Сезон 2008 - 2009 годов, вопреки экономическому кризису, продемонстрировал даже больший размах презентационных коммерческих выставок, нежели предыдущий. Начиная с почти синхронного явления московской публике в октябре топ-лотов осенних ньюйоркских аукционов "Сотбис", уникальных работ импрессионистов, модернистов и произведений современного искусства в новом Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств на Гоголевском бульваре и выставки с многозначительным названием "for what you are about to receive" - "то, что вам предстоит", устроенной знаменитой галереей Ларри Гагосьяна в здании фабрики "Красный Октябрь", представившей топовые имена рынка современного искусства. И заканчивая рекордным десантом российских выставок параллельной программы продолжающейся до 22 ноября этого года 53-й Венецианской биеннале. Размах мероприятий, сопутствующих их открытиям, породил ласкающие слух финансировавших и организовавших десант учредителей фондов комплиментами типа "русские спасли Венецианскую биеннале". Разве что представление коллекции французского миллиардера и коллекционера Франсуа Пино в здании бывшей таможни превзошло "русское нашествие". Однако проект в национальном Российском павильоне "Победа над будущим" (куратор - Ольга Свиблова, комиссар - Василий Церетели) произвел крайне противоречивые впечатления на специалистов, а наиболее авторитетные эксперты выставку не приняли. Зато относительно более успешно вписались в основной проект биеннале (куратор Даниэль Бирнбаум) "Создавая миры", инсталляция Ани Желудь, и работа Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Что до коллекции Франсуа Пино, то выставка "Определенное состояние мира?", составленная на ее основе, привлекла внимание публики в Центре современной культуры "Гараж" с 20 марта по 14 июня. Такие выставки, помимо наличия в них бесспорно выдающихся работ, интересны еще и тем, что инициируют размышления по поводу образа сегодняшнего Медичи. Или, что то же самое, - о своих представлениях о Медичи всех времен... На неизменную со времен Средневековья тему "деньги и искусство", о нетоварном остатке в искусстве... Собственно, именно с таким остатком и связаны наши неуверенные ожидания. Есть не обманувшие их события и в прошедшем сезоне. События разного калибра и формата, которые роднит очевидное присутствие пресловутого остатка. Во-первых, выставки Ирины Кориной: "четырехэтажная" выставка "Инсталляции" в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке и завершающаяся на днях выставка с тем же названием в Музее современного искусства "Фолькванг" ("Zeitgenossische Kunst Museum Folkwang") в Эссене. В предлагаемых пространствах Корина материализует воспоминания, эмоции, представления, прибегая при этом к самым банальным и дешевым материалам, что создает уникальные перефокусировки восприятия, мерцание между присутствием и интерпретацией. С этим же музеем связаны еще две выставки, украсившие сезон. В сентябре - октябре 2008 года в рамках той же, что и коринская выставка, программы (куратор - Елена Селина), показали "Electroboutique" Владислава Ефимова, Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина в выставке "Крити-Поп": сорок работ, связанных с тотальным проникновением информационных технологий. По мнению международных экспертов, произведения, создаваемые этими художниками, - пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического дигитального искусства. И это при том, что интерес к медийному искусству приобрел в Москве и других крупных городах массовый характер. В феврале - апреле Чернышев и Шульгин показали свои лучшие работы на выставке "Enter Action" в Музее современного искусства Орхуса (Дания). В мае - июне на Ермолаевском состоялась персональная выставка любимца московской арт-сцены и, вероятно, самого плодовитого из наших художников, Константина Батынкова, - "Другая жизнь". Его тотальный проект о "парке культуры" в нас самих одаривает наше воображение неподражаемой пластикой. В этом же ряду - более скромные выставки. Проект Гора Чахала "Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля." Выставки Никиты Алексеева "Это есть. Этого нет. Это есть" и Вадима Захарова "No Distance" в галерее GMG. Творчество Гора Чахала последних лет развивается во все более усложняющемся поле взаимодействий между искусством, мистицизмом и научным познанием. Связано это с исканиями подлинного, "не того, чем мир меняется, а чем он постоянен". В контрапункте социологических и богословских мотивов выставки Никиты Алексеева легко уловить всегдашний для него вопрос: что такое искусство, и как им пользоваться? В декабре группа "Купидон" (Ю.Альберт, В.Скерсис, А.Филиппов) представила на "FАБRИКе" инсталляцию "Витя и зайцы" "Фрагма, Прагма и Энигма". Может показаться странным, но эту инсталляцию "закоренелых концептуалистов" надо видеть, а не писать о ней. "Зайцы романтического концептуализма" - одновременно и в гробике-лодке, плывущей в окружении забора современной культуры, и в роли спасателей. Однако, повторюсь, это надо было видеть. В том числе в заборную щель. Cледует отметить неожиданный сезон питерской галереи "Люда". Собственно, галерея и просуществовала один сезон, предлагая чуть ли не еженедельные скоротечные выставки. Так же, как то, что 20 октября в МоМА (Нью-Йорк) в рамках цикла "Современные понедельники" свои работы представила Ольга Чернышева, что жюри 38-го Кинофестиваля в Роттердаме назвало последнюю видеоработу нижегородской группы "ПровМыза" "Отчаяние" среди трех лауреатов "Tiger Short Award". Международный успех в этом случае чрезвычайно важен в связи с достаточно сдержанной реакцией московского арт-сообщества на эту работу художников. Еще три зарубежные выставки важны для адекватной картины прошедшего сезона: лондонская и берлинская выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Грибы русского авангарда" и ретроспективная выставка Михаила Шварцмана (1926 - 1997) в Людвиг-Форуме (Аахен). Когда на заре перестройки Шварцмана спросили, почему он до сих пор не выставляется, он ответил: "А куда спешить? Впереди - Вечность. Жду знамений!" Германская пресса оценила "картины религиозной духовности" и назвала Михаила Шварцмана "великим русским художником современности". Равно как нельзя не упомянуть долгожданную выставку "классика современного искусства" Константина Звездочетова в галерее "XL", тотальную инсталляцию "Нормальная цивилизация". Телеграфно, но о важном. Выставка "Русское бедное" в Перми 25 сентября - 20 октября, в которой точно чувствующий контекст галерист Марат Гельман и конъюнктуру - пиарщик и политтехнолог Марат Гельман превращаются в музейного куратора и руководителя музея, причем не столичного. Знаковое событие. В течение всего выставочного сезона по всей стране путешествовал выставочный проект коллекционера Пьера Броше "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Хороший пример. В Центре современного искусства "Pinchuk Art Center" (Киев) прошла групповая выставка российских художников "21 Россия". "Это искусство путинской России, и в этом нет ничего страшного", - подытожил куратор выставки Александр Соловьев. Крайне нужны такие выставки в ближнем зарубежье. 14 марта - 12 июля 2009 года на Европейском фестивале "Europe XXL" во французском Лилле одной из главных достопримечательностей открытия стали шестиметровые статуи, созданные группой "AEС+F". Из наших в фестивале также участвовали: Юрий Аввакумов ("Роддом"), Анатолий Осмоловский ("Хлеба"), Аристарх Чернышев (инфоскульптура "Срочно!"). Состоялась премьера нового проекта группы "АЕС+F" "Ангелы-Демоны". О проекте "Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств. Красный вагон", которым в сентябре открылся Центр современной культуры "Гараж" в историческом здании легендарного Бахметьевского гаража, здесь уже сказано и без меня, а вот о вневыставочном упомянуть надо. Судя по тому, что наши арт-критики не были замечены на международной конференции в ГЦСИ "Критическая теория в XXI веке", а на ней выступили Сьюзен Бак-Морс (США), Фредрик Джеймисон (США), Антонио Негри (Италия, правда, в видео-версии) и наши Олег Аронсон, Елена Петровская, Валерий Подорога, Алексей Пензин, Игорь Чубаров. Трудно переоценить полезность подобных конференций для нашего искусства, по сей день не определившегося, где "право", а где "лево". Но это уже другая тема. |