<<"In Linz
beginnts!" – как говорит местная поговорка. Во всяком случае Линц
действительно стартовал своё официальное культурное городование Linz09,
состоящее из трёхсерийного пакета, первым проектом "Schaurausch" (что
означает нечто типа "упоение или опьянение от созерцания" или просто "get
high"). Осуществлением его занимается центр современного искусства О.К, а
точнее кураторы Paolo Bianchi из Швейцарии и директор О.К Martin Sturm. "Schaurausch"
продолжает идею бесконечных попыток донесения современного искусства до
обывателя – пусть он в него и не влюбится сразу, но по крайней мере станет
более толерантным. Поэтому все 50 проектов были вынесены в общественное
пространство, при этом одновременно находясь в защищённых и тотально
приватных помещениях витрин и торговых центров города. Истекающее отсюда
взаимоотношение общественных ценностей и личностных корыстных интересов
отдельных владельцев особенно любопытно и спорно. И несмотря на ряд проблем
возникших в процессе развития проектов (индивидуально разработанных более
чем 20-тью приглашёнными художниками) было представленно достаточно
материала и для обозрения и для упоения. Положительным моментом для
культивированных посетителей города является временно предоставленная
возможность блуждая по улочкам одновременно посмотреть не один-два, но
десятки разнообразных проектов и при этом круглосуточно. Проекты хорошо
маркированы (ведь не каждый в состоянии отличить объект современного
искусства от случайно рождённой жизнью инсталляции) и отмечены на
специальном "Schaurausch" туристическом плане города. Проводятся платные
искусствоведческие экскурсии и напечатан занимательный каталог с
фотографиями объектов в своём "нормальном виде", без искусства. Искусство же
прилагаеется в виде добавочного пакетика с цветными наклейками для каждого
соответствующего объекта. У счастливого обладателя остаётся свобода выбора:
оставить каталог чистым либо заклеить его проектами. Другой вариант –
вспоминая золотое детство, меняться наклейками. Или вклеивать наклейки на
неправильные объекты. Или… Приступаем к
наклейками, то есть непосредственно проектам. Пара австрийско-американских
суперстаров получили особую презентацию. Stefan Sagmeister (известный
оформлением обложки альбома Rolling Stones) и портретный фотограф глянцевых
журналов Elfie Semotan. Elfie отсняла для подвешенных light-боксеров
оригинального размера "Standing Waiting" серию типичных студийных
фотопортретов продажного класса, то есть торговых работников столицы Верхней
Австрии. Stefan Sagmeister создал турбофилософские декорации для двух
брандмауеров в стиле своих графических альбомcoverов: "Thinking that life
will be better in the future is stupid. I have to live now." и "Money does
not make me happy" (изображающие на фасаде здании казино буквы слова
"Money", прогнанные через photoshopный фильтр), а также скульптурный объект
из 60.000 выстраивающихся в буквы чёрно-белых стандартных плечиков,
составляющие 38-метровую фразу из повседневника автора "Worrying solves
nothing".
Alicia Martin из Мадрида своей скульптурой "Biografías
– Büchersturz" – книжный водопад, выплёскивающийся из верхних этажей
книжного центра – обезоружила обывателей города и завоевала массу симпатей
своей простой идей со сложной конструкцией.
Проект "Pass the Buck" Christophа
Steinbrener и Rainer Dempf в процессе подготовки постоянно уменьшался в
размерах, материале и т.д.. В итоге "Starbuck", филиал которого на церковном
портале Ursulinenkirche художники и стремились имитировать, не только
отказал в содействии, но также запретил официальное использование лого своей
фирмы. Австрия оказалась в очередной раз не Америкой, где по утверждению
Steinbrener и Dempf использование церквей для подобного вида сетей
общественного питания представляется совершенно нормальной повседневностью.
Как и следовало ожидать, проблемы последовали не только со стороны фирмы
сервирующей дорогой кофе с дешёвым обслуживанием, но также (понятное дело)
и со стороны представителей церкви. И не только у этого проекта. У местного
художника Martin Dickinger была изъята пара тех или иных "неподходящих"
объектов. Жертвой цензуры религиозного Veritas пали несколько отобранных
фигур проекта "Cover Version" (детские игрушки, рога и тому подобные вещи из
папьемаше). Почему? Во всяком случае по утверждению Martinа его проект "не
содержит абсолютно никаких политически-религиозных" мessageй.
Несколько работ было реализовано студентами
Линцкого Университета и некоторые из них действительно использовали свой
шанс: "Sehtrichter" Georgа Schobertа – смотровая воронка из белого
плексиглаза включающая четырёхметровый смотровой канал с линзой 5-кратного
увеличения или "How to go through something you can't see" Rolandа Wegererа
– видео заэкранной проекции с гипербольшим лицом, пытающимся выйти за
пределы стеклянной коробки и прорваться к зрителям.
Два неоновых шрифта "Égoïste" Sylvie Fleury
расположились на фасадах двух банков. По-видимому критикуя капитально или
капиталистически или социально людей имеющих больше чем нужно для
необходимости эгоизма и денег (типа "Die fetten Jahre sind vorbei"), активно
призывая тех кому не хватает денег стать "Égoïste".
Другой вариант подхода к глобальному
перемещению капитала, рабочей силы и бессмысленных и бесполезных итогов их
перемещений анимирован в "Little Danny" (тайванский Гуливер в стране
лилипутов) Hung-Chin Peng. Пятиметровая собачка "Little Danny" состоит из
более чем 3000 батарейных игрушек "made in taiwan" - символа дешёвой
массовой продукции. Юмор состоит в том, что из всех этих смонтированных в
скульптуру собачек были извлечены батарейки, подсоединены бесконечным
кабельным шнуром к запрограмированому включателю и всё это силами
высокооплачиваемых центральноевропейских специалистов. Результат работы –
каждые полчаса в течение одной минуты выступает собачий хор из 3000 солистов.
Hung-Chin Peng (made in taiwan) приготовил
для "Schaurausch" три проекта и все они базируются на жизни собачьей.
Наверное это можно объяснить детской психологической травмой художника – в
пятилетнем возрасте его укусила злая собака (моё сочуствие ему гарантировано
– в пятилетнем возрасте была напугана злой собакой). Вторая работа состоит
из пятисерийного видео "Canine Monk". Собака пишет языком лозунги-заклинания
против своей рассы (в стиле традиционных тайваньских религиозных защитных
заговоров-заклинаний). Такие как "защита от кусачих собак". 5 видео, на
которых собака слизывает выложенные из собачьего корма заклинания,
проигрываятся в обратную сторону.
Ещё один собачий проект Hung-Chin Pengа (постоянно
вспоминаются Герасим и Каштанка) "one black / one white". Оneshotfilm
показывает двух щенков в процессе потребления корма. Две абсолютно
одинаковые миски стоят симметрично и содержат абсолютно одинаковый корм.
Белый щенок постоянно переходит к миске из которой ест чёрный щенок и
оттесняет его. Чёрный щенок сдаётся и переходит к "свободной" миске. Через
короткий промежуток времени белый щенок переходит к миске из которой ест
чёрный щенок и оттесняет его… Интерпретации? На любом уровне! Просто и
гениально.
Невозможно также не упомянуть забавные и
каверзные создания бельгийской художницы из Базеля Hilde Kentane. Милые
животные из пластиковых рекламных пакетиков – свинки, кенгуру и крысы –
составляют население курьёзной вселенной "Paradise is here" с жизненными
установками типа "be free and profit". |