ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"Синий
диван"
Редактор Елена Петровская. Институт "Русская антропологическая школа"
9 выпуск.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В астрономическом времени для людей особой
привлекательности нет. В самом деле, что
означают эти быстро проносящиеся годы, эти
новые цифры, помечающие собой то, что вроде
остается неизменным? Что означает, иными
словами, этот вечный конфликт души и тела,
если он разыгрывается не спекулятивно, а в
рамках отдельного существования? Помимо
социальных конвенций, нам напоминают,
существует память дат. Дата не может иметь
универсального значения, сберегая скорее
случайность, но такая случайность всегда на
стороне отдельного существования. Хочется
совпадения: хочется, чтобы рубеж –
хронологический, хронометрический – стал
памятной датой.
Всякий юбилей – это возвещение чего-то. Это
призыв увидеть в аккумуляции времени
аккумуляцию присутствия: его интенсивность,
неповторимость, его особую фигуру. Юбилей –
это расступание в сторону, но не в
почтительном молчании, а чтобы лучше
рассмотреть: вот он здесь, среди нас, этот
человек, которого мы так хорошо знаем, чью
меру в силу этого нам не дано определить.
Ибо живое время враждебно всяким
измерениям... И тогда на помощь приходит
сама астрономия, приходят хронометры и часы.
Вопреки сложившейся практике я не стану
представлять материалы текущего номера.
Этот номер мы назвали «специальным» – «спецвыпуском»,
как принято говорить на журналистском
языке. Это так, ибо посвящен он от начала до
конца одному-единственному человеку,
который в этом году отмечает свой юбилей.
Заглянувший в оглавление сразу же понял,
что речь идет о Валерии Подороге.
И я позволю себе не перечислять здесь ни его
званий, ни академических заслуг. Ограничусь
констатацией того, что это философ,
создавший свое оригинальное учение, и
потребуется не одна подборка текстов и ни
один год исследований, коллективных и
индивидуальных, чтобы по-настоящему
разобраться во всем корпусе представляемых
им идей. Отрадно то, что это можно начать
делать уже сегодня, считаясь не с
конъюнктурой, а с призывом, исходящим от
юбилея, юбилея как момента узнавания.
Думаю, что каждый из авторов выпуска мог бы
произнести такие слова: с Валерием
Подорогой я познакомился (или
познакомилась) тогда-то, при таких-то
обстоятельствах. Некоторые так и делают.
Ибо и у дружбы, и у совместной работы есть
исходная точка: часто то и другое совпадает.
Есть, впрочем, еще один регистр, возможно
несколько более тонкий. Трудно находить
слова для «знакомства», которое влияет на
дальнейшую жизнь, на совершаемый в ней
выбор. Еще труднее заводить разговор на
тему ученичества и долга – ведь «наследие»,
если верить проницательному Жаку Деррида,
есть императив этический. Во что
оборачивается «долг», какой мы платим
своему учителю? О взаимности здесь речи нет
и быть не может. Учитель своим бесстрастием
показывает нам, что мы всегда будем в долгу
– перед всякой сингулярностью. Нас
окликают – если это сделал учитель, нам
повезло...
Каждому еще предстоит рассказать свою
историю о юбиляре. Вот моя, короткая: я
познакомилась с Валерием Подорогой в
Институте философии, в кабинете тогдашнего
замдиректора В.В. Мшвениерадзе. (Одновременно
он возглавлял и тот сектор, куда
намеревался взять меня в аспирантуру.) Но
лучше всего я помню Валерия Подорогу уже в
самом секторе – предпочитаю считать это
нашей первой встречей, – когда он обратился
ко мне лично, дружелюбно, неформально, с
вопросами, касавшимися серьезности моих
намерений как аспирантки. (Вы хотите понять
феноменологическую редукцию, спрашивал он,
действительно понять, а не перечислять ее
разновидности? Вы хотите разобраться с
трансцендентальным единством апперцепции
у Канта? Замирая от предчувствия
одновременно приключения и испытания, я с
силой повторяла: да.) Убеждена: кто-то должен
взять на себя труд написать эту биографию.
Даже если это будет сделано вопреки методу,
разрабатываемому самим Подорогой. Полагаю,
что это будет биография не одного человека,
но многих людей: в первую очередь близких,
друзей, но также и тех, с кем Валерий
Подорога ведет непрерывный диалог,
прорезающий целые столетия. В этой
биографии должно найтись место Эйзенштейну,
Гоголю, Хайдеггеру, Ницше, Кафке... Как,
наверное, и всем тем разнообразным
зооморфным существам, почти животным,
которыми помечаются точки интенсивности
самого мышления. И, безусловно, ландшафтам:
высоким альпийским лугам, морскому
простору, крестьянской земле, горам и
долинам. Может, для описания жизни этой
мысли потребуется новый жанр – потребуется
его изобретение.
Все это открытые возможности. Что касается
предлагаемой вниманию подборки, то это не
более чем первый подступ, начало разговора
о философии, которая, повторяю, ждет своего
анализа и даже, по мнению некоторых,
собственно определения. Я хочу
поблагодарить всех тех, кто отозвался – на
зов юбилея. Знаю, что потенциальных авторов
намного больше, и уверена в том, что они
опубликуют свои размышления. Выражаю
искреннюю признательность исполнительному
директору клуба «Красная площадь» Андрею
Парамонову за эффективную помощь в
расшифровке беседы «Утопия и диалектика».
Благодарю также Сергея Митурича и своих
близких, которые, каждый по-своему, не теряя
веры, позволяют продолжать этот
издательский проект.
Елена Петровская
Содержание
Елена Петровская. Вместо предисловия
I
Валерий Подорога. «Мертвое тело Христа». Комментарий к картине Гольбейна мл. «Toter Christus» (1521)
Валерий Подорога. Что такое nature morte?
II
Утопия и
диалектика (беседовали: Валерий Подорога,
Фредрик Джеймисон, Владимир Миронов, Елена
Петровская, Олег Аронсон, Андрей Парамонов,
Джонатан Флэтли, Питер Фиттинг)
III
Нелли Мотрошилова. Метафизика ландшафта против ландшафта метафизики?
Susan Buck-Morss.
Cognizing Body
Сьюзан Бак-Морс. Познающее тело
Jean-Luc Nancy. Le
corps : dehors ou dedans. Cinquante huit indices sur le corps
Жан-Люк Нанси. Тело: вовне или внутри.
Пятьдесят восемь показаний о теле
IV
Александр Доброхотов. Почтовая открытка. От Доброхотова к Подороге и далее
Михаил Рыклин. «Сцена братства» или моральный мазохизм? Попурри на темы Валерия Подороги
Jonathan Flatley.
Andrei Platonov’s Revolutionary Melancholia; or, toward a reading of Chevengur
Джонатан Флэтли. Революционная тоска
Андрея Платонова, или Читая «Чевенгур»
Олег Генисаретский.
Точка отсчета: личностный строй культуры,
среды и образа жизни
V
Олег Аронсон. Предпоследний метафизик
Артем Магун. Совращение и отвращение
Нина Сосна.
В поисках другой радости
VI
Оксана Тимофеева. Заповедная философия
Александр Иванов. Правила интеллектуальной этики
Денис Голобородько. Касание и взгляд: антропология тела
Владимир Миронов. Событие: Бог мертв, или Прорыв по ту сторону сознания. Подорога и Ницше