ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO


  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

"Синий диван
Редактор Елена Петровская. Институт философии РАН>

«Синий диван» выходит c 2002 года. Темы журнала - современная философия, современное искусство, кинематограф и масс-медиа, проблемы визуальности - и другие.

14 номер.

Предлагаемая вниманию читателя подборка текстов посвящена теории и практике медиа. В ней воспроизводятся материалы международной конференции, проходившей в Москве в мае 2006 г. и инициированной журналом «Синий диван». В ее проведении журналу была оказана помощь со стороны Российского института культурологии, Института философии РАН и Российского государственного гуманитарного университета, на площадках которого и происходило данное событие.

Спектр обсуждаемых тем достаточно широк и политически окрашен. Так, наличие СМИ мыслится в категориях власти (В. Миронов), а события самим каналом их распространения, т.е. способом трансляции, наделяются политическим смыслом (В. Байленхофф, В. Подорога). Исследуется роль СМИ в академическом диалоге между Востоком и Западом в послесоветский период (М. Рыклин). Медиа определяют образ мира, в котором мы живем: с одной стороны, это явление культурного многообразия (К. Разлогов), с другой – в многообразии в качестве инварианта выделяются корпоративные образования (О. Генисаретский).

Проблематика медиа неотделима от размышлений над тем, что такое «технический образ», если прибегнуть к термину В. Флюссера. Можно сказать, что все материалы так или иначе затрагивают этот вопрос. Часто образ понимается как то, что находится в непрямых и даже конфликтующих отношениях с изображаемым предметом: таковы образы глобализации (Ф. Джеймисон) или же образы, функционирование которых обусловлено повтором (О. Аронсон) или множественностью (Е. Петровская).

Анализ образных систем и лежащих в их основе механизмов позволяет выявить в них аффективную составляющую. Именно так – эмоционально, вовлеченно – реагирует зритель на образы диктаторов в трилогии А. Сокурова (С. Бак-Морс), то же измерение вскрывает сухая, казалось бы, документальная фотография (О. Гавришина), и на ощущении эмоциональной общности производителей и зрителей строятся поп-артистские проекты Э. Уорхола (Дж. Флэтли).

Теоретический анализ был бы неполон и даже ущербен без исследования деятельности конкретных СМИ, таких как современное российское телевидение (В. Зверева) и Интернет (Е. Лапина-Кратасюк). Специального упоминания заслуживает анализ исторических памятников, которые в современной культурной ситуации сами играют роль своеобразных медиа, т.е. обновленных проводников культурной памяти (Н. Конрадова).

В заключение не могу не оговорить отличие данного выпуска от предыдущих. Отдавая дань академизму (вовсе не лишнему в местном контексте), мы снабдили издание указателем имен, зато отказались от привычного списка авторов. Последнее отчасти объясняется тем, что к настоящему моменту сложился круг постоянных авторов журнала, которые хорошо известны нашим читателям и поэтому не нуждаются в специальном представлении. Тем не менее, мы не собираемся превращать это нововведение в правило.

Хочу высказать слова признательности всем, кто помогал нам на разных этапах: на этапе подготовки конференции, во время ее проведения, когда собирались и вычитывались материалы. Моя неизменная благодарность адресована близким и издательству «Три квадрата» в его нынешнем составе.

Елена Петровская

Содержание

От редактора

Вместо предисловия: Кирилл Разлогов. Метаморфозы эпохи Интернета

I

Фредрик Джеймисон. Репрезентация глобализации

Владимир Миронов. Диктатура средств массовой информации и проблема освобождения

Валерий Подорога. Событие и масс-медиа. Некоторые подходы к проблеме

Вольфганг Байленхофф. Изображение – события: Абу Граиб

II

Олег Аронсон. Медиа-образ: логика неуникального

Олег Генисаретский. Две метафоры корпоральности (на дальних подступах к философии корпоративного развития)

Елена Петровская. Образ и визуальное

III

Михаил Рыклин. The Postcommunist Condition

Сьюзан Бак-Морс. Суверенная троица Сокурова: визуальная экономия власти

Оксана Гавришина. Чья реальность? Портрет в литовской фотографии 1940-х – 1950-х гг.

Джонатан Флэтли. Like: Уорхол и аффективность

IV

Вера Зверева. Представление реальности в информационных телепрограммах: стилистика «infotainment»

Наталья Конрадова. Памятник как разновидность медиа

Екатерина Лапина-Кратасюк. Телевидение и Интернет: формы взаимодействия в постсоветской медиа-системе


13 номер.

Номер, предлагаемый читателю, по-немецки называют «Festschrift», что буквально означает «юбилейный сборник». Действительно, нынешней подборкой материалов мы приносим дань уважения Михаилу Рыклину, справившему в начале 2008 года свой шестидесятилетний юбилей. Я думаю, что корпус текстов – лишь на первый взгляд довольно разнородных – отражает широкий круг интересов самого юбиляра, а также его темперамент, профессиональный и гражданский. Если бы пришлось обозначить сквозную тему, я использовала бы, наверное, несколько неловкий термин «социальность». (Другой возможный вариант – «философия культуры», и именно так определяется научная специализация Рыклина в одной из ему посвященных статей, только в этом сочетании отсутствует тот критический подтекст, без которого анализ явлений культуры вообще не представляется возможным.)


<<12 номер. ...сквозной темой основного блока материалов выступает власть. Помимо «суверенной», устанавливающей закон, есть власть того, что Мишель Фуко определял в терминах диспозитива: власть-в-действии (В. Подорога) или способ производства субъективности, заключающий в себе возможность контрвласти (А. Негри). Пристальный анализ Карла Шмитта позволяет сформулировать понятие власти как среды: это не только феномен «кулуаров» власти, но и такое возрастание используемых ею технических средств, когда их эффекты выходят из-под контроля человека (А. Филиппов). Только одна разновидность суверенной власти, похоже, не связана с неизбежным для человека социальным договором: это власть «внутреннего опыта», суверенность того, кто ничему не служит, согласно Жоржу Батаю (О. Тимофеева).
Читатель волен искать переклички с этими размышлениями в других представленных его вниманию материалах. Это акцент на политизации внешне сугубо формальных поисков позднего А. Родченко (М. Тупицына), выделение знаков имперскости как попытка «деконструировать» стиль социалистического реализма (Ю. Лидерман), обнаружение утопического потенциала в литературном высказывании фантасмагорического толка (Б. Куприянов). Можно высказать предположение, что недавний исторический опыт для нас овеян призраком империи. Что касается самих призраков и их «промежуточного» положения по отношению к устойчивым категориям бытия, то этому посвящается отдельное исследование (Н. Сосна). Повторю, однако, что поиск аналогий и/или общих проблемных узлов – дело свободного выбора.


<<10-11 сдвоенный номер.
Cдвоенный выпуск журнала посвящен «философским» животным. Не могу не отметить популярность этой темы среди тех, кто откликнулся на приглашение исследовать проблему с разных сторон: если прежде первый текстовый блок и был тематическим (с возможными, но не обязательными отголосками в прочих разделах), то корпус материалов, составивших 10-й и 11-й выпуски, практически полностью выстроен вокруг «зверей» и «животных». Чем это можно объяснить? По-видимому, здесь, в этой пограничной зоне, располагаются многие скрытые предпосылки – если не сказать болевые точки – достигнутого культурой универсального языка понимания. Животное – не только привычная метафора докультурного состояния, но и то, что указывает на границу самой субъективности. Что будет с придворными, если шут даст собаке пинка? (Гипотетическая ситуация, смоделированная по картине Веласкеса «Менины».) Вернее, что будет со всей системой властных и познавательных практик? И вообще, какую роль в ней играет вытесняемое – дикость, неразумие, инстинкт? В этом смысле можно говорить о животном как о процедуре исключения, в том числе и применительно к «я», благодаря чему воцаряется мир и порядок.
Но уже этологи понимали, что животное отличает открытость. Философы будут интерпретировать это как такую принадлежность миру, в которой записана полнота – и даже бесконечность – опыта дорефлексивной жизни. Или, если следовать другой традиции, как способ мыслить аффект. Не секрет, что с давних пор животное служило метафорой самого политического. Как понять функционирование такого сложного устройства, как «политическое тело», body politic? Без Левиафана, этого мифического животного – наполовину сухопутного, наполовину морского, даже новейшей политической теории не обойтись. Но этого мало. Животное не просто объясняет причину и характер государства. Оно образует элемент древнейшей космогонии, встречаясь в этом качестве у народов разного происхождения. Именно поэтому его можно прочитать как конструктивный элемент, а именно жанр, будто то басня или философский диалог.
Животное – это и старейший образ утопии. В сочинениях древних греков рыба, прожарившись до ожидаемой кондиции, сама летит голодному в рот, но и в советское время, переместившись в детскую литературу, утопия – образ потерянного рая – отлита в животные формы. Как нетрудно догадаться, животные располагают к разным типам анализа. Среди них можно выделить анализ философский, формальный, культурологический. Этот последний позволяет последовательно выявить характеристики животного как базовой мифологемы: двойственность отношения к сакральным животным (собака), пути и перепутья зверей воображаемых (единорог). Необходимо признать, наконец, что животное – в основном в контексте биополитическом – оказывается инструментом анализа как старых, так и новейших текстов отечественной культуры.
Таков далеко не полный перечень общекультурных и теоретических функций животного. Тем не менее знаменательно то, что сегодня о животном рассуждают все чаще и чаще. Видимо, этим словом и/или понятием покрывается этос как этика, как то, что дает возможность по-новому сформулировать проблему природы и культуры, характера самого знания, человеческого и его границ.
В настоящий номер включена беседа с Филиппом Лаку-Лабартом, автором оригинальной версии философской деконструкции. Этого удивительного человека не стало в январе 2007 года. Его интересы всегда были крайне разнообразны: театр, музыка, политика, поэзия. В разговоре, состоявшемся более десяти лет назад, проявилась еще одна страсть – к Марксу и марксизму. Думается, что эти размышления как никогда актуальны сегодня.
Хочу выразить свою признательность тем, кто помог в работе над выпуском, в первую очередь Дмитрию Торшилову, Эдуарду Надточию и Алексею Гарадже. И, конечно, моим близким, продолжающим верить в проект.
Елена Петровская

<<
9 выпуск "Синего дивана". Редактор Елена Петровская. Институт "Русская антропологическая школа". Предисловие редактора>

"...то, что считалось самым человеческим в человеке, а именно мышление, отдается аффективной природе тела, письму (протописьму), оставленному тем "животным", признать тождество с которым невозможно, но в котором только и заключается метафизический исток. Такой ответ <...> выглядит достаточно неожиданным: метафизика не может быть закончена, поскольку она, - нечеловеческое предприятие, или, если угодно, произведение"
О. Аронсон о В.Подороге. СД 9, с. 219.

<<8 выпуск.

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO