ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Арт Лондон. Репортажи из Лондона Елены Зайцевой.
<<Арт
Лондон #6 с
Еленой Зайцевой.
16 января 2008 года.
Метафизическое искусство>
|
<<В искусство возвращается красота. На выставках заметно все больше работ молодых художников, работающих с прекрасным и возвышенным. Это поколение родилось в десятилетие, объявившее смерть искусства. Их родители могли участвовать в революционных событиях 68 года во Франции, или сочувствовать им, а также опровергать теорию модернизма Гринберга и развивать нон-спектакулярные практики, призванные освободить искусство от фатальности превращения в товар. Поколение emerging училось в художественных школах в 90-е, давшие самые яркие образцы эстетики безобразного в Англии, нон-спектакулярного искусства в Германии и радикального перформанса в России. Усвоив кризисы, экстримы и смерти прошедшего века, они подготовили собственную революцию. Похоже, что она состоит в том, чтобы вернуть искусству его извечные качества – прекрасное и возвышенное, научить нас вновь очаровываться иллюзией, наслаждаться светом, цветом, воздушной перспективой, но при этом избежать ловушек китча, маньеризма и эстетики развлечений. Эти художники – интеллектуалы, они много читают и много путешествуют, и их поддерживают такие же молодые, как они критики. |
Ну кто из критиков еще пять лет назад мог себе позволить назвать работу художника «красивой», не будучи осмеянным и заклейменным! Но сегодня известнейший лондонский критик из Independent и I-D Джессика Лак публикует эссе, в котором называет видео Сары Беддингтон «пронзительно красивыми». |
И это чистая правда. На выставке в Блумберг Спейс показано две видеоинсталляции Сары Беддингтон. «Шанхайская луна» - это получасовой фильм, снятый с крыши отеля в Шанхае во время праздника Полной Луны. На четырех экранах кадры сменяют друг друга, то образуя панораму, то дробясь на разные кадры, не связанные друг с другом в пространстве, но подчиняющиеся медленному визуальному ритму, заменяющему собой музыкальное сопровождение. Сначала мы видим огромную и безбрежную толпу людей под разноцветными зонтиками, собирающихся встречать восход луны на берегу реки Хуангпу. Идет дождь, толпа все прибывает и это вызывает тревогу. |
Потом камера оборачивается и появляются другие планы: небоскребы, стройки, баржи, доставляющие по реке стройматериалы, воздушный шар с рекламой отеля, спящие на полу рабочие, увиденные сквозь стеклянную стену их прибежища, и много, много всего другого из жизни города. Сменяющие друг друга кадры складываются в нарратив, повествующий о сложной динамике жизни современного Китая, странном и тревожащем соединении его прошлого и будущего. Время в работах Сары Беддингтон – это метафизическая точка, в которую сжимается бесконечность. И которая поэтому может длиться бесконечно долго. |
|
Вторая инсталляция, «Места смеха и плача» - это длинный ряд плазменных небольших экранов, висящих на стене подобно картинам. Каждая картина – это фильм, снятый неподвижной камерой, направленной на почти неподвижный объект. Это может быть и самый возвышенный объект, как восход солнца в Марокко, и самый обыденный, как лобби отеля, кресла в квартире художницы или фрагмент кирпичной стены с граффити на арабском, в проеме которой плещется морская вода. Это может быть пейзаж с одиноким дубом и дождем, может быть жанровая сцена, изображающая двух арабских женщин, безмолвно сидящих на балконе блочного дома, испещренном автоматными очередями. Фильмы снимались в течение нескольких лет во время путешествий, их длительность различна, от сорока секунд до почти часа. |
В фильмах нет почти никакого движения – лишь изредка в одном пролетает птица, а в другом неожиданно в кадре проходит человек. И это всегда «пустое действие». Но каждый из тридцати фильмов – как маленькое стихотворение, сложенное по законам поэтики и … классической живописи. Здесь художница проявляет необычайно тонкое чувство цвета, композиции, она подмечает световые эффекты, усиливающие выразительность образа и подчеркивающие световую перспективу. И опять, здесь возникает пронзительное ощущение времени, сжимающегося в мгновения, каждое из которых дороже целой жизни. Но все же что-то здесь не так. |
Фильмы как будто сделаны туристом, взгляд которого стремится проникнуть в суть явлений, но не может, и единственное, что ему остается – очаровываться собственными впечатлениями, которые чаще всего основаны на иллюзии. Эта очарованность поддерживается архитектурой пространства, в котором показывается инсталляция. |
|
Работа «Места смеха и плача» была заказана галереей Bloomberg Spacе, разместившейся на первом этаже атриума офиса Блумберг, одного из крупнейших в мире агентств деловой и финансовой информации, расположенного в сердце лондонского Сити. Галерея принадлежит Майклу Блумбергу, главе агентства и мэру Нью-Йорка (наверное, поэтому количество охранников на вернисаже было сравнимо с числом гостей). Здание являет собой метафору информационного общества: непроницаемое и традиционное снаружи, оно абсолютно прозрачно изнутри, офисы располагаются по периметру, вокруг пустого центра, в зеркальных потолках отражаются столы сотрудников, которые просматриваются с разных точек. |
Но в архитектуре здания есть некий трюк: изнутри оно кажется значительно выше, чем снаружи, каждый этаж отделан перспективно сокращающимися панелями, излучающими свет, поэтому кажется, что потолок уходит в бесконечность, где полностью растворяется материя и остается только свет. Инсталляция Сары Беддингтон в нем являет собой чудесный образец метафизического искусства, органично вписанного в метафизическую архитектуру. Причем метафизика здесь – это метафизика глобального мира, с пустым центром. |
Сара Беддингтон.
Места смеха и плача. Bloomberg Space, Лондон, c 12 января до 23 февраля 2008> |
<<Елена Зайцева. |
<<
АртЛондон #5
10 октября 2007. |
<<
АртЛондон #4 21
ноября 2006 года. |
<< АртЛондон
#3 14
февраля 2006 года. |
<< АртЛондон
#2 20
января 2006 года. |
<< АртЛондон
#1 26
декабря 2005 года. |