| 
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |   | 
      <<Арт
Лондон  #5 с
Еленой Зайцевой 
10 cентября 2007 года.
Концептуализм приобрел благородную патину времени. Страшно подумать, но 
от лучших лет концептуализма нас отделяет тот же временной промежуток, что 
концептуалистов – от времени перед Второй мировой войной. На эту мысль наводят 
выставки в галереях Лондона.  Лидера 
исландского искусства 70-х Храйнн Фридфиннссон в галерее 
Serpentine. И аргентинца
Давид Ламелас в галерее Monika 
Sprüth Philomene Magers>
 |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |  | <<Храйнн 
    Фридфиннссон создал легкую и прозрачную выставку-инсталляцию, объединяющую 
    как старые работы, сделанные в начале 70-х, так и совсем новые. Старые 
    трогают гораздо сильней. Например, «Проект дома», 1974, вдохновленный 
    рассказом исландского писателя Торбергура Тордарсона о некоем персонаже, 
    любившем людей так сильно, что построил свой дом, вывернув наружу его 
    интерьер: обои и занавески располагались на внешних стенах. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Фридфиннссон построил такой домик в пустынной и 
    труднодоступной горной местности в Исландии, отснял серии фотографий, 
    сопроводив их текстом с пересказом новеллы Тордарсона, и больше никогда его 
    не видел. И никто другой его также не видел. Никогда. Также как и ворота на 
    вершине холма, которые открываются, когда дует южный ветер. Когда 
    Фридфиннссон их построил,  дул северный ветер, поэтому никто никогда не 
    узнал, как они выглядят при ветре южном. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    
     | Выставку Фридфиннссону помогал делать Олафур Элиассон, автор «того самого 
    солнца в Тейт Модерн». В этом году ему и норвежскому архитектору Кьетилу 
    Торсену (Kjetil Thorsen) поручили сконструировать 
    летний павильон для Серпентайн галереи. Они создали легкую коническую 
    конструкцию из дерева и веревок, с внешним обходом. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    Поднимаясь по пандусу, расположенному на крыше, вы любуетесь открывающимися 
    видами парка, а в конце оказываетесь на крохотном балкончике, который 
    смотрит внутрь павильона, похожего сверху на циферблат.
         
     |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
 | <<Работы Дэвида 
    Ламеласа, представленные в Спрут и Магерс в West End, 
    видоинсталляция и серия портретов друзей, прекрасны прежде всего своей 
    стильностью. Впрочем, в этом и состоял авторский замысел. Ламелас работал в 
    разных техниках и жанрах, но для него всегда важным было место и время, а 
    также место и время зрителя. Поэтому у нас, сегодняшних зрителей его работ 
    начала 70-х, возникает острое переживание того времени. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    |  Работа «Друзья из Лондона» задумывалась как раз 
    об этом. Пригласив друзей на фотосессию с участием профессионального 
    фотографа, работающего для глянцевых жуналов, Ламелас обратил внимание, что 
    все они начинают позировать согласно своим представлениям о гламуре. Сейчас 
    мы видим в этом чистейшей прелести чистейший образец стиля 70-х.
         
     |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
     | 
    Видеоинсталляция «Сценарий фильма (Манипуляция смыслами)» - это фильм и три 
    слайд-проекции, на которых застывают ключевые кадры фильма.  Таким образом, 
    отдельные моменты простых действий героини, которая идет по улице, ищет 
    что-то в сумочке, садится в машине, благодаря постепенному разворачиванию их 
    во времени и пространстве, приобретают значительность и, опять-таки, 
    стильность. 
    
         
     |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | <<По галереям
    West End, квартала между Оксфорд Стрит и 
    Национальной галереей, осью которого служит Бонд стрит, с  Королевской 
    Академией художеств, офисом Сотбис, бутиком Дольче и Габана и модным клубом
    Sketch, мы ходили с художницей Евгенией Найман. Я 
    очень люблю ее картины, большие, фигуративные, построенные на изысканных и 
    одновременно сочных цветовых сочетаниях. Выпив шампанского, мы мысленно 
    примерили ее работы к белым стенам просторного зала Гимпел Филз (Gimpel 
    Fils). Получилось очень хорошо. Но сейчас там выставлена живопись 
    Люси Стайн (Lucy Stein), представительницы 
    последнего поколения выкормышей Джорда Саатчи. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | Почему здесь это считается хорошей живописью, объяснить 
    довольно трудно. Но интерес к живописи сейчас огромен, и молодые выпускники 
    художественных школ разбираются галеристами прямо с дипломных выставок, как 
    горячие пирожки. Чтобы быть успешным в этой сфере, нужно делать картины: 1) 
    яркие; 2) лапидарные; 3) они должна прочитываться все сразу в один миг – 
    подобно телевизионным кадрам и не иметь дополнительных уровней смысла; 4) в 
    них должна присутствовать ирония автора по отношении к самому себе, 
    искусству, публике и всему миру. Это значит, что попытка заниматься 
    живописью всерьез и создавать шедевры обречена на провал.
     |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
     | <<Легкость 
    бытия – девиз нового поколения.  В подвале Гимпел Филз представлены 
    видеоработы Шаны Маултон (Shana Moulton), свежие, 
    яркие и опять-таки, ироничные. Это такой  тонкий английский юмор по поводу 
    психоделики. Моя собеседница Евгения обращает внимание на пластические 
    достоинства одного из фильмов: смачная рукотворность формы в отдельных 
    эпизодах здесь удачно контрастирует с компьютерной графикой в других. |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | <<Такое же 
    легкое ощущение остается от события, организованного Институтом современного 
    искусства (ICA) совместно с пивоваренной компанией
    Besk’s. Десяти 
    современным художникам заказали видео на тему популярных песен и теперь в 
    течение 3-х дней показывают в павильоне, построенном специально для этого на 
    Трафальгарской площади. Некоторые из фильмов сняты так, что хочется, чтобы 
    они никогда не кончались. |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    
     | Например, фильм Дага Фишбоуна, в котором смонтированы 
    лучшие достижения скейт-бординга. Или медитативные опусы Клер Ланган. И даже 
    политический клип Джейн и Люиса Уилсон, кажется, удовлетворяет все скрытые 
    желания зрителя, недовольного мимолетностью красоты, изредка возникающей на 
    телевизионном экране. Воистину электронные медиа – наша новая реальность.   |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | 
    
    <<Живая музыка 
    в музее тоже может оказаться электронной. В галерее Тейт каждую первую 
    пятницу месяца проходят «поздние вечера», когда музей открыт до десяти 
    вечера и здесь  специально организуются перформансы и концерты. В прошедшую 
    пятницу показывали фильмы 20-х годов и концерт электронной музыки, 
    проходивший в зале с живописью эпохи романтизма. Удивительно, что никакого 
    противоречия между современной музыкой и старой живописью не возникло. На 
    длинном столе были установлены компьютеры и и различные машины с кнопками и 
    рукоятками, на которых с видом обычных инженеров, в течение часа деловито 
    работали три человека.  |  |  
  
         
       
        
      
       
        
       
        
      
       
        
    | При этом у них получалась такая чудесная музыка, 
 волшебная, похожая на хрупкие льдинки, разбивающиеся в потоках света – 
 абсолютно живая. Это Стив Бересфорд, Сканнер и Дэвид Туп (Steve 
 Beresford, Scanner and David Toop) – известные 
 музыканты, объединившиеся в трио всего на один вечер. |  
 |