ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Арт Лондон. Репортажи из Лондона Елены Зайцевой.
Тино
Сегал в Институте
современного искусства (ICA) |
<<У кассы меня встретила девочка лет десяти и повела в зал, совершенно пустой и белый. Представившись, она спросила, как я понимаю слово «прогресс». Я стала отвечать, девочка внимательно слушала, пока мы не подошли к противоположному концу зала, где нас ожидала молодая девушка. Девочка представила меня и резюмировала мои рассуждения. С молодой девушкой мы двинулись дальше, через кафе, на второй этаж. Наша беседа была посвящена не столько значению слова, сколько его валентности – она спросила, позитивен ли прогресс, и привела пример из своего опыта –рассказала о болезни ее матери и, в связи с этим, мы поговорили о прогрессе в медицине. На втором этаже, в зале, который, как и первый, был совершенно белым и пустым, к нам присоединилась взрослая женщина, которая, как оказалось, слышала наш разговор и, представившись попросила меня развить некоторые пассажи из сказанного мной. Девушка исчезла, мы прошли два зала, беседуя. Вдруг, когда мы оказались перед узкой лестницей, ведущей вниз, к выходу, женщина бросилась бежать по ней и скрылась из виду. Но внизу меня ждал пожилой джентльмен, который, представившись, повел меня в самый первый зал, туда, где происходил мой разговор с маленькой девочкой. Женщина успела пересказать мужчине содержание нашего разговора, и он постарался продолжить его на том месте, где он оборвался. Он заговорил о том, что в его возрасте прогресс не воспринимается как нечто безусловно положительное, важнее для него идея цикличности жизни. Так мы дошли до кассы, закончив путешествие там, где оно началось. Мальчик лет восьми в этот момент приветствовал очередного посетителя. |
Выставка Сегала в Институте современного искусства – вторая в серии из трех. В прошлом году посетитель шоу «Эта цель того объекта» в ICA встречался в зале с группой молодых людей, занятыех абстрактной, но запальчивой дискуссией на тему объекта. Они блокировали всякие попытки зрителя вставить слово или задать вопрос, но, если никто не делал попыток вмешаться, безвольно замирали и падали на пол. Таким образом, зритель был вынужден быстро переходить от состояния пассивного наблюдателя (объекта) к активности субъекта, инициирующего продолжение дискурса. Он мог инициировать дискурс или прекратить его, но не мог воздействовать на его смысл. |
В новом шоу зритель расстался с ролью объекта и стал в полной мере субъектом – производство дискурса почти целиком доверено ему. Художник посредством нанятых актеров: ребенка, тинеджера, взрослого и старика -выступает в роли катализатора мыслительной деятельности зрителя, побуждая его думать и говорить. Но тонкость состоит в том, что рассуждения зрителя не могут суммироваться в общий продукт, общую картину, оставаясь в голове каждого посетителя среди прочих личных впечатлений. |
Этот продукт невозможен в принципе, потому что всякая визуальность изгоняется из работ Тино Сегала. Ему удалось в полной мере воплотить и довести до логического конца движение искусства к эмансипации от визуального образа, начавшееся в конце 60-х годов. Вокруг каждой выставки 30-летнего британца, живущего в Берлине, организуется заговор молчания кураторов, галеристов и пресс-секретарей – запрещена документация, фотографирование, рассылка пресс-релизов с описанием работы. Никаких бумаг не составляется при продаже работ, договор происходит в устной форме в присутствии нотариуса. |
В последних двух работах в ICA явно прослеживается традиция от хеппенигов Аллана Капроу, просившего в 50-х годах зрителей составлять фразы из слов-плакатов и Вито Акончи, преследовавшего зрителя, не подозревавшего, что он – участник перформанса. Однако Сегал категорически возражает против применения слов терминов «хеппенинг» и «перформанс» по отношению к его работам. «Это просто работы», - настаивает он. В их основе лежит принцип «депродукции». Термин, изобретенный художником, описывает процесс, противоположный репродукции, сочетание возможности сделать что-то и не делания этого – прерванное действие по производству чего-либо: дискурса, предмета, идей. Понятно, что «депродукция» содержит в себе критику, прежде всего, музейных институций как хранилищ культурного наследия, которое вдруг может обернуться пустым смыслом. Наверное, «смысл» будет третьей составляющей в серии выставок, первая из которых была посвящена объекту, вторая – прогрессу. Интересно, смогли мы угадать? Нам все станет ясно через год, в том же месте. |
Текст подготовлен при участии Наташи Гевалтиг (Natascha Gewaltig) |
«Источник»
Даниеля Рота в South London Gallery |
<<Если работы Тино Сегала симулируют персональный опыт зрителя, тотальные инсталляции немецкого художника Даниеля Рота опираются на пространство коллективного опыта. Отталкиваясь от истории и мифов некоего пространства или социума, Рот сочиняет собственную историю, мистифицируя зрителя «правдивыми» подробностями и смелыми метафорами. В данном случае художника вдохновила история района, окружающего галерею на юге Лондона. Здесь проходила река, впоследствии осушенная, которая активно использовалась в судоходстве и торговле. Источник, питающий реку, по легенде, находится в запечатанном бункере. Рот «соединил» подземный бункер со стенами галереи посредством труб, по которым течет таинственная жидкость, оставляя разводы. На втором этаже сеть труб, сложным образом соединенных между собой, покрыта «кожей», на которой местами проступает «сыпь». Викторианское здание Галереи Южного Лондона превращается в метафору человеческого организма, который питается, дышит и болеет – слишком буквальную, если вспомнить, что каноны классической архитектуры со времен Витрувия опирались на строение человеческого тела. В инсталляцию включены карты, рисунки, фотографии, воспроизводящие мифическую «археологию» места, которые складываются в сюрреалистическую картину, абсолютно достоверную на уровне чувств, но невозможную с точки зрения разума. |
Рот хорошо известен инсталляциями, вызывающими у зрителя состояние, близкое к состоянию Алисы, обнаружившей в кроличьей норе другой мир. Предыдущий проект Рота, «Зоны растворения» (2005), критики сравнивали с книгами Мураками – вас охватывает переживание экзистенциального одиночества и ощущения, что видимая реальность, ничуть не изменившись, немного сдвинулась, съехала с катушек. Но это почему-то не вызывает удивления: что все элементы реальности подогнаны друг к другу очень аккуратно, без видимых швов. И в этом заключается высший пилотаж художника, в свои 37 лет являющегося одним из самых убедительных сюрреалистов в искусстве начала нашего века. |
Ретроспектива
Джозефа Кошута в галерее
Спрут Меджерс Ли (Sprüth Magers Lee) |
Мартин
Киппенбергер. Тейт Модерн. |
Истинный сын своего времени, он любое явление жизни и искусства рассматривал критическим взглядом ироничного молодого человека. Как ни боготворил он Бойса, все же не удержался от реплик его работ и мрачного портрета его матери. Он перефразировал сентенцию мастера старшего поколения «каждый человек – художник» в «каждый художник – это человек», тем самым закрыв тему утопии в немецком искусстве. В 90-е он пишет «наш ответ постмодернизму» – серию «Жаклин: картины, которые Пикассо уже не сможет написать». <Без названия. Из серии «Дорогой художник, рисуй для меня». 198. Collection of Adam and Lenore Sender |
Не унимавшийся номад, полжизни проживший в гостиницах, он создал массивный блок рисунков на фирменной бумаге известных отелей в большинстве которых он никогда не был, тончайшим образом сплавив свою жизнь с искусством в непрерывающийся нарратив, развивающийся по своим собственным законам – законам современного искусства. <Привлекательная коммунистка. 1983. |
Безупречна структура выставки, построенной по ассоциативному, а не хронологическому принципу (это один из главных «коньков» выставочной политики галереи Тейт). Однако своей безупречностью она напоминает о несовершенстве института музея – даже самый лучший музей не сможет представить некоторых знаковых работ мастера, как «Автозаправку Бормана» (игра слов: «автозаправка» по-антлийски звучит как «Gas station») – реальную заправочную станцию в Бразилии, на которую художник переименовал в «Boormann’s Gas Station» или автоответчик с приветствием: «Борман…бензин (gas), который немецкий художник установил у себя дома. |
Важнейшая
часть проектов художника разворачивалась
прямо на улицах, в магазинах, телефонных
сетях - Киппенбергер один из первых
интегрировал искусство в пространство
повседневной жизни. И эта часть его
художественной стратегии, неуловимая для
музеев, является важнейшим вкладом
художника в историю его времени. <Счастливый конец «Америки» Кафки. 1994 |
<<Елена Зайцева. |
<< АртЛондон
#2 20
января 2006 года. |
<< АртЛондон
#1 26
декабря 2005 года. |