ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"Синий
диван"
Редактор Елена Петровская. Институт "Русская антропологическая школа"
«Синий диван» выходит c 2002 года. Темы журнала - современная философия, современное искусство, кинематограф и масс-медиа, проблемы визуальности - и другие.
10-11 сдвоенный номер.
Нынешний – сдвоенный – выпуск журнала посвящен
«философским» животным. Не могу не отметить популярность этой темы среди тех,
кто откликнулся на приглашение исследовать проблему с разных сторон: если прежде
первый текстовый блок и был тематическим (с возможными, но не обязательными
отголосками в прочих разделах), то корпус материалов, составивших 10-й и 11-й
выпуски, практически полностью выстроен вокруг «зверей» и «животных». Чем это
можно объяснить? По-видимому, здесь, в этой пограничной зоне, располагаются
многие скрытые предпосылки – если не сказать болевые точки – достигнутого
культурой универсального языка понимания. Животное – не только привычная
метафора докультурного состояния, но и то, что указывает на границу самой
субъективности. Что будет с придворными, если шут даст собаке пинка? (Гипотетическая
ситуация, смоделированная по картине Веласкеса «Менины».) Вернее, что будет со
всей системой властных и познавательных практик? И вообще, какую роль в ней
играет вытесняемое – дикость, неразумие, инстинкт? В этом смысле можно говорить
о животном как о процедуре исключения, в том числе и применительно к «я»,
благодаря чему воцаряется мир и порядок.
Но уже этологи понимали, что животное отличает открытость. Философы будут
интерпретировать это как такую принадлежность миру, в которой записана полнота –
и даже бесконечность – опыта дорефлексивной жизни. Или, если следовать другой
традиции, как способ мыслить аффект. Не секрет, что с давних пор животное
служило метафорой самого политического. Как понять функционирование такого
сложного устройства, как «политическое тело», body politic? Без Левиафана, этого
мифического животного – наполовину сухопутного, наполовину морского, даже
новейшей политической теории не обойтись. Но этого мало. Животное не просто
объясняет причину и характер государства. Оно образует элемент древнейшей
космогонии, встречаясь в этом качестве у народов разного происхождения. Именно
поэтому его можно прочитать как конструктивный элемент, а именно жанр, будто то
басня или философский диалог.
Животное – это и старейший образ утопии. В сочинениях древних греков рыба,
прожарившись до ожидаемой кондиции, сама летит голодному в рот, но и в советское
время, переместившись в детскую литературу, утопия – образ потерянного рая –
отлита в животные формы. Как нетрудно догадаться, животные располагают к разным
типам анализа. Среди них можно выделить анализ философский, формальный,
культурологический. Этот последний позволяет последовательно выявить
характеристики животного как базовой мифологемы: двойственность отношения к
сакральным животным (собака), пути и перепутья зверей воображаемых (единорог).
Необходимо признать, наконец, что животное – в основном в контексте
биополитическом – оказывается инструментом анализа как старых, так и новейших
текстов отечественной культуры.
Таков далеко не полный перечень общекультурных и теоретических функций животного.
Тем не менее знаменательно то, что сегодня о животном рассуждают все чаще и чаще.
Видимо, этим словом и/или понятием покрывается этос как этика, как то, что дает
возможность по-новому сформулировать проблему природы и культуры, характера
самого знания, человеческого и его границ.
В настоящий номер включена беседа с Филиппом Лаку-Лабартом, автором оригинальной
версии философской деконструкции. Этого удивительного человека не стало в январе
2007 года. Его интересы всегда были крайне разнообразны: театр, музыка, политика,
поэзия. В разговоре, состоявшемся более десяти лет назад, проявилась еще одна
страсть – к Марксу и марксизму. Думается, что эти размышления как никогда
актуальны сегодня.
Хочу выразить свою признательность тем, кто помог в работе над выпуском, в
первую очередь Дмитрию Торшилову, Эдуарду Надточию и Алексею Гарадже. И, конечно,
моим близким, продолжающим верить в проект.
Елена Петровская
Содержание
От редактора
I
Жиль Делёз, Феликс Гваттари. Становление-интенсивностью, становление-животным,
становление-невоспринимаемым...
Павел Тищенко. Собака, лежащая справа...
Джорждо Агамбен. Открытость. Человек и животное
Александр Филиппов. Невидимое животное
II
Леонид Геллер. О зверях и о раях
Дмитрий Торшилов. Рыбы Кратета
Оксана Тимофеева. Кони в законе: краткий набросок к философии животного
Ирина Протопопова. Логос зоон: Платон и Деррида
III
Нина Брагинская. Торжество Кривды, или Эсхатологический зверь в басенной шкуре
О.М. Фрейденберг. Басня
IV
In memoriam
Маркс как философ «технэ». Беседа Елены Петровской с Филиппом Лаку-Лабартом
V
Алексей Пензин. Народный монстр
Эдуард Надточий. Ребята и цыплята (место животного элемента в целибатной машине
«Веселой семейки»)
Кети Чухрукидзе. Государство на страже тел
VI
Алексей Мокроусов. Из жизни воображаемых животных: тоска по единорогу
Полина Гаджикурбанова. Что значит быть собакой
«Нам нужны шпионы культуры». Интервью Анны Альчук с Франком Берберихом
VII
Юлия Подорога. Дистанция, взгляд, открытость...
Наталия Халымончик. Разделяй и чувствуй
Иван Болдырев. Город солнца Александра Долгина, или Качественное культурное
потребление
Ольга Романова. «Мы, они, Оно» и модели «советского»
Владислав Карелин. Сто и один Хармс (обзор некоторых книг, посвященных
столетнему юбилею Даниила Хармса)
<<9 выпуск "Синего дивана". Редактор Елена Петровская. Институт "Русская антропологическая школа". Предисловие редактора>
"...то, что считалось
самым человеческим в человеке, а именно мышление, отдается аффективной природе
тела, письму (протописьму), оставленному тем "животным", признать тождество с
которым невозможно, но в котором только и заключается метафизический исток.
Такой ответ <...> выглядит достаточно неожиданным: метафизика не может быть
закончена, поскольку она, - нечеловеческое предприятие, или, если угодно,
произведение"
О. Аронсон о В.Подороге. СД 9, с. 219.