ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
 
 <<"Деревянная книга" Сергея Прокофьева - культурное открытие века.
14 ноября 2009 года в Москве состоялась презентация «Деревянной книги» Сергея Прокофьева, организованная внуком и наследником великого композитора Сергеем Прокофьевым младшим при участии Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и компании «Новые Культурные Технологии».
Это событие имеет огромное значение, как для русской культуры, так и для мировой культуры в целом, ибо впервые в России Сергей Прокофьев представлен широкой публике не только как композитор, но и как выдающийся деятель культуры, невероятно разносторонняя личность, новатор и изобретатель, во многом опередивший своё время.

Поводом для презентации послужил выход в свет факсимильного издания «Деревянной книги», осуществлённого издательством «Вита Нова» по заказу Сергея Прокофьева младшего, который много лет работает над наследием своего великого деда. В 2002 году он вместе со своим отцом, Святославом Сергеевичем Прокофьевым представил российскому читателю знаменитый «Дневник» Сергея Прокофьева 1907 – 1933 годов, над расшифровкой которого сын и внук трудились несколько лет. Дело в том, что дневник вёлся Прокофьевым с применением особого способа письма – без гласных букв.

В окончательном виде «Дневник» был издан в двух томах общим объёмом около 1500 страниц с добавлением отдельной книги фотографий. Значение «Дневника» Сергея Прокофьева трудно переоценить – это настоящая «книга бытия» русской и мировой культуры первой половины ХХ века, возможно, наиболее масштабная летопись, когда-либо написанная музыкальным гением, наполненная невероятно точными и яркими оценками людей и событий, размышлениями о музыке, о бытии, о предназначении таланта и его судьбе.

Как ни странно, о существовании этого фундаментального издания до сих пор не известно не только широкой публике, но и многим музыкантам и искусствоведам. Поэтому факсимильное издание легендарной «Деревянной книги» наследники решили сопроводить публичной презентацией и выставкой, посвящённой этому событию.

Что же такое «Деревянная книга»? Это альбом автографов, которые оставили Сергею Прокофьеву 48 близких ему людей, и среди них: Бальмонт, Маяковский, Ремизов, Петров-Водкин, Ларионов, Гончарова, Шаляпин, Стравинский, Глиэр, Фокин, Алёхин, Капабланка и многие другие выдающиеся личности, друзья и современники Прокофьева. Лучше всего о создании этого альбома рассказал сам Сергей Прокофьев в своём «Дневнике»:

«...А история «Деревянной книги» такая. Летом, сидя с Элеонорой в поезде на пути в Сестрорецк, мы сообразили, что если бы я собирал автографы великих и интересных людей, то я мог бы иметь замечательный альбом. Я решил, что одни фамилии или какие-нибудь изречения, из-за которых каждая знаменитость будет ломать голову... отнюдь не интересно. А вот если бы их всех заставить ответить на одинаковый вопрос, это было бы замечательно... Элеонора затем очень горячо принялась за заказ самой книги, ибо я сказал, что она, сохрани Бог, не должна быть альбомом институтки, а в переплёте из двух простых досок, с краешком из грубой чёрной кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застёжкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом. Размер – рублёвой бумажки. Сопоставление внешней грубости и драгоценности автографов привлекало пикантностью» (2 марта 1916 года).

Многое связанное с «Деревянной книгой» было «впервые». Начнём с того, что это первый в истории альбом автографов, где все расписавшиеся отвечают на один и тот же вопрос: «Что Вы думаете о солнце?». Благодаря этому условию, такая прозаическая вещь, как автограф, превратилась в некое духовное послание каждого автора. Своим вопросом Сергей Прокофьев заставил души своих очень разных друзей зазвучать инструментами в единой симфонии с такой же лёгкостью и изяществом, как он всегда это делал в музыке.

«Деревянная книга» была начата записью литератора Бориса Демчинского 9 марта 1916 года, закончена 8 марта 1921 года автографом виолончелиста Евсея Белоусова, долгие годы хранилась в семье Прокофьевых, а последние десятилетия пролежала в РГАЛИ, известная и доступная для изучения только специалистам. И вот теперь впервые этот уникальный артефакт может быть оценен широким кругом почитателей творчества великого композитора и всеми, кто интересуется историей и культурой ХХ века.

История создания, содержание «Деревянной книги» и связи Сергея Прокофьева с её персонажами нашли отражение в экспозиции «Деревянная книга» Сергея Прокофьева – симфония родственных душ». Эта выставка проходит с 15 ноября по 21 декабря 2009 года в залах Государственного музея А.С.Пушкина (ул. Пречистенка, д. 12/2) и является во всех смыслах «открытием» этого исторического альбома для каждого посетителя.

Здесь впервые можно увидеть оригинал «Деревянной книги» и рукописную тетрадь из «Дневника» Сергея Прокофьева, раскрытую на том месте, где описывается история её рождения, рукописную страницу из партитуры «Ромео и Джульетты», роскошный портрет композитора работы Петра Кончаловского, редко экспонируемую деревянную скульптуру Сергея Прокофьева работы Леонида Баранова, знаменитую скульптуру «Голова Прокофьева» работы Глеба Дерюжинского.

Информационной основой выставки являются световые панно, на которых показаны автографы тех, кто расписался в «Деревянной книге», их портреты и архивные материалы из РГАЛИ, связанные с их жизнью, многие из которых экспонируются впервые. Каждое такое «досье» сопровождается цитатой из «Дневника» Сергея Прокофьева с его впечатлением от встречи и общения с этим человеком. Таким образом, «гидом» по выставке незримо является сам Сергей Прокофьев, а в залах звучит музыка композитора в авторском исполнении.

Государственная Третьяковская галерея предоставила для иллюстрации «досье» художников Петрова-Водкина, Ларионова, Гончаровой, Бурлюка и Анисфельда, расписавшихся в «Деревянной книге», замечательные полотна этих мастеров, кстати, пейзаж работы Бориса Анисфельда из запасников Третьяковки экспонируется впервые.

Ещё одним открытием на этой выставке являются впервые экспонируемые знаменитые «девятерные шахматы», изобретённые Сергеем Прокофьевым и воссозданные по его описанию. Рядом можно прочитать правила игры в эти шахматы, а позади них располагаются автографы великих Алёхина и Капабланки, с которыми дружил Сергей Прокофьев, будучи невероятно одарённым шахматистом.

В завершение экспозиции посетители могут ознакомиться с факсимильным изданием «Деревянной книги» работы издательства «Вита Нова», увидеть на видеомониторе слайдшоу из малоизвестных фотографий Сергея Прокофьева и его семьи, а также немногие документальные киносъёмки с его интервью и концертами. На другом видеомониторе демонстрируется диапорама Сергея Прокофьева младшего «Сны-видения», а после выхода из залов экспозиции, посетители могут ознакомиться с фотовыставкой правнучки Сергея Прокофьева, Лины Прокофьевой «Мимолётности», навеянной известным циклом коротких пьес её великого прадеда.

Открытие выставки 14 ноября 2009 года сопровождалось концертом из произведений Сергея Прокофьева в исполнении Сергея Дрезнина, Борислава Струлёва, Народного артиста России Николая Петрова и ансамбля старшеклассников Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени п.И.Чайковского. В завершение вечера был показан недавно снятый канадским режиссёром Иосифом Фейгинбергом документальный фильм «Прокофьев: Неоконченный дневник».

Наследники Сергея Прокофьева планируют показать выставку «Деревянная книга» Сергея Прокофьева» в других музеях России и за рубежом, что, безусловно, послужит импульсом к новому взгляду на личность великого музыкального гения ХХ века.

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO