Художественные дуэты настолько распространены в современном 
            искусстве, что в пору отнести их к особому художественному 
            направлению. И правда, в произведениях Пьера и Жиля при желании 
            можно увидеть сходство с продукцией не только, скажем, Гилберта и Джорджа, 
            но и Комара с Меламидом или Дубосарского-Виноградова. 
            Все они имеют известное отношение к поп- (или соц-) арту и так или 
            иначе работают с образами того или иного массового сознания или 
            коллективного бессознательного. Творчество в четыре руки, 
            предполагающее в качестве автора не «я», но «мы», здесь весьма 
            уместно. Как если бы пара была минимальной «ячейкой общества», от лица 
            которого в данном случае и говорят художники, а удвоение авторства 
            создавало алиби для всех упреков в волюнтаризме и субъективности.
            Искусство Пьера и Жиля на первый взгляд представляется 
            всеобъемлющим, хотя и крайне неупорядоченным каталогом всевозможных 
            фантомов и фантазмов постмодернистского и мультикультурного 
            массового сознания, добродушно поверхностного и всеядного. 
            Католические святые тут соседствуют с индийскими божествами, 
            сказочные герои — с поп-звездами, кадры, достойные 
            эротических журналов — с сюжетами газетных передовиц. Впрочем, в мире 
            Пьера и Жиля все они уживаются вполне мирно и непротиворечиво. Любой 
            сюжет французские художники трактуют в собственном немедленно 
            узнаваемом стиле сладостного кича. Их стремление вложить в каждый 
            образ максимально возможное количество красоты на первый взгляд 
            кажется желанием удовлетворить самую что ни на есть народную, «простую» 
            жажду прекрасного. Однако в самой чрезмерности этих стараний есть 
            определенное лукавство. Пьер и Жиль стремятся к попсовой красивости 
            с таким фанатичным рвением, с которым можно преследовать только 
            почти недостижимую цель. 
            И правда, их произведения выглядят не столько массовыми, 
            безупречно и безлично промышленными, сколько трогательно кустарными, 
            не столько глянцевыми, сколько наивными. Если к этой эстетике и применим 
            эпитет «популярный», то разве что в том значении, каким он обладает 
            во французском языке — не «поп-культурный», но «народный», в том 
            смысле, в каком народным бывает, например, лубок. Кич, который 
            культивируют Пьер и Жиль — не ширпотреб, но раритет и экзотика. 
            Неслучайно художники демонстрируют интерес и симпатию к тем 
            культурам, например, азиатским или восточным, в которых кич еще не стал 
            циничным и сохранил своего рода невинность — будь то индийский 
            религиозный лубок, арабская эстрадная музыка «рай» (Пьер и Жиль 
            снимали портреты звезд «рая» из французской арабской диаспоры). 
            Ирония, пронизывающая искусство Пьера и Жиля, состоит в том, что 
            под видом банальной, безликой и само собой разумеющейся 
            масс-культуры художники подсовывают маргинальную, ерническую 
            и еретическую субкультуру собственного производства. Даже среди 
            звезд, которых так любят снимать Пьер и Жиль (а звезды обожают у них 
            сниматься), почти нет образцовых представителей глобальной 
            поп-культуры (хотя Мадонну они все же снимали). Зато очень 
            много фриков и героев андерграунда вроде Нины Хаген, Марка Алмонда, 
            Игги Попа и Боя Джорджа. Или же звезд настолько сугубо французских, 
            вроде Клода Франсуа или Сильви Вартан, что сама их буржуазность и эстрадность 
            воспринимается как своего рода экзотический национальный колорит. 
            Основным источником вдохновения Пьера и Жиля является 
            гей-культура. Их «мы» — это «мы» не большинства, но меньшинства, 
            не толпы или коллектива, но сообщников. Если «Гилберт и Джордж» — 
            клоны, «Комар и Меламид» — соседи по школьной парте, поневоле вместе 
            делающие лабораторные работы и обязанные держаться за руки на экскурсиях, 
            а «Виноградов и Дубосарский» — артель, то Пьер и Жиль являются 
            идеальными партнерами не только по искусству, но и по личной жизни, 
            и отношения их проникнуты нежностью. Пьер и Жиль живут и работают 
            вместе с 1976 года, идеально поделив обязанности по искусству — Пьер 
            фотографирует, а Жиль расписывает снимки. 
            Эта самая нежность, эротизм и сексуальность и оказываются самыми 
            субверсивными элементами, которые Пьер и Жиль контрабандой привносят 
            в якобы масс-культурные образы. Каждый персонаж их фото-постановок — 
            будь то мифический герой, бравый морячок, жертва кораблекрушения, 
            игривый ковбой или солдат иракской войны, несомненно, являются 
            объектами желания. Настоящая массовая (она же официальная) культура, 
            такого панэротизма не допускает, и предполагает несовместимость 
            обязанностей «серьезных» икон идеологии со статусом 
            секс-символов. Герой войны должен вызывать гордость, 
            потерпевший — жалость, но никак не желание, и американский солдат 
            сексуален не более, чем строитель коммунизма с советского плаката. 
            Что же до персонажей специальной эротической продукции, то им недозволенно 
            вызывать иные чувства, помимо предписанного возбуждения. Вся та неуставная 
            сексуальность, которую Пьер и Жиль вносят в любой из своих сюжетов, 
            подрывает «добропорядочную» мораль отнюдь не либертинажем: ни о какой 
            непристойности в этом, в сущности, игрушечном мирке не может быть 
            речи. Но даже по сравнению с этими нарочито кукольными персонажами 
            герои масс-культуры «большинства» выглядят 
            неодушевленными манекенами — ведь только вещи могут быть бесполыми.
            
 
            Ирина Кулик