ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Печальные размышления английского профессора об искусстве
Artnewspaper, декабрь 2012

Artnewspaper: Печальные размышления о мире искусства. Профессор истории искусства Джулиан Сталлабрасс отталкивается от резкого заявления американского искусствоведа Дэйва Хики, в котором тот объяснял, что перестал писать критические статьи, чтобы избавиться от необходимости "говорить с идиотами".  Хики считает, что нынешний арт-критик вынужденно действует как интеллектуальный метрдотель. Кроме того, недавно в Observer попали анонимные жалобы известных кураторов на обязанность защищать переоцененные работы. Джулиан припомнила Хики его апологетику благотворной красоты в противовес грязному политизированному искусству и его кураторство на биеннале в Санта Фе 2001 года, которое он наполнил "счастливыми и яркими скульптурами и картинами".
Теперешний его поступок она сравнивает с недавними обвинениями в вульгарности и самодовольстве, предъявленными Саатчи коллекционерам и дилерам . И то, и другое, она считает отказом признать свое отражение в зеркале. И задается вопросом почему?
Для начала профессор напоминает, что искусство все еще сопротивляется идее, что галерея - просто магазин, художественная ярмарка - просто молл, а искусство - просто роскошный продукт, наряду с драгоценностями, старинными вещами, яхтами и тому подобным.  Напоминает она и о том, что в годы бума современного искусства, огромное число новых коллекционеров пришли на арт рынок, и мир искусства потерял свою евроамериканскую ось. Именно поэтому вроде бы понятный евроамериканским старожилам блестящий показ богатства кажется им вульгарным, а сами предъявители - идиотами.
Во-вторых, именно супербогатые покупают самое дорогое современное искусство, и именно они остались самыми неуязвимыми в финансовом кризисе, поэтому высшие уровни потребительского рынка оказались относительно незатронутыми. Вульгарный бизнес щеголяния дорогим потреблением продолжается, в то время как вокруг него все изменилось.
Тут дело не только в неправильности мира искусства. Все теперь предстает в странном новом свете: банкиры в роли оскорбленных, политическая элита проявила себя как вполне коррумпированная, да и сам капитализм лишается своей идеологической оболочки, предстает голым двигателем растущих долгов, неравенства и экологического опустошения. В этой новой структуре элита, продолжающая тратить состояния, не может не выглядеть менее приятной, чем прежде.
Таким образом, Hickey и Saatchi вполне может не нравиться мир, который они помогали создавать. Хики указывает на исчезновение среднего класса, на то, что тренд ведет к формированию классов супербогатых, придворных и обслуги, включая неудачников, пишущих об искусстве. Действительно, испарение евроамериканского среднего класса, поскольку его профессии автоматизируются или реактуализируются в развивающихся странах, является одним из самых значимых процессов нашего времени, скорость которого увеличилась в связи с финансовым кризисом. И процесс этот затрагивает не только  искусство, но и основы либеральной демократии, так как именно средний класс обеспечивал устойчивость этой основы.
...
Супербогатые доминируют на художественном рынке. Но, в то же время, и это еще важней, они делают все возможное, чтобы управлять политической повесткой дня. При этом огромные и разнообразные сферы лежат за пределами культуры и политики этой крошечной элиты. Стоит серьезно задуматься о том, что в этих сферах многие нашли, что не так уж и трудно делать вещи, которые похожи на современное искусство (добавлю - как и на политику. Ю.П.). Именно это составляет актуальное проблемное поле арт-критики.
Ю.П.
PS: Сокращая перевод, я выбросил пассаж, в котором есть великолепное выражение "производящими почтение машинами, известными как музеи". Смачно, не правда ли?
e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO