ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Форум культурных пересечений ROZAMIRA. С 19 октября по 19 ноября 2006 года в Москве.

 

<<С 19 октября по 19 ноября 2006 года в Москве проходит форум культурных пересечений ROZAMIRA. Россия дает жизнь новому фестивальному проекту, призванному отразить суть культурного диалога, который Россия ведет с другими странами, чужими традициями, иными верованиями. В дальнейшем форум планируется сделать ежегодным, и каждый год будет выбираться наиболее соразмерный времени, а значит, наиболее актуальный собеседник.

В 2006 году Россия ведет разговор, полный аллегорий, витиеватых метафор и медитативного созерцания – разговор со странами, заключившими шанхайское соглашение: Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и Китаем, а также Ираном, который в ШОС имеет статус наблюдателя. Россия, вечно стоящая где-то на невидимых границах между Европой и Азией, одинаково хорошо знает азиатский и европейский путь – и однако идет своей другой дорогой. По дороге, встречая народы и обычаи, Россия выбирает то, что полезно, красиво и обещает расцвести в будущем – и это заимствованное мгновенно становится своим, русским.

Советского Союза нет уже почти 15 лет. За эти годы даже сама возможность культурных отношений между Россией и Центральной Азией была полностью утрачена. В таком диалоге не было нужды. Мы полагали, что эти страны – такие близкие, такие понятные и такие предсказуемые. И – пропустили момент. Потому что 15 лет – это срок. За эти годы в Киргизии выросли радикальные художники, работы которых запросто становятся хитами продаж на британских фестивалях искусств. В Таджикистане созрели молодые соперники Мэтью Барни – видеоартисты, способные, живя в полном отрыве от художественной цивилизации, идти своим, изолированным, но весьма продуктивным путем. Узбекские этнические музыканты находят прямую дорогу из живущего непростой жизнью Ташкента в Нью-Йорк и Лос-Анжелес, где с ними рады работать гранды world music. 

И как-то вдруг выясняется, что на окраине Алматы в небольшом кафе играют настоящие виртуозы джаза, а в Бухаре действует никому не известная группа энтузиастов современного танца, знакомая с работами Пины Бауш лишь по видео, но сумевшая выдать абсолютно вменяемый и контекстуально звучащий продукт. Каждый раз, говоря о художниках, танцовщиках и музыкантах из Центральной Азии, хочется сказать – "европейский уровень". И это убийственное клише, характерное для тоталитарного сознания европейской публики, которая не способна оценить нечто, выросшее вне пределов священного европейского гетто. Нечто, чуждое устоявшихся ориентиров и провоцирующее вывод: есть другой мир, и он нам открыт. Таким образом, Центральная Азия, собрав урожай новых искусств, прибудет в Москву на заре интереса к собственной древней цивилизации, привезя с собой не святыни Самарканда, не фотообойные видовые фотографии Памира, не коллекцию бухарских сюзане и не напевы казахской степи, а совершенно адекватное и в высшей степени самобытное искусство, волею истории более известное сегодня в Лондоне, чем в Москве.


ГЕРОИ
Мир – это то, что мы видим. Выходцы из Казахстана, Киргизстана и Узбекистана видят мир по-другому. Запомните эти имена: Рустам Хальфин, Вячеслав Ахунов, Ербосын Мельдибеков, Сергей Маслов, Саид Атабеков, Алмагуль Менлибаева, Елена и Виктор Воробьевы. На выставке современного искусства средней Азии «Искусство Центральное Азии. Актуальный архив» в особняке Спиридонова именно они покажут не только «другие» запечатленные ландшафты и картины, инсталляции и видео-проекты, но и свой внутренний мир. В их творчестве слились воедино поиск истины, мифология и поэтика, лиризм и одиозность. 
Фоторепортаж – это жесткая, порой жестокая игра с конструктором восприятия. Своей деятельностью и фотографиями братья Гао стремятся исследовать гигантские изменения, которым подвергаются мегаполисы Китая, а также постоянно возникающие многочисленные проблемы. Уникальная экспозиция работ лучших фотохудожников Китая будет выставлена в «Галерее на Солянке».
Музыка – единственная форма искусства, необъяснимая с точки зрения логики. Она правит миром, и она служит ему. ROZAMIRA – фестиваль мировой музыки. Узбекистан будет представлен концертом Севары Назархан, участницей музыкального проекта world music в партнерстве с Питером Гэбриэлом. Киргизстан преподнесет себя концертом братьев Джунушевых. И ни в коем случае нельзя пропустить экстатические суфийские композиции в исполнении Довлатмана Холлова (Таджикистан).

19 октября
15:00 - пресс-конференция. Театральный центр на Страстном бульваре, д. 8А.
20:30 - официальное открытие форума, музыкальная программа. Театральный центр на Страстном бульваре.
21 октября
19:00 - фильм "Секси и философия", реж. Макмальбаф М., Иран
22:00 - фильм "Последние новости", реж. Джонни То, Китай. Кинотеатр ЦДЛ, Б.Никитская, 53.
22 октября
19:00 - «Убийца на полный рабочий день» (реж. Джонни То, Китай). Кинотеатр ЦДЛ, Б.Никитская, 53.
23 октября 
20:30 - Мультимедийное шоу в постановке Андрея Бартенева. Театр «Et Cetera», Фролов пер., 2
25.10.06, 21:00 - Музыкальный коллектив Д.Холлова (Таджикистан) 
26.10.06, 21:00 - Музыкальный коллектив Братьев Джунушевых (Кыргызстан). Культурный центр ДОМ, Б. Овичнниковский пер., 24 стр. 4
25 окт. – 15 ноября
Особняк Спиридонова, М. Гнездниковский пер., 9/8 стр.1
Выставочный проект «Искусство Центральной Азии.  Актуальный архив» (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан)
1 нояб. – 19 нояб.  
«Галерея на Солянке», Солянка ул., ½ стр. 2
Выставка современных китайских фотографов – Братьев Гао (Китай) при поддержке Московского дома фотографии>

ВИЗУА ЛЬНОЕ ИСКУССТВО
***Выставка «Искусство Центральной Азии. Актуальный Архив»  (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан)
С 25 октября по 15 ноября  2006 
Выставочный проект «Актуальный архив», - это возможность увидеть современное искусство  Центральной Азии, о котором мы, отнюдь не к нашей чести, знаем до неприличного мало.
Проект создавался в 2005 году для самого престижного мирового смотра – Венецианской Биеннале. Он уже был показан в Варшаве, а после Москвы его ожидают в Хорватии и в Китае. Куратором «Актуального архива» выступил один из самых авторитетных знатоков contemporary art, организатор Московской биеннале Виктор Мизиано.
В своем предуведомлении к проекту Виктор Мизиано замечает:  «Искусство Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, пожалуй, последняя территория, которая еще неотчетливо  прорисована на глобальной художественной карте. Настоящая выставка - одна из первых попыток  восполнить эту лакуну». 
Оправданность этой установки подтверждается оригинальностью работ. Это совсем не этнографические сувениры, не предметы ремесла, с которыми ассоциируется традиционная культура Востока. В проекте задействованы художники, работающие с новейшими технологиями (видеоарт, медийное искусство)  и с новейшими идеями и образами. Так, например, казахский художник Саид Атабеков в своих перформансах сочетает шаманские ритуалы с элементами постиндустриальной реальности (оружие и современная солдатская амуниция).      
В названии выставки возникло непривычное для новаторских экспозиций слово «Архив». Многим из работ уже более двух десятков лет. И, наконец, настало время их актуализировать. Произведение уже несколько лет как скончавшегося Сергея Маслова актуально не менее чем дебют Романа Маскалева и Максима Боронилова.
Это не только исторический архив, но и собрание самых важных моментов идентификации центрально-азиатского  искусства. Например, вплоть до начала XXI века таджикские художники были лишены возможности на равных вести диалог с западными коллегами  (слишком сильным оказалось влияние «культуры Калашникова» и последовавшей затем разрухи), но уже сегодня они с невероятной быстротой освоили видеоарт (один из гуру – Джамшед Холиков) и весь арсенал злободневности и провокативности contemporary art.
На выставке можно оценить, как типичное для Азии мифопоэтическое повествование стало подаваться в формах инсталляции и видео. В этом случае стоит назвать  Рустама Хальфина, основателя и патриарха алматинской сцены и его молодую последовательницу Алмагуль Менлибаеву.
Национальный, до и постсоветский миф, важный для всех участников, – претворяется новыми средствами отстраненного анализа (пример тому работы Виктора и Елены Воробьевых). Он проявляется работах, посвященных собственной идентичности и глобализму. Для бишкекского «бедного» акционизма Улана Джапарова и его сподвижников универсальное является нам в неожиданные моменты, принимая формы бытовых курьезов. С другой стороны, ставший уже звездой московской арт-сцены казахский художник Ербосын Мельдибеков, провокационно обыгрывает стереотипы, связанные с жестокостью и необузданностью восточной цивилизации. 
Вот некоторые из имен и тем, которые можно обнаружить в Актуальном архиве искусства Центральной Азии. Остается добавить, что подобного рода проекты выявляют новые приоритеты не только на российской, но и на мировой арт-сцене. Так, что лучше это увидеть уже сегодня, чтобы завтра потом не кусать локти – а ведь нам говорили, что это будет актуальным!
Особняк Спиридонова, М. Гнездниковский пер., 9/8 стр.1
Выставочный проект «Искусство Центральной Азии.  Актуальный архив» (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан)
***1 ноября – 19 ноября.  
«Галерея на Солянке», Солянка ул., ½ стр. 2
Выставка современных китайских фотографов – Братьев Гао (Китай) при поддержке Московского дома фотографии>

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO