 1970-2000-х годов, показывающим его как сложноустроенный «смутный объект»>
<Проект Александра Пономарева «SubTiziano», всплытие субмарины в историческом центре Венеции, на Гранд-канале, вступил в заключительную фазу - подлодка уже в Венеции. Александр Пономарев c упорством достойным мощного художника и настоящего моряка продолжает реализовывать идею бесконечного плавания на субмаринах защищающих интересы художественного сообщества.

Пестрые, веселые подводные лодки, уже появлявшиеся в Люксембурге, на Луаре, в Москве и рядом с Лувром, не могли не посетить главную зону художественной активности - 53-ю Венецианскую биеннале.

30 мая 2009 года 25-ти метровая артистическая подводная лодка SubTiziano проследовала  через Венецианский порт Маргера, Лагуну, мимо площади Сан Марко, Пунта делла Догана, кампо Санта Мариа делла Салуте, под мостом Академии и под радостные восклицания гондольеров и студентов Университета Ка Фоскари пришвартовалась у дворца Ка Бернардо в точке, отмеченной на карте координатами 45°26’03.58” N 12°19’ 36.90” E .  Проект «SubTiziano» (Под Тицианом) организован в рамках параллельной программы Stella Art Foundation и Фондом RNA, при поддержке университета Кафоскари.  Куратором  выставки является Виктория Ионина - Голембиовская, которая уже имеет опыт работы со сложными объектами Пономарева и уже строила инсталляцию Пономарева в институте Луизы МакБейн в Лондоне.  
Проект также коммутируется с выставкой "Этот смутный объект искусства" во дворце Ca’ Rezzoniko (куратор Владмир Левашов), где представлены рисунки и фотографии художника из коллекции Cтеллы Кесаевой, а также с выставкой рисунков на факультете Славистики и Американистики универсиета Кафоскари. Университет также организует круглый стол посвященный творчеству художника с учасием итальянских и американских критиков и искусствоведов.
<Московский музей современного искусства впервые принимает участие в Венецианской Биеннале и представляет две выставки в Параллельной программе:
1. Danger! Museum. Новые работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Площадка: Palazzo Bollani, Castello 3647 (Rio della Pieta), Venezia/ Выставка работает с 4 июня по 22 ноября 2009, ежедневно с 10:00 до 18:00, вход свободный. Открытие для прессы и гостей: 3 июня в 18:00.

2. Unconditional Love. Совместно с ГЦСИ. 17 художников из разных стран; кураторы - Александрина Маркво, Кристина Штейнбрехер и Алинда Сбраджа.

Художники: АЕС+Ф, Марина Абрамович, Сэм Адамс, Анджело Букарелли, Вим Дельвуа, Вадим Захаров, Милтон МАнетас, Анжело Муско, Альмагуль Менлинбаева, Юсуф Набиль, Велена Никова, Жауме Пленса, Ольга Солдатова, Олимпия Скерри, Аристарх Чернышев, Даша Фурсей, Anonymous.
 

АЕСы представляют мировую премьеру нового проекта "Обед Тримальчио". На 9 экранах игра с именем Тримальчио как синонимом богатства и благополучия  и коллективным представлением о 5-звездочном отеле, временном рае.

Площадка: Arsenale Novissimo, Tese di San Cristoforo, Tesa 89, Venezia. Выставка работает с 4 июня по 5 ноября 2009, ежедневно (кроме вторника) с 10:00 до 18:00, вход свободный>

<<Flashartonline в разделе Video представляет проект группы AES+F (Россия) "The Fest of Trimalchio". Музыкальное сопровождение написано композитором Павлом Кармановым. Представление Flashart подкреплено фрагментом статьи Javier Panera, полный текст которой можно прочесть в октябрьском выпуске журнала Flash Art International:
В 1969 у Федерико Феллини был полемический фильм "Сатирикон", основанный на  тексте поэта Петрония (Петронайо Арбитро), в котором центральная часть  - реконструкция экстравагантного банкета, устроенного для Trimalchio — раба, представленного новым богатым человеком […] Спустя сорок лет после шедевра Феллини, AES+F предлагает новую версию этого сюжета […] Их "Банкет Trimalchio" (2009) технологически безупречен. В нём представлена Аркадия, являющаяся смесью восточной и неоклассической архитектуры, в которой представлена череда персонажей касающихся друг друга полифонически; их позы подражают иконографии картин маньеристов, а в их замороженных, отстраненных жестах представлена высокая мода … […] Работа художников лелеет моральные и культурные парадоксы: соблазнение и угрозу; гиперреализм и искусственность; классицизм и современность; духовность и чувственность; историзм и конец истории. AES+F не завершает рассказ; нет никакой заключительной сцены. Результат остается как нерешенный вопрос, который потревожит зрителя, поскольку только он может дать ответ”>

<В блоге Павла Карманова появилась подборка видео, снятых на выставке " Unconditional Love" в Новом Арсенале: от maxmaxovich и его собственная съемка нового проекта АЕСов "Обед Тримальчио">

С 6 июня 1-я выставка Фонда Франсуа Пино в Центре современного искусства в Punta della Dogana, на которой представлено 250 работ из коллекции французского миллиардера, чья империя включает Christie `s, Gucci и Yves Saint Laurent. В среду 3 июня Пино открыл монументальную статую "Мальчик с лягушкой" американского художника Charles Ray, которая установлена на мысе острова Dorsdoro.

Венецианский городской Совет сдал Пино Таможенный дом в долгосрочную, на 30 лет, аренду. Известно, что Пино еще прикупил в Венеции Palazzo Grassi, над реконструкцией которого работал японский архитектор Андо и который используется для временных экспозиций современного искусства. Выставка их коллекции Пино "Mapping the Studio" (кураторы Франческо Бонами и Элисон Джингерас) проходит одновременно в Punta della Dogana и в Palazzo Grassi>

<<Национальные павильоны. На 53-й биеннале установлен рекорд - 77 национальных представлений:

<< Нидерланды - Fiona Tan, "Disorient", видео инсталляция>

<<Канада - Mark Lewis, "Cold Morning">

<<Португалия - João Maria Gusmão + Pedro Paiva>

<<США представляет художник с мировой известностью, Bruce Nauman - "Topological Garden">

<<Мексика - Teresa Margolles  "What Else Could We Talk About?)">

<<Португалия - João Maria Gusmão + Pedro Paiva, "Experiments And Observations On Different Kinds Of Air">

<<Израиль - Raffi Lavie, "In the Name of the Father">

<<
Турция - Banu Cennetoglu, Ahmet Ögüt, "Lapses">

<<Финляндия - Jissi Kivi "Музей пожарной службы">

<<Швейцарию представляет Fabrice Gygi - "Re-transcribe things observed in the world" (Chiesa di San Stae)>

<<Китай - Liu Ding's Store – the Utopian Future of Art>

<<Корея - Haegue Yang>

<<Франция - Claude Lévêque, "Le Grand Soir">

<<Австрия - Elke Krystufek,TABOU TABOO (2009); Dorit Margreiter, Pavilion (2009);  Franziska & Lois Weinberger, Laubreise  (2008/09)

<<Польша - Krzysztof Wodiczko, "Guests", проект о "чужаках", иммигрантах>

<<Cербия - Zoran Todorović, "WARMTH" и Katarina Zdjelar, "BUT IF YOU TAKE MY VOICE, WHAT WILL BE LEFT TO ME?">

<<Испания - Miquel Barceló, экспозиция названа просто -  Miquel Barceló>

<<Ирландия - Sarah Browne, Gareth Kennedy, Kennedy Browne>

<<Германию представляет живущий в Лондоне и Нью-Йорке Liam Gillick. Куратор Nicolaus Schafhausen, директор Witte de With Center for Contemporary Art,  Rotterdam. Проект "The future always acts differently". Гиллик один из самых интересных участников биеннале. Тема его работы - феномен социальных утопий, которые он представляет гипотетическими социальными моделями,  выраженными визуальными и литературными средствами>
Репортаж на youtube.com Gillick рассказывает о павильоне и своем проекте>

<<
Греция - Lucas Samaras, "Paraxena">

<<Шотландия - в Palazzo Pisani (S.Marina) - Martin Boyce

<<Центральная Азия (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан) - Ermek Jaenisch, Jamshed Kholikov, Oksana Shatalova, Anzor Salidjanov, Yelena Vorobyeva &Viktor Vorobyev. Куратор - Beral Madra (Турция)>

<<Гонконг - Pak Sheung, "Making (Perfect) World: Harbour, Hong Kong, Alienated Cities and Dreams">

<<Каталония выступает с самостоятельным представительством - Valentín Roma с проектом основанным на книге Мориса Бланшо и его интерпретации коммунизма как "чего-то, что создает сообщество", в котором художник предпринимает попытку рассмотреть возможные формы коллективного действия.

<<
Объединенные Арабские Эмираты - Арсенал - "It's Not You, It's Me", Lamya Gargash. Куратор - Tirdad Zolghadr>

<<Новая Зеландия - Judy Millar (инсталляция в церкви La Maddalena) и Francis Upritchard>

<<Япония - Miwa Yanagi, Windswept Women: The Old Girls' Troupe>

<<В параллельной программе.

<<В Fondazione Giorgio Cini Фонд Prada представляет выставку американского художника John Wesley (Los Angeles, 1928). Куратор Germano Celant.

<<На 53-й Венецианской биеннале впервые представлен Интернет-павильон, состоящий из 2-х сайтов: PadiglioneInternet.com, результат сотрудничества Miltos Manetas и Rafael Rozendaal (он закроется как и физические павильоны в ноябре) и Biennale.net, дискуссионная площадка и "вход" в несколько вирутальных проектов параллельной программы>
<<29 мая - 20 cентября в Венеции выставки: "Фата Моргана" Ребекки Хорн  в галерее на площади Сан Марко и "Памяти Антона" Йоко Оно в  Palazzetto Tito (открытие 1 июня).  Организатор - Fondazione Bevilacqua La Masa>
<<ADACH Platform (ОАЭ) дебютирует в Венеции с проектом  куратора Catherine David (Франция, в 2002-2004 была директором музея Witte de With, Rotterdam) Ebtisam Abdul Aziz, Abdallah Al Saadi, Sami Al Turki, Philippe Chancel, Donuts (graphic design/ Brussels), Mohammed Ahmed Ibrahim, Mohamed Kazem, Dr. Abdelrahman Makhlouf, Ahmed Matter, Kaiwan Mehta, Waël Noureddine, Juan Lucas Young and Carlos Alarcon Allen (Sauerbruch Huttons architects/ Berlin),Hassan Sharif >

<<В Palazzo Zenobio ArtSway's New Forest Pavilion, один из 2-х английских проектов отобранных куратором биеннале Даниэлем Бирнбаумом.  Jordan Baseman, Alex Forest, Dinu Li, Hannah Maybank и Nathaniel Mellors>

<<Латинская Америка (Bolivia, Colombia, Costa Rica, Cuba, Ecuador, El Salvador, Guatemala, Honduras, Peru, Dominican Republic) - Итало-Латиноамериканский инстит на 700 кв. м Арсенала представляет  Alberto Baraya (Colombia), Fernando Falconí (Ecuador), Darío Escobar (Guatemala), Paul Ramírez Jonas (Honduras), Ramses Larzábal (Cuba), Luis Roldán (Colombia), Carlos Garaicoa (Cuba), Raquel Paiewonsky (Dominican Republic), Federico Herrero (Costa Rica), Gastón Ugalde (Bolivia), Sandra Gamarra (Peru).
Проект Jacques Charlier, карикатурно рисующего воображаемые гениталии наиболее значительных художников ХХ века. Художник задался вопросом - подбирают ли на Венецианскую биеннале девственных и кастрированных художников?
<<ПРЕССА:

<<26 июня обзор иностранной, в первую очередь немецкой и англо-американской, сделан Дэвидом Риффом на OpenSpace>

<<18 июня Екатерина Деготь наконец написала в openspace.ru о нашем Российском павильоне и о наших параллельных выставках. "Письмо из Венеции: русская невеста в ожидании счастья/ Российские инициативы на Венецианской биеннале – это полный и окончательный unconditional love". Надо сказать, те из иностранных гостей, кто приехал высматривать новое мясо для своих выставок, проявили интерес к предложенной ярмарке русских невест; кому-то приглянулась одна, кому-то другая. Так проявляют веселый интерес те, кто в семь утра видит на улицах наших городов девушек в мини, черных кружевных чулках и с ожиданием в глазах. Но те, чье по-настоящему независимое мнение в арт-мире пользуется безграничным уважением, в один голос говорили bombastic, kitsch и Russian horror. У нас это, конечно, никому не докажешь: портреты этих людей не публикуют на последней странице Vogue. <...>
Болезнь зашла глубоко. Причина, видимо, в непонимании того, что такое в принципе кураторство. <...> Меньше всего я склонна обвинять художников. Художник играет как умеет; фактически он всегда показывает себя самого, так что нападать на него — ранить в самое сердце. Тем более что я, грешным делом, люблю некоторых русских художников. Но смотреть, как они превращаются в «русских невест», мне грустно. Смотреть же на наш павильон особенно больно потому, что каждый из художников, столь невыигрышно показанных там, добровольно и бесповоротно лишил себя шанса выставиться там соло в будущем. Почему они это сделали? Потому что не надеются сами найти дорогу на Запад? Хотят пройти легким путем, по линии «русского представительства»? Хотя, как показывает опыт художницы Ани Желудь, которую выбрал в основной проект куратор Даниэль Бирнбаум, на «интернациональной» территории они делают работы гораздо лучше. Кто бы мог подумать, что Аня Желудь, которая в Москве показывала одни только вешалки и платьица из гнутого металла и которую мы на OPENSPACE.RU уже навсегда списали в коммерческие художницы, окажется столь тонким комментатором индустриального пространства, сделает столь хрупкие, простые, с человеческим содержанием работы! В Москве у нее с такими, конечно, не было бы никаких шансов. Какое счастье, что встретился на ее пути умный куратор! 
Досталось не только нашим, но и Пино. Очень личный у Екатерины получился текст - значит очень уж сильно проняло... Ю.П.>

<<Венецию поставили в гараж. Григорий Ревзин. "КоммерсантЪ" №107 (4162) 18.06.2009. "... ужас здесь не в том, что один из лучших русских художников Георгий Острецов не дает себе труда выяснить имена коллег и зачем они все тут сделали. Он не искусствовед, а художник и не обязан выучивать то, что ему неинтересно, хотя, конечно, это хорошая иллюстрация к мифу о биеннале как о месте общения художников. Ужас в том, что он ходит по биеннале совершенно как обыватель, как вы бы ходили, дорогой читатель, но пытается сказать нечто глубокомысленное" ... "Остается надеяться, что это у него такой концепт, и он специально очень реалистически изобразил, что художники не понимают, чего делают, и понять не интересуются. Но тогда это слишком радикальный концепт. Получается, никакой тайны нет, и скрытого смысла нет, и те, кто туда ездит и смотрит на все это, те, кто там выставляются, точно так же не видят смысла в том, что им показывают. Они заняты единственно пестованием чувства сопричастности к аттракционам, которые не работают даже и в том смысле, что не привлекают их самих. На этом фоне соревнование русских арт-институций в Венеции за то, кто острее выступит на этом поле, быстрее добежит в Москву и все расскажет, выглядит особенно пикантно."

<<"Опера в концертном исполнении". Сергей Хачатуров. Время Новостей, 9 июня 2009. Российский павильон на Венецианской артбиеннале. Первый и пока единственный благожелательный по отношению к замыслу куратора текст. Ю.П.>

<<"Коллекция мальчика с лягушкой". Татьяна Маркина. Коммерсантъ, N103 (4158), 10.06.2009.  ...магнат, владелец самых дорогих модных марок мира, бравирует отсутствием специального образования и терпеть не может традиционные музеи. Его подход к современному искусству лишен каких-либо предубеждений и абсолютно индивидуален; он пытлив и циничен. Именно это позволило Франсуа Пино собрать, наверное, самую представительную коллекцию современного искусства в мире. Эта коллекция настолько велика, что вещей из нее хватает одновременно на московский "Гараж" (выставка из коллекции Пино идет там до конца лета), на выставку в городке Динар в Бретани, на родине Франсуа Пино, и на две огромные экспозиции в Венеции – в давно принадлежащем Пино палаццо Грацци и в новом музее в Punta della Dogana>
<<
"Настоящий художник - это забавный фонтан". Милена Орлова, КоммерсантЪ, N102 (4157), 09.06.2009. Заголовок статьи - цитата из Наумана; так лауреат Золотого Льва оформил вход в павильон США. Разочарованы остались те, кто ждет от биеннале новых ориентиров. В этом смысле очевидно новаторским выглядел совместный проект Дании и павильона северных стран (Финляндия, Норвегия, Швеция) "Коллекционеры". Расположенные рядом модернистские павильоны кураторы – художественный дуэт Elmgreen & Dragset – представили как виллу некоего коллекционера, которая выставлена на продажу в связи с кончиной хозяина. Пока восковой труп коллекционера плавает лицом вниз в бассейне, риэлтеры проводят экскурсию по его владениям, позволяя заглянуть в самые дальние уголки и темные комнаты. Владелец собирал не только африканских идолов и мейсенский фарфор, но и жизненные впечатления – великолепны, например, помещенные в витрину, как коллекция бабочек, разнокалиберные мужские трусы, подписанные именами их носителей из разных городов мира – Коля, Вольфганг, Питер и т. д. О вкусах хозяина свидетельствует и шкафчик с графикой самого знаменитого гей-художника XX века Тома оф Финланда. Впрочем, вся обстановка жилища, от ванной комнаты до большого стола, накрытого в гостиной к торжественному ужину, представляет собой произведения 24 авторов, среди которых такие звезды, как Маурицио Кателлан, Вольфганг Тильманс, Стуртевант. И все они согласились поучаствовать в проекте "для мебели", совместными усилиями создав таинственную, странную и одновременно убедительную историю про неоднозначность страсти к прекрасному. Жюри стыдливо отметило явно выбивавшихся в фавориты "Коллекционеров" лишь специальным упоминанием.
Достаточно неожиданным был и выбор лучшего художника – "Золотого льва" отдали 43-летнему Тобиасу Рехбергеру из Германии, одному из 90 участников главной международной выставки биеннале "Создавая миры"...Дизайнеры никогда раньше не удостаивались такой чести, хотя чего-чего, а хорошего дизайна на биеннале всегда хватало
>

<<"Путешествую из мира в мир". Ольга Кабанова. Ведомости №103, 8 июня 2009. О наградах нынешней биеннале>

<<Фоторепортаж art4ru о проекте в Национальном павильоне России>
<<Венеция, Биеннале 2009. Бирнбаум в руках Будды.  Отчет о кураторском павильоне Даниеля Бирнбаума. Диана Мачулина, специально для блога "Гаража" 8 июня 2009. Девиз «Создавая миры» раскрылся как эскапистский подход к искусству – если этот мир нас в чем-то не устраивает, не будем говорить об этом, лучше создадим параллельную реальность. Социальное искусство отсутствует, оно изгнано на выставку «Общество страха» в Арсенале Новиссимо. Торжествует автономия искусства, фантазии ушедших в себя отшельников. Русское присутствие в проекте Бирнбаума ощущается весьма сильно: первая работа на входе – проект «Коммуникации» юной петербурженки Ани Желудь...>
<<Репортаж Юлии Аксеновой о выставке из коллекции Франсуа Пино. 8 июня 2009. Экспозиция, как всегда у Пино - главные имена, качественные работы, большинство из которых датированы 2009 годом и показываются впервые, приятная для глаза расстановка. В отличие от московской выставки Пино, которую можно охарактеризовать словами Джефа Кунса –«it is kind of wow!», в Пунта дела Догана выглядит все очень сдержанно, хотя и весьма эффектно. Главные жанры - скульптура, объекты, небольшие инсталляции и немного живописи. Полностью отсутствует видео>
<<"Русский павильон дался кровью". Милена Орлова. Коммерсантъ, N101 (4156), 06.06.2009
"...по общему впечатлению павильон более всего напоминает дизайнерские отели, где идентичные комнаты оформляются в разных стилях. Так, пройдя по узкому коридору, попадаешь на переполненный стадион, который изображает фреска Алексея Калимы, оглашенная гулом трибун и залитая флюоресцентным светом. По соседству как экзотический гриб или цветок вырос подпирающий потолок "Фонтан" Ирины Кориной, сшитый из пестрых кухонных клеенок. Еще одна комнатка – Анатолия Журавлева – как новогодняя елка сверкает стеклянными шарами, подвешенными к потолку.
Больше всего споров вызвали два нижних "жильца", чьи инсталляции размещены в цокольном этаже, – Павел Пепперштейн и Георгий Острецов. "Диснейленд", "комната ужасов", "кабаковщина" – такими эпитетами награждали зрители из России острецовскую дощатую келью-лабиринт, набитую под завязку всяким хламом, который водится на дачных чердаках. Если бы не сюрреалистические руки, вырастающие из стен и качающие картины в рамках, было бы похоже на типичную мастерскую не слишком преуспевающего художника, которого и обнаруживаешь в дальнем конце сидящим за столом и тупо вычерчивающим на бумаге круги. Именно тупо – потому что это искусно сделанный манекен. Все это можно было бы трактовать как буквальное осуществление метафоры Достоевского о вечности как "комнате с пауками", но боюсь, что большинство иностранных зрителей воспримут инсталляцию скорее как нечто этнографическое – быт и нравы русских художников
">
<<Михаил Сидлин: "<> меня изумляло и изумлять продолжает - то, с какой радостью мы впадаем в подлинное азиатство посреди интернациональной толпы - шумные пляски, нестройные песни и ночные гуляния под косыми недоуменными взорами профессионалов, приехавших делать свой бизнес. Эти бесконечные бессмысленные празднества отдаляют нас от европейцев и американцев, а не сближают, потому что международный успех русского искусства измеряется не размахом олигархических гулянок и даже не числом или расположением биеннальных выставок, а их качеством и влиянием. За последние три биеннале состоялась лишь одна качественная и влиятельная выставка наших и бывших наших. Мизиановский павильон Центральной Азии.
На Рублевке висят растяжки с рекламой "Стеллы". Пропагандируют "смутный объект" на Гран Канале. Именно здесь, в окрестностях Барвихи, живет целевая аудитория нового русского арт-бума. Искусство ей впаривают под лозунгом "вечного праздника". Но этот подход уводит от Венеции - в Диснейленд"
>
<<Galerist - ЖЖ, 5 июня: Открытие русского павильона (церемония) была совсем позорной. 20 человек на сцене украшенной логотипами спонсоров. Славословия часа на два. Я ушел, посмотрел французов, немцев, канадцев, чехов – вернулся а они все еще продолжали.
Работы наших хорошие,  Каллима – просто супер, Корина – шедевр, Острецов превзошел себя, Шеховцов – та работа что была в Перми. Но так тесно. В общем Свиблова сумела из хороших работ сделать не выставку, а сторадж. И все-таки гораздо лучше, чем в прошлом году
>

<<"Теснота хуже воровства". Ольга Кабанова. Ведомости №102, 5 июня 2009. Если даже нам вручат "Золотого льва" как лучшему национальному павильону – что невозможно, но предположим, – все равно никакие силы не заставят его заново смотреть.

<<"Арт-Олимпиада". Милена Орлова. Коммерсанъ/ Weekend 5 июня 2009. 

<<53-я Венецианская биеннале на Openspace.ru>

<<Поэты на Венецианской биеннале - Stella Art Foundation>

<<"Русский бум на 53-й Венецианской биеннале" - РИА Новости, 3 июня, 18:24.
<<NY Times, 3 июня. "Венецианская биеннале Grande Confusione". Столь язвительный заголовок подкрепляется ссылкой на новостной клип "Пражский аэропорт отчуждения имени Кафки". Автор статьи чувствовал себя на открытии выставок биеннале подобно пассажирам в этом аэропорту. "Вы обращаетесь в Секретариат, где просители умоляют на 17 языках помочь им, но люди за стеклом главным образом пожимают плечами и отвечают нет".  И кругом слышится "grande confusione". Служащий аэропорта в клипе говорит: "Если бы Вы должным образом следовали за надлежащими протоколами, то не существовало бы никаких проблем">
<<Bloomberg, 4 июня. Pinault <...> организовал безусловно самое большое присутствие современного искусства в родном городе Тициана и Джорджоне. Его операция теперь затмевает Saatchi по своим масштабам>
<<Ведомости, 5 июня. Революционный подъем. Открывается 53-я Венецианская биеннале современного искусства: в этом году число российских участников стало рекордным.
<<Русский Newsweek, 3 июня. "На 53-й Венецианской биеннале ожидается Русский бум">
<<Блог Елены Селиной в ЖЖ. 1.Было бы отлично, если бы Вася Церетели или Миндлин-Бажанов (люди вхожие в министерство) постарались бы объяснить там, что назначение куратора необходимо утверждать не за 5 месяцев, а хотя бы за год...И не надо пугаться темы Биеннале, потому что как правило, она звучит весьма обтекаемо и в любом проекте можно вычленить "обязательный набор" черт, которые вполне впишутся в эту гипотетическую тему..
2. Что куратором павильона могут быть все перечисленные и добавленные имена, но на конкурсной, обсуждаемой (жюри или критиками) основе... И нет ничего страшного в том, что на должность куратора павильона может быть выдвинут художник...
3. Что уже необходимо понимание, что в русском павильоне мы показываем, прежде всего, художника, но не оглашенную разнокалиберную толпу, которая понуро толкается жопами в маленьких ограниченных пространствах...А что лучше будет, если художников будет два, на худой конец, три..Просто в проекте должны учитыватся и его значимость, и форма высказывания и, главное, что мы хотим этим всем сказать? Даем какой-то исторический срез, т.е. "награждаем" художника за его долгую и бескомпромиссную жизнь в искусстве с учетом нужд русского павильона, или, напротив, показываем какие-то новые направления, или это будет грамотный микс...Можно продолжать эти предложения, точнее, предположения..
4. Хорошо бы дать официальную возможность тандема комиссара павильона и представителя частного бизнеса...

<<Венеция. Музыкальное видео от Павла Карманова>

<<52-я Венецианская биеннале. 2007 год>
1. Дмитрий Гутов и Давид Рифф - участники проекта Роберта Сторра в Арсенале.
2. Российский павильон
:
- Группа АЕС+Ф (Евгений Святский, Лев Евзович, Татьяна Арзамасова, Владимир Фридкес), «Последнее восстание»
- Инсталляция Андрея Бартенева “Connection Lost”
- Инсталляция Александра Пономарева «Волна»
- Инсталляции Александра Пономарева и Арсения Мещерякова «Душ»
- Инсталляция Александра Пономарева «Дворники»
- Net-art проект Юлии Мильнер “Click I hope”>
8 июня. Первые прогулки. Прием в музее Гугенхайм. 9 июня. Пресс-показ; часть I.9 июня. Открытие павильона России.Почти все увиденное 10-11 июня.VENICE IN PICTURES, PART I <<51-я Венецианская биеннале. 2005 год>

<<50-я Венецианская биеннале. 2003 год>

<<О наших участниках здесь>
<<У "Возвращения художника" в Российский павилион Венецианской биеннале N50 теперь есть промо-сайт>   

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO