ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<Записная
книжка.
События московской арт сцены в рисунках Вики Ломаско и
комментариях Хаима Сокола.
<<Записная книжка. 8. Церемония награждения премией Кандинского. |
<Премия Кандинкского всколыхнула широкие массы в узких кругах арт-общественности. Всего лишь год назад никому особо не было дела до того, кто ее организует, оплачивает, какой состав жюри и кто за кого голосовал. То есть все примерно знали основных «фигурантов» - главный спонсор Дойче банк, учредитель Шалва Бреус и т.д. Но всех это устраивало. Имя прошлогоднего лауреата тоже не вызвало каких-либо бурных эмоций или возражений. Главной причиной волнений, если мне память не изменяет, была неудачная экспозиция. Но вот прошел год. Ничего существенно не изменилось – ни в искусстве, ни в стране, ни в организационной структуре премии. |
Разве что усугубилось. Название номинации «художник года» заменили на «проект года», отменили приз зрительских симпатий, обновили состав жюри. В целом же даже состав номинантов существенно не изменился – все те же, все то же. Под выставку «лонг-листа» предоставили ЦДХ. Просторнее, правда, от этого не стало, так как организаторы просто увеличили список участников. |
Почему бы и нет? Полная идиллия. Но вот в шорт-лист попадает Беляев-Гивтонт и на мирном в общем-то горизонте появляется маленькая тучка, которая переросла в разрушительное торнадо в момент присуждения премии Беляеву. Прежде всего этот ураган унес в неведомую страну и без того хрупкий домишко эстетического дискурса. Но об этом позже. Сначала краткая хроника заключительной церемонии ( время условное). 19:00 – на Винзавод съезжаются разномастные джипы, публика попроще подтягивается пешком. У входа небольшая группа скандирует «Кандинскому стыдно!» и еще какой-то речитатив, суть которого протест против надвигающегося награждения Беляева. 19:15 – Джипы продолжают подъезжать. Двое широкоплечих, высокорослых дугинца, оттеснив не очень могучую кучку демонстрантов, орут «Кандинскому не стыдно! И Слава России!». Назревает драка. 19:30 - Драка созрела. Дугинцев меньше, но они толще. Учитывая то, что интеллигенты драться, как правило, не умеют, а умеют получать по морде, исход схватки предрешен. 19:30-21:00- Все пьют вино. Закусывают. Болтают. Ничто не предвещает беды. Хотя вокруг все красное – вино, дорожки, логотип, бумажные пакеты с каталогами, сцена, экраны. 21:00 - Публика поднимается в зал. Мест не хватает на всех. Многие стоят. Начинается церемония долгой мучительной пантомимой, во время которой два типа , переодетые в форму французских полицейских терзают резиновых кукол. В итоге персонажи, преодолев порыв поцеловаться, наконец-то уходят. Никто не смеется. 21:30 – На экранах появляется лицо Ерофеева с надписью «особо опасен», на которое с грохотом падает решетка. За решеткой на экране появляется Кулик в ошейнике. Следует аудио-сценка про арест произведений Кулика в Париже. |
|
21:40 – Сводка достижений в области современного искусства за истекший период. Среди прочего продажа супрематической композиции Малевича за неслыханные миллионы. Возгласы сзади «А это при чем?» Далее выходят Синие носы и начинают конферанс. Объявляют лекцию Бориса Гройса о взаимоотношениях художника и власти, который в этом антураже смотрится странно и от осознания этого, наверное, кажется прежде всего сам себе нереальным. Публика со смешанными чувствами недоумения, нетерпения и почтения молчит. |
|
|
Следующим по программе фильм Чэпменов в стиле треш-панк , после которого выходит только один брат Чэпмен, чтобы вручить премию лучшему молодому художнику. Им стала Диана Мачулина. Диана произносит искреннюю речь. Но, кажется, ее никто не слышит. В зал вбегает Марина Абрамович. Через пять минут на сцену вносят нечто вроде пьедестала со ступеньками, на который поднимается великая жрица с белым шелковым флагом в руках. По бокам от нее такие же флаги других цветов. На экране текст Кандинского. Абрамович стоит, флаги по ветром искусственного поддува развиваются, бьет барабан, идет текст. Когда текст на экране заканчивается, художница спускается с пьедестала и объявляет лауреата. |
|
|
Им становится группа ПГ. На сцену выходят два имярека в масках-шлемах и несут ахинею. Абрамович не понимает. Ситуацию кое-как спасают Носы. Затем следует китайский перформанс братьев Гао, единственной реакцией на который был натужный инфернальный смех одного из перформансистов. |
|
|
Главную премию выходит вручать Гройс. Он волнуется, публика в изнеможении. Фамилия Беляев-Гивтонт выстреливает, как залп Авроры. Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась. Не просто социалистическая, а национал – социалистическая. Кто-то выходит, в том числе сам лауреат - на сцену. Кто-то начинает суетиться по залу. Осмоловский, заглушая Гивтонта, кричит «ПОЗОР!». В зале нездоровое возбуждение. Занавес. Все это напоминало вечеринку в сельском клубе, которая развивается по сценарию: пьянка, драка, выступление агитбригады, политинформация, доклад, концерт художественной самодеятельности, опять драка и пьянка. А если серьезно, то в хаосе эмоций и за криками протеста, которые стали раздаваться в зале, а затем в бесконечных кулуарных разговорчиках на абсолютно идентичных вечеринках и в лево-либеральных СМИ, по-моему, затерялась суть проблемы. А суть такова: ужас не в том, что победил некий художник с определенными политическими взглядами, а в том, что эта победа отражает характерные тенденции в обществе. Еще в 50-е Теодор Адорно написал статью о послевоенной Германии, в которой он диагностировал национал-социалистский вирус в немецком обществе. Пугающим образом симптомы, на которые указывал Адорно, более чем актуальны в современной России. Искусство Беляева-Гивтонта (оставим в стороне его эстетические качества) парадоксальным образом действительно наиболее актуально в современной России, а его победа закономерна. По этой причине протестовать против его награждения, кричать «позор», выяснять, как жюри, зачем и почему, не имеет смысла и даже наивно. События давно переросли пространство галереи. А вот этого как раз никто и не заметил. |
<< |
<< |
<< |
<< |
<< |
<< Утром, провожая домой 1 смышленую девицу, я остановился на НовоАндреевском мосту полюбоваться видами. Вывеска ЭРВИН ВУРМ на ЦДХ бросилась в глаза тут же. Красный ее прямоугольник оказался заметнее золоченого купола ХХСа. И не зря. Кажется, мало Вурму 2 этажей ЦДХ. На площадях уместно его выставлять, на Калининском да на Тверской как бы хороши были его изогнутые автобусы, на затянутых траурным пластиком бывших домах--гигантские видео, а на бульварах стоит разложить реквизит: пусть каждый прохожий воздвигнет себе 2-минутный памятник. При кажущейся простоте скульптурных и видео-конструкций Вурма они должны бы послужить примером съехавшейся на биеннале орде молодых художников. Поменьше выебона, побольше аккуратности, будущие мастера культуры!--такое изречение следовало бы выдавать участникам Стой-кто-идет вместе с портретом Иосифа Марковича и бесплатным билетом в Дом Художника. Так горестно думал я, стоя вчера на Петровке около картины из пашена и риса - овес-то нынче дорог!. Об этом в следующий раз. |
<< ...в отсутствие критического дискурса любое явление превращается—правильно, в говно... Послушать Соловьева стоило. Среди прочих баек рассказал он, как 2 года ходил в Эрмитаж, «на эту поганую лестницу смотреть на эту поганую картину», пока его не проперло. Поганой картиной был Матисс...троцкисты и прочие уклонисты, а также ихние -измы, -измы и прочие -измы - курям на смех> |