ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

51-я Венецианская биеннале 9 - 11 июня вернисаж, 12 июня - 6 ноября>
 

<<Национальный павильон на 51-й Венецианской биеннале>

<<ПРЕССА:

<<Национальные павильоны:
<<51-я Венецианская биеннале 9 - 11 июня, 12 июня - 6 ноября>
<<9 - 11 июня состоялся вернисаж. 10 июня - официальное открытие и вручение призов. 12 июня биеннале открылась для публики.
<
<Золотого льва получили: за проект в международном павильоне - Thomas Shutte; молодой художник (до 35 лет) - Regina Jose Galindo (Gvatemala); за национальный павильон - Франция (Annette Messager представила историю Pinocchio, однако, назвав ее "Casino"); за вклад в искусство - Barbara Kruger.
<<Cайт Российского павильона 51-й Венецианской биенналеДва фоторепортажа с биеннале Дмитрия Барабанова выложены 15 июня утром. http://www.labiennale.ru и http://labiennale.artinfo.ru> Разработка Artinfo, дизайн Андрея Великанова.
<Скульптура обладателя "Золотого льва" Thomas Shutte>
<<Вид павильона Франции, отмеченного Золотым львом. Инсталляция Annette Messager "Casino">
<<Фрагмент инсталляции Annette Messager "Casino">
<<АРТикуляция 49 с Дмитрием Барабановым. 14 июня.
51-я Венецианская биеннале. Политическая эпиляция Регины Хосе Галиндо. Дохлый Пиноккио на тележке. У Мизина загорелись штаны, Шабуров не пострадал. Вандалы против Джоконды. Эскейп и Провмыза напугали венецианцев. Раздача львов.  
< Открытие павильона России>
АРТикуляция
<<Фоторепортажи Дмитрия Барабанова с открытия 51-й Венецианской биеннале. 
1. 8 июня. Первые прогулки. Прием в музее Гугенхайм. 9 июня. Пресс-показ; часть I.
2. 9 июня. Открытие павильона России.

<<проекты, сервер>
<<
Cайт Российского павильона 51-й Венецианской биенналеДва фоторепортажа с биеннале Дмитрия Барабанова выложены 15 июня утром.
http://www.labiennale.ru и http://labiennale.artinfo.ru> Разработка Artinfo, дизайн Андрея Великанова.

<<Буклет на английском и итальянском языках - файл pdf>
<<Национальный павильон на 51-й Венецианской биеннале>
Комиссар: Евгений Зяблов Кураторы: Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова. Организаторы: Министерство культуры и массовых коммуникаций Федерапьное агентство по культуре и кинематографии Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" Государственный центр современного искусства, Нижегородский филиал>

<Сергей Проворов и Галина Мызникова>
<<Проекты национального павильона на 51-й Венецианской биеннале: «Idiot Wind», 2005 Галины Мызниковой и Сергея Проворова - инсталляция со звуком и воздухом; «Too Long to Escape», 2005 - программа Escape - интерактивная видео инсталляция.

<
Кадр из «Too Long to Escape»>

 

Мария де Коррал <<Два специальных кураторских проекта: 
- "The Experience of Art" Марии де Коррал - в итальянском павильоне (Giardini) 42 художника. Eija-Liisa Ahtila, Finland; Vasco Araújo, Portugal; Francis Bacon, Spain; Miroslaw Balka, Poland; Andrea Blum, USA; Monica Bonvicini, Germany; Candice Breitz, Germany; Tania Bruguera, Cuba; Chen Chieh-jen, Taiwan; José Damasceno, Brazil; Tacita Dean, Germany; Willie Doherty, Northern Ireland; Stan Douglas, Canada; Marlene Dumas, The Netherlands; Leandro Erlich, Argentina; Bernard Frize, France; Dan Graham, USA; Philip Guston, USA; Joan Hernández Pijuan, Spain; Jenny Holzer, USA; William Kentridge, South Africa; Barbara Kruger, USA; Maider López, Spain; João Louro, Portugal; Jorge Macchi, Argentina; Agnes Martin, USA; Cildo Meireles, Brazil; Zwelethu Mthethwa, South Africa; Juan Muñoz, Spain; Bruce Nauman, USA; Gabriel Orozco, France; Perejaume, Spain; Robin Rhode, Germany; Thomas Ruff, Germany; Thomas Schütte, Germany; Antoni Tàpies, Spain; Juan Uslé, USA; Francesco Vezzoli, Italy; Mark Wallinger, UK; Matthias Weischer, Germany; Rachel Whiteread, UK; Jun Yang, Austria>
Роза Мартинес - "Always a Little Further" Розы Мартинес - 9000 кв. метров в Corderie и Artiglierie в  Арсенале - 49 художников.
Pilar Albarracín, Spain; Jennifer Allora & Guillermo Calzadilla, USA; Guillermo Calzadilla, Puerto Rico; Ghada Amer
Born in Cairo, Egypt, USA; Micol Assaël, Italy; Samuel Beckett, France; Laura Belém, Brazil; Semiha Berksoy, Turkey; Blue Noses: Viacheslav Mizin & Alexander Shaburov, Russia; John Bock, Germany; Louise Bourgeois, USA; Leigh Bowery, UK;  Christoph Büchel & Gianni Motti, Switzerland; Donna Conlon, Panama; Stephen Dean, France; Jimmie Durham, Germany;  Olafur Eliasson, Germany; Bruna Esposito, USA; Regina José Galindo, Guatemala; Carlos Garaicoa, Cuba; Cristina García Rodero, Spain; Gupta Subodh, India; Mona Hatoum, UK; Diango Hernández, Cuba; María Teresa Hincapié de Zuluaga, Colombia; Runa Islam, UK; Emily Jacir, USA; Guerrilla Girls, USA; Kimsooja, USA; Rem Koolhaas, The Netherlands; 

Oleg Kulik, Russia; MoAA - Museum of American Art, Germany; Mariko Mori, Japan; Nikos Navridis, Greece; Rivane Neuenschwander, Brazil; Jun Nguyen-Hatsushiba, Vietnam; Olaf Nicolai, Germany; Adrian Paci, Italy; Bülent Sangar, Turkey; Gregor Schneider Germany; Berni Searle, South Africa; Santiago Sierra, Mexico; Shazia Sikander, USA; Valeska Soares, USA; Kidlat Tahimik, Philippines; Pascale Marthine Tayou, Belgium; Pierre Coinde, UK; Gary O'Dwyer, UK; Paloma Varga Weisz, Germany; Joana Vasconcelos, Portugal; Sergio Vega, USA>
<<Художники в Арсенале и в Итальянском павильоне. Национальные павильоны, 73 страны, художники, проекты. Впервые участвуют: Афганистан, Албания, Марокко, Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Узбекистан (павильон Центральной Азии на 51-й Венецианской биеннале>


<<Дополнительные события в Venice, Marghera и Mestre. Среди 23-х таких проектов - "Mona Lisa Goes Space" Г. Пузенкова>
<<10 инсталляций на улице. Перед Giardini - гигантский технологический тотем Fabrizio Plessi "Mare verticale" (2000).
<
<Жюри международных выставок: Hendrik Driessen, директор музея De Pont Museum of Contemporary Art, Tilburg (Netherlands), Kathy Halbreich, директор Walker Art Center, Minneapolis, Geeta Kapur, независимый куратор и критик, New Delhi, Ousseynou Wade, директор биеннале в Даккаре>
<<Жюри национальных выставок: Dan Cameron,  главный куратор New Museum of Contemporary Art, New York, Udo Kittelmann, директор музея Moderne Kunst, Frankfurt-am-Main, Llilian Llanes, историк искусства и куратор, Havana, Fumio Nanjo, заместитель директора Mori Art Museum, Tokyo>
<<19 мая в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие комиссар павильона генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов; Любовь Сапрыкина - куратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, арт-директор Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород; Ольга Лопухова - сокуратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, исполнительный продюсер фестиваля «АРТКлязьма» и культурного центра «АРТСтрелка»,  Москва; заместитель начальника управления современного искусства Федерального агентства по культуре г-н Заволокин; группа Эскейп в полном составе. В Венеции уже работают: Юлия Абрамова, координатор и менеджер проекта, научный сотрудник Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород и Константин Ларин, архитектор проекта, основатель и директор архитектурного бюро «Прогресс-88». Пресс-релиз>
<<ПРЕССА:

Материалы по проектам российских участников 51-й Венецианской биеннале (Галина Мызникова и Сергей Проворов и Программа Escape (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова), полученные от кураторов Российского павильона материалы.  

Экспозиция Российского павильона посвящена  диалектике взаимодействия тех, кто создаёт произведение искусства, и тех, кто на него смотрит, вернее тех, кто участвует в его завершении. Роль зрителя в коммуникативном пространстве, созданном авторами инсталляций,  столь велика, что только вместе с его появлением каждый раз свершается факт реализации произведения. Размышление о том, что произведение - лишь точка отсчёта, после которой необходимо договариваться, предполагая Другого, продолжает быть актуальным для российской ситуации, где современное искусство всё ещё остается белым пятном на карте культуры.  

Коммуникация и дискоммуникация – главная тема творчества московских художников Программы ESCAPE.   Размывая границы между сферами личного и общественного, они предлагают публике различные формы «соучастия»:  заглянуть в приватный мир своего быта, приобрести принадлежащие художникам личные вещи или пиратские копии произведений известных российских авторов, принять участие в обряде «обретения Родины». Художники организуют альтернативное туристическое агентство, где сами выступают в роли гидов-инструкторов. Опыт общения с публикой невольно порождает скепсис и развеивает иллюзии. О невозможности или нежелании слышать и понимать друг друга Программа ESCAPE размышляет и в  изящном видео фильме «Quartette», где игру изображённых на экране музыкантов,  исполняющих произведение Бетховена, сопровождает саунд трек  квартета Шостаковича. В видео инсталляции  «Головокружение» для встречи художника и зрителя  tete-a-tete  выстроен специальный объект – ржавый металлический бункер, но картина отчуждения всех от всех, которая открывается там зрителю, предварительно постоявшему в очереди, вызывает пессимистические вопросы.  Не символизирует ли это обшитое металлом сооружение замкнутый и самодостаточный мир современного искусства?  

В интерактивной видео инсталляции «Too Long to Escape», сделанной специально для Венеции,  зрителям предлагается  интерактивная игра с художниками, которые движутся навстречу публике со скоростью, пропорциональной количеству входящих в зал зрителей. 






<в такое пространство попадают зрители (модель)>






<художники приближаются к зрителям со скоростью пропорциональной суммарному интересу>

Попытка описать проблему с помощью простой арифметики - чем больше зрителей, тем скорее встречное движение – вскрывает относительность и формальность массовых стратегий. Помимо иронии по поводу желания завоевать симпатии аудитории, художники ставят вопрос и о том, не являются ли интерактивные практики лишь симуляцией диалога, скрывающей пассивное одиночество зрителя. А обращение к очевидным реминисценциям образов русского авангарда (композиция кадра вдохновлена «Красной конницей» К. Малевича) разворачивает тему в исторической перспективе, напоминая об экспериментах левых в области массового производства и потребления искусства.

Для художников из Нижнего Новгорода Галины Мызниковой и Сергея Проворова, работающих в актуальной зоне публичного пространства, проблема взаимоотношения со зрителем лишена драматизма. Художники относятся к зрителю как к простому потребителю информационно-визуального продукта. Место их многолетнего проекта следует искать на границе public art`а, рекламы, дизайна и экспериментального кино и,  поскольку им не свойственно отделять себя от общества, они стараются находиться внутри него, органично сочетая позицию потребителя-персонажа и трезвого холодного аналитика, критически оценивающего ситуацию со стороны. Это постоянное движение туда-сюда вдохновляет Мызникову и Проворова на работу над  социальными проектами, предлагающими инновационные способы коммуникации. Например, в проектах  интерактивных иконостасов и кладбищ зрителю предстоит своими руками  (с помощью мышки или touch pad) открыть путь в трансцендентное или стать  участником коллективного перформанса, будучи просто наблюдателем рекламной акции. Сознательное балансирование в пространстве неустойчивости и пограничности, где привычные коды искусства начинают давать сбой, приводит к тому, что художники не противостоят массовой культуре, а взаимодействуют с ней. Поэтому их постоянно увлекает перспектива производства новых вещей, образов, ритуалов предназначенных для дальнейшего массового копирования. Что впрочем, не мешает критическому восприятию реальности и постоянной ретрансляции сигналов опасности, исходящих от самых казалось бы безобидных вещей. 


<План размещения проекта группы Провмыза>

Так происходит и в инсталляции «Idiot Wind» на Венецианской биеннале. Оказавшись в аэро-звуковом пространстве, зритель становится главным персонажем произведения и должен на собственном психосоматическом опыте испытать власть  искусства. Если в  первом отсеке павильона зритель может свободно прикасаться к ветру, ловить его руками, то затем он становится зависим от возрастающей энергии воздушных потоков.  Сила физического воздействия рождает сложные метафизические переживания, а визуальный минимализм работы открывает множество мифопоэтических коннотаций ветра – воздуха – стихий.    

<модель пространства инсталляции «Idiot Wind»>

Очень рад за нижегородцев Галину Мызникову и Сергея Проворова. Еще в 2000 году я включил их работу 1999 года  “20.21”  в большую программу росийского видео арта, показанную на Арт-Манеже-2000, на огромном экране при входе (если кто помнит :). Ю П. Здесь - фоторепортажи с той ярмарки

<<Буклет на английском и итальянском языках - файл pdf>
ПРЕССА:

2.08.2005
ArtNet.com: Интервью с Розой Мартинес. "Я не идентифицирую себя ни с какой институцией... Одно из тех условий, которые определяют нас как кураторов, это наша интеллектуальная независимость". "Я думаю, что, даже если мы только разговариваем на микро уровне, это уже эффекстивно. Если б я не верила в это, то вероятно делала бы декоративные шоу. Но если я выбираю таких художников как Santiago Sierra, или Guerrilla Girls, или Regina José Galindo, или Gianni Motti и Christoph Büchel, это значит, я верю, что даже в контексте рыночного неолиберального мира есть место для критики. Я не думаю, что это поле полностью закрыто, а художники всего лишь декораторы">

<Несостоявшийся на площади Сан-Марко проект Gregor Schneider (рендеринг)>

2.07.2005
"La Biennale de Venise 2005 EXPOSITION. Une epoque dans le miroir de l'art" - Par Beatrice Comte (02 juillet 2005) - Le Figaro Magazine.
http://www.thecentreofattention.org/research/vfigaro.html

22.06.2005
"Расширение пространства искусства. География Венецианской биеннале от А до Я" - Михаил Сидлин, "НГ".
"Работы «Синих носов» всегда можно найти по взрывам хохота. Смех служит верным ориентиром для того, чтобы найти работы этой российской группы и в Арсенале."
"Самый заметный из русских проектов на биеннале – Мона Лиза <проект Георгия Пузенкова>. Мимо нее просто физически невозможно пройти."
"В Российском павильоне посетителям некуда деваться от ветра перемен (Idiot Wind - проект нижегородцев Галины Мызниковой и Сергея Проворова."


20.06.2005
"European angst explored in Venice" - BBC.
"And for that it was a group of Russian artists who stole the show. The Russian Blue Noses came up with a series of half-open empty cardboard boxes left in a circle. Curious, you peered inside and saw within the projected mini-images of men in underwear and naked women romping and playing."
<steal the show - затмить всех, заткнуть за пояс (в смысле выступления). Так что, выходит, супер похвала :) - затмили всех "Синие носы". ЮП>

19.06.2005
"Showing off in Venice" - Scotsman>
In the Russian pavilion is a blustery installation by Galina Myznikova and Sergey Provorov called Idiot Wind. We know all about that in Scotland, and a group of four artists has an interactive film that brings four figures closer and closer across a snowfield as the room fills with people until, when it reaches capacity, the four figures are blown flat by an explosion.

18.06.2005
"Засудили" - Андрей Ковалев, "Русский журнал">
"Русского феминизма не увидели, зато заметили наших фаллократических весельчаков, Мизина-Шабурова, которых испанка Роза Мартинес включила в основную экспозицию. Интересно, что отметили их не как диких русских людей, а как формальных новаторов. Видео со всякими дурацкими сюжетами, которое показывалось, как и на Московской биеннале, в коробках, как оказалось, изящно решает сложную техническую проблему показа видеоматериалов в экспозиционных пространствах (Roderick Conway Morris, "Pushing boundaries at Venice Biennale", International Herald Tribune, June 14). Однако и этих великих художников постигла злая судьба. На открытии российского павильона они в сотый раз пытались повторить свою старую шутку с пусканием петард из оттопыренных треников. Вот какую страшную историю рассказывает наблюдательная Марина Овсова: "Но чуть не произошла трагедия. "Слава, береги детородный орган!" - закричал кто-то из толпы. Все обернулись и ахнули - Мизин натурально горел ниже пояса. Бросились за водой, потушили. Весь в копоти, но довольный художник прошептал: "Не боись, у меня там еще штаны есть, асбестовые" ("Голая победа", "Московский Комсомолец" от 16.06).

16.06.2005
"Нынешняя биеннале лучше предыдущих" - Globe&Mail, Канада - "не в последнюю очередь благодаря участию большего количества женщин" (говорит об этом Sarah Milroy)>

15.06.2005
"Укротительницы львов" - Милена Орлова, "Коммерсант".
Главные закулисные сплетни Венецианской биеннале – про то, что из выделенных итальянскими властями €8 млн на искусство ушло только €2 млн (в этом году в выставках участвуют 90 художников против 300 на прошлой биеннале), и про то, как обладателю "Золотого льва" 2003 года немецкому художнику Грегори Шнайдеру не дали построить на площади Сан-Марко точную копию мусульманской святыни – Каабы. Но больше всего говорят про женщин и про феминизм...
Вместо традиционного Христа Пантократора или какого-нибудь "Страшного суда" швейцарка <Пипилотти Рист "Homo sapiens sapiens"> заставила зрителей задрав головы наблюдать за хиппистской идиллией – парящими в космосе или пробирающимися сквозь лесные чащи гигантскими обнаженными девушками с распущенными волосами. Такие монументальные видеофрески могут служить лучшим оправданием существования видеоарта, искупая километры скучнейших роликов...
Претендовать на что-то могли бы канадцы, знаменитые своей технической продвинутостью. На этот раз в павильоне был устроен водопад, который служил экраном для фильма про грозу: алхимически соединяясь, вода и огонь по замыслу канадской художницы превращаются в кровь. Но им уже давали "Льва" пару биеннале назад.


15.06.2005
"Глобальная деревня из кирпичиков искусства" - Michael Kimmelman, NYTimes. "Назову ее первой по взрослому прекрасной биеннале на моей памяти"

14.06.2005
Обозревателю Guardian представляется, что на Венецианской биеннале обычно слишком много всего: того, что надо увидеть, того, что  забыть, сюрпризов и смущения etc. Так что уже меньшим количеством привлеченных художников эта биеннале лучше двух предшественниц, которые он видел>

14.06.2005

"VENICE IN PICTURES, PART I" - фоторепортаж на artnet.com Не остались без внимания Эскпейпы

14.06.2005
"Заглянули в рай. В Венеции открылась 51-я биеннале" - Ксения Басилашвили, "Эхо Москвы", специально для газеты "Газета">
Смотр новейших актуальных тенденций современного искусства проводится уже в 110-й раз. В этом году он обнажил проблемы объединенной Европы. Страх перед туманным будущим парализовал творческую волю. Пройти мимо общих мест удалось немногим. Приятно, что среди них оказались российские художники.
Россия выбирает аскетизм.
Политика и воздушные замки.

14.06.2005
"Международный фестиваль современного искусства в Венеции: политика, церковь, общество" - "Эхо Москвы", в гостях у Матвея Гонопольского Андрей Бильжо и Ксения Басилашвили>

14.06.2005
"ПОГОВОРИЛИ ПО-ЖЕНСКИ. В Венеции вручены "Золотые львы" - Н. Молок, "Известия">
Феминизм в таких количествах не то что пугает, но уж точно раздражает. Биеннале спасает только то, что многие из этих проектов - очень высокого художественного качества. А выставка Кики Смит, посвященная домашней жизни девочки, - настоящий шедевр.
Павильон России приза не получил. Хотя его кураторы тоже женщины (Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова). Вероятно, потому, что они не поддались конъюнктуре. Или потому, что у нас арт-феминизма просто нет.

14.06.2005
А
РТикуляция 49 с Дмитрием Барабановым
. 
51-я Венецианская биеннале. Политическая эпиляция Регины Хосе Галиндо. Дохлый Пиноккио на тележке. У Мизина загорелись штаны, Шабуров не пострадал. Вандалы против Джоконды. Эскейп и Провмыза напугали венецианцев. Раздача львов.  

14.06.2005
"Не верь словам моим. 51-я Венецианская биеннале: женский текст" - С. Хачатуров, "Время новостей">
Территорией общения выбран «осьмнадцатый век» -- время, когда женская логика, женские чувства, нервы и страсти вершили большую политику мира. Салоны, будуары, портьеры, болтовня, сплетни, зеркала, обманки, сквозняки. Ее Величество Венеция времен Гольдони--Гоцци -- принципиальный культурный миф галантного века.
Проект Розы Мартинес в Арсенале, лучшие проекты национальных павильонов покорили удивительной рифмой этому мифу. Режиссура Арсенале превосходна, пространство выстроено безупречно. Много зрелищных, аттрактивных работ. Пряно, сочно. На глаз, на вкус -- необарокко.
В этот придуманный гранд-дамой артпроцесса Розой Мартинес театральный, призрачный, причудливый текст биеннале с его семиотическими (и не только) сквозняками Россия вписалась отлично.
У нас есть два повода радоваться. Первый: несколько работ московской биеннале украсили венецианскую. Среди них -- хорошо инсталлированное видео «Синих носов» с коробками, в которых маленькие, смешно двигающиеся, смешно попискивающие человечки воспринимаются абсолютным мапет-шоу и своей кукольностью точно соответствуют найденному Розой Мартинес образу главной выставки.
Второй повод: двум кураторам -- дамам (!) нашего павильона Любови Сапрыкиной и Ольге Лопуховой удалось победить статичные три зала щусевского здания (в которых, кажется, невозможно было выставлять ничего, кроме живописи и скульптуры) и, подмигнув Розе Мартинес, талантливо вскружить голову и проветрить мозги посетителям. Нижегородцы Галина Мызникова, Сергей Проворов, архитектор Константин Ларин встроили в залы загадочный лабиринт из деревянных панелей. Идешь по нему и представляешь себе садово-парковое искусство эпохи маньеризма. Тоже испытание пространством. И дует из всех щелей. Сначала легкий бриз. А потом -- в конце, в темном квадратном зале -- настоящий ураган. Страшно не понарошку, и гравюры вспоминаются с аллегориями четырех стихий.
Преамбулой стало интерактивное видео группы Escape о том, что взаимопонимание между художником и зрителем -- чистая иллюзия. Чем больше зрителей входят в зал, тем крупнее на экране фигуры приближающихся художников. Но вот зрителей совсем много. Хлопок -- и все эскейповцы падают в кадре на снег. Тоже мапет-шоу.

14.06.2005
"Pushing boundaries at Venice Biennale" - Roderick Conway Morris - International Herald Tribune.
Ironically, given the anarchic content of their work, the Russian Blue Noses, at the Arsenale, have found a very orderly solution to the eternal problem of showing film material at art shows to large numbers of visitors without making them line up or crowd into dark, airless viewing spaces. The Russian installation consists of a circle of open-topped cardboard packing cases, out of which come strange, munchkinlike noises. On peering inside, we witness the Blue Noses in miniature, in their trademark undershorts and socks, indulging in daft repetitive acts - rolling around on the floor, being trampled on and frolicking with nude women

11.06.2005 
"Именем Розы" - Милена Орлова, КоммерсантЪ>

10.06.2005
"Стерта улыбка Моны Лизы" - Радио "Маяк", "Культурный вопрос", в гостях у ведущего Григория Заславского Георгий Пузенков. Прослушать запись>

10.06.2005
Работа немца Gregor Schneider не была включена в экспозицию курируемую Розой Мартинес (Арсенал) по политическим мотивам - утверждает ArtNewsPaper. Предполагалось установить 50-футовый куб, покрытый черной тканью, с названием Cube Venice посредине площади Святого Марка. Городские власти воспротивились из-за опасения потенциальной опасности со стороны исламских террористов, поскольку этот куб отсылает к святому месту Kaba в Мекке. Во всяком случает дюссельдорфская галеристка  Konrad Fischer отвергает какие-либо художественные причины. 
На титуле сайта http://www.theartnewspaper.com/ Marlene Dumas>

10.06.2005
NY Times об открытии и призерах биеннале. Едва ли не первое, что бросается в глаза в итальянском павильоне - слова Деньги и Власть. Не смотря на предлагаемое выяснение отношений между искусством и коммерцией, сквозной темой нынешней биеннале представляется ностальгия.

10.06.2005
"Русские покажут Венеции зрелища' - Николай Молок, "Известия">

10.06.2005 
"Венециа нская Биеннале удивляет зрителей" - спец. корр. НТВ>

08.06.2005 
Открылась 51-я Венецианская биеннале - 2005/08/06 | 13:35 - Радио Маяк, "Культурный вопрос" - интервью с Ольгой Лопуховой - прослушать запись>

07.06.2005 "Почувствуйте телом - Нижегородский сквозняк на Венецианской биеннале" - Ольга Кабанова – Ведомости>

05.06.2005
Еще не началась 51-я биеннале, а уже назначен куратор Итальянского павильона на 2007 год, Ida Gianelli>

24.05.2005
Барбара Крюгер получит "Золотого льва" за совокупность заслуг>

24.05.2005
Без крыши – крышка - Российский павильон Венецианской биеннале большую часть года стоит бесхозный – “Время Новостей”, Сергей Хачатуров
http://www.vremya.ru/2005/89/10/125730.html

20.05.2005
Павильон Центральной Азии на 51-й Венецианской биеннале. Канареджио 6103. Палаццо Пизани. Страница в НовостяхИскусства@ARTINFO
http://www.artinfo.ru/ru/news/default.asp?m=main/biennale2005-Central_Asia1.htm

20.05.2005
Венецию сдует российским ветром – Gazeta.ru - Велимир Мойст
http://www.gazeta.ru/2005/05/20/oa_158165.shtml

20.05.2005
Далеко ли до Венеции?.. В июне открывается самая знаменитая биеннале современного искусства. – “Российская газета”, Игорь Шевелев  http://www.rg.ru/2005/05/20/bienalle.html

19.05.2005
РФ представит на Венецианской Биеннале проекты современных художников (РИА "Новости") – “Комсомольская правда”
http://www.kp.ru/online/news/25590/

18.05.2005 
З@грузка. ТВ-канал “Культура”
http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=44848&cid=54

5.05.2005
"Назначение Сапрыкиной куратором русского павильона Венецианской биеннале– признание ее профессиональных заслуг", - Александр Заволокин 
http://www.ntann.ru/?id=259240&query_id=68539

ЛЮБОВЬ САПРЫКИНА:"Российский павильон будет оазисом в жаркой Венеции" -  портал “Культура”
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=551&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=608289

03.2005
”The Biennial International Art Exhibition in Venice – 100 years of art and politics” -  ModernaMuseet (Стокгольм) http://www.modernamuseet.se/v4/templates/template3.asp?lang=Eng&id=2626&bhcp=1

31.03.2005
Сады современного искусства. Приложение к газете “Коммерсантъ”№ 56 (3140) от 31.03.05.  http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=557070

20.03.2005
Страница “Герои Российского национального павильона” в НовостяхИскусства@ARTINFO - http://www.artinfo.ru/ru/news/default.asp?m=main/biennale2005-1.htm

1.02. 2005.
"По словам Любови Сапрыкиной, один из главных проектов, представляющих нашу страну на следующей Венецианской биеннале, подготовят нижегородцы - Галина Мызникова и Сергей Проворов, известные как группа «Провмыза». Ребята показывали свои неожиданные, эпатирующие картины видео-арта почти во всех странах Европы, о чем «КП»-НН» писала неоднократно. Всего на Венецианской биеннале России разрешено представить два проекта - второй будет принадлежать московским художникам из группы Escape. Пока только известно, что проекты будут интерпретировать тему религии". Полностью текст здесь>


<< 25 апреля "Single Mona Lisa 1:1" вернулась на Землю. Теперь космическая сага будет представлена в трехчастной инсталляции Георгия Пузенкова "Mona Lisa Goes Space" на 51Венецианской Биеннале.

МИСТИКА или СИЛА ИСКУССТВА ?
15 апреля день рождения Леонардо да Винчи (1452)>

<<15 апреля 2005 с Байконура стартовал космический корабль Союз ТМА6. В полете экипаж сопровождает произведение искусства.
Картина Георгия Пузенкова “Single Mona Lisa 1:1” в космосе !

Итальянский космонавт Роберто Виттри взял ее с собой. Путешествие картины в космос документируется на борту МКС. Сергей Крикалев доставил на борт прозрачный кристалл с запаянной в него титаново-кремниевой пластинкой 3х5 микрон с изображением "Single Mona Lisa 1:1" составленном из отдельных атомов в нано-измерении. Кристал "Мона Лиза в микрокосмосе" будет оставлен в "макрокосмосе">

<<Национальные павильоны:>
<<iCon: India Contemporary. 3 инсталляции Ranbir Kaleka, Nalini Malani и Raqs Media Collective плюс живопись и скульптура Atul Dodiya, Anita Dube и Nataraj Sharma призваны продемонстрировать, что "индийская культура становится более релевантной остальному миру" - читай, культуре западной. Уникальная индийская этническая, культурная, языковая, религиозная, идеологическая и экономическая стратифицированность, из которой произрастает своеобразная индийская демократия, безусловно интересна миру переживающему глобализацию и реактивную фундаментализацию.
Возможно, Индия - модель нашего ближайшего будущего? Индия, в которой сосуществуют армия оффшорных программистов, в разы превышающая количество программистов в западных странах, и гигантская, по численности сопоставимая с населением России, абсолютно нищая вольница людей, в десятках поколений не имевших своей крыши над головой...> 
<<В павильоне Швейцарии представлены работы пяти молодых художников:  Gianni Motti, Shahryar Nashat, Marco Poloni, Pipilotti Rist и Ingrid Wildi. Куратор выставки "Тени сталкиваются с людьми" Stefan Banz интерпретирует мультимедиа-инсталляцию "The Regulating Line" Shahryar Nashat; фотосерию "Permutit" Marco Poloni; видео проекцию "Portrait" Ingrid Wildi; инсталляцию вне павильона "Big Crunch Clock" Gianni Motti - как метафоры расширяющие отношения между изображением и реальностью, между искусством и обществом>
<<Павильон Испании. "On Translation" - критическая рефлексия художника Antoni Muntadas на национальные репрезентации в рамках Венецианской биеннале, скрытые смыслы которых он считает архаичными. "On Translation" - серия проектов с 95 года. Нынешний 35-й продолжает исследование современной глобальной культуры, с ее избыточными и туманными кодировками, интерпретациями и трансформациями. В своей серии он рассматривает лингвистические, политические и экономические аспекты этих процессов>
<<Армянский павильон. "Сопротивление через искусство". Куротор David Kareyan. Художники: Sona Abgarian (1979), Vahram Aghasian (1974), Diana Hakobian (1974), Tigran Khachatrian (1980). Достаточно молодая команда.>
<<Основа экспозиции в Польском павильоне - фильм "Репетиция" Artur Zmijewski. Прототипом послужил широкоизвестный и уже не раз интерпретированный "Стэнфордский тюремный эксперимент" ("Stanford Prison Experiment") 1971 года, в ходе которого профессор Philip Zimbardo исследовал ролевое поведение волонтеров, имевших приблизительно одинаковый бэкграунд, но вынужденных играть роли "заключенных" и "надзирателей". Эксперимент был преждевременно прерван, так как ролевое поведение уже на 6-й день приняло паталогические формы. Змиевски рискнул реконструировать эксперимент ...>
<<Вадим Фишкин представляет Словению проектом "Another Speedy Day" В начале 90-х Фишкин представлял в Венеции Россию. Нынешний проект о парадоксах относительности пространства-времени и обращается к давно известным парадоксам "часов" и "близнецов". В соответствии с последним близнец полетавший на космическом корабле со скоростью близкой к скорости света вернется на Землю более молодым, чем брат (сестра), а то и не застанет его (ее) в живых. Психологические и эмоциональные реакции зрителей, "перенесших" 24-часовые сутки за 12 минут, также являются неотъемлемой частью проекта Фишкина, омажа Альберту Эйнштейну к 100-летней годовщине теории относительности>
Павильон Словении - Galleria A+A San Marco, Calle Malipiero 3073>

<<Enrico T. De Paris на 1000 кв. метров венецианского Арсенала представляет инсталляцию "Хромосома", состоящую из огромных, до 8 метров длинной конструкций из стали, стекла, силикона, дополненных мониторами, светильниками и изощренным звуком. Художник заявил, что пытается поэтически визуализировать важнейший биологический компонент жизни. Финансировавшая проект компания Thetis - Spa делает ставку на взаимодействие технологических инноваций и арт-экспериментаторства.
В каталоге "Claster" о проекте написали: физик Vittorio Del Duca, биолог Francesca Ceradini, историк Anthony Marasco и поэт Jean-Claude Oberto>

<<Уэльс на 51-й биеннале представляют Peter Finnemore, Laura Ford и Paul Granjon - в Ex-Birreria, Giudecca
<<Павильон Косово. Sislej Xhafa>
<<Павильон Нидерландов. Видео инсталляция голландского дуэта Jeroen de Rijke и Willem de Rooij. Куратор - Martijn van Nieuwenhuyzen, директор Stedelijk Museum Bureau Amsterdam>
<<Павильон Турции. Видеоинсталляция "The Absent Presence" Hussein Chalayan. Куратор - Beral Madrа, BM Contemporary Art Center>
<<Латиноамериканский павильон на 51-й Венецианской биеннале - Palazzo Cavalli Franchetti
San Marco 2842, проект Итало-Латиноамериканского института.
Куратор Irma ArestizАbal пригласила 16 известных художников из 12 латиноамериканских стран: 
JoaquМn SАnchez, Guiomar Mesa (Bolivia) , Gonzalo DМaz (Chile), Juan Manuel EchavarrМa, Oswaldo MaciЮ, Oscar MuЯoz (Colombia), Cecilia Paredes, Jaime David Tischler (Costa Rica), Los Carpinteros (Cuba), Luis Paredes (El Salvador), Luis GonzАlez Palma (Guatemala), Maxence Denis (Haiti), Donna Conlon (Panama) , MСnica GonzАlez (Paraguay), Luz MarМa Bedoya (Peru), Polibio DМaz (Dominican Republic). Сокураторы: Bolivia - Cecilia BayА Botti; Chile - Antonio ArИvalo; Peru - Jorge Villacorta.
Тема экспозиции "Уток и основа" (Warp and Weft), так в текстиле называются сплетаемые нити>
<<Jonas Mekas представляет Литву на 51-й Венецианской биеннале>
 ESTONIA 51. International Art Exhibition 
HONG KONG ARTS DEVELOPMENT COUNCIL  
INDONESIA 51. International Art Exhibition 
IRAN 51. International Art Exhibition 
LATVIA 51. International Art Exhibition 
MOROCCO 51. International Art Exhibition
PLAY THE GLASS Masuda Hiromi SINGAPORE 51. International Art Exhibition 

<<В греческом павильоне на Венецианской биеннале будет представлена 4-х частная инсталляция "Hospital" George Hadjimichalis. Куратор Katerina Koskina. Темой гигантских инсталляций Hadjimichalis с 85 года является исследование отношений произведения искусства и коллективной памяти. В своих работах он использует материал научных исследований в области археологии, литературы, астрономии, истории и других. С учеными его роднит кропотливый процесс сбора и классификации разнообразной информации.
Предыдущие проекты George Hadjimichalis: The Lighthouses Chart, Visibility in the Archipelago. North, South, East, West - Documenta IX; Schiste Odos-the Crossroads where Oedipus killed Laius - P.S.1, N.Y.
<"Hospital" вопреки жизненной тривиальности в пограничных ситуациях апеллирует к искусству как триумфу жизни над смертью. 4 части: "Здание", "План здания", "Виды из окон", и "Момент в сознании г-на А.К.">

Павильон Центральной Азии на 51-й Венецианской биеннале. Канареджио 6103. Палаццо Пизани.
Куратор: Виктор МИЗИАНО. Комиссар: Чурек ДЖАМГЕРЧИНОВА.
Художники:
Казахстан: Сергей МАСЛОВ, Елена ВОРОБЬЕВА, Виктор ВОРОБЬЕВ, Рустам ХАЛЬФИН, Юлия ТИХОНОВА, Алмагуль МЕНЛИБАЕВА, Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ, Абилсаид АТАБЕКОВ.
Кыргызстан: Муратбек ДЖУМАЛИЕВ, Гульнара КАСМАЛИЕВА, Роман МАСКАЛЁВ, Максим БОРОНИЛОВ.
Узбекистан: Александр НИКОЛАЕВ, Вячеслав АХУНОВ, Сергей ТЫЧИНА 
Видео архив: Алматинский радикальный перформанс 1990-х. Группа «Кызыл трактор». Чимкент (Южный Казахстан). Перформансы 1999-2003.  Видео Караганда-Рудный (Северный Казахстан). 2001-2004 Видео Алматы-Чимкент . 1994-2004. Составлено Валерией Ибраевой и Романом Арефьевым (Алматы, Казахстан).
Бишкекский перформанс 2000-х. Новый  бишкекский видеоарт. 2000-ые. Составлено Уланом Джапаровым, Бишкек  (Кыргызстан). 
Узбекистан: перформанс, инсталляция, видео-арт. 2000-2005. Составлено Вячеславом Ахуновым и Александром Николаевым.
Иссык-Кульский художественный симпозиум. 2001-2002. Продюсер фильма: Шаарбек Аманкул, Бишкек (Кыргызстан).
Организатор: Галерея Курама Арт (Бишкек, Кыргызстан) www.kurama-art.com   gallery@kurama-art.com>
ПОДРОБНЕЕ>
Искусство Центральной Азии: Актуальный архив.
Искусство Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, пожалуй, последняя территория, оставшаяся еще отчетливо не прорисованной на глобальной художественной карте. Настоящая выставка – первый в истории Венецианской биеннале павильон стран Центральной Азии – еще одна попытка восполнить эту лакуну.
Оправданность этого усилия предопределена не только своеобразием этих стран – культурным и историческим, или их этнической и художественной самобытностью. Интерес к этому региону должен быть мотивирован в первую очередь тем, что будучи одним из субъектов советской модернизации, Центральная Азия является участником глобального порядка. И в искусстве, будучи причастными к художественной реформе русского авангарда, центрально-азиатские художники создали оригинальный контекст, свою перспективу видения современного художественного дискурса.
Впервые представляя в Венеции этот региональный контекст, имеет смысл предъявить его как диалектическую совокупность разных художников, разных поколений, разных этносов, разных культурных центров, разных стран, наконец. Имеет смысл предъявить этот контекст не в его претендующих на последнюю актуальность высказываниях, а как диалектичную совокупность индивидуального и коллективного опыта – особенно опыта постсоветских лет. Ведь последние выводы из этого опыта еще не сделаны, он остается еще живой субстанцией, провоцирующей не находящие ответа вопросы. Именно потому уже годы тому назад заданные вопросы, как и предложенные на них ответы сохраняют и поныне свою актуальность. Так, работа уже несколько лет как скончавшегося Сергея Маслова актуальна не менее, чем дебют Романа Маскалева и Максима Боронилова. Архив искусства Центральной Азии – это Актуальный архив.
Поиски идентичности - первая из проблем актуальной эпохи, на которую откликнулась художественная сцена Центральной Азии – стран, которые лишь недавно обрели политический суверенитет. Мифопоэтический нарратив в формах инсталляции, а затем и видео стал активно использоваться художниками разных поколений - от Рустама Хальфина, основателя и патриарха алмаатинской сцены, до его молодой последовательницы Алмагуль Менлибаевой. Благодаря усилиям разных художников (Рустам Хальфин, Канат Ибрагимов, Ербосын Мельдибеков, группа «Красный трактор» и др.) он проявился в формах перформанса, а также, по инициативе Шаарбека Аманкула, - в масштабных стационарных работах, создаваемых на лоне девственного пейзажа. Апеллируя к национально-этническим архетипам – степи, номадизму, суфистской традиции, жертвоприношению, языческому камланию и т. п., этот нарратив отказывался от претензий на аутентичность, а неизменно осознавался конструктом – он созидался и тут же дезавуировался. Так, у Вячеслава Ахунова авторский миф включает в себя как иконы советской пропаганды – пирамиды из ленинских бюстов, так и иконы западного консюмеризма – рекламы злополучной Кока-Колы. В свою очередь, первородный шаманизм Саида Атабекова включает в себя мотивы постсовременности – автомат Калашникова или полицейские силуэты на мостовой.
Впрочем, национальный миф – это конструкт не только художников, но и новой политической власти, по отношению к которой художники ( пример тому работы Виктора и Елены Воробьевых) занимают позицию отстраненного анализа и деконструкции. Художники так же показывают (работы Сергея Маслова) что обратная сторона новой политической мифологии - это реальность выживания. Выживание же не имеет национальной идентичности, оно универсально. И в этой открытости универсальному, как утверждают Мурат Джумалиев и Гульнара Касмалиева, – парадоксальная позитивность драматического постсоветского опыта.
Однако восприятие универсального начала художниками Центральной Азии оказывается столь же неоднозначным, как и национальная идентичность. У Ербосына Мельдибекова к универсальному мы прорываемся через отречение от идентичности, через самопоругание. Для Александра Николаева единственно доступной нам универсальностью является глобализированная культурная индустрия, она же и навязывает нам стереотипы идентичности. Для Романа Маскалева и Максима Боронилова идентичность и универсальность не контрапункты – они слиты в экзистенциальном и философском опыте «пути - дороги». Для бишкекского «бедного» акционизма Улана Джапарова и его сподвижников универсальное является нам в неожиданные моменты, принимая формы бытовых курьезов, которые, тем не менее, суть осколки мифа.
Вот некоторые из имен и явлений, что можно найти в Актуальном архиве искусства Центральной Азии…
Виктор Мизиано

<<Словенский проект CONTEMPORARY ART PROJECT собирает онлайновую коллекцию почтовых открыток, сделанных художниками. Как всегда в такого рода проектах, среди множества необязательных работ встречаются весьма интересные>

<<Пошла волна онлайнового представления национальных павильонов на 51-й Венецианской биеннале (9-11, 12 июня - 6 ноября). Конечно же не на сайте биеннале:) Австралийцы, например, представляют проект своего 30-летнего художника Ricky Swallow "This Time Another Year" на сайте Australia Counsil for the Arts>

<<Вот и новозеландцы представляют проект для своего национального павильона на 51-й Венецианской биеннале - инсталляцию the fundamental practice группы et al. Специальным сайтом проекта. Точнее, этот интернет-проект неотъемлемая часть того, что будет представлено в Венеции. Куратор Наташа Конлэнд. Группа хоть и новозеландская, но в основном работает в Европе. Их последние заметные работы были показаны в Museum De Paviljoens (Almere, The Netherlands) и на 8-й Сиднейской биеннале>


ПРЕСС-РЕЛИЗ пресс-конференции 19 мая 2005 года.  РИА "Новости". 

ПАВИЛЬОН РОССИИ НА 51 ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ 

Венецианская Биеннале -  старейший и самый авторитетный форум мирового современного искусства. Первая Биеннале современного искусства открылась в Венеции в 1895 году. С тех пор на территории Садов Джардини, выходящих на набережную Святого Марка и Большой канал, вырос целый город художественных павильонов, принадлежащих таким странам как США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия, Россия, Польша, Австрия, Дания, Венгрия, Япония, Швейцария и др. Национальные павильоны соревнуются между собой за приз  “Золотого льва”. Венецианская биеннале открывается в начале июня и работает до конца октября. Биеннале проводится один раз в два года и является частью цикла культурных мероприятий, регулярно проводимых в Венеции: таких, как прославленный Кинофестиваль, Фестиваль современного театра, Международная Биеннале архитектуры. В это время Венеция превращается в мировую столицу современного искусства, где собирается вся модная художественная тусовка. Венецианский форум по традиции открывается президентом Итальянской Республики в присутствии авторитетных представителей международных политических и деловых кругов.

Павильон России

Россия участвует в Биеннале с 1898 года. Российский павильон, построенные в 1914 году  - по проекту архитектора Алексея Щусева, расположен на центральной аллее парка Сады Джардини. С балюстрады его морского фасада открывается впечатляющая панорама венецианской лагуны. Национальный павильон на Венецианской биеннале – традиционно одна из престижных площадок, представляющих государство и его современную культуру.  Проекты российских художников неоднократно отмечались призами Биеннале.  В 1990 специальную награду Menzione d'onore ("Почетное упоминание") получили художники Айдан Салахова, Александр Якут, Евгений Митта, Сергей Волков, Гурам Абрамишвили и Андрей Яхнин. В 1993 году выдающийся художник ХХ века Илья Кабаков получил главный приз Биеннале - «Золотого льва» -  за проект «The Red Pavillion», превративший российский павильон в руину стройплощадки и метафору краха СССР.  Специальным призом VII-ой Международной Венецианской архитектурной биеннале в 2000 году был отмечен фотопроект «Меланхолия», созданный известным «бумажным архитектором» Ильёй Уткиным. Участие России в Венецианской биеннале курируется Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации и Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Организатором проекта с 2001 года является  ГМВЦ   РОСИЗО.

В павильоне России на 51 Венецианской Биеннале будут представлены два симметричных проекта, созданные двумя «сборными командами» художников: «Волшебный ветер» нижегородского дуэта Provmyza (Галина Мызников и Сергей Проворов) и «Слишком долго, чтобы убежать» Программы Escape (Лиза Морозова, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Валерий Айзенберг).  В фокусе внимания авторов интерактивных инсталляций -  диалектика коммуникации и дискоммуникации, метафизика взаимоотношений художника и аудитории, эксперименты, направленные на нарушение границ искусства. И те и другие художники остановили свой выбор на жанре «механического аттракциона», в коммуникативном пространстве которого роль зрителя вырастает до единственного фактора, обеспечивающего «завершение» произведения. Размышления о том, что произведение - лишь точка отсчёта, после которой необходимо договариваться, предполагая и имея в виду Другого, продолжают быть актуальными  для российской ситуации, где современное искусство всё ещё остается белым пятном на карте культуры. 

Коммуникация и дискоммуникация – главная тема творчества московских художников Программы ESCAPE.   Размывая границы между сферами личного и общественного, они предлагают публике различные формы «соучастия»:  заглянуть в приватный мир своего быта, приобрести принадлежащие художникам личные вещи или пиратские копии произведений известных российских авторов, принять участие в обряде «обретения Родины». Художники организуют альтернативное туристическое агентство, где сами выступают в роли гидов-инструкторов. Опыт общения с публикой невольно порождает скепсис и развеивает иллюзии. О невозможности или нежелании слышать и понимать друг друга Программа ESCAPE размышляет и в  видео фильме «Quartette», где игру изображённых на экране музыкантов,  исполняющих произведение Бетховена, сопровождает саунд трек  квартета Шостаковича. В видео инсталляции  «Головокружение» для встречи художника и зрителя  tete-a-tete  выстроен специальный объект – ржавый металлический бункер, но картина отчуждения всех от всех, которая открывается там зрителю, предварительно постоявшему в очереди, вызывает пессимистические вопросы.  Не символизирует ли это обшитое металлом сооружение замкнутый и самодостаточный мир современного искусства?

В интерактивной видео инсталляции «Слишком долго, чтобы убежать» (Too Long to Escape) зрителям предлагается интерактивная игра с художниками, которые движутся навстречу публике со скоростью, пропорциональной количеству входящих в зал зрителей. Попытка описать проблему с помощью простой арифметики - чем больше зрителей, тем скорее встречное движение - вскрывает относительность и формальность массовых стратегий. Помимо иронии по поводу желания завоевать симпатии аудитории, художники ставят вопрос и о том, не являются ли интерактивные практики лишь симуляцией диалога, скрывающей пассивное одиночество зрителя. А обращение к очевидным реминисценциям образов русского авангарда (композиция кадра вдохновлена «Красной конницей» К. Малевича) разворачивает тему в исторической перспективе, напоминая об экспериментах левых в области массового производства  и потребления искусства.

Для художников из Нижнего Новгорода Галины Мызниковой и Сергея Проворова, работающих в актуальной зоне публичного пространства, проблема взаимоотношения со зрителем лишена драматизма. Художники относятся к зрителю как к простому потребителю информационно-визуального продукта. Место их многолетнего проекта следует искать на границе public art`а, рекламы, дизайна и экспериментального кино и,  поскольку им не свойственно отделять себя от общества, они стараются находиться внутри него, органично сочетая позицию потребителя-персонажа и трезвого холодного аналитика, критически оценивающего ситуацию со стороны. Например, в проектах  интерактивных иконостасов и кладбищ зрителю предстоит своими руками  (с помощью мышки или touch pad) открыть путь в трансцендентное или стать  участником коллективного перформанса, будучи просто наблюдателем рекламной акции. Сознательное балансирование в пространстве неустойчивости и пограничности, где привычные коды искусства начинают давать сбой, приводит к тому, что художники не противостоят массовой культуре, а взаимодействуют с ней. Поэтому их постоянно увлекает перспектива производства новых вещей, образов, ритуалов предназначенных для дальнейшего массового копирования. Что впрочем, не мешает критическому восприятию реальности и постоянной ретрансляции сигналов опасности, исходящих от самых казалось бы безобидных вещей.

Аэро-звуковая инсталляция «Волшебный ветер» (Idiot wind) представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. Зайдя в павильон, зритель оказывается в аэродинамической трубе,  наполненной порывами и воем ветра. Если в первом отсеке павильона зритель может свободно прикасаться к ветру, ловить его руками, то затем он постепенно оказывается в зависимости от возрастающей энергии воздушных потоков. Сила физического воздействия рождает сложные метафизические переживания, а визуальный минимализм работы открывает множество мифопоэтических коннотаций ветра – воздуха – стихий.  Однако, самое главное в инсталляции – обозначение границы между игрой и реальной опасностью.  Апеллируя к сенсорному и психосоматическому опыту восприятия, художники сознательно организуют ситуацию таким образом, что зритель подвергается не просто «шалостям» ветра, испортившего причёску или задравшего подол платья, но и опасности переохладиться. Поэтому пребывание внутри «Волшебного ветра» строго ограничено 2 минутами.

Евгений Зяблов - комиссар Российского павильона в Венеции, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.
Любовь Сапрыкина - куратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, арт-директор Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород.
Ольга Лопухова - сокуратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, исполнительный продюсер фестиваля «АРТКлязьма» и культурного центра «АРТСтрелка»,  Москва.
Юлия Абрамова – координатор и менеджер проекта, научный сотрудник Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород.
Константин Ларин – архитектор проекта, основатель и директор архитектурного бюро «Прогресс-88». 

Открытие павильона России на Венецианской биеннале  – 10 июня 2005 г.  16.00
В церемонии открытия принимает участие группа «Синие носы»
(Вячеслав Мизин и Александр Шабуров). Перформанс  «Салют»
Экспозиция открыта для публики с 12 июня по 6 ноября 2005 года.

http://www.labiennale.org            сайт биеннале
http://www.labiennale.ru             сайт российского павильона
http://www.provmyza.ru               сайт художников Г. Мызниковой и С. Проворова
http://www.escapeprogram.ru              сайт Программы Escape
http://www.rosizo.ru                    сайт гмвц “росизо”
http://www.art.nnov.ru                сайт гцси
http://www.roskultura.ru             сайт федерального агентства по культуре  и кинематографии
http://culture.mincult.ru             сайт министерства культуры и массовых коммуникаций РФ


Русскоязычные сайты.

Информация о 51-й биеннале:

1. Сады современного искусства. Приложение к газете “Коммерсантъ”№ 56 (3140) от 31.03.05. http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=557070

2. А Минкульт против (Украинский). Наталья Палкина. Ведомости.  http://www.kv.com.ua/index.php?article=31589&number_old=3438

3. “Дети Йозефа Бойса” едут на биеннале. (Украина). 12 февраля 2005 года 20:22. Тамара Белякова:  http://www.podrobnosti.ua/culture/painting/2005/02/12/180153.html

4. ТРИ ВОПРОСА РОЗЕ МАРТИНЕС http://www.kalendar.spb.ru/moscow/10_2005/dnevnik/3quest/

5. Марко Мюллер пришел надолго - 04.10.2004 20:55, К.Тарханова http://www.film.ru/newsitem.asp?ID=2488

6. Хроника подготовки украинской презентации на биенналле в Венеции 2005 г.  http://www.soviart.com.ua/events/venicebiennial51/chronicle.html

11. Украина и 51-ая Венецианская биеннале – без конфликтов не обошлось и здесь  http://www.gif.ru/themes/culture/51biennale-kiev/

Информация о русских участниках:

1. Сайт программы Эскейп http://www.escapeprogram.ru/russian/index.html http://www.escapeprogram.ru/english/index.html 

2. PROVMYZA MYZNIKOVA/PROVOROV  http://www.provmyza.ru/

3. 51-я Венецианская биеннале 2005 год. 15 марта 2005.  http://www.russkialbum.ru/baraholka/143.shtml (ссылка на наш материал :) то есть сюда.

4. Беседу вела Елена ТИТАРЕНКО - ЛЮБОВЬ САПРЫКИНА:"Российский павильон будет оазисом в жаркой Венеции" 
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=551&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=608289  

5. "Венецию сдует российским ветром. На Венецианской биеннале Россия представит срамной салют, мощный ветродуй и бегущих человечков" - Gazeta.ru. 20.05.2005>


<<50-я Венецианская биеннале. 2003 год>


<<О наших участниках здесь>
<<У "Возвращения художника" в Российский павилион Венецианской биеннале N50 теперь есть промо-сайт>   

<<В этом году на Венецианской биеннале представлена одна из наиболее обширных экспозиций за несколько последних десятилетий. В фестивале принимают участие художники и творческие коллективы из 55 стран. В центре внимания – актуальные направления современного искусства, отражающие последние тенденции арт-мира. Особенное требование к участникам: художник, репрезентующий свою страну на биеннале, должен не только соответствовать общемировому уровню развития современного искусства и быть в контексте актуальных тенденций, но и являться яркими представителями национального contemporary art, обладающего в каждой отдельной стране определенной спецификой. Большинство проектов посвящены глобальным мировым проблемам. Параллельно с выставочными проектами проводятся многочисленные дискуссии и форумы. По определению куратора Венецианской биеннале 2003 Франческо Бонами в основе выставочной концепции лежит конфликт желаемого и реального, репрезентуемый современными художниками через актуальную социо-политическую проблематику. Подробнее>
<<Премия Golden Lion Venice Biennale: Peter Fischli и David Weiss, родом из Швейцарии, победили в номинации за лучший выставочный проект; лучшими среди молодых художников (до 35 лет) стали британцы Oliver Payne и Nick Relph; за лучшее международное сотрудничество Golden Lion присужден Luxembourg Pavilion, репрезентующему проект Su-Mei Tse>

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO