| 
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |   | 
      <<Арт
Лондон  #7 с
Еленой Зайцевой. 
10 марта 2008 года.
Классики живые и мёртвые> Воспетый Рансьером «третий путь между вечностью господства и дикостью 
восстания».
 
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    <<Дюшан, Манн 
Рей, Пикабиа в Тейт Модерн.
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |  | История искусства ХХ века называет дада самым влиятельным движением ХХ века, 
    «ответственным» за дематериализацию искусства, апроприацию, реди-мейд, 
    искусство перформанса, концептуализм и многое другое. Имя Дюшана еще при 
    жизни стало именем верховного классика ХХ века и к нашим дням стало 
    покрываться патиной академической скуки, которой не избежал ни один великий. 
    Выставка в Тейт Модерн хороша как раз тем, что разоблачает штампы и мифы, 
    сложившиеся вокруг образов великих реформаторов искусства, и представляет их 
    живыми, ищущими людьми, восхитительно наглыми характерами, авантюрными 
    личностями, пустившимися в опасное путешествие с непредсказуемым 
    результатом, великими насмешниками, неудержимое ребячество которых выросло 
    до масштабов целой эры в искусстве. Даже кубизм, переменивший не только все 
    правила живописи, но и сам подход к живописному произведению, кубизм, 
    казался им слишком консервативным! Уже в своих ранних живописных поисках 
    юный Дюшан старательно избегал кубизма. Первая работа на выставке – 
    воздушный и легкий живописный пейзаж, изображающий дом в Путо, в пригороде 
    Парижа, где 20-летний Дюшан, прошедший службу в армии, гостил у братьев Жака 
    Вийона и Раймона Дюшан-Вийона. Братья пытались обратить молодого художника в 
    кубизм, но последний отчаянно сопротивлялся. Хотя, его известная всем 
    живописная «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», не совсем свободна от его 
    влияний.   |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Но создатели выставки далеки от дидактики, рассматривающей историю искусства 
    как историю направлений. Для них история искусства – это история личностей, 
    в данном случае – трех друзей, которых принято относить к разным 
    направлениям, но во взаимодействии которых рождалось новое искусство. 
    Реди-мейды Дюшана, те самые, легендарные, как «Лопата для снега» (1913), 
    первый в истории реди-мейд, «Фонтан» (1917), вошедший во все учебники, 
    занимают не самое важное место на выставке и почти все собраны в кучу  на 
    одном подиуме в небольшом зале. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |  | Возле подиума все время останавливаются экскурсоводы, и, показывая рукой на 
    «Фонтан», спрашивают публику: «Что это такое?» и публика под общий громкий 
    смех состязается в остроумии относительно писсуара, подписанного именем
    R.Mutt. Смех публики – 
    это как раз то, что в данном случае «хотел сказать автор», и создатели 
    экспозиции в Тейт с присущим этому музею изяществом учли это даже в работе 
    экскурсоводов. Искусства не существует без публики, но в ХХ веке публика 
    стала участвовать наравне с художником в создании произведения. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Это с потрясающе нахальной прямотой показал Дюшан в 
    своем посмертном (я не оговорилась) произведении Etant 
    Donnes, реконструкция которого представлена на выставке (оригинал 
    находится в Филадельфийском музее искусств и никогда не покидает своего 
    места). Работа была окончена по эскизам мастера уже после его смерти. Она 
    являет собой стереометрическое изображение обнаженной девы, раскинувшейся в 
    призывной позе (как если бы «Рождение мира Курбе» было бы воспроизведено 
    мастером махрового китча). Изображение скрыто за дверью, и его можно 
    увидеть, только наклонившись к специальным отверстиям для глаз. Сам по себе 
    процесс смотрения в дырочки – перформанс, который совершает каждый зритель 
    на глазах у нетерпеливой очереди –  он знает, что они знают, на что он 
    смотрит. Но самое поразительное в этой работе то, что вокруг дырочек для 
    глаз со временем образовалось изображение маски, каковая являет собой 
    коллективный портрет зрителей Дюшана – единственное в мире подлинное 
    произведение автора, созданное после его смерти. Напоминающая чертенка маска 
    имеет лукавый вид и может считаться последней ухмылкой гения.  |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    
     | В экспозиции собраны практически все хрестоматийные работы Дюшана, Пикабиа и 
    Манн Рея –  например, портрет маркизы Касати последнего, смазанность 
    которого художник посчитал технической ошибкой и хотел его уничтожить, чему 
    воспротивилась оригинал портрета, которая растиражировала его, что и 
    принесло автору, доселе известному как живописец, славу великого 
    фотографа-портретиста. Но создатели выставки не ограничились хитами, они 
    собрали огромное количество фотографий, коллажей, писем, стихов, 
    юмористических телеграмм, фильмов и другого материала, как, например, и явно 
    неудачные работы, к коим, без сомнения, можно отнести грубую и китчевую 
    позднюю живопись Пикабиа. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Этот дотошно собранный и остроумно экспонированный материал дает потрясающее 
    ощущение  эпохи, которая своей зашкаливающей энергией перемен и запальчивыми 
    поисками новизны и отрицания всякой традиции (злых насмешек троих друзей не 
    избежал даже лидер сюрреалистов Андре Бретон – «за попытки занять первенство 
    в новых отношениях между искусством и жизнью»), не дает нам расслабиться до 
    сих пор. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Отдельного упоминания заслуживает каталог к выставке, снабженный мощным 
    справочным аппаратом и изобилующий известнейшими именами авторов статей – 
    одну из них написал испытывающий большой интерес к современному русскому 
    искусству Жан-Юбер Мартен, который, как известно, будет делать 3-ю 
    Московскую биеннале. До 26 мая |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | <<Питер Дойг 
    В галерее Тейт Бриттен открыта выставка работ Питера Дойга. При первом 
    взгляде,  выставка поражает масштабом,  холсты Дойга свободно развешаны в 
    восьми просторных залах Тейт.  Так выставляют только классиков. По сути, 
    выставка и закрепляет за 48-летним художником статус живого классика. 
    Фламандец по происхождению, родившийся в Эдинбурге и проведший детство и 
    отрочество в Тринидаде и Канаде, Дойг учился в Лондоне в школе  Сент-Мартин 
    и школе искусств Челси. В будущем году Питер Дойг будет номинироваться на 
    премию Тернера, в шорт-листе которой он уже состоял в 1994 году.
         
     |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
     | В перспективе модернизма живопись Дойга видится как 
    воспетый Рансьером «третий путь между вечностью господства и дикостью 
    восстания».Живущий в последние пять лет в Тринидаде Дойг пользуется камерой, 
    газетными вырезками, почтовыми открытками и кино для поисков сюжета картин. 
    Так, «Белое каноэ» было вдохновлено хоррором «Пятница, 13-е). Но каждая 
    картина рождается в муках: как и положено, ей предшествует множество этюдов 
    и эскизов, как композиционных, так и над отдельными фигурами. Один зал 
    выставки отведен под эскизы к картинам и чем-то напоминает зал Иванова в 
    Третьяковской галерее – титанический труд поиска нужной композиции, 
    выразительных фигур и цветового решения.   |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Коллекционеров привлекает этот честный труд живописца, восходящий к традициям 
 золотого века живописи, и работы Дойга, и без того самого дорогого из 
 живописцев его поколения, постоянно растут в цене. Это действительно честный 
 труд, так как Дойг – художник, абсолютно и полно принадлежащий своему времени: 
 большие, яркие холсты являют собой образец работ, написанных человеком, чье 
 зрение сформировано экраном. Такие сочетания оттенков возможны только в эру 
 электроники и тонких химических технологий. Работы абсолютно современны, и их 
 реальность, это – реальность второго порядка, видение мира через рамку языков 
 различных культур. Так, одна из самых поэтичных серий посвящена архитектуре Ле 
 Корбюзье, вернее, одному из его поздних творений – «Жилой единице» в 
 Брие-ан-Форе. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    
     | Другая большая работа, диптих «Лыжная куртка», 
    воспроизводит газетную фотографию с рекламой популярного японского 
    горнолыжного курорта. Но написана она тончайшими оттенками 
    перламутрово-зеленого, нежно-розового и охры, и прекрасна, как музыка. 
 <Ski Jacket 1994. Oil on 
    canvas. Tate. © The 
    Artist and Victoria Miro Gallery, London> |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Выходя из музея на улицу и взирая на предзакатное небо на Темзой, любуясь 
    сверканием голубых стекол офисных зданий на другом берегу, проходя по улице 
    с причудливыми очертаниями тополей с коряво обрубленными ветками, замечая, 
    как прекрасен цвет кирпичных стен во время заката и умиляясь бельем, 
    развешенном на веревке, протянутой вдоль аккуратного дворика, понимаешь, что 
    узнала о мире что-то  неизвестное тебе до сих пор – может быть, в этом и 
    состоит миссия искусства, похищенная у нас модернизмом? Или, нет, все как 
    раз наоборот, мы – это люди будущего, о которых мечтали модернисты в лучшую 
    эпоху этого мировоззрения? Это, несомненно, высокое искусство, но по психоделичности  и мощности 
    воздействия оно, несомненно, сравнимое с мощью культурной индустрии. Хотя, 
    аудитория выставки не так  велика – одновременно со мной в разгар рабочего 
    дня по выставке ходило десятка три-четыре человек. Но и это немало. Как раз 
    столько, сколько нужно, чтобы ощутить себя частью общности людей, любящих 
    искусство, но не  вынужденных продираться к картинам через чужие спины – и 
    что такое эта свободная общность людей, собравшихся случайно и без 
    принуждения, как не прекрасная метафора идеального общества?
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Тейт Бриттен, до 27 апреля 
    Canoe Lake 1999. Watercolour, pencil and oil on 
    paper. 38.1 x 55.9 cm . Courtesy 
    Sadie Coles HQ, London ©The Artist and Victoria Miro Gallery, London
 
   |  |  
 
  |