|
<<Арт
Лондон #5 с
Еленой Зайцевой
10 cентября 2007 года.
Концептуализм приобрел благородную патину времени. Страшно подумать, но
от лучших лет концептуализма нас отделяет тот же временной промежуток, что
концептуалистов – от времени перед Второй мировой войной. На эту мысль наводят
выставки в галереях Лондона. Лидера
исландского искусства 70-х Храйнн Фридфиннссон в галерее
Serpentine. И аргентинца
Давид Ламелас в галерее Monika
Sprüth Philomene Magers>
|
|
<<Храйнн
Фридфиннссон создал легкую и прозрачную выставку-инсталляцию, объединяющую
как старые работы, сделанные в начале 70-х, так и совсем новые. Старые
трогают гораздо сильней. Например, «Проект дома», 1974, вдохновленный
рассказом исландского писателя Торбергура Тордарсона о некоем персонаже,
любившем людей так сильно, что построил свой дом, вывернув наружу его
интерьер: обои и занавески располагались на внешних стенах.
|
Фридфиннссон построил такой домик в пустынной и
труднодоступной горной местности в Исландии, отснял серии фотографий,
сопроводив их текстом с пересказом новеллы Тордарсона, и больше никогда его
не видел. И никто другой его также не видел. Никогда. Также как и ворота на
вершине холма, которые открываются, когда дует южный ветер. Когда
Фридфиннссон их построил, дул северный ветер, поэтому никто никогда не
узнал, как они выглядят при ветре южном. |
|
|
Выставку Фридфиннссону помогал делать Олафур Элиассон, автор «того самого
солнца в Тейт Модерн». В этом году ему и норвежскому архитектору Кьетилу
Торсену (Kjetil Thorsen) поручили сконструировать
летний павильон для Серпентайн галереи. Они создали легкую коническую
конструкцию из дерева и веревок, с внешним обходом. |
Поднимаясь по пандусу, расположенному на крыше, вы любуетесь открывающимися
видами парка, а в конце оказываетесь на крохотном балкончике, который
смотрит внутрь павильона, похожего сверху на циферблат.
|
|
|
<<Работы Дэвида
Ламеласа, представленные в Спрут и Магерс в West End,
видоинсталляция и серия портретов друзей, прекрасны прежде всего своей
стильностью. Впрочем, в этом и состоял авторский замысел. Ламелас работал в
разных техниках и жанрах, но для него всегда важным было место и время, а
также место и время зрителя. Поэтому у нас, сегодняшних зрителей его работ
начала 70-х, возникает острое переживание того времени. |
Работа «Друзья из Лондона» задумывалась как раз
об этом. Пригласив друзей на фотосессию с участием профессионального
фотографа, работающего для глянцевых жуналов, Ламелас обратил внимание, что
все они начинают позировать согласно своим представлениям о гламуре. Сейчас
мы видим в этом чистейшей прелести чистейший образец стиля 70-х.
|
|
|
Видеоинсталляция «Сценарий фильма (Манипуляция смыслами)» - это фильм и три
слайд-проекции, на которых застывают ключевые кадры фильма. Таким образом,
отдельные моменты простых действий героини, которая идет по улице, ищет
что-то в сумочке, садится в машине, благодаря постепенному разворачиванию их
во времени и пространстве, приобретают значительность и, опять-таки,
стильность.
|
<<По галереям
West End, квартала между Оксфорд Стрит и
Национальной галереей, осью которого служит Бонд стрит, с Королевской
Академией художеств, офисом Сотбис, бутиком Дольче и Габана и модным клубом
Sketch, мы ходили с художницей Евгенией Найман. Я
очень люблю ее картины, большие, фигуративные, построенные на изысканных и
одновременно сочных цветовых сочетаниях. Выпив шампанского, мы мысленно
примерили ее работы к белым стенам просторного зала Гимпел Филз (Gimpel
Fils). Получилось очень хорошо. Но сейчас там выставлена живопись
Люси Стайн (Lucy Stein), представительницы
последнего поколения выкормышей Джорда Саатчи. |
|
Почему здесь это считается хорошей живописью, объяснить
довольно трудно. Но интерес к живописи сейчас огромен, и молодые выпускники
художественных школ разбираются галеристами прямо с дипломных выставок, как
горячие пирожки. Чтобы быть успешным в этой сфере, нужно делать картины: 1)
яркие; 2) лапидарные; 3) они должна прочитываться все сразу в один миг –
подобно телевизионным кадрам и не иметь дополнительных уровней смысла; 4) в
них должна присутствовать ирония автора по отношении к самому себе,
искусству, публике и всему миру. Это значит, что попытка заниматься
живописью всерьез и создавать шедевры обречена на провал.
|
|
<<Легкость
бытия – девиз нового поколения. В подвале Гимпел Филз представлены
видеоработы Шаны Маултон (Shana Moulton), свежие,
яркие и опять-таки, ироничные. Это такой тонкий английский юмор по поводу
психоделики. Моя собеседница Евгения обращает внимание на пластические
достоинства одного из фильмов: смачная рукотворность формы в отдельных
эпизодах здесь удачно контрастирует с компьютерной графикой в других. |
<<Такое же
легкое ощущение остается от события, организованного Институтом современного
искусства (ICA) совместно с пивоваренной компанией
Besk’s. Десяти
современным художникам заказали видео на тему популярных песен и теперь в
течение 3-х дней показывают в павильоне, построенном специально для этого на
Трафальгарской площади. Некоторые из фильмов сняты так, что хочется, чтобы
они никогда не кончались.
|
|
|
Например, фильм Дага Фишбоуна, в котором смонтированы
лучшие достижения скейт-бординга. Или медитативные опусы Клер Ланган. И даже
политический клип Джейн и Люиса Уилсон, кажется, удовлетворяет все скрытые
желания зрителя, недовольного мимолетностью красоты, изредка возникающей на
телевизионном экране. Воистину электронные медиа – наша новая реальность. |
<<Живая музыка
в музее тоже может оказаться электронной. В галерее Тейт каждую первую
пятницу месяца проходят «поздние вечера», когда музей открыт до десяти
вечера и здесь специально организуются перформансы и концерты. В прошедшую
пятницу показывали фильмы 20-х годов и концерт электронной музыки,
проходивший в зале с живописью эпохи романтизма. Удивительно, что никакого
противоречия между современной музыкой и старой живописью не возникло. На
длинном столе были установлены компьютеры и и различные машины с кнопками и
рукоятками, на которых с видом обычных инженеров, в течение часа деловито
работали три человека.
|
|
При этом у них получалась такая чудесная музыка,
волшебная, похожая на хрупкие льдинки, разбивающиеся в потоках света –
абсолютно живая. Это Стив Бересфорд, Сканнер и Дэвид Туп (Steve
Beresford, Scanner and David Toop) – известные
музыканты, объединившиеся в трио всего на один вечер. |
|