◄Основной проект «БОЛЬШЕ СВЕТА»/ «MORE LIGHT». Москва.
12.08.2013.
Куратор Пятой Московской биеннале современного искусства Катрин де Зегер
анонсировала список участников Основного проекта биеннале «Больше света». В
него вошло более 70 художников и художественных групп, в том числе 13 из
России. Около 30 произведений будет создано специально для пространства ЦВЗ
«Манеж», где пройдет в этом году Московская биеннале современного искусства
Выдающийся архитектор Йона Фридман (Yona Friedman) представит гигантскую
конструкцию (15х15 м) из бумаги и картона, которая станет продолжением его
теоретических и практических изысканий в направлении «утопической
архитектуры». Эта парящая в воздухе скульптура из переплетенных лент будет
осуществлена совместно с молодыми архитекторами из школы МАРШ.
Инсталляция «Web» (2006) палестинской художницы, живущей в Великобритании,
Моны Хатум (Mona Hatoum) представляет собой огромную паутину с нанизанными
на нити созвездиями хрустальных шаров. Работа, одновременно завораживающая
своей минималистской красотой и способная создать у зрителя чувство ожидания
«невидимого монстра», очень характерна для всего творчества художницы:
привычные объекты меняют свой масштаб.
Индонезийский художник Джумаади (Jumaadi) представит работу «Женщина,
которая вышла замуж за гору» (Woman who married the mountain). В ней автор,
следуя традициям национального театра теней «ваянг», переплетает вымышленные
им сюжеты с народными легендами.
Работа австралийской художницы польского происхождения Гоши Влодарчак (Gosia
Wlodarczak) представляет монументальную галерею контуров, в которой слились
разнообразные детали: фрагменты архитектуры, мебель, инструменты, лица… Для
ЦВЗ «Манеж» она распишет поверхность стеклянных стен конференц-зала
беспрерывным графическим узором проекта «Морозные узоры» (Frost Drawing).
«Воображаемое поселение» Эда Пина (Ed Pien), состоит из прозрачных домиков,
расположенных внутри большого размера палатки (6х6 м), пространство которой
наполнено танцующими, движущимися, отраженными множеством зеркал тенями. В
этой работе Эд Пин, родившийся на Тайване и с 11 лет живущий в Канаде,
поднимает темы миграции, жизни вдали от родины, утраты корней и с
Схожие сюжеты присутствуют и в инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан,
художников, семь лет назад эмигрировавших из Филиппин в Австралию. Их
проекты, реализованные в разных странах мира, основываются на исследовании
повседневной жизни людей. Акилисан интересуют личные истории и вещи, они
собирают объекты, которые становятся основным материалом для масштабных
инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» авторы создадут произведение о России – стране,
которая для многих жителей планеты ассоциируется со снегом. В настоящий
момент организационный комитет биеннале предлагает всем желающим принять
участие в творческом процессе, «пожертвовав» лыжи и сани для инсталляции
Альфредо и Исабель Акилисан.
* Владимир Архипов, Леха Гарикович, Император ВАВА (Вл. Александров), Сергей
Калинин, Михаил Косолапов, Егор Кошелев, Павел Кузнецов, Полина Кулик
(Франция), Алексей Курипко, Антон Литвин, Диана Мачулина, Антон Николаев,
Марина Перчихина, Лиза Плавинская, Александр Подосинов, Юрий Шабельников,
Ира Штейнберг, Вика Шумская (Украина), Влад Юрашко (Украина).
** Тантрические рисунки созданы анонимными авторами в Индии>
Катрин де Зегер руководила созданным ею художественным фондом Kanaal в
бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи
Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности
директора и куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и
книги Катрин де Зегер получили международное признание и целый ряд
наград международных ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On
Line: Drawing Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка:
невеста солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America:
Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries в
Королевском музее изящных искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого.
Эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и
исходя из женственности» / Inside the Visible. An Elliptical Traverse of
TwentiethCentury Art in, of, and from the Feminine в Институте современного
искусства Бостона, лондонской галерее Whitechapel и художественной
галерее западной Австралии (1994–1996). В 2012 году Зегер была
арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала бельгийский (1997) и
австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале современного
искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых «Марта
Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок.
итуационистская архитектура от «Нового Вавилона» Констана и далее»
(2001). В настоящее время Катрин де Зегер занимает пост директора
Музея изобразительного искусства в Генте (Бельгия).
◄Московская
биеннале современного искусства – одно из крупнейших событий в области
актуального искусства – стала одним из самых популярных форумов среди
профессионалов и широкой публики благодаря сотрудничеству с ведущими
международными кураторами, художниками, критиками, теоретиками и философами.
По решению Международного экспертного совета куратором Основного проекта
Пятой Московской биеннале стала Катрин де Зегер / Catherine de Zegher. Де
Зегер – критик, писатель, редактор, приглашенный куратор Фонда Тапиеса в
Барселоне, в настоящее время занимает пост директора Музея изобразительного
искусства в Генте (Бельгия).
Для Пятой Московской международной биеннале
Катрин де Зегер определила тему «Больше света», сфокусированную на
просвещенном диалоге, осмысленном действии и поисках новых путей к
взаимопониманию между «организацией, художником и зрителем». Понимая
искусство прежде всего как «социальное явление», куратор предлагает
пересмотреть понятия времени и пространства, отсылая российского зрителя к
понятию «хронотоп» Михаила Бахтина. «Концепция пространства и времени
сегодня уже не означает, что мы находимся в каком-то конкретном “здесь и
сейчас”. В эпоху глобализации восприятие времени больше не определяется
географическим положением – ему на смену приходит идея “глобальной
хронотопии”. Теперь мы сверяем мировое время сообразно ритму неолиберального
капитализма, а понятия пространства и времени становятся взаимозаменяемыми»,
– говорит Катрин де Зегер.
Особый интерес в этой связи представляют концепты «медленного времени» и
«повышенного внимания», отсылающие к повседневным и женским практикам. Так,
британская художница Алия Сайед / Alia Syed специально для биеннале снимает
фильм «Письма из паноптикона». Рассуждая на тему взгляда и наблюдения, она
показывает абсурдный диссонанс в изображении на первый взгляд идиллического
пейзажа. Художница из Японии Майя Онода / Maya Onoda переопределяет понятие
«хронотопа», по-новому выстраивая связи между прошлым, настоящим и будущим:
ее масштабное резное кружево представляет лишь часть домашнего ритуала.
Одной из своих основных задач куратор видит в соотнесении локальных, местных
тенденций с международным контекстом. Работы ижевской арт-группы «Город
Устинов» также оказываются связаны с «замедленным временем» и домашней
«средой обитания» – это микроскульптуры, кропотливо сшитые авторами из
случайно найденных лоскутов, украшенные кусочками дерева или металла,
камнями и сухофруктами.
При этом проект «Больше света» рассматривает смысл понятий «среда» и «время»
в связи с глобальными катастрофами и проблемами человечества XXI века:
художники высказываются на темы войны (Аслан Гайсумов, Россия), миграции (Джумади,
Индонезия), загрязнения окружающей среды (Рена Эффенди, Азербайджан),
влияния цивилизации на коренные этнические группы (Эд Пин, Тайвань/Канада) и
др.
Экспозиция Основного проекта Московской биеннале представит около 80
художников из Европы, России, Америки, Австралии, Индонезии, Багам,
Пакистана, Кении, Камбоджи, Узбекистана... «Меня вдохновляет пространство
“Манежа”, – говорит куратор. – И я хочу связать это чувство с тем,
что сделано художниками». Более 30 произведений проекта создается
специально для основного зала Большого Манежа и его цокольного этажа. Полный
список художников будет представлен в конце июля.
Помимо Основного проекта, Московская биеннале представит: программу
«Специальные гости», «Специальные проекты» и Параллельную программу, которые
познакомят зрителя с творчеством художников, определяющих лицо современного
российского и западного искусства. Наиболее интересные проекты независимых
российских и зарубежных кураторов в рамках мероприятий Пятой биеннале будут
представлены на ведущих выставочных площадках, в том числе: в
Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного
искусства, ЦСК «Гараж» и многих других.
Всего же в этом году во время биеннале состоятся около 60 выставок на 40
площадках. Биография Катрин де Зегер.
Катрин де Зегер руководила созданным ей художественным фондом Kanaal в
бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи
Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности директора и
куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и книги Катрин де Зегер
получили международное признание и целый ряд наград международных
ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On Line: Drawing
Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка: невеста
солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America: Bride of the Sun.
500 Years of Latin America and the Low Countries в Королевском музее изящных
искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства
двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» / Inside
the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and
from the Feminine в Институте современного искусства Бостона, лондонской
галерее Whitechapel и художественной галерее западной Австралии (1994–1996).
В 2012 году Зегер была арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала
бельгийский (1997) и австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале
современного искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых
«Марта Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок.
Ситуационистская архитектура от “Нового Вавилона” Констана и далее» (2001). Среди художников-участников названы: британская художница
Алия Сайед (Alia Syed), специально для биеннале снимающая фильм «Письма из
паноптикона»; японка Майя Онода (Maya Onoda), ткущая монументальные кружева;
арт-группа из Ижевска «Город Устинов», создающая микроскульптуры из случайно
найденных лоскутов, украшенные кусочками дерева или металла, камнями и
сухофруктами;
Аслан Гайсумов из России, Джумади из Индонезии, фотограф Рена Эффенди из
Азербайджана. Всего в основном проекте Московской биеннале, который будет
показан в Манеже, примут участие около 80 художников из Европы, России,
Америки, Австралии, Индонезии, Багам, Пакистана, Кении, Камбоджи,
Узбекистана. Более 30 произведений проекта создается специально для
основного зала Манежа и его цокольного этажа. Полный список художников будет
опубликован в конце июля.
◄С 6 сентября на
Винзаводе 13 новых выставок, 6 из которых - в рамках V Московской биеннале современного искусства.Превью 5 сентября>
6 сентября - 9 октября в цехе Красного совместно с галереей Риджина
демонстрируется проект мастера прославленных
сюрреалистически скульптур Эрвина Вурма «Трусливый трактор». Специальный
гость V Московской Биеннале входит в число самых влиятельных художников
современности и славится своей ироничной критикой современного общества.
Экспозиция Цеха Красного состоит из 18 работ — «фирменные» домики и новая серия
абстрактных произведений из резиновых сосисок и сарделек. Впервые показаны
произведения из известной серии «drinking sculptures», представляющих
разнообразные гибриды предметов винтажной мебели> ◄C
6 сентября по 1 октября в Большом винохранилище групповой
проект «Heavy Metal» под кураторством Егора Кошелева. Молодые художники (Иван
Горшков, Илья Долгов, група «ЕлиКука», Влад Кульков, Егор Кошелев,
Владимир Логутов, Михаил Most, Илья Романов, Валерий Чтак и Григорий
Ющенко), руководствуясь принципами тяжелой музыки создали резкие, наполненные
черным юмором, работы (живопись, графику, скульптуры)> ◄C
6 сентября по 5 октября в Бродильном цехе проект художественного
объединения ВГЛАЗ «Части целого». Участники: Ольга Божко, Группа «Ели-кука»,
Наталья Зинцова, Людмила Константинова, Ольга Кройтор, Дарья Кротова, Ирина
Корина, Георгий Литичевский, Георгий Острецов, Сергей Пахомов (Пахом), Наталья
Стручкова. По мнению авторов, атмосфера зала в Бродильном цехе схожа с
атмосферой египетских гробниц или средневековых казематов, впервые после
столетий открытых человеческому глазу. Такой же эффект способны произвести на
посетителей работы проекта «Части целого», которые можно увидеть посетители «Части
целого»>
◄6
сентября все галереи Винзавода открывают свои выставки, среди которых есть
вошедшие в параллельную программу биеннале:
Regina Gallery — Сергей Зарва, «Библиотека оптимизма» (в рамках Параллельной
программы Московской Биеннале) Галерея pop/off/art—
Марго Овчаренко, «Furious Like a Child» (в рамках Параллельной программы
Московской Биеннале) Галерея 11.12 — Ринат
Волигамси, «Снег» (в рамках Параллельной программы 5-ой Биеннале)
НОЛЬ - ПЕРФОРМАНС. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КРИЗИСА
Куратор: Мириaм Варадинис
Место проведения: Московский государственный выставочный зал "Новый
Манеж"
14 сентября 2013 — 4 октября 2013
Организатор: Художественный фонд «Московская биеннале»
Куратор: Мириaм Варадинис
Открытие: 13 сентября 2013, 19.00
Художники:
Бас Ян Адер (Голландия)
Артуро Эрнандес Алказар (Мексика)
Павел Альтхамер (Польша)
Нина Бейер и Симон Дюбброи-Мёллер (Дания)
Триша Браун (США)
Стефан Бюргер (Швейцария, Германия)
Голдин+Сэннеби (Швеция)
Мирсиа Кантор (Румыния)
Георг Келлер и Зося Квазиборска (Швейцария)
Сэн Келлер (Швейцария)
Коллективные действия (Россия)
Мухоморы (Россия)
Ахмет Огют (Турция)
Роман Ондак (Словакия)
Адриан Пачи (Албания)
Прачая Пинтонг (Тайланд)
Аннаик Лу Питтелуд (Швейцария)
Недко Солаков (Болгария)
Ксения Сорокина (Россия) Младен Стилинович (Cербия- Хорватия)
Пилви Такала (Финляндия)
Питер Фишли и Дэвид Вайс (Швейцария)
Кристина Хемауэр и Роман Келлер (Швейцария)
Аделита Хасни-Бей (Италия)
Катерина Шеда (Чехия)
ЛАБОРАТОРИЯ ЛЬДА
Кураторы: Дарья Пархоменко, Анна Арутюнова
Со-куратор параллельной видео-программы: Ирина Белых
Место проведения: LABORATORIA Art&Science Space
23 сентября 2013 — 23 ноября 2013
Организатор: Laboratoria Art & Science Space
Куратор: Дарья Пархоменко
Консультанты: Андрей Глазовский, ведущий научный сотрудник отдела
гляциологии Института географии РАН, кандидат географических наук,
Анна Арутюнова, искусствовед.
Художники:
Девид Бакланд (Великобритания)
Франческа Галеацци (Италия)
Данио и Пиго (Франция)
Зимун (Швейцария)
Наталья Зинцова (Россия)
Мария Кошенкова (Россия)
группа «Куда бегут Собаки» (Россия)
Александр Пономарев (Россия)
Группа «Провмыза» (Россия)
Широ Такатани (Япония)
Леонид Тишков (Россия)
О проекте:
В этй научно-художественной выставке мы обращаемся к такой привычной
субстанции как лед, чтобы показать, насколько важны повседневные
явления и незначительные, на первый взгляд, процессы. Причины таяния
льда и исчезновения ледяной шапки Земли – сегодня одна из самых
острых тем: климатические изменения отразятся на всех сферах жизни,
затронут и частную жизнь людеи, и политику государств.
На выставке будут представлены как уже осуществленные проекты
авторов, не первый год работающих с «ледяной» темой, так и новые
произведения, которые станут результатом серии дискуссий и
мастер-классов при участии ученых.ных шаров в поле. В фильме
«Подснежник» художники группы «Провмыза» (Россия) превратили снежный
монохромный пейзаж в главного героя истории об одиночестве и
хрупкости отношений.
БЕССМЫСЛЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Куратор: Евгения Кикодзе
Место проведения: Место проведения: Музей Москвы
БУК-АРТ-БОТАНИКА
Кураторы: Михаил Погарский, Жанна Рыбак
Место проведения: Государственный Дарвиноский музей, крыша
18 мая - 23 июня
ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ – ГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ
Кураторы: Хайс Кесслер, Ярун де Вриз и Мария Аметова
Место проведения: Государственного музея архитектуры им. Щусева в
флигеле "Руина"
13 сентября - 27 октября.
ВОЛКИ И ОВЦЫ
Куратор Вера Погодина.
Место проведения: Дом И.С.Остроухова (филиал Государственного
литературного музея)
Открытие 18 сентября.
Участники: Никита Алексеев Владимир Архипов Кирил Асс и Анна
Ратафьева Константин Батынков Аннушка Броше Александр Виноградов
Сергей Волков Владимир Дубосcарский Ели Кука (Олег Елисеев и Евгений
Куковеров) Владислав Ефимов Константин Звездочетов Лариса
Звездочетова Алексей Каллима Ирина Корина Максим Ксута Константин
Латышев Георгий Литичевский Сергей Мироненко МишМаш (Михаил Лейкин и
Мария Сумнина) Андрей Монастырский Аркадий Насонов Обледенение
архитекторов Никола Овчинников Александр Петрелли Алексей Политов и
Марина Белова Иван Разумов Александр Савко Роман Сакин Виктор
Скерсис Хаим Сокол Витас Стасюнас Ростан Тавасиев Андрей Филиппов
Вера Хлебникова Гор Чахал Мария Чуйкова Сергей Шеховцов Василий
Шумов Стас Шурипа>
ВЫБИРАЯ МАРШРУТ
Кураторы: Александра Данилова, Александр Соколов
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY
17 сентября - 9 октября.
Участники проекта:
Елена Петровская
Олег Аронсон
Джонатан Флэтли
Людмила Бредихина
Ник Бэрон и другие
О проекте:
Проект «Выбирая маршрут» посвящен обсуждению важнейших теоретических
вопросов восприятия современного искусства в «постмедиумных
условиях» (post-medium condition – термин Розалинд Краусс). В
ситуации, когда сознание детерминировано множеством разнородных
факторов, процесс восприятия художественного произведения
превратился в сложный многосоставной диалог автора и зрителя,
художника и куратора. В этих условиях одним из важнейших объектов
исследования является сама форма выставки как самостоятельного
медиума, поэтому проект «Выбирая маршрут» был задуман как
автореферентный.
Одной из отправных точек проекта стала теория Марселя Дюшана,
противопоставлявшего «ретинальному искусству» (основанному на
визуальном восприятии) понятие "grey-matter art". Самым ярким
примером этой антитезы Дюшану мыслились шахматы, где позиция фигур
на доске оказывается и скульптурой, и репрезентацией сложнейшей
многофакторной структуры, процессирующей в сером веществе головного
мозга. Такое представление оправдывает существующий в современной
философии подход, в соответствии с которым произведение искусства
может пониматься не только как визуализация знания, но и как его
производство.
Следуя высказанной М. Дюшаном идее, художник-куратор предлагает
нескольким специалистам, работающим в различных областях
современного искусства и науки, включиться в процесс художественного
производства и «проложить» свой личный маршрут на карте заданного
экспозиционного пространства, определив «понятийные ряды». Их
высказывания и комментарии должны сложиться в виртуальные «карты»,
обуславливающие прочтение того или иного произведения. А экспозиция
выставки, окажется сродни шахматному этюду, позволяющему
визуализировать цепочки логических построений и ассоциативных рядов.
Реальный маршрут зрителя может быть определен на нескольких уровнях:
в актуальной географии экспозиционного пространства, заданного
куратором; среди виртуальных карт «ключевых понятий», созданных
участниками проекта, и на уровне субъективного эмоционального
восприятия зрителя.
Первая («географическая») карта создается куратором проекта,
выполняющим традиционную функцию организации выставочного материала.
Вторая – участниками проекта в форме сборника-каталога с развернутым
глоссарием, который в пространстве выставки задает систему координат
и определяет максимально широкий круг возможных философских и
художественных ассоциаций. Третья – соответствует индивидуальному
эмоциональному восприятию посетителя выставки.
Наложением этих трех карт зритель создает свой индивидуальный
маршрут движения в пространстве экспозиции. Такая индивидуальная
рекомбинация объектов картографирования соответствует
индивидуальному производству знания зрителем, а также идее Дюшана о
роли зрителя-соавтора, завершающего произведение искусства.
Само пространство выставки превращается в некую трехмерную диаграмму
накладывающихся друг на друга когнитивных пластов. При этом смещение
фокуса к нематериальному «между», превращает интервал (казавшийся
раньше маргинальным или периферийным) в важнейший конститутивный
элемент кураторского креативного действия, в пространство
существования многомерных и разнонаправленных связей, выявленных
участниками проекта. Эти «связи» индивидуально прочитываются
зрителем, выстраивающим в ландшафте современного искусства свой
маршрут.
ДВАДЦАТЬ ЗА ОДНОГО
20 областей за 1 Италию, 20 художников на 1 выставке
Куратор: Мартина Корньяти
Место проведения: Галерея искусств Зураба Церетели
27 сентября - 20 октября.
ДЕКОДИРОВКА: архетип адекватного
времени.
Кураторы: Н.Шарангович, М.Баразна
Место проведения: Государственный центральный музей современной
истории России.
24 сентября - 20 октября.
ДУХ И ПОЧВА
Куратор: Александр Шумов
Место проведения: Государственный выставочный зал «На Каширке»
4 октября - 20 октября.
ИГРАЯ С ПРИРОДОЙ
Куратор: Екатерина Крупенникова
Место проведения: Центр современного искусства СОКОЛ. Ленинградский
проспект 80, корпус 2.
23 сентября - 27 октября.
ИЗ ВИРТУАЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОСТЬ
Организаторы: Вольфганг Фиель и Руфь Шнель
Место проведения: Центр Современного искусства СОКОЛ. Ленинградский
проспект 80, корпус 2.
Проект Кафедры цифрового искусства Университета прикладных искусств
Вены
23 сентября - 30 октября
18 сентября открытие в ЦДХ.
ИСКУССТВО ПРОТИВ ИСКУССТВА
Кураторы: Алексей Сосна, Елизавета Плавинская
Место проведения: Зверевский центр современного искусства.
Новорязанская, 29, стр. 4.
20 сентября - 20 октября. Открытие 20 сентября.
Художники:
Борис Лурье
Олег Соханевич
Алексей Хвостенко
В.С. Романов-Михайлов
Александр Шнуров
Александра Галкина
Алена Шаповалова
Елена Хейдиз
Денис Мустафин
Дмитрий Карабчиевский
Александр Бренер/Барбара Шурц
Евгений Ма
КНИГА НА ОСТРИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Оргкомитет: Василий Власов, Виктор Лукин, Виталий Пацюков, Михаил
Погарский, Александра Орлова
Место проведения: Российская Государственная библиотека искусств.
12 сентября - 5 октября.
Участники:
Д. Пригов
Э. Гороховский
В. Бахчанян
Н. Алексеев
Л. Тишков
М. Карасик
И. Шелковский
О. Кудряшов
Л. Соков
В. Власов
И. Макаревич
В. Лукин
Т. Антошина
А. Джикия
М. Молочников
В. Гоппе
О. и А. Флоренские
М. Погарский
С. Шутов
П. Перевезенцев
С. Якунин
В. Хлебникова
В. Орлов
А. Суздалев
В. Корчагин
В. Смоляр
С. Никольская
С. Миклашевич
КОРНИ И РАЗВИТИЕ – МЫ
Куратор: Маюко Огава, Андрей Мартынов.
Место проведения: Государственный центральный музей современной
истории России.
12 сентября - 28 сентября.
МЕДИА-ДВОР
Кураторы: Марина Звягинцева, Виталий Пацюков
Место проведения: Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5
24 сентября - 15 октября.
Участники проекта:
Ирина Дрозд
Анна Желудь
Марина Звягинцева
Максим Илюхин
Сергей Катран
Татьяна и Сергей Костриковы
Олег Кошелец
Андрей Красулин, Дмитрий Пошвин
Дарья Кротова
Андрей Митенев
Иван Плющ
Жанна Рыбак
Хаим Сокол
Наталия Стручкова
Ольга/Олег Татаринцевы
Сергей Чернов
Игорь Шелковский
Студенты ВШЭ (Галлай Анна, Галяткин Андрей, Гликин Константин,
Дербикова Татьяна, Кириллов Евгений, Скрябова Юлия, группа «Dвор» и
др.)
МЕТАМОРФОЗЫ МАТЕРИАЛА
Кураторы: Алла Надеждина, Наталья Архарова
Место проведения: Словацкий институт. 2-я Брестская, 27.
20 сентября - 11 октября. Открытие 20 сентября.
МЕТАФОРМОЗЫ
Кураторы: Марина Фоменко, Иннокентий Шарков
Место проведения: Государственный музей истории ГУЛАГа. Петровка,
18.
21 сентября - 21 октября. Открытие 21 сентября.
МИГРАНТЫ
Кураторы: Наталия Каменецкая, Аннушка Броше
Место проведения: Музейный центр РГГУ . Чаянова, 15
17 сентября - 12 октября.
Участники:
Таня Антошина
Семен Агроскин
Вячеслав Ахунов
Аннушка Броше
Куаныш Базаргалиев
Дагмара Вискел
Александра Дементьева
Анна Дюженко
Лариса Звездочетова
Александра Митлянская
Ирина Нахова
Маша Наймушина
RD Sisters (Умит Бек, Ирина Нараева)
Мария Овчинникова
Екатерина Сысоева
Александр Федоренко
Анна Франц
Ольга Фриндлянд
Мария Чуйкова
Эн Кэйн Ми
Наташа Цициашвили
Ольга Юргенссон
МИФОЛОГИЯ МОСКВЫ
Куратор: Мария Удовыдченко
Место проведения: Музей Москвы
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
Организатор: Государственная Третьяковская галерея
Кураторы: Кирилл Светляков, София Терехова
Место проведения: Государственная Третьяковская галерея, Крымский
Вал, 10, залы No. 39-42.
23 сентября 2013 - 1 февраля 2014. Открытие 23 сентября.
Участники:
Константин Аджер
Алексеев Николай
Юрий Альберт
Владимир Архипов
Мария Арендт и Михаил Алшибая
Иван Бражкин
Сергей Братков
группа «Art Business Consulting»
группа «За Анонимное и Бесплатное Искусство»
группа «Куда бегут собаки?»
группа «Коллективные действия»
рабочая группа «Что делать?»
группа «Мыло»
группа «Recycle»
группа «Гнездо»
группа «Новые тупые»
группировка «ЗИП»
Дмитрий Демский
Арсений Жиляев
Вадим Захаров
Наталья Зинцова
Яков Каждан
Ирина Корина
Таисия Короткова
Кирилл Кто
Андрей Кузькин
Влад Кульков
Максим Илюхин
Михаил Лылов
Диана Мачулина
Александр Меламид
Роман Мокров
Анатолий Осмоловский
Антон Ольшванг
Аркадий Петров
Николай Полисский
Александр Повзнер
Андрей Пригов
Анастасия Рябова
Максим Роганов
Хаим Сокол
Александр Соколов
Владимир Селезнёв
Таир Салахов
Витас Стасюнас
Ростан Тавасиев
Анна Титова
Авдей Тер-Оганьян
Илья Трушевский
Надежда Толоконникова
Ольга и Олег Татаринцевы
Виктор Умнов
Ольга Чернышева
Антон Чумак
Стас Шурипа
Влад Юрашко
МУЗЕЙ ГОЛЛАНДСКОГО ПРОТЕСТА
Куратор: Катя Соколова
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY, Малый зал.
23 октября - 6 ноября.
НЕВЕСОМОСТЬ
Место проведения адрес: МВЦ "Рабочий и колхозница".
10 сентября 2013 — 13 октября 2013
Организатор: Музейно-выставочное объединение "Манеж"
Куратор: Елена Селина
Вернисаж: 9 сентября
Участники:
Юрий Альберт
Алексей Булдаков-Анастасия Рябова
Евгений Гранильщиков
Анна Желудь
Ирина Корина
Михаил Косолапов
Кирилл Кто
Творческое объединение «Куда бегут собаки»
Владимир Логутов
МишМаш
Александр Повзнер
Сергей Сапожников
группа «Синий суп»
Сергей Шеховцов
НИЧЕГО ПОДОБНОГО
Куратор: Владимир Логутов
Место проведения: Музей Москвы, корпус II Провиантских складов.Зубовский бульвар, 2.
21 сентября - 11 октября. Открытие 21 сентября.
Участники:
Ivars Gravlejs
Александр Веревкин
Александра Галкина
Илья Гришаев
Олег Елагин
Группировка ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин,
Степан Субботин, Константин Чекмарев)
Алиса Йоффе
Петр Кирюша
Кирилл Макаров
Иван Новиков
Сергей Попов
Владимир Потапов
Сергей Прокофьев
Андрей Режет
Сергей Сапожников
Владимир Селезнев
Андрей Сяйлев
Давид Тер-Оганьян
Ирина Цыханская
Света Шуваева
Алан Хатагты
Влад Юрашко.
На выставке будут превалировать вполне традиционные виды
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, коллаж.
Принципиальным является способ их экспонирования: работы, даже
живописные холсты, предстают элементами каких-то серий,
пространственных инсталляций. Здесь все строится не по
подобию/копированию социальных практик и не по законам расширения
внешних границ искусства, напротив, исследуется возможность
пластического вычленения внутреннего пространства художественного
высказывания, то есть морфология, задающая параметры авторского
проекта.
НОВОЕ ВРЕМЯ БИОПОЛИТИКИ
Кураторы: Андрей Пригов, Мария Арендт
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY. Зал Лаборатория.
17 сентября - 8 октября.
Участники:
Татьяна Антошина
Ариаднa Айвазовская
Мария Арендт
Наташа Арендт
Яннис Балтаянис
Д’АРИА
Константин Звездочетов
Максим Илюхин
Наталия Каменецкая
Илья Китуп
Маттиас Краузе
Герасим Кузнецов
Ейко Лапсуй
Майма Лапсуй
Наталия Мали
Маргарита Новикова
Даниэл Ховард Ньютон
Арндт Петерхэнсель
Александр Петрелли
Андрей Пригов
Анна Руссова
Чарли Сатклифф
Анна Титова
Давид Фоггенхубер
Стас Шурипа
Ольга Юргенсон
«ОБЛАКО» НА «ФАБРИКЕ»
Куратор: Виктор Скерсис
Место проведения: Центр Творческих Индустрий «Фабрика».
10 сентября - 1 октября.
ОПРЕДЕЛЯЯ ДЛИНУ МЕТРА
Куратор: Гаврилова Софья
Место проведения: Белые палаты.
26 сентября - 15 октября.
ОПРОВЕРГАЯ ГРАНИЦЫ. БРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО В 1988-1998 ГОДАХ
Кураторы: Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович, Дэвид Торп
Место проведения: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
24 сентября 2014 — 14 декабря 2014
Организатор: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Е.К.АртБюро, при участии
Британского Совета
О проекте:
Выставка «Поколение YBA» посвящена одному из самых ярких явлений как
английской, так и мировой художественной сцены последних двадцати
лет. Возникшее в колледже Goldsmiths, в сердце консервативной
Англии, новое художественное движение, получившее наименование Young
British Artists (YBA), радикально изменило представление об
искусстве: поколение, заявившее о себе в 1988 году выставкой Freeze,
буквально взорвало современный художественный мир. В 1990-е годы
творчество дерзких молодых британцев быстро завоевало рынок, стало
маркетинговым инструментом и мощным брендом, приковавшим внимание
специалистов всего мира к английской художественной ситуации.
ПОЯВИЛСЯ ПОСЕТИТЕЛЬ # 13
Место проведения: Государственный Дарвиновский музей.
20 сентября - 20 октября.Открытие 20
сентября.
ПРОСТРАНСТВО ИСКЛЮЧЕНИЯ/ Чрезвычайные и
Полномочные.
Куратор: Елена Сорокина
Cокуратор Jelle Bouwhuis
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY
11 сентября - 26 октября.
Организатор: музей
Stedelijk (Амстердам).
Участники: Юрий Альберт, Иван Бражкин, Что
делать?, Евгений Фикс, Никита Кадан/
Александр Бурлака, Гульнара Касмалиева/
Муратбек Джумалиев, Gert van Kocken,
Ирина Корина, Юрий Кованда, Maryanto,
Таус Мукачева, Renzo Martens, Metahaven,
Aernaut Mik, Мария Напрушкина, Николай Олейников, Анна
Паркина, Дмитрий Пригов, Tima Radya, willem de
Rooij, Jonas Staal, Roy Villevoye, Carey Young, Katarina Zdjelar>
РЕКОНСТРУКЦИЯ
Куратор: Елена Селина
Место проведения: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Часть I – 18 сентября – 24 ноября 2013
Часть II – 17 декабря 2013 – 2 марта 2014
Организатор: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры
«Гараж», XL Projects
Куратор: Елена Селина
О проекте:
Похоже, 2012 – стал переломным во всех отношениях. Практически не
осталось ни одной позиции в современном искусстве, которая бы не
подверглась изменениям. Что-то начинается, что-то неожиданно
приходит к завершению… Искусство меняется и выходит на улицы,
галереи закрываются или трансформируются… На смену прежним «героям»
приходят новые. Общество одновременно подавленно и преисполнено
«необъяснимого» оптимизма. Все находится в движении, а это значит –
пришло время анализа. И, похоже – пора оглянуться назад и попытаться
понять – как все начиналось и где были спрятаны «болевые точки»,
которые не только привели к нынешним изменениям, но и могут помочь
понять, объяснить и, возможно, спрогнозировать дальнейшее развитие
событий…
Проект с условным названием "Реконструкции" - представляет собой
выставку о художественной жизни Москвы в период с начала 90-х по
2000 г. (начала зарождения арт-рынка). В отсутствии музеев и
некоммерческих выставочных площадок в это время в Москве - роль
центров развития современного искусства взяли на себя
немногочисленные галереи, работавшие в это десятилетие особенно
интересно и интенсивно. Практически каждый фигурант художественного
процесса крайне важен для нас, потому что благодаря этим площадкам,
каждая из которых имела свой характерный почерк и энергетику, мы
смело можем сказать, что художественная жизнь Москвы этого периода
была необычайно интересной и разнообразной. Это особенно важно еще и
потому, что по странному стечению обстоятельств - именно этот период
не задокументирован и недостаточно проанализирован критикой, на мой
взгляд. На настоящий момент - любой исследователь,
заинтересовавшийся этим временем, имеет в своем распоряжении только
разрозненные сведения в каталогах галерей и неполному архиву статей
в периодической прессе 90-х.
Именно поэтому одной из главных целей выставки является исследование
художественного наследия 90-х.
Последовательное изучение художественной жизни Москвы, ее
разнонаправленного многообразия натолкнуло меня на мысль сделать,
так сказать, «пластический анализ» и показать на буквальном
«материальном» уровне – основные тенденции искусства 90-х, одного из
самых интенсивных периодов в истории нашего новейшего искусства.
Временные рамки проекта обозначены десятилетием между 1990 и 2000
годами, ибо 2000-е привнесли в эту художественную жизнь совсем
другие тенденции, доминирующей среди которых было – зарождение рынка
в России, а это уже совсем другая история.
Выставка предполагает «реконструкции» лучших галерейных выставок
90-х (Первая галерея, L-галерея, Галерея Гельмана, Галерея Айдан, XL
галерея, Риджина, Крокин галерея, галереи Центра на Якиманке -1.0,
Школа, TV галерея и многие другие), воссозданных на основе архивных
фото и видеоматериалов.
Елена Селина.
ТЕТРАКТИС
Место проведения: Творческий центр МосХаос. Бауманская, 11.
22 сентября - 20 октября. Открытие 22 сентября.
Организатор: Фонд культурных инноваций Сатурналий.
Кураторская группа:
Сергей Ануфриев
Бронислав Виногродский
Гермес Зайготт
Ден Крючков
Митя Нестеров
Участники:
Алексей Андросов
Александр Алеф Вайсман
Александр Кривошапкин
Андрей Митенёв и Ольга Хан
Андрей Колосов
Анна Николаева
Арсений Власов
Бронислав Виногродский
Валерия Нибиру
Влада Трубачёва
Виктор Закс
Валентин Коржов
Гермес Зайготт
Ден Крючков
Дмитрий Панкин
Елена Тургенева
Илья Гуреев
Игорь Старков и Дарья Андреева
Камилла Любарт
Катя Зверева
Катюша Чалая
Екатерина Абрамова
Лёха Гарикович
Мария Львова
Марья Дмитриева
Маша Наймушина
Мари-Анна Абовян
Максим Емельянов
Митя Нестеров
Наташа Северная
Наталья Мельник
Ольга Кашимбекова и Глеб Катчук
Олег Тыркин
Павел Пепперштейн
Группа «Россия»
Руслан Кенжи
Сергей де Рокамболь
Сергей Ануфриев
Сергей Медведев
Сергей Прокофьев
Сергей Сонин и Елена Самородова
Сергей Потапов
Устина Яковлева
Группа Ухто
Юрий Балашов
Юрий Шабельников
Сергей Дождь
Lia Kiise
Ultra Violet (France/USA)
Andrea Stanislav (USA)
Dean Lozow (USA)
Xavier Zimbardo (France)
Justice Marchi (USA)
Marikama (USA)
AHA / Air Hit Agency (USA)
Sorine Abraham (USA)
Тезисы:
* Искусство - это непрерывный процесс. С целью непрерывной
репрезентации искусства используется игровой принцип и создается
единое произведение.
* Для этого мы инициируем Игру, в которой участниками являются и
авторы, и зрители.
* Игра актуализирует контекст, что и является жизнетворчеством.
* Коллективный труд насыщяет реальность традиционными задачами.
* Все этапы репрезентации построены по принципу игровой случайности.
* Экспозиция находится в постоянной метаморфозе, что позволяет
совершенствоваться.
* Благодаря участию в игре у зрителя появляется возможность
подняться до уровня творца, а у автора - почувствовать себя
зрителем.
* Музыка является неотьемлемой частью и помогает движению восприятия
по пространству.
* Танец позволяет летать и сонастроиться с вибрациями события.
* Чаепитие на територрии искусства становится мистерией.
УДМУРТИЯ. RESEARCH
Кураторы: Софья Гаврилова, Дарья Кравчук
Место проведения: Всероссийский музей декоративно-прикладного и
народного искусства.
27 сентября - 27 октября.
УРРА, УРАЛ
Куратор: Илья Шипиловских
Место проведения: Уральский филиал ГЦСИ, Екатеринбург
С 26 сентября по 20 октября. Открытие 26 сентября.
ШЛЮЗЫ. СМЕНА ПОЛЮСОВ
Кураторы: Маартен Бертё, Виталий Пацюков, Колесников/Денисов
Место проведения: Планетарий г. Москвы
ГУСЛИЦА: ДОМ КУЛЬТУРЫ
Традиции и современность. Символический реализм
Место проведения: Международный культурно-образовательный центр
«Творческая Усадьба Гуслица»
13 сентября - 27 октября.
Куратор - Художественный совет.
Художественный совет:
Владимир Дубосарский
Тимофей Караффа-Корбут
Ден Крючков
Антон Николаев (секретарь)
Андрей Митенев
Организаторы:
Фонд культуры и духовности «Преображение»
Международный культурно-образовательный центр «Творческая Усадьба
Гуслица»
Программа Содействия Современному Искусству
Художники:
Владимир Дубосарский
Сергей Ануфриев
Александр Панкин
Владимир Кузнецов
Гермес Зайготт
Алиса Йоффе
Игорь Йогансон
Лена Касимова
Матвей Крылов
Мария Львова
Митя Нестеров
Максим Емельянов
Макс Горобец
Лика Гомиашвили
Плохоцкий Михаил
Ксения Сорокина
Дмитрий Никитин
Арсений Власов
Андрей Колосов
Сергей Потапов
Евгений Медведев - Ма
Дмитрий Панкин
Егор Кошелев
Влад Кульков
Варя Павлова-Лисокот
Максим Сорокин
Андрей Кузькин
Ольга Кройтер
Игорь Шуклин
Алексей Гарикович
Профсоюз Уличного Искусства
Группа Ухто
Арт-резиденция Родина
Константин Звездочетов
Андрей Митенев
Кирил Меламуд
Катя Пугач
Максим Перелыгин
Илья Гуреев
Константин Осмеркин
Сергей Прокофьев
Татьяна Сушенкова
Ольга Кашимбекова и Глеб Катчук
Владимир Потапов
Пахом
Дмитрий Цветков
Светлана Шуваева
Muller Sisters, и другие.
Дом Культуры – это сообщество взращивания. Действительно, слово
культура происходит от латинского слова cultura (образование,
развитие, взращивание). В Доме Культуры художники объединятся со
средой: бывшей ткацкой фабрикой, ныне арт-резиденцией с выставочными
залами, близлежащей старообрядческой общиной и учреждениями
образования и культуры Егорьевска, Коломны и других окружающих
райцентров Подмосковья.
Таким образом, этот проект начинает открытый диалог между городом и
провинцией. Предполагается создать новую среду, направленную на
оптимизацию культурного ландшафта, опираясь на традиции русского
возрождения конца семнадцатого века. В современности Возрождение
невозможно без взращивания экологического сознания. «Для иных
природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для
меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши
человеческие таланты». (Пришвин М. М.)
HEAVY METAL
Куратор: Егор Кошелев
Место проведения: ЦСИ «Винзавод», Большое Винохранилище.
6 сентября - 1 октября. Открытие 5 сентября.
Участники проекта:
Иван Горшков
Илья Долгов
группа «ЕлиКука»
Влад Кульков
Егор Кошелев
Владимир Логутов
Михаил Most
Илья Романов
Валерий Чтак
Григорий Ющенко
ET IN ARCADIA EGO
Куратор: Сергей Хачатуров
Место проведения: Центр Творческих Индустрий «Фабрика».
20 октября - 20 ноября.
Художники:
Андрей Филиппов
Никита Алексеев
Александр Пономарев
Егор Кошелев
Ростан Тавасиев
Влад Кульков
Никола Овчинников
Тимофей Караффа-Корбут.
О проекте:
Выставка реагирует на тенденцию артжизни последних лет. С одной
стороны очевидна ностальгия по Большому стилю – топосам великих
утопий (Ренессанс, Барокко, вплоть до утопий советского времени). С
другой стороны, личность терзающегося художника всегда с этими
топосами соотносится конфликтно – его присутствие, диалог с ними
ставит под сомнение цельность и ясность, гармонию Большого Стиля как
такового. Ситуация в принципе отсылает к эпохе шестнадцативекового
маньеризма – времени, когда гармоничная картина мира исказилась (но
не исчезла совсем, деформировалась, как в кривом зеркале) из-за
катастрофического самоощущения людей, растерянных перед руинами
казавшихся нерушимыми догматов. Уместно вспомнить изречение
известного историка искусства Макса Дворжака: «Когда мировое здание,
каковым и было мировоззрение позднего средневековья, Ренессанса и
Реформации, рушится, возникают руины. Художники, как равным образом
и всегда слишком многие во всех духовных областях, теряли поддержку
всеобщих максим, за которые могли уцепиться их усердие, их
тщеславные цели и их маленькие затеи. И мы стоим перед зрелищем
исключительного замешательства, и в пестрой смеси старого и нового,
в различных направлениях философы, литераторы, ученые и политики и в
не меньшей степени художники ищут новые опоры и цели; художники, к
примеру, в виртуозной артистичности или в новых формальных
абстракциях, сгустившихся в академические учения и теории».
Не правда ли, фигура времени вполне соотносится с тем, что мы имеем
сегодня? Эта ситуация чувства ностальгии, даже обязательно
сопричастности Большой Культуре, одновременно невозможности
возвратиться в нее, принять бесконфликтно и гармонично, - может быть
описана фразой эпохи барокко Et in Arcadia ego («И я в Аркадии»).
Имеется в виду, что смерть пребывает даже в области, с которой
традиционно соотносят золотой век человечества. Вестником смуты и
тревоги может быть не только смерть, но и маска шута, его колпак. Не
случайно, на одной из гравюр Джанбаттиста Тьеполо аркадские пастухи
встречают гробницу, в которой покоится герой комедии дель арте
Пульчинелла. Своим присутствием он ниспровергает догматичное приятие
какого-либо (очередного) золотого века искусства, заставляет
относиться к нему критически, согласно заповеди «не сотвори себе
кумира». Потому смеховая инверсия темы «И я был в Аркадии» тоже
входит в конструкцию выставки. Путь по ней подобен блужданию по
лабиринту, который и станет главной фигурой выставки, наряду с
атрибутами натюрмортов vanitas.
Сергей Хачатуров
LENIN: ICEBREAKER
17 сентября 2013 - 10 января 2014.
Организаторы проекта:
Росатом
Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин»»
Stella Art Fondation
Музей искусства «ЛЕНТОС» в Линце (Австрия)
Австрийский культурный форум в Москве
Федеральное Министерство образования, искусства и культуры
Австрийской Республики
Комитет по культуре и искусству Мурманской области
D.E.V.E.gallery (Москва)
Кураторы: Стелла Роллиг, Симон Мраз
Места проведения: Мурманск: Ледокол «Ленин» г. Мурманск; Москва:
D.E.V.E. gallery-Moscow
OFF-MODERN
Куратор: Светлана Бойм
Место проведения: Stella Art Foundation.
19 сентября - 18 ноября. Открытие 18 сентября.
Проект посвящен все более актуальной сегодня проблематике
альтернативной истории (точнее, всей массы возможных, альтернативных
историй). В фокусе проекта ока-зывается то, что в историческом
«вчера» выглядело тупиковым, считалось ошибочным, осталось боковой
эволюционной ветвью, не давшей полновесных плодов. И потому в
историческом «сегодня» и «завтра» было обречено принять облик руины.
Участники: Рэм Кулхас
Тобиас Путрих
Медиа коллектив Raqs Ален Сайег
Анри Сала
Светлана Бойм.
PROMEMORIA
Кураторы: Кирилл Гаврилин, Наталья Архарова
Место проведения: МГХПА им. С.Г.Строганова.
29 сентября - 30 октября.
Участники:
Александр Волков
Борис Орлов
Дмитрий Пригов
Иван Колесников / Сергей Денисов
Франциско Инфанте
Нонна Горюнова
Валерий Кошляков
Константин Худяков
О проекте:
Проект PROMEMORIA, развернутый в стенах МГХПА им. С.Г. Строганова,
связывает пять различных выставок единой темой – темой памяти. На
первый взгляд она может показаться отвлеченной, более того –
способна вызвать нарекания в эксплуатации правой риторики. Слишком
безответственно в последнее время используется слово «память», чтобы
лишний раз к нему прибегать. И все же, актуальность одного из
наиболее заметных конфликтов в постмодернистской культуре - памяти и
забвения - сегодня столь очевидна, что мы сознательно идем на этот
риск.
В мнемонических построениях позднего средневековья и Возрождения (в
частности, у Лулла и Джордано Бруно) встречается термин ars memoriae.
Память здесь обретает статус искусства, причем чрезвычайно
утонченного, граничащего с областью сакрального. Посредством особого
рода гимнастики памяти вспоминающий добивается восстановления логики
соответствий между движением небесных светил и элементами земного
мира. Таким образом, память воспринимается как сверхъестественная
способность, использование которой отражает высшее положение
искусства, гармонически согласующего различные уровни мироздания.
Речь идет также и о формировании всеобъемлющей системы, где все
известные человеку явления, образы и представления зафиксированы на
своих местах. Подчеркнем эту взаимосвязь памяти и места –
вос-поминание как восстановление и как противодействие забвению
обретают четкую точку локализации (в нашем случае экспозиционный
зал). На время проведения проекта выставочные помещения МГХПА станут
территорией, манифестирующей неразрывный характер связи между
проблематикой времени и проблематикой пространства. Феноменология
памяти в данном случае самоконституируется сквозь череду сменяющих
друг друга пластических опытов.
Работа памяти в отечественной культуре последних десятилетий нередко
стимулируется чувством утраты, тоской. Воспоминание уподобляется
вызову некого, призрака, фантома, свидетельствующего о прошлом
именно так, как того хотелось бы художнику-медиуму. Нацеленность на
прошлое участников PROMEMORIA, напротив, предопределена потребностью
в истине. Восстанавливая фрагменты прошлого, мы убеждаемся в
реальности произошедшего и, кроме того, получаем свидетельство
собственного существования как познающего субъекта. Работа памяти
здесь направлена, прежде всего, на последовательное раскрытие ее
собственного истинностного измерения (Рикер) и не отягощена бременем
романтической ностальгии.
Проект «PROMEMORIA» охватывает все экспозиционные площадки МГХПА им.
С.Г. Строганова и представляет многомерное исследование феномена
памяти, проводимое, главным образом, художниками старшего и среднего
поколений.
Важно отметить, что участвующие в проектах МГХПА художники являются
выпускниками, профессорами и лекторами цикла мастер-классов в
Строгановской академии.
Егор Кошелев.
UCHRONIA
Кураторы: Недда Аль-Мадани и Татьяна Шерстюк
Место проведения: Государственный музей архитектуры им. Щусева,
флигель «Руина».
3 декабря - 22 декабря.
Наталья Абалакова
Анатолий Жигалов
Никита Алексеев
Екатерина Сисфонтес
Боряна Росса
Владимир Потапов
Татьяна Сушенкова
Татьяна Шерстюк
Недда Аль-Мадани
Драга Йованович
Эра Вати
Макс Боскини
Туомас Коскиалхо
Николай Онищенко
О проекте:
Проект «Ухрония» задуман как исследование истории, состоящее из
дискуссий и одноименной выставки с участием авторов старшего и
молодого поколения, философов, критиков и культурологов. Участники
размышляют об альтернативных вариантах прошлого, настоящего и
будущего, предлагая свое видение, анализируя существующие подходы,
образные системы и эстетические формы. Одной из важных тем проекта
является феномен переписывания истории и его роль в формировании
восприятия реальности.
◄Гости:
МИРОСЛАВ БАЛКА. ФРАГМЕНТ
Видеоинсталляции 1998 – 2010 годов
Кураторы: Марек Годжиевский и Наталия Гончарова
Места проведения:
ГЦСИ, выставочный зал
ВИНЗАВОД, залы бывшего винохранилища
10 октября - 10 ноября.
Первая в России персональная выставка Мирослава Балки «Фрагмент».
Его называют «мастером беспредельного видения», а его работы, наделенные
«элементом поэзии и мистики», всегда связаны с местом, где они были
задуманы и созданы.
На выставке будут представлены известные работы художника, ставшие
классикой современного искусства, такие как Winterreise (2003),
Carrousel (2004г), BlueGasEyes (2004) и др.
ДЖОН БАЛДЕССАРИ. 1+1=1
Место проведения: Центр современной культуры «Гараж»
21 сентября - 24 ноября.
О проекте:
У первой в России выставки работ Джона Балдессари под названием «1+1=1»
два куратора: Кейт Фаул, новый главный куратор «Гаража», и Ханс-Ульрих
Обрист, советник Центра по международным программам. На выставке будут
представлены самые последние произведения художника, в которых он
выражает свой иронический взгляд на каноны истории искусства и
продолжает давнее исследование противоречий между словом и образом.
Эти работы 2011 и 2012 годов были созданы в виде четырех взаимосвязанных
серий. На этой выставке они впервые будут собраны вместе.
В преддверии открытия выставки состоится публичная дискуссия Джона
Балдессари и Ильи Кабакова. Художник также создаст новую работу на
рекламном щите в Парке Горького. К выставке будет выпущен
иллюстрированный каталог с сопроводительными текстами, написанными самим
художником, кураторами и другими специалистами в области искусства.
АНДРЕЙ РОЙТЕР. ОТКРЫТЫЙ ДОМ
Куратор: Ирина Горлова
Место проведения: Московский музей современного искусства.
5 сентября - 6 октября. Открытие 4 сентября.
О проекте:
Наиболее устойчивый круг мотивов в работах Андрея Ройтера отсылает к
реалиями путешествий, странствий, передвижений или, если воспользоваться
наиболее часто используемым самим художником термином, туризма.
Чемоданы, дорожные сумки, запакованные гофрокартонные коробки,
брезентовые палатки, байдарки, лыжи, фотокамеры, блокноты для записей и
набросков проходят через весь корпус созданных им произведений. Книги у
него собираются в связку с чемоданной ручкой наверху, превращаясь в
передвижную библиотеку, а образ дома, т.е. метафора оседлой жизни,
уменьшаясь в размере, уподобляются скворечнику для перелетных птиц...
Еще один термин, который часто использовался Ройтером в самоописании -
это транзиция, transition. В 80-е, когда он начинал свой творческий
путь, этот термин перекликался с актуальными тогда идеями трансавангарда
Акилле Бонито Олива. Собственно говоря, Ройтера и можно считать одним из
редких примеров осознанного интернационального трансавангарда на
российской сцене. Уже в те годы его работам была присуща та
транзитивность языка, т. е. эклектическая открытость самым разным
визуальным источникам, бывшая тогда программным положением
трансавангарда. Настенные граффити, детские рисунки, уличный агитпроп,
дорожные знаки, дизайн обыденных предметов, иллюстративная графика
популярных журналов — это лишь некоторые из языковых элементов,
узнававшихся в текстуре его работ. Все его творчество тех лет— особенно
если рассматривать его с актуальной перспективы, можно действительно
отождествить с родом турпохода в заповедник визуальной культуры.
Из статьи Виктора Мизиано «Годы странствий Андрея Ройтера»
ВАДИМ ЗАХАРОВ. ПЛЯСКА МЕРТВЫХ ЯЗЫКОВ. Осенняя коллекция одежды.
Место проведения: ЦУМ Art Foundation.
С 20 сентября по 20 октября. Открытие 18 сентября.
УТОПИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ? ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ, ИЛЬЯ И ЭМИЛИЯ КАБАКОВЫ
Кураторы: Чарльз Эше (Музей Ван Аббе, Эйндховен), Ольга Свиблова
(Мультимедиа Арт Музей, Москва), Дмитрий Озерков, Дарья Бубнова
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Место проведения: Мультимедиа Арт Музей
С 17 сентября. Открытие 16 сентября.
◄Философская
конференция"«Judgment Day, или Проблема
эстетического суждения»" 28 и 29 сентября2012
Лекторий Политехнического музея
Философские дискуссии в рамках крупных смотров актуального искусства на
сегодняшний день являются международной традицией. Сегодня невозможно
говорить об искусстве как об автономной сфере, оно стало частью социального
и политического опыта, и потому в подобных конференциях участвуют не только
художники и искусствоведы, но и социологи, философы, системные аналитики,
политологи и т. п.
Московская биеннале уже имеет опыт организации интеллектуальных дискуссий,
которые стали фундаментальной и неотъемлемой частью выставочного проекта.
Так, в 2003 году состоялась конференция «Большой проект для России. Проблемы
и перспективы». В ней приняли участие такие всемирно известные международные
кураторы, как Харальд Зееман, Франческо Бонами, Ханс-Ульрих Обрист, Джермано
Челант, Рене Блок и Роберт Сторр. Итогом конференции можно назвать
формирование и реализацию проекта «Первая Московская биеннале современного
искусства» 2005 года.
В рамках следующей, Второй биеннале в 2007 году была организована
международная конференция «Создавая мыслящие миры». В открытой дискуссии по
актуальной проблематике в области философии, политики и искусства приняли
участие выдающиеся ученые и теоретики в области современной философии и
эстетической теории: Джорджио Агамбен, Борис Кагарлицкий, Шанталь Муфф,
Молли Несбит, Жак Рансьер, Михаил Рыклин, Саския Сассен, Бернар Стиглер,
Михаил Ямпольский. Конференция стала ярким событием в интеллектуальной жизни
Москвы и послужила теоретической платформой для Второй Московской биеннале
современного искусства, связав между собой различные области гуманитарного
знания и искусство.
Конференция «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения», которая
пройдет 28 и 29 сентября 2013 года, посвящена осознанию новых моделей
анализа современных глобальных процессов в гуманитарном знании. «Сегодня
часто говорят о том, что наиболее влиятельные течения в критической теории,
которые основывались на моделях, унаследованных от традиции диалектики,
нигилизма и противостояния, начинают терять свои позиции. Возможно, мы
должны внедрить новые модели, прибегнуть к новым и гибким стратегиям для
того, чтобы оставаться в зоне актуального; возможно, на смену им должны
прийти новые теоретические и практические стратегии. Хотя, не исключаю, что
такой радикальный подход является очередным миражом, но тщательнее скрытым,
чем тот, что принято называть «обществом спектакля», игравшим на нашем
неискоренимом желании пойти на поводу у существующего порядка вещей», –
говорит один из инициаторов конференции Свен-Олов Валленштейн.
Конференция 2012 года объединяет вместе семь разных школ и точек зрения. В
ней примут участие Светлана Бойм (Гарвардский университет, США), Свен-Олов
Валленштейн (Содерторнский университет, Швеция), Кристоф Менке (Франкфуртский
университет имени И.В. Гете, Германия), Елена Петровская (Институт философии
РАН, Россия), Джон Райхман (Колумбийский университет, США), Джон Робертс (Вулверхэмптонский
университет, Великобритания) и Кети Чухров (Российский государственный
гуманитарный университет, Россия). Участники конференции обсудят наиболее
актуальные проблемы современной критической теории в отношении современного
искусства и эстетики, политическую экономику визуального образа, а также
историческую и философскую генеалогию эстетического суждения.
Модераторами конференции выступят Иосиф Бакштейн и Свен-Олов Валленштейн.
◄4
Московская
биеннале современного искусства «ПЕРЕПИСЫВАЯ МИРЫ»/ «REWRITING WORLDS»
23 cентября
- 30 октябрь 2011 года. Открытие
22 сентября> Основной проект в ARTPLAY на Яузе и в ЦУМе>
◄Cпециальные
проекты>
◄Гости:
Семён Файбисович
("Красный Октябрь"19 сентября - 15 ноября), William Kentridge ("Пять
тем" - "Гараж"
30 сентября - 1 декабря), Bertrand Planes ("Bump
It! Tour 2011" - Фонд "Екатерина"
с 3 ноября),
Jannis Kunellis, Ирина Нахова ("Комнаты"
- ММСИ 19 мая - 3 июля, "Родная
речь" - Фонд ЭРА28
сентября - 30 октября)>
◄В
рамках
Основного проекта представлено 12 произведений российских художников
—Марины Алексеевой, Надежды Анфаловой, Алины
Гуткиной, Ольги Киселевой (Россия /Франция), ТаисииКоротковой, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Таус Махачевой,Валерия Чтака, а также групп «Синий суп», «Электробутик», Группы
учебного фильма(Евгений Фикс, Давид Рифф, Илья
Будрайтскис,Николай Олейников) и совместнаяработа Алексея Борисова, Ольги Носовой и Vtol.
◄ТретьяМосковская
биеннале современного искусства"Против исключения"/ Against Exclusion24 cентября
- 25 октября 2009 года.
Центр современной культуры «Гараж» - основной проект - до 1
ноября 2009>
Куратор основного проекта Жан Юбер Мартен. В основном
проекте представлено более 50 художников Европы, США, Азии, Южной
Америки, Африки и Океании>
◄Третья
Московская международная биеннале современного искусства будет носить
название «Против исключения», что должно подчеркнуть ее открытый и
интернациональный характер. Об этом
сообщил
куратор биеннале Жан-Юбер Мартен. 19 сентября 2008>
◄Основной
проект 3-й Московской биеннале современного искусства в 2009 году будет
курировать 63-летний Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции,
бывший директор парижского Центра Помпиду. Однако в текущей ситуации
вероятно важней, что Мартен входит в состав жюри
Премии Кандинского, в
связи с чем зачастил в Москву, по условиям Премии познакомился с изрядным
количеством работ наших художников. Во время такого приезда
комиссар биеннале Иосиф Бакштейн и предложил ему единолично заняться
выставками нашего главного фестиваля. Может статься, что это главная удача
за недолгую пока историю Московской биеннале - наконец-то прийти к
творческому единовластию, да еще заполучит на эту роль специалиста не только
заметного на международной арт сцене, но и хоть немного знающего нашу. <Ирина
Кулик в "Коммерсанте" за
23 ноября 2007 сообщает, что "Третья
Московская биеннале, возможно, не единственный проект Жан-Юбера Мартена,
который сможет увидеть российская публика... под
эгидой Московской биеннале запускается проект "Классика современного
искусства", проходящий в очередь с собственно биеннале. В 2008 году первой
выставкой из этого цикла должна стать экспозиция, посвященнаяистории концептуального искусства, курировать которую будут Иосиф
Бакштейн и Жан-Юбер Мартен">
"...следует радикально изменить нашу привычку рассматривать проблему
взаимоотношений искусства и политики. Искусство – это не эстетическая
деятельность человека, которая потенциально и при определенных обстоятельствах
способна обретать также и политическое значение. В самой своей основе,
конститутивно, искусство есть политика, поскольку оно есть деятельность,
приостанавливающая деятельность и переводящая в созерцание наши привычные смыслы
и жесты и, таким образом, открывающая их для нового использования..." - Лекция
полностью>
С утра 17 ноября выступили Бернар Стиглер,
Валерий Подорога и был прочитан доклад Саскии Сааскенс. После перерыва выступил
Жак Рансьер. Признанный специалист
анализа "конца политического".
Которого реально нет. А есть новые формы
сознания в глобальной системе, новые
формы взаимодействия субъекта и общества.
Я бы отметил 2 ключевые мысли его доклада:
отход от логики консенсуса неизбежен;
происходит переконфигурация зримого;
создается новая конфигурация. Шанталь
Муфф говорила о различиях политики и
политического.
Почему я не остался-таки на обсуждение,
дискуссию и не пошел на второй день?
Во-первых, я понял, что мой английский не
позволит пообщаться без услуг
переводчика - уж больно сложные вопросы
следовало бы прояснить. На переводчиков
же надежды не могло быть никакой.
Хотелось бы знать, кто и где их подбирал.
Особенно женщину, которая непрестанно
хихикала. Вероятно философские
рефлексии действуют на нее схоже со
звучанием иностранной речи на Ванду из
фильма "Рыбка по имени Ванда". Во-вторых, заявленная причастность
конференции к предстоящей 2-й
Московской биеннале современного
искусства, по крайней мере в первый день,
не состоялась. Разве что Рансьер упомянул
периферийную роль искусства в разоблачении
глобального мира. Но не развивал эту мысль.
И не отметил, что красивое название
конференции "Создавая мыслящие миры"
вероятно придумано не теми, кто предлагал
тему биеннале. У меня даже сложилось
впечатление, что докладчики не знали о
заявленной теме биеннале "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ".
О том, что по мнению кураторов современное
искусство способно лишь на некоторые "примечания"
к происходящему сегодня. А если знали, то не
захотели скорректировать свои обкатанные
доклады. Рансьер, похоже, понимал это.
Поэтому и начал с рассказа о биеннале в
Севилье и оказался единственным, кто хоть
обмолвился о наступлении фундаментализма,
о возвращении фундаментализма во все
общественные структуры. Не знаю, получил ли
развитие в ходе дискуссии его тезис об
отходе от логики консенсуса. Ведь эта
логика глубоко укоренена и в системе
искусства. Вместе с тем, чуткие,
находящиеся в поиске художники ощущают
сегодняшние процессы, такие как
наступление фундаментализма, не "после",
а скорее "до философии". Пример - Олег
Кулик, затеявший и продолжающий катакомбные
обсуждения предваряющие одну из биеннальных выставок "Верю". И
затеявший их не на пустом месте -
общеизвестный факт, только что
завершившаяся 1-я биеннале в Сингапуре
имела тему "Вера". Там, кстати, весьма
успешно был реализован проект
Владимира Куприянова "Русская
античность. Страшный суд".
На мой взгляд, докладчикам надо было дать
вводную задачу - соотнести свои доклады: 1) с
темой предстоящей биеннале; 2) c биеннале в
Сингапуре; 3) с заявленной выставкой "Верю".
Вот это сомнений нет, было бы чрезвычайно
интересно. А то, что было в 1-й день
конференции, скорее похоже на предъявление
известных имен. Само по себе более значимое,
чем интеллектуальный резонанс, который
способны вызвать их рефлексии, хотя бы
частично связанные с тремя вышеназванными,
а может быть и еще с какими-то существенными
для предстоящей биеннале темами. Ю.П. >