ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ 2011

VII ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) - за 2011 год.
Церемония награждения лауреатов cостоялась 3 апреля в ЦД Artplay.
Лауреатами стали
:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #54. Инновация 2011 вручена>
В Центре дизайна ArtPlay в Москве, 3 апреля состоялась церемония награждения лауреатов VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация».
Главными героями нынешней "Инновации" стали Наташа Тамручи, Ольга Шишко и Виктор Мизиано. С Виктором Мизиано понятней всего - по праву его проект "Невозможное Сообщество" признан лучшим кураторским проектом. Осмелюсь заявить, что это было очевидно до церемонии награждения. 
Уникальный для наших реалий каталог-исследование "Расширенное кино Expanded Cinema", редактором которого является руководитель «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко, получил лишь специальные призы, но оценить, скажем так, откуда что взялось, можно лишь зная, какой путь был пройден Ольгой Шишко за 20 лет продвижения искусства новых медиа в России. И совершенно очевиден успех Наташи Тамручи как галериста - 3 проекта, реализованные в Открытой галерее, в главной номинации: Кузькина, МишМаш и Стасюнаса. Есть повод отметить, что в этой галерее с самого её открытия практически не бывало проходных выставок, а  работающие с галереей художники очевидно прогрессируют. Ю.П.>
Номинация «ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА»



Бродский Александр. CISTERNA («Цистерна»). Инсталляция
. Осуществлена в галерее COLLECTOR, Москва. Номинирована НП ВКЦ Е.К.АртБюро.



"В помещении галереи COLLECTOR на востоке Москвы, представляющем собой огромное бетонное подземелье цилиндрической формы, были размещены объекты, имитирующие освещенные снаружи окна с развевающимися занавесками. «Большой Город - всегда ТЕRRA INCOGNITA, независимо от того, как долго вы прожили в нем, и насколько хорошо его знаете. Вы изучили его вдоль и поперек, знаете о нем все, но он по-прежнему скрывает в себе тысячи неизвестных и удивительных пространств, большинство из которых вам так и не суждено увидеть. Проект CISTERNA - это попытка выразить и вызвать благоговение перед Большим Городом с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом». Александр Бродский
"Это место оказывается ничем не заполнено, и это дает нам возможность испытать столь редкое сегодня чувство пустоты, пустоты как формы, в которой искусство пытается выйти за пределы идеологий, установленных смыслов, навязанных ограничений. В русском языке пустота - это нечто отпущенное на простор и потому способное в себя впустить, впустить - новые истории, события, значения и конечно нас, зрителей, готовых испытать иной пространственный опыт". Юлия Аксенова

Номинация «КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ».



Виктор Мизиано. Невозможное Сообщество. Выставка. Осуществлен в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств, Москва. Номинирован кафедрой ВИИ Российского Государственного гуманитарного университета.



Масштабный выставочный проект, который стремится подвести итог многолетней дискуссии о проблеме сообщества, и посвящен проблемам коммуникации и различным формам социального взаимодействия. Объединил 35 российских и зарубежных художников, многие из которых в Москве выставляются впервые. Выставка - результат исследовательской работы, проведенной ММСИ в сотрудничестве с Виктором Мизиано. Исходно выставка была задумана как монографическая выставка художественной группы Escape, призванная отметить десятилетие их творческой деятельности. Возникшая в Москве в 1999 г в составе В. Айзенберга, А. Литвина, Б. Мамонова и Л. Морозовой, эта группа стала характерным явлением художественной жизни на сломе двух десятилетий. Реляционное и диалогическое искусство художников группы предопределило, что юбилейная выставка для них, - это не столько повод показать свои работы, сколько - вернуться к широкому обсуждению тем и проблем, занимавших их многие годы. Идея выставки в осмыслении того возможны ли сегодня альтернативные программы и социальные ниши. Возможно ли выстроить автономные зоны подлинного общения. Возможно ли в эпоху омассовленной коммуникации вести разговор адресно, интимно, исповедально. Составной частью проекта является издание "Хроники программы ESCAPE", книги каталога "Невозможное сообщество" а также "Глоссария" основных понятий и "Антологии текстов по проблемам искусства взаимодействия. Юрий Аввакумов.

Номинация «ТЕОРИЯ. КРИТИКА. ИСКУССТВОЗНАНИЕ»

Андрей Фоменко. Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. Книга. Санкт-Петербург: изд-во СПГУТД, 2011. - 204 с. ISBN 978-5-7937-0617-9. Номинирована Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии.
Книга посвящена советской авангардной фотографии 1920 – 30-х годов, которая рассматривается в контексте трансформации модернизма и перехода его в жизнестроительную фазу. Работая с конкретным материалом, Фоменко выходит на важные обобщения, касающиеся сущности модернистского искусства и эволюционных процессов, благодаря которым в разные периоды на первый план выдвигались разные аспекты фотографической техники, соответствовавшие актуальным задачам авангарда. Данный подход отражен в структуре книги: от исследования предпосылок валоризации фотографии в модернистском искусстве автор переходит к описанию поэтики фотоавангарда, а завершается работа глубоким анализом взаимоотношений между поздним авангардом и официальным искусством сталинского периода. В ходе исследования автором формулируется единая теория развития авангардного искусства, в которой акцентируется значение фотографической техники и установки на ее инструментальное использование. Другая важная особенность книги состоит в том, что она весьма продуктивно вводит в оборот идеологическую и теоретическую составляющую производственного искусства - тексты Арватова, Чужака, Третьякова, Кушнера, которые оказываются актуальными по сей день. В книге преодолевается «раскол» между морфологическим и социологическим подходом и вырабатывается методология, адекватная своему предмету – авангардному движению, действующему на пересечении искусства, политики и технологий.
Дмитрий Спивак, директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

Номинация «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Ева Гожондек, Стах Шабловски, Ирина Чеснокова, Евгений Уманский. АНКЛАВ. Международный художественный проект. Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (Калининград, Россия) совместно с Центром современного искусства «Уяздовский Замок» (Варшава, Польша). Осуществлен в Калининграде и Варшаве. Номинирован Балтийским филиалом ГЦСИ.
Целью проекта является художественное исследование сложной и многообразной реальности Восточной Европы, в особом контексте применительно к Калининграду – российскому анклаву, окружённому территорией Евросоюза. Калининград является особым случаем в рамках политических реалий Восточной Европы, географии её памяти и идентичности. Авторам предлагалось художественно интерпретировать город, создав альтернативную карту территории, на которой были бы отражены переплетения истории города и нарративов различных народов, пласты памяти и материальные свидетельства присутствия в этом месте иных культур, политических систем и экономических порядков. Проект объединяет работы польских и калининградских авторов на тему реальности, очерченной понятием «анклав». Предметом выставки выступают не только произведения, затрагивающие географическую и историческую специфику места, но также художественные практики, работающие с вопросами изоляции, вынужденного и добровольно одиночества и оторванности. Приглашенные польские авторы на протяжении месяца работали в Калининграде в формате «арт-резиденции», знакомясь с уникальным контекстом места.

Номинация «НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ»

Таус Махачева. Быстрые и неистовые. Проект: видео, 21 мин 6 сек, фотографии
. Осуществлен в Махачкале, демонстрировался на выставке «Переписывая миры», 4 Московская биеннале современного искусства, основной проект, Центр дизайна ART PLAY, Москва. Номинирован членом Экспертного совета Еленой Яичниковой.
В работе «Быстрые и неистовые» Таус Махачева рассматривает ряд социальных изменений, связанных с особенностями функционирования медиа в современном мире, погружаясь в субкультуру стритрейсеров (уличных гонщиков), которые устраивают несанкционированные соревнования на новом скоростном шоссе, соединяющим город Махачкалу (Республика Дагестан) с аэропортом. Каждую субботу с 12 до 3 часов ночи одетые «в черное» мужчины собираются в заранее оговоренном месте, чтобы поучаствовать или посмотреть на гонки. Пассивное или активное участие в нелегальных заездах автоматически становится знаком принадлежности к «эксклюзивному», закрытому сообществу и символически наделяет его членов характеристикой «настоящий мужчина». Для «настоящего мужчины» машина – продолжение его самого, и подтверждением этому может считаться особое внимание стритрейсеров к дизайну и техническому совершенствованию автомобиля. Чтобы быть принятой сообществом, Таус Махачева тоже «тюнингует» свою машину - покрывает внедорожник чехлом, сшитым из найденных на барахолках старых советских шуб. Несмотря на то, что гонка, в которой планировала участвовать художница, не состоялась, артистическое вмешательство в городскую среду произошло. В зоне напряжения между постановочной фотографией и документальным видео задается вопрос о возможности быть свободным от идеологизированных и навязанных медиа-образов.
Алексей Масляев

VI ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) - за 2011 год.
Выставка номинантов с 29 марта по 29 апреля в выставочном зале Государственного центра современного искусства.
Встреча с лауреатами. Итоги конкурса - 6 апреля, пятница, 19.00, ГЦСИ, малый зал. Участниками круглого стола станут организаторы конкурса, лауреаты, члены Жюри, Экспертного совета>
Выставка номинантов конкурса ИННОВАЦИЯ предоставляет уникальную возможность увидеть в едином экспозиционном пространстве проекты современного визуального искусства, отобранные Экспертным советом конкурса более чем из 300 заявок, поданных на конкурс 2011 года. Среди номинируемых на конкурс произведений - масштабные проекты и инсталляции, которые невозможно показать в полном объеме в рамках общей выставки. Куратор выставки Ирина Горлова и архитектор выставки Сергей Ситар по согласованию с художниками представили данные проекты или в адаптированной версии, или в формате фото- и видеодокументации. Такое экспозиционное решение позволяет увидеть срез наиболее интересных и значимых творческих событий года во всех пяти конкурсных номинациях.
Жюри>

Экспертный совет>
Список номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ

Номинация «ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Александр Бродский, Андрей Кузькин, Витас Стасюнас, группа «Куда бегут собаки», группа «МишМаш»

Номинация «КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ»
Виктор Мизиано, Олеся Туркина, Марина Звягинцева, Юрий Самодуров, Андрей Смирнов, Екатерина Деготь, Иоанна Мытковска, Давид Рифф

Номинация «ТЕОРИЯ. КРИТИКА. ИСКУССТВОЗНАНИЕ»
Нелли Подгорская, Олеся Туркина, Ольга Шишко, Андрей Фоменко, Олег Фролов,
Евгения Кикодзе

Номинация «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Неля Коржова, Роман Коржов, Евгений Стрелков, Андрей Суздалев, Ксения Федорова, Николай Алексеев, Илья Долгов, Евгений Уманский, Ирина Чеснокова, Ева Гожондек, Стах Шабловски

Номинация «НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ »
Таус Махачева, Валерий Чтак, Александр Гронский, Роман Мокров, Алексей Булдаков, Анастасия Рябова


Номинация «ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

1.Бродский Александр
Родился в 1955 году в Москве
Живет и работает в Москве

CISTERNA («Цистерна»)
Инсталляция
Осуществлена в галерее COLLECTOR, Москва
Номинирована НП ВКЦ Е.К.АртБюро
"В помещении галереи COLLECTOR на востоке Москвы, представляющем собой огромное бетонное подземелье цилиндрической формы, были размещены объекты, имитирующие освещенные снаружи окна с развевающимися занавесками. «Большой Город - всегда ТЕRRA INCOGNITA, независимо от того, как долго вы прожили в нем, и насколько хорошо его знаете. Вы изучили его вдоль и поперек, знаете о нем все, но он по-прежнему скрывает в себе тысячи неизвестных и удивительных пространств, большинство из которых вам так и не суждено увидеть. Проект CISTERNA - это попытка выразить и вызвать благоговение перед Большим Городом с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом». Александр Бродский
"Это место оказывается ничем не заполнено, и это дает нам возможность испытать столь редкое сегодня чувство пустоты, пустоты как формы, в которой искусство пытается выйти за пределы идеологий, установленных смыслов, навязанных ограничений. В русском языке пустота - это нечто отпущенное на простор и потому способное в себя впустить, впустить - новые истории, события, значения и конечно нас, зрителей, готовых испытать иной пространственный опыт". Юлия Аксенова

2. Кузькин Андрей
Родился в 1979 году в Москве
Живет и работает в Москве

Всё впереди!
Проект в развитии
Осуществлен в Москве, презентация и перформанс состоялись в «Открытой галерее»
Номинирован «Открытой галереей», членом Жюри Ириной Горловой и членом Экспертного совета Еленой Яичниковой
Проект «Все впереди!» стартовал 9 февраля 2011 года, когда художник Андрей Кузькин приступил к реализации многодневной акции по освобождению своей мастерской от всего накопленного за творческую жизнь имущества – начиная с многочисленных произведений искусства и семейных фотографий, до компьютерного и прочего оборудования. Все содержимое мастерской (за исключением мебели, перемещенной на помойку) было упаковано в коробки и отправлено на грузовых автомобилях в Открытую галерею. В галерее «наследие» художника Кузькина было помещено и запаяно в 58 стальных ящиков разных размеров. 15-го марта в галерее состоялась акция, в ходе которой Андрей Кузькин в присутствии зрителей сложил в последний короб все оставшиеся при нем и на нем личные вещи, а также документы. Специально приглашенный парикмахер остриг художника под ноль.Во время акта «пострига» Кузькин зачитывал список вещей,запаянных в ящиках, затем сложил волосы и список в ящик, который был также герметично закрыт. Совершив омовение в тазу, художник переоделся в новые вещи.
Согласно условиям, выдвинутым художником, стальные короба могут быть вскрыты не ранее, чем через 29 лет. До этого времени они могут экспонироваться все вместе или отдельно как модульная инсталляция или объект. Таким образом, проект растянут во времени: согласно протоколу он был начат 9 февраля 2011 года, вернисаж и перформанс – состоялись 15 марта того же года, его продолжение (или следствие) развертывается в настоящее время, его финал отнесен в далекий 2040 год.

3. Витас  Стасюнас
Родился в 1958 году в Бурятии.
Живет и работает в Москве
 
Ордер
Инсталляция
Осуществлена в Открытой галерее, Москва
Номинирована членом Экспертного совета Анной Толстовой
«Ордер» представляет собой «пустое, чистое пространство, в котором ничего нет». Только на стенах оставлены следы времени– контуры висящей или стоящей мебели, картин, предметов обстановки. Постепенно зритель начинает понимать, что попал в бывшую квартиру: он различает спальню со следами кровати, тумбочек и т.д.; гостиную с диваном, висящей шкурой медведя и прочей мебелью; комнату пожилого человека – со следами икон, часов, ковриком над кроватью; обставленную кухню; мастерскую музыкальных инструментов; коридор с висевшим телефоном, окруженный написанными на стене уже несуществующими номерами. Всюду видны остатки оборванной электропроводки (провода из веревки, изоляторы- отливки из гипса); гвозди, крюки, веревочки, проволока, на которых держались полки, зеркала, картины. На бледно-серые стены Открытой галереи были нанесены белые контуры бывшей обстановки, сочетание этих цветов предало перламутровую иллюзорность этой инсталляции. Многозначное название выставки «Ордер» отвечает буквально всем значениям: это «ордер на арест», «ордер на квартиру», «архитектурный ордер», «ордер как порядок». Витас Стасюнас.
 «Ордер» одновременно зрелищен и нонспектакулярен, являет целостный визуальный образ и оказывается тщательно выстроенным нарративом, звучит современно и погружен в историю, использует самые традиционные средства, вроде живописи и скульптуры, и при этом является нематериальной инсталляцией, трансформирующей чистое пространство в чистое время".  Наталья Тамручи.

4. Творческое объединение «Куда бегут собаки»
Было образовано в 2000 году в Екатеринбурге.
Владислав Булатов
Родился в 1975 году в Свердловске
Живет и работает в Санкт-Петербурге
Наталья Грехова
Родилась в 1976 году в Каменске Уральском
Ольга Иноземцева
Родилась в 1977 году в Ялуторовске
Алексей Корзухин
Родился в 1973 году в Свердловске
Живут и работают в Екатеринбурге

Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта
Перформанс
Осуществлен в рамках выставки «Город-порт: здесь моря нет» в Уральском филиале ГЦСИ
Номинирован членои Экспертного совета Алисой Прудниковой
Нам кажется вполне вероятным, что интерес к множествам проснулся в голове маленького Бенуа Мандельброта, когда он смотрел на свою бабушку, вяжущую ему носок, и его поразило то, что, по мере увеличения объема вязания, буквально из пустоты возникает форма, повторяющая очертания его ноги.
Перформанс представляет собой многочасовой процесс вязания приглашенным перформером (любая типажная бабушка) по схеме для вязания крючком. Схема сгенерирована по 2-м параметрам (C+O), составляющим множество Мандельброта. Провязывая ряд за рядом, цикл за циклом, заполняя пространство, бабушка-перформер создает из двухмерной схемы 3-х мерные объемы (множество). Перформанс длился в течение всей работы выставки (16 дней, с 12.00 - 20.00)
. Группа «Куда бегут собаки»
Вязание сродни магии. И потому что позволяет созидать новые вещи, и потому что как процесс уподобляет вяжущего тому, от кого зависит порядок в мире, в хранителя размерности, ритма, связности и структурности мира. Поэтому целью вязания может быть и множество. Множество Мандельброта – из тех сфер математики, которые обычному уму неподвластны. Если это множество представить геометрически, получится своеобразная фрактальная структура. Цель вязания множества двояка: создавая полотно, структура и форма которого выводятся из формулы множества Мандельброта, вязальщица представляет сам процесс. В этом процессе, более понятном, наглядном, чем математические абстракции, связь между жизнью и математикой можно сделать явственной, а сложные абстрактные понятия и формулы представить как выводимые из чувственной жизни, не менее сложной и непонятной. Марина Соколовская.

5. Группа «МишМаш»
Михаил Лейкин
родился в1968 году в Волгограде
Мария Сумнина (Митурич-Хлебникова)
родилась в 1977году Москве
Живут и работают Москве

Геопсихоизометрическая экспертиза города Екатеринбург
Проект
Осуществлен в Екатеринбурге
Номинирован Уральским филиалом Государственного центра современного искусства Тысячи раз в своей жизни горожанин проходит мимо одних и тех же мест - отпечатываясь в памяти, они формируются в устойчивые идиоматические образы, представляющие среду обитания.
В контексте советского и постсоветского городского хозяйства значительная часть этих визуальных идиом имеют узнаваемый характер на всей территории РФ - так, личные субъективные образы становятся общими.
Мы не бывали в Екатеринбурге. Поэтому попросили куратора Свету Усольцеву подобрать фотографии типичных с её точки зрения деталей, фрагментов, цветовых сочетаний. Нашей задачей было создать каталог этих визуальных идиом.
Из опыта психогеографов мы знаем: «город говорит с нами языком абстракции». Мондриан, взлетев над Голландией увидел свои картины на полях тюльпанов - мы взлетаем над торцами панельных домов, ступенями в подъезде, стеклянными цилиндрами бизнесцентров, над завитками историзмов.
Эта серия геометрических абстракций «с натуры», сделана красками, которыми пользуются коммунальные службы.
Роль первого интерпретатора субъективной знаковой системы Екатеринбурга мы поручили развесчику-екатеринбуржцу: он без наших инструкций смонтировал эту инсталляцию, собрав из "элементарных частиц" свой город, до зрителя пройдя первую ступень интерпретации.

Группа «МишМаш»

Номинация «КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ»:

1. Виктор Мизиано
Родился в 1957 году в Москве
Живет и работает в Москве

Невозможное Сообщество
Выставка
Осуществлен в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств, Москва
Номинирован кафедрой ВИИ Российского Государственного гуманитарного университета
Масштабный выставочный проект, который стремится подвести итог многолетней дискуссии о проблеме сообщества, и посвящен проблемам коммуникации и различным формам социального взаимодействия. Объединил 35 российских и зарубежных художников, многие из которых в Москве выставляются впервые. Выставка - результат исследовательской работы, проведенной ММСИ в сотрудничестве с Виктором Мизиано. Исходно выставка была задумана как монографическая выставка художественной группы Escape, призванная отметить десятилетие их творческой деятельности. Возникшая в Москве в 1999 г в составе В. Айзенберга, А. Литвина, Б. Мамонова и Л. Морозовой, эта группа стала характерным явлением художественной жизни на сломе двух десятилетий. Реляционное и диалогическое искусство художников группы предопределило, что юбилейная выставка для них, - это не столько повод показать свои работы, сколько - вернуться к широкому обсуждению тем и проблем, занимавших их многие годы. Идея выставки в осмыслении того возможны ли сегодня альтернативные программы и социальные ниши. Возможно ли выстроить автономные зоны подлинного общения. Возможно ли в эпоху омассовленной коммуникации вести разговор адресно, интимно, исповедально. Составной частью проекта является издание "Хроники программы ESCAPE", книги каталога "Невозможное сообщество" а также "Глоссария" основных понятий и "Антологии текстов по проблемам искусства взаимодействия. Юрий Аввакумов.

2. Олеся Туркина
Родилась в 1961 году в городе Козельск
Живет и работает в Санкт-Петербурге

Некрореализм
Выставка
Осуществлена в Московском музее современного искусства
Номинирована членом Экспертного совета Анной Толстовой
Радикальное движение некрореализм возникло в Ленинграде в начале 1980-х годов. Умирающая идеология стала питательной средой для нового движения. Некрореализм переворачивал узаконенное в социалистическом реализме отношение к смерти, как к единственно возможной героической «смерти за Родину». Основателем движения стал Евгений Юфит. Первыми произведениями группы были постановочные фотографии с использованием «зомби грима» и спонтанные перформансы. Некрореализм был рожден социальным протестом, любовью к абсурдизму, черному юмору и учебниками по судебно-медицинской экспертизе. Своеобразным прологом к выставке послужили страницы из «Атласа судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана, ставшего основным иконографическим источником для некроживописи. Движение некрореализм выросло из перформанса и независимого кино, поэтому через весь музей как «срезки» из кинокадров шли киноматериалы Юфита, начиная с его ранних короткометражных фильмов, снятых на основанной режиссером «Мжалалафильм» студии. Экспозиция каждого этажа начиналась с «некрометода» (В. Кустова), основанного на переосмыслении существующих в культуре образов умирания. У каждого этажа был свой образ и название - еловый, березовый, ольховый и осиновый - благодаря использованию в экспозиции той или иной породы дерева. Некрореализм зародился в конце тоталитарной идеологии, в предчувствии ее близкой смерти, доведя до патологии основные ее ценности.
Олеся Туркина.

3. Марина Звягинцева
Родилась в 1963 году в г.Жуковский, Московская область
Юрий Самодуров
Родился в 1951 году в Москве
Живут и работают в Москве

Спальный район. Открытый урок
Public-art проект, аудитория около 2500 чел.
Тотальная инсталляция на всех этажах школы
Мастер-класс современного искусства для учащихся, учителей, родителей и жителей спального района
Около 200 экспонатов
2 недели параллельно с учебным процессом
Номинирован ГЦСИ
Зачем?
- заполнить важный пробел в школьном образовании
- преодолеть культурный вакуум спальных районов
- показать произведения современного искусства тематически связанные с контекстом деятельности учреждения и вступающие в спор и перекличку с привычными для него эстетикой и представлениями
Участники:
Группа «АВС» Антошина сёстры Арендт Блажнов Братков Бродский Броше Василовская/Редькина Врубель Гарикович Гороховский Горшков Данильцев Дьяков Елагина/Макаревич Ефимов Программа «Escape» Звездочетов Звягинцева Злотников Караева Катран Кажлаев Кацнельсон Китуп Лебедев Ломаско Мамонов Митенев Новикова Панкин Перевезенцев Полисский Потапов Группа «Пульсарт» Рыбак Савко Группа «Синие носы» Ситников Смоляр Соков Сохранский Стасюнас Татаринцевы Тишков Трубецков Трямкин Группа «Фемида» Флауерс Фурман Чернов Чиркин/Подкидышев Чуйкова Шелковский Ученики ЦО №109 под руководством Кармазина.

4.Андрей Смирнов
Родился в 1956 году в Москве
Любовь Пчелкина
Родилась в 1973 году в Брянске
Живут и работают в Москве

Поколение Z. Пионеры музыкальных технологий России 1910-1930-х
Выставочный проект
Осуществлен в Государственном Политехническом музее, Москва
Номинирован Московской консерваторией
Выставочный проект «Поколение Z» посвящен поколению забытых первооткрывателей экспериментальных музыкальных технологий, опередивших время на десятилетия. В России начала 1920-х "вертикаль" государственной системы рухнула, уступив место "горизонтали" творческих сообществ, культуры, содержанием которой стало поразительное творческое новаторство. Реконструируя эту культуру, экспозиция становится зеркалом, в котором современные звуковые художники узнают точное отражение новейших мультимедийных технологий. Момент понимания рождает творческий драйв. Экспозиция выстроена как своеобразный гипертекст, облегчающий восприятие зрителем структурных взаимосвязей изобретений и судеб, утопий и антиутопий, реальности и иллюзий. Материал выставки разрушает рамки традиционных взглядов на то, что является предметом музыкальной культуры, включая темы, казалось бы, совершенно посторонние – от научной организации труда до межпланетных полетов. На выставке в разделах «Биомеханика», «Проекционизм», «Звуковые машины», «Лаборатория слуха», «Графический звук», «Лев Термен», «Институт ГИМН», «Гибель Утопии» представлены сотни оригинальных рукописей и десятки кинодокументов из частных и государственных архивов, а также уникальные инструменты 1920-30-х и их интерактивные реконструкции.

5. Екатерина Деготь
Родилась в 1958 году в Москве
Давид Рифф (David Riff)
Родился в 1975 году в Лондоне
Живут и работают в Москве
Иоанна Мытковска (Joanna Mytkowska)
Родилась в 1970 году в городе Познань, Польша
Живет и работает в Варшаве

Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства
Выставка, образовательная и дискуссионная программа
Осуществлена в Центре культурно-делового сотрудничества «Белые палаты на Пречистенке», Москва
Номинирована членом Экспертного совета Еленой Яичниковой
Проект «Аудитория Москва» представлял собой выставку в сочетании с постоянно действующей в течение месяца школой для молодых художников и дискуссионной платформой, призванной заполнить недостаток в Москве публичного пространства и обсуждения общественных проблем. В концепции «Аудитории Москва» говорилось: «Москва, с ее 14 миллионами жителей и 101 миллиардером, - крупнейший и, вероятно, самый противоречивый город Европы. Город становится все более глобально интегрированным, но одновременно все больше изолируется от остального мира, рискуя стать провинциальным мегаполисом. Отсутствие публичности – в прямом и переносном смысле – корень проблемы. Но в последнее время люди начали понимать, что гражданское общество не создается на базе кинотеатров, шопинг-центров и модных кафе, - и не на базе московских художественных институций, которые точно так же ориентированы на пассивно-агрессивное потребление.»
Проект отразил атмосферу в обществе перед самым началом зимних протестных движений в России и в определенной степени способствовал консолидации художников и кураторов, которые затем в этих протестах выступили. В Аудитории Москва показывались и обсуждались работы Яэль Бартана, Артура Жмиевского, Якова Каждана, Збигнева Либеры, Фила Коллинза, Ольги Чернышевой и других авторов.

Екатерина Деготь

Номинация «ТЕОРИЯ. КРИТИКА. ИСКУССТВОЗНАНИЕ»
1. Олеся Туркина
Родилась в 1961 году в городе Козельск, Калужская область
Живет и работает в Санкт-Петербурге
Нелли Подгорская
Родилась в 1962 году в Тбилиси, Грузия
Живет и работает в Москве

Некрореализм
Каталог выставки. Издательская программа Московского музея современного искусства, Москва, издательство Maier, 2011. – с. 256, ил.
Номинирован Московским музеем современного искусства
Издание приурочено к одноимённой ретроспективной выставке, прошедшей в Московском музее современного искусства в рамках IV Московской биеннале современного искусства в 2011 году. Некрореализм – радикальное творческое объединение, возникшее в Ленинграде в начале 1980-х годов. Это движение зародилось в предчувствии близкого крушения тоталитарной идеологии и довело до патологии её основные ценности – прежде всего, отношение к смерти. Книга представляет собой первое масштабное исследование этого парадоксального художественного течения, которое неоднократно привлекало внимание исследователей и зрителей, но до сих пор не получило всестороннего научного освещения. Эта книга впервые представляет искусство некрореализма с такой степенью подробности и включает не только каталог выставки, но и аналитические статьи международного коллектива авторов, подробные творческие биографии художников, хронику движения и обзор основных выставок, обширный корпус архивных материалов и библиографию. Издание помещает некрореализм в широкий мировой художественный контекст и находит этому течению достойное место в истории современного искусства.

2. Ольга Шишко
Родилась в 1967 году в Москве
Живет и работает в Москве

Расширенное кино Expanded Cinema
Каталог-исследование. Издание Центра культуры и искусств «МедиаАртЛаб», Московского музея современного искусства и Центра современной культуры «Гараж» . Печать ООО «АРт Гид», Москва, 2011, 200 с., илл.
Номинирован Фондом поддержки и развития искусства "АЙРИС"
Издание посвящено вопросу пересечения пространств современного изобразительного искусства и кинематографа – теме, ставшей особенно актуальной сегодня, когда видеохудожники завоевывают награды ведущих кинофестивалей планеты, а кинематографисты с энтузиазмом участвуют в биеннале и других художественных проектах, экспонируя свои работы в музейных и галерейных пространствах.
Сходствам и различиям кино- и художественного языка, форм, способов экспонирования и взаимодействия со зрителем посвящены представленные в сборнике статьи ведущих зарубежных и отечественных искусствоведов и теоретиков медиа-культуры. Помимо теоретической части каталог включает в себя описания ключевых работ этой тематики, видео и кино- и звуковых инсталляций, ставших частью одноименной экспозиции, представленной в 2011 году в Московском Музее современного искусства и Центре современной культуры «Гараж» в рамках программы «Медиа Форум» Московского Международного Кинофестиваля.
Издание продолжает серию публикаций «Медиасознание, медиакультура, медиатехнология» Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» о медиа-культуре и является ключевым в осмыслении современного состояния видео-арта, исследуя его современные границы и возможности.

3. Андрей Фоменко
Родился в 1971 в городе Сургут, Тюменская область
Живет и работает в Санкт-Петербурге

Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства
Книга. Санкт-Петербург: изд-во СПГУТД, 2011. - 204 с. ISBN 978-5-7937-0617-9
Номинирована Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии
Книга посвящена советской авангардной фотографии 1920 – 30-х годов, которая рассматривается в контексте трансформации модернизма и перехода его в жизнестроительную фазу. Работая с конкретным материалом, Фоменко выходит на важные обобщения, касающиеся сущности модернистского искусства и эволюционных процессов, благодаря которым в разные периоды на первый план выдвигались разные аспекты фотографической техники, соответствовавшие актуальным задачам авангарда. Данный подход отражен в структуре книги: от исследования предпосылок валоризации фотографии в модернистском искусстве автор переходит к описанию поэтики фотоавангарда, а завершается работа глубоким анализом взаимоотношений между поздним авангардом и официальным искусством сталинского периода. В ходе исследования автором формулируется единая теория развития авангардного искусства, в которой акцентируется значение фотографической техники и установки на ее инструментальное использование. Другая важная особенность книги состоит в том, что она весьма продуктивно вводит в оборот идеологическую и теоретическую составляющую производственного искусства - тексты Арватова, Чужака, Третьякова, Кушнера, которые оказываются актуальными по сей день. В книге преодолевается «раскол» между морфологическим и социологическим подходом и вырабатывается методология, адекватная своему предмету – авангардному движению, действующему на пересечении искусства, политики и технологий.
Дмитрий Спивак, директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии

4. Олег Фролов
Родился в 1983 году в Москве
Живет и работает в Москве

Журнал Популист
Журнал, Издание печатается на бумаге цифровым методом печати, Москва, 2010-2011
Выходит один раз в два месяца
Объем: 30-40 полос
Номинирован галереей ОФИС
"Популист" - периодическое тематическое издание, цель которого - обеспечить широкую зрительскую аудиторию инструментами анализа искусства, независимыми от интересов узкого круга академического искусствознания и арт-тусовки. С декабря 2010 вышло 5 номеров. Искусство рассматривается как сумма разнообразных практик, на примере которых можно говорить о самых разных сторонах современной жизни. Особое внимание уделяется подробным интервью с иностранными художниками, чьи идеи до сих пор не получили надлежащего освещения в Москве. Опубликованы интервью с художниками: Сильви Флери, Питером Хэлли, Сарой Чарльзворт и др.
Параллельно существует блог populistmag.com - в нем среди прочего публикуются превью статей и небольшие интервью с авторами журнала - который помогает оперативно реагировать на новости мира искусства, например, заранее рассказывать о художниках, едущих с выставками в Москву.
В планах: печать полностью двуязычного русско-немецкого журнала и создание международного коллектива авторов, что будет созвучно современному транснациональному миру искусства. С весны 2012 будут устраиваться дискуссионные вечера с авторами журнала.

5. Евгения Кикодзе
Родилась в 1967 году в Тбилиси
Нелли Подгорская
Родилась в 1962 году в Тбилиси, Грузия
Живут и работают в Москве

Космос Юрия Злотникова
Научное издание. Издательская программа Московского музея современного искусства, издательство MAIER, Москва, 2011, 240 с, илл.
Номинирован Московским музеем современного искусства
Каталог Ю.С. Злотникова представляет собой издание, ориентированное на историческое исследование, которое более глубоко и разносторонне, нежели чем в обычном каталоге персональной выставки, рассматривает феномен творчества художника. Он структурирован по аналогии с чередованием эстетических предпочтений и идейных исканий Злотникова, но каждый раз контекстом этих поисков выступает широкий срез отечественной и мировой культуры.
В 1950-е годы это разоблачение мертвых штампов соцреалистической картины и реабилитация модернистской живописи, на рубеже 1950-х - 1960-х - расцвет точных наук и реабилитация кибернетики, затем поворот к практике соединения искусства и производства, антропологические исследования, в 1970-х это возвращение к абстрактному искусству на новом этапе, через "средиземноморские" этюды, в 1980-е - влияние постмодернизма и нео-экспрессионизма, на рубеже столетий - исследования возможностей серийного проекта.
Таким образом, на примере творческого пути одного из самых выдающихся авторов русского современного искусства представлена одна из траекторий развития абстрактной живописи второй половины 20 века.

Номинация «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

1. Роман Коржов
Родился в 1964 году в Самаре
Неля Коржова
Родилась в1963 году в Самаре
Живут и работают в Самаре

IV Ширяевская биеннале «Чужестранцы: между Европой и Азией»
Биеннале
Осуществлена в селе Ширяево и Самаре
Номинирована Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства
Выбор темы продиктован конфликтными настроениями в различных слоях общества и неоднозначной позицией феномена contemporary art в нем.
Все вдруг стали друг другу «чужими».
Несмотря на то, что современное искусство активно внедряется на различных уровнях жизни, для большинства людей оно осталось явлением чужестранным.
Умение адептов СИ сомневаться во всем и в первую очередь в себе самих, но осознать постоянную изменчивость, как новую константу, это попытка перевоплощения без разрушения себя.
Сам по себе опыт небольшой группы носителей новых ценностей, вступающих на территорию «заповедников», табуированных острой приверженностью к традиции фольклора и советского прошлого, причудливо сросшимся «ново русским» укладом, дарит зрителю опыт позитивного исследования
Основной программой Ширяевской биеннале является «творческая лаборатория» - проживание и работа художников в селе Ширяево и «Номадическое шоу» - заключительная презентация созданных произведений в пространстве местности.
В 2011 году художниками из России, Германии, Франции, Швеции, Эстонии и Казахстана было создано 28 произведений.
Ширяевская биеннале это авторский проект Нели и Романа Коржовых, которые являлись его кураторами и организаторами с 1999 года.

2. Евгений Стрелков
Родился в 1963 году в городе Тавда
Живет и работает в Нижнем Новгороде
Андрей Суздалев
Родился в 1973 году в Москве
Живет и работает в Москве

ИЛЛЮЗИОН.
ОТ ЯРМАРОЧНОГО АТТРАКЦИОНА К МЕДИАИНСТАЛЛЯЦИИ
При участии Государственного Политехнического музея, Фонда Политехнического Музея и фонда «Культурная столица Поволжья»
Осуществлен в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства, Арсенал, Нижний Новгород
Номинирован Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства
Проект «Иллюзион» посвящён художественному анализу роли ранних оптических медиа в формировании современной визуальности. Выставка объединила старинные приборы из фондов Государственного Политехнического музея (Москва) и медиаинсталляции современных художников, многие из которых были специально созданы в рамках проекта. Сопоставление музейных рариретов и произведений современного искусства позволяет глубже почувствовать суть современной визуальной коммуникации, а также роль тех принципов и приёмов, которые были заложены в конструкции первых аппаратов воспроизведения образов. Существовавшие некогда в качестве аттракциона – на ярмарке, в театре-варьете или даже в церкви, – эти медиа со временем расширили возможности человеческого восприятия, сформировав новые коммуникационные пространства, новые форматы и новые языки.
Однако, эти аттракционы не из тех, что живут при ярком свете дня, они скорее сродни шатрам гадалок, спиритическому сеансу или кунсткамере. Являясь предтечами эпохи индустриального производства грёз, эти «авторские технологии» в то же время по духу оказываются близки и созвучны медиаработам современных художников.
Принимая концепцию Маршалла Маклюэна о том, что все наши технологии – суть внешние расширения человека, мы можем понять и знаменитый постулат: «медиа уже сами по себе есть сообщения» – метафоры, осуществляющие перенос/перевод нашего живого опыта из одной формы в другую. И художник в данном случае является тем специалистом, который готов заняться расшифровкой и прочтением этих сообщений.
В выставке приняли участие: Владислав Ефимов, Валерий Корчагин, «Куда Бегут Собаки», Игорь Макаревич, Николай Селиванов, Евгений Стрелков, Андрей Суздалев, Леонид Тишков.

3. Ксения Федорова
Родилась в 1982 году в Магнитогорске
Живет и работает в России и Cанс-Франциско
Технологии в фокусе искусства: очарование и вызов
Выставка
Осуществлена в ЭКСПО- Екатеринбург
Номинирована Уральским филиалом Государственного центра современного искусства

Искусство с использованием технологий – одно из наиболее актуальных и перспективных направлений современной мировой культуры. Образы, вдохновленные технологиями, визуально эффектны и приглашают к тесному эмоциональному контакту, но каждое подобное взаимодействие – это не столько удовольствие от игры, сколько повод обратить внимание и по-новому задуматься о себе и окружающих реалиях. Выставка предложила качественную модель объединения проектов, представляющих самые разные подразделы медиа искусства – от интерактивных иммерсивных инсталляций и «чувствующих» объектов до робототехники и проектов на тему сетевой (интернет-) реальности. Среди экспонентов – признанные авторы из России, Германии, Австрии, Голландии, Франции и Швеции. Большая часть проектов была представлена в России впервые. Достойной внимания и амбициозной задачей выставки было также выявить и поддержать творческие поиски уральских авторов, чьи основные профессии далеки от искусства (программирование, инженерное проектирование, физика).
Выставка была проведена в рамках программы УФ ГЦСИ «Искусство. Наука. Технологии», цель которой – развитие техно-емкого искусства на основе обширной научно-технологической базы Урала.

4. Николай Алексеев
Родился в 1986 год в Воронеже
Илья Долгов
Родился в1984 год в Воронеже
Живут и работают в Воронеже

Руины утопии
Выставка
Осуществлена в галерее Х.Л.А.М., Воронеж, в рамках I Международного платоновского фестиваля
Номинирована Воронежским центром современного искусства
Художники из Москвы и Воронежа обращаются к теме исторического авангарда, его методов и эстетики. Связующим звеном между утопией авангарда начала ХХ века и современным искусством становится неумелое, прямолинейное и поэтому несколько провокативное повторение стратегий. Современное искусство практически постоянно заимствует вещи и образы повседневной жизни. Руководствуясь стремлением авангарда растворить искусство в жизни, художники проведут эксперимент: возьмут произведения современного искусства и попробуют их поместить в утилитарный контекст. Объект из ДСП попытается стать полкой. Скульптуры из книг – настольным чтением. Видеоарт – окном на улицу. Абстрактные металлические скульптуры – вешалкой. Экспрессионистская бетонная статуя – домашним питомцем. Живопись вернется из музейного контекста в декоративный. В пространстве галереи появляются объекты, скульптуры, ассамбляжи, живопись и графика, составляющие жизненное пространство некоего предполагаемого, но отсутствующего обитателя.
Среди участников выставки – лауреат конкурса «Инновация-10» Арсений Жиляев, Надежда Бушенева, воронежские художники Николай Алексеев, Иван Горшков, Илья Долгов; слушатели «Курса молодого художника ВЦСИ» Илья Бланкет, Жанна Маленко, Надежда Титова.
Николай Алексеев, Илья Долгов

5. Ева Гожондек
Родилась в 1957 году в Варшаве
Стах Шабловски
Родился в 1973 году в Варшаве
Живут и работают в Варшаве
Ирина Чеснокова
Родилась в 1965 году в п. Змиевка, Орловская область
Евгений Уманский
Родился в 1961 году в Нижнем Тагиле
Живут и работают в Калининграде

АНКЛАВ
Международный художественный проект
Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (Калининград, Россия) совместно с Центром современного искусства «Уяздовский Замок» (Варшава, Польша).
Осуществлен в Калининграде и Варшаве
Номинирован Балтийским филиалом ГЦСИ
Целью проекта является художественное исследование сложной и многообразной реальности Восточной Европы, в особом контексте применительно к Калининграду – российскому анклаву, окружённому территорией Евросоюза. Калининград является особым случаем в рамках политических реалий Восточной Европы, географии её памяти и идентичности. Авторам предлагалось художественно интерпретировать город, создав альтернативную карту территории, на которой были бы отражены переплетения истории города и нарративов различных народов, пласты памяти и материальные свидетельства присутствия в этом месте иных культур, политических систем и экономических порядков. Проект объединяет работы польских и калининградских авторов на тему реальности, очерченной понятием «анклав». Предметом выставки выступают не только произведения, затрагивающие географическую и историческую специфику места, но также художественные практики, работающие с вопросами изоляции, вынужденного и добровольно одиночества и оторванности. Приглашенные польские авторы на протяжении месяца работали в Калининграде в формате «арт-резиденции», знакомясь с уникальным контекстом места.

Номинация «НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ»
1. Таус Махачева
Родилась в 1983 году в Москве
Живет и работает в Москве

Быстрые и неистовые
Проект: видео, 21 мин 6 сек, фотографии
Осуществлен в Махачкале, демонстрировался на выставке «Переписывая миры», 4 Московская биеннале современного искусства, основной проект, Центр дизайна ART PLAY, Москва
Номинирован членом Экспертного совета Еленой Яичниковой
В работе «Быстрые и неистовые» Таус Махачева рассматривает ряд социальных изменений, связанных с особенностями функционирования медиа в современном мире, погружаясь в субкультуру стритрейсеров (уличных гонщиков), которые устраивают несанкционированные соревнования на новом скоростном шоссе, соединяющим город Махачкалу (Республика Дагестан) с аэропортом. Каждую субботу с 12 до 3 часов ночи одетые «в черное» мужчины собираются в заранее оговоренном месте, чтобы поучаствовать или посмотреть на гонки. Пассивное или активное участие в нелегальных заездах автоматически становится знаком принадлежности к «эксклюзивному», закрытому сообществу и символически наделяет его членов характеристикой «настоящий мужчина». Для «настоящего мужчины» машина – продолжение его самого, и подтверждением этому может считаться особое внимание стритрейсеров к дизайну и техническому совершенствованию автомобиля. Чтобы быть принятой сообществом, Таус Махачева тоже «тюнингует» свою машину - покрывает внедорожник чехлом, сшитым из найденных на барахолках старых советских шуб. Несмотря на то, что гонка, в которой планировала участвовать художница, не состоялась, артистическое вмешательство в городскую среду произошло. В зоне напряжения между постановочной фотографией и документальным видео задается вопрос о возможности быть свободным от идеологизированных и навязанных медиа-образов.
Алексей Масляев

2. Валерий Чтак
Родился в 1981 году в Москве
Живет и работает в Москве

Только правда
Инсталляция: холст, акрил
Осуществлена в Москве
Номинирована Центром современного искусства ВИНЗАВОД
Чтак – действительно свой человек. Играет по своим правилам, живет по своему режиму (питается единственно кока-колой), и пишет картины которые... даже не знаю как объяснить, но может не нужно? Может, это именно тот характер – сам факт, что не нужно объяснять - который определяет его творчество? Его картины с текстом, но этому тексту не нужно читателя. Никого не нужно. Текст так и существует. Читать, понимать – это далеко не главное. Главное - понимать его чувства, понимать, что художник использует язык как объект. Хотя, это не совсем так. Чем больше смотришь, тем больше видишь. Есть какая- то логика. Например, художник использует те только языки, которые читаются: финский, польский, сербский. Образы такие же - чайные ложки, дома, какие-то звонки. Вещи, которые раньше были иллюстрациями в какой-то рекламе; а теперь уже нет таких реклам, никому особенно не нужны эти вещи. То есть, кому-то нужны, но не особенно. А потом.. Раушенбег? Бойс? Откуда такие славные имена? Как будто бы почти все что-то значит.
Кейт Саттон

3. Александр Гронский
Родился в 1980 году в Таллинне, Эстония
Живет и работает в Риге, Латвия

Пастораль
Серия фотографий
Осуществлена в Москве, демонстрировалась в галерее Фотографер.Ру, Москва
Номинирована Центром современного искусства ВИНЗАВОД
Практически всю свою новую серию Гронский снимал в окраинных парках Москвы – местах, сохраняющих ощущение природы, или недовозделанности, заброшенности – островках зелени между сплошных новостроек. Сюда люди ходят гулять, выпивать, выгуливать собак и осуществлять прочую деятельность, связанную с природой. Этот пасторальный эскапизм горожан для Гронского превращается в персональное путешествие к сердцу тьмы. Одна из тем, проходящих красной нитью сквозь все проекты Александра – окраина как «ничья земля», поле трансформации и взаимного воздействия двух эстетически и морально чуждых друг другу систем. В серии «Граница» это были город и не-город, в серии «Меньше одного» – исчезающее различие между «заселенным» и «диким». Противостояние систем порождает хаос, эстетический ноль. Гронский не то что дегуманизирован – он антропологичен, и судит о наблюдаемых им людях и их жизни как приезжий ученый о туземцах на далеком острове. То есть анализирует следы их жизнедеятельности. Диалектически противоположности смыкаются, и абсолютный ноль порождает новую эстетику: таков путь Гронского. «Главный герой фотографии – тот, кто на нее смотрит» - заявляет Гронский.: Это – предложение отвлечься от всего, что знает зритель, и идти путем диалога, отказа от привычных схем прочтения произведения; новое видение необходимо зрителю в первую очередь для понимания самого себя и окружающего мира.

4. Роман Мокров
Родился в 1986 году в городе Электроугли
Живет и работает в городе Электроугли

Бесконечная история
Видео, 6 мин. 44 сек.
Осуществлено в Москве
Номинировано Институтом проблем современного искусства
Человеческая жизнь… Что это? Движение по течению или против него? Стремление или пассивное следование? Поиск или безразличное принятие? Что это… каждый день человеческой жизни — это преодоление. Для кого-то это преодоление выглядит как один шаг через дырку в заборе, для кого-то — шаг через собственную слабость, тела или характера. Один шаг, одно преодоление. Одно преодоление — каждый день. Бесконечное движение… вот что такое человеческая жизнь.
Роман Мокров
Роман Мокров — молодой, думающий, экспериментирующий художник. Легко погружаемый в социальную среду изучаемых им персонажей — от молодежи из пригорода до маргинальных групп. Автор выступает не столько коллекционером мгновений, сколько в роли составителя сборника афоризмов и коротких притч, в которых локальная специфика выявляет универсальные проблемы нашего времени.

5. Анастасия Рябова
Родилась в 1985 году в Москве
Алексей Булдаков
Родился в 1980 году в Костроме
Живут и работают в Москве

AttentionWhores
Видеоинсталляция
Осуществлена в XL-галерее, Москва
Номинирована членом жюри Ириной Горловой
Attentionwhore это тщеславный человек. В сети это те, кто занимаются троллингом или перепостом. Каждый ничтожный повод мы расцениваем как потенциально информационный. В нашем видео условно повод этот - мусор, а система репрезентации это кино-хичкоковский crash-zoom. Наши симпатии, конечно, на стороне совсем ничтожной ерунды, той, которой ничего не светит.
Алексей Булдаков:
При помощи приема, который мы используем, хотелось сделать акцент на том, что все кажущееся ничтожным и незначительным неожиданно может стать очень важным, а иногда ключевым. Используя формальный прием, призванный производить саспенс, мы достигаем комического эффекта. Это буря в стакане, микро-катарсис из ничего.
Анастасия Рябова:
На двух экранах – большом и совсем маленьком под тревожную музыку демонстрируются привычные виды городского ландшафта. Приготовившись созерцать очередное неспешное погружение в реальность, зритель с удовольствием обнаруживает, что весь ряд составлен из коротких кино-саспенсов, где каждая музыкальная фраза, нагнетая внимание, неожиданно заканчивается ярким финалом. В фокусе оказываются - дырка в стене, застрявший среди веток пластиковый пакет, кусок трубы, перевернутое пластмассовое ведро, трещина на стекле, машина под снегом и прочих никем не замечаемых незначительных мелочей.

Учредители конкурса:
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Центр современного искусства
Цели конкурса:
Стимулирование и поддержка деятельности мастеров культуры, работающих в области современного визуального искусства, а также выявление основных творческих достижений и привлечение внимания широкой общественности к основным процессам в отечественном актуальном искусстве.
Право выдвижения авторов проектов и произведений для участия в конкурсе принадлежит:
Министерству культуры Российской Федерации;
органам управления культурой регионов России;
творческим союзам России, государственным, общественным и некоммерческим организациям, работающим на территории России в области современного искусства;
членам Оргкомитета, Экспертного совета и Жюри.
Основным критерием оценки проектов
является соответствие проектов и деятельности номинантов новейшим концепциям, стратегиям и тенденциям современного искусства
Конкурс проводится по пяти номинациям:
1) Произведение визуального искусства
2) Кураторский проект
3) Теория, критика, искусствознание
4) Региональный проект современного искусства
5) Новая генерация (для художников до 35 лет)
В указанных конкурсных номинациях рассматриваются произведения и проекты российских авторов, а также совместные проекты российских и зарубежных авторов.
Еще по двум номинациям: «За творческий вклад в развитие современного искусства» и
«За поддержку современного искусства России» Жюри конкурса объявляет лауреатов на внеконкурсной основе.
Оргкомитет конкурса присуждает следующие премии:
В номинации «Произведение визуального искусства» - 800 000 рублей;
В номинации «Кураторский проект» - 500 000 рублей;
В номинации «Теория, критика, искусствознание» - 500 000 рублей;
В номинации «Региональный проект современного искусства» - 400 000 рублей
В номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» - 600 000 рублей
В номинации «Новая генерация» - 200 000 рублей
В номинации «За поддержку современного искусства России» вручается почетный приз и диплом.
Лауреаты всех семи номинаций получают специальные призы и дипломы. Номинанты конкурса также получают дипломы.
Специальный приз конкурса в номинации «Новая генерация» будет присужден Французским посольством. Победителя определит член Жюри Марк-Оливье Валер. Призом станет стипендия: поездка на 3 месяца в «Cité des arts» (Париж). Прием победителя будет осуществлен Французским институтом.

VI ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) - за 2010 год>

V ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) - за 2009 год.

 IV ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) - за 2008 год
<<ИННОВАЦИЯ 2007>

<<
ИННОВАЦИЯ 2006>

<<
ИННОВАЦИЯ 2005>

Состав Оргкомитета
Всероссийского ежегодного конкурса на присуждение премии современного искусства «Инновация»


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ. 

АВВАКУМОВ ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ - архитектор, художник
АНДРЕЕВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА - куратор, ведущий научный cотрудник Государственного Русского музея
БАКШТЕЙН ИОСИФ МАРКОВИЧ - комиссар Московской международной биеннале современного искусства
ГОРЛОВА ИРИНА ГЕННАДИЕВНА - начальник отдела художественных программ ГЦСИ
ЗАХАРОВ ВАДИМ АРИСТОВИЧ - художник
КИКОДЗЕ ЕВГЕНИЯ ЭРГОВНА - куратор
КОНДРАНИНА ЕКАТЕРИНА  АЛЕКСЕЕВНА - куратор Мультимедийного комплекса актуальных искусств
КОСОЛАПОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - директор Центра современного искусства «М’АРС»
ОРЛОВА МИЛЕНА  ВЯЧЕСЛАВОВНА - заместитель заведующего отделом культуры газеты «Коммерсант»
ПАЦЮКОВ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - начальник отдела Экспериментальных программ ГЦСИ
ПРУДНИКОВА АЛИСА ЮРЬЕВНА -  директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства
ПЫРКИНА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА - руководитель программы  «Новая генерация» Государственного центра современного искусства
САЛАХОВА АЙДАН ТАИРОВНА -  художник, галерист
СЕЛИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА - куратор, галерист
ЦЕРЕТЕЛИ ВАСИЛИЙ ЗУРАБОВИЧ - исполнительный директор Московского музея современного искусства
ШИШКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА - директор Центра культуры и искусства «MediaArtLab»

ЖЮРИ.

Туркина Олеся Владимировна – куратор, ведущий научный
сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Бакштейн
Иосиф Маркович – комиссар Московской международной биеннале современногоискусства ,Бернадак
Мари–Лор - главный хранитель и начальник департамента современного искусства музеев Лувра (Париж),
Кестутис Кузинас – директор Государственного Центра современного искусства (Вильнюс), Берал Мадра –
критик, куратор, директор Центра современного искусства BM (Стамбул) , Нойвер Петер – директор
Museum Angewandte Kunst ( MAK) (Вена) , Прудникова Алиса Юрьевна - директор Екатеринбургского
филиала Государственного центра современного искусства (Екатеринбург)


ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

НА ПРИСУЖДЕНИЕ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО

ИСКУССТВА «ИННОВАЦИЯ»

1. Общие положения

1.1. Учредителями  Всероссийского ежегодного конкурса «Инновация» за творческие достижения в области современного искусства (далее – Конкурс) являются: Федеральное агентство по культуре и кинематографии (далее – Роскультура)  и Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный центр современного искусства» (далее по тексту -  ГЦСИ).

1.2.         Конкурс проводится в целях стимулирования и поддержки деятелей культуры, работающих  в области современного искусства,  выявления основных достижений в этой сфере культуры и привлечения внимания широкой    общественности    к процессам в отечественном актуальном искусстве.

1.3.         Конкурс проводится регулярно один раз год в марте-апреле по итогам прошедшего года.

1.4. Организационное и    материально   –  техническое обеспечение   Конкурса   осуществляет    ГЦСИ.

1.5.         Для проведения Конкурса формируется Организационный комитет (далее Оргкомитет), состав которого  утверждается приказом  Роскультуры.

1.6.         Символика Конкурса, логотип, макет буклета и дипломов, а также приз утверждаются Оргкомитетом.

1.7. Оргкомитет ежегодно объявляет об очередном Конкурсе «Инновация» в конце сентября года, по которому проводится Конкурс.

2. О работе Экспертного Совета и Жюри

2.1.         Для  отбора произведений  и  проектов  для  участия  в Конкурсе создается Экспертный совет.

2.2.         Экспертный совет ежегодно формируется ГЦСИ и утверждается Оргкомитетом.

2.3.         В состав Экспертного совета не могут входить члены Оргкомитета и Жюри.

2.4.         Для определения лауреатов Конкурса во всех номинациях создается Жюри из числа ведущих деятелей культуры России и мира, работающих в области современного искусства.

2.5.         Жюри ежегодно формируется ГЦСИ и утверждается Оргкомитетом.

2.6.         В состав Жюри не могут входить  члены Оргкомитета и Экспертного совета.

          2.7. Член Жюри или Экспертного Совета, работа которого выдвигается на соискание премии в любой номинации, выводится соответственно из состава Жюри или Экспертного Совета.  

 

3.  Условия проведения Конкурса.

3.1. Конкурс проводится по пяти номинациям:
1) Произведение визуального искусства;
2) Кураторский проект;    
3) Теория, критика, искусствознание;
4) Региональный проект современного искусства;
5) Новая генерация

          3.2. Еще по двум номинациям «За творческий вклад в развитие современного искусства» и  «За поддержку современного искусства России» Жюри Конкурса объявляет лауреатов на внеконкурсной основе.

3.3. Для участия в Конкурсе выдвигаются произведения и проекты российских авторов, а также совместные проекты российских авторов с зарубежными.

3.4. В номинации  «За поддержку современного искусства России» премия может быть вручена как российским, так и зарубежным государственным и общественным деятелям, организациям и частным лицам.

3.5 В номинации «Новая генерация» рассматриваются проекты авторов до 35 лет.

3.6. Выдвижение работ на соискание премии «Инновация» производится:  Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Федеральным агентством по культуре и кинематографии,  органами исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации,  творческими союзами, ассоциациями и иными некоммерческими организациями культуры, независимо от их организационно-правовых форм, в том числе общественными объединениями, а также членами Оргкомитета, Жюри и  Экспертного совета.

3.7. Один и тот же автор (авторский коллектив) может одновременно выдвигаться на Конкурс по 2  и более работам.

3.8. Авторский коллектив каждой работы не должен превышать 5 человек. Не допускается включение в состав соискателей лиц, осуществлявших в процессе выполнения работы только административные или организационные функции.

 Денежная часть премии авторского коллектива распределяется между награждаемыми в равных долях.

3.9. Авторы не могут выдвигаться на соискание премии посмертно, за исключением авторов, скончавшихся в тот год, по результатам которого проводится Конкурс, а также тех, кто входил в состав авторского коллектива.

3.10. Для   участия   в   Конкурсе    подается   заявка.  Срок предоставления заявок – не позднее 15 января каждого года.       Форма заявки-анкеты утверждается Экспертным Советом.

3.11. Из числа поданных на Конкурс заявок Экспертный совет отбирает не более 5 номинантов в каждой номинации. Окончательный список номинантов формируется не позднее 15 февраля каждого года.

3.12 Проекты и произведения демонстрируются после окончательного отбора Экспертным советом на выставке номинантов Конкурса  в марте-апреле каждого года.

3.13. Выбор лауреатов Конкурса осуществляется на заседании Жюри, которое проводится за один день до церемонии присуждения премий.

3.14. В исключительном случае, когда произведение, отобранное для участия в Конкурсе  в     первой  номинации,   по   организационным  и техническим причинам не может быть показано на выставке, Жюри в составе не менее 51% от общего списка выезжает непосредственно на место нахождения произведения.

3.15. Решения   о    присуждении   премий   за   победу    в   Конкурсе принимаются   голосованием   Жюри   простым   большинством голосов и оформляются соответствующим протоколом.

3.16. Жюри определяет лауреатов Конкурса во всех номинациях и имеет право не присуждать премию в любой из номинаций.

3.17. Жюри имеет право делить премии между авторами проектов и произведений.    Решение    Жюри окончательны и пересмотру не подлежат.  

            3.18. Решения Жюри оглашаются в торжественной обстановке  на специальной церемонии одновременно с вручением лицам, удостоенным премии, дипломов лауреата премии «Инновация»   и  специальных призов не позднее, чем через один месяц после закрытия выставки.

        3.19.         Каждому номинанту Конкурса вручаются дипломы.

        3.20. Оргкомитет конкурса присуждает следующие премии:

Премия в номинации «Произведение визуального искусства» -  в размере 200 000 рублей;

Премия в номинации «Кураторский проект» в размере  200 000 рублей.

Премия в номинации «Теория, критика, искусствознание» в размере 150 000 рублей;

Премия в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» 100 000 рублей.

Премия в номинации «Региональный проект современного искусства» 100 000 рублей.

Премия в номинации «Новая генерация » 100 000 рублей.

3.21. Денежная часть премии перечисляется лауреатам федеральным государственным учреждением культуры «Государственный центр современного искусства» (ГЦСИ) с удержанием налогов, действующих на территории Российской Федерации.

3.22.Лауреатам премии «За поддержку современного искусства России» присуждается специальный приз и диплом.

   3.23. Диплом и приз умершего лауреата Конкурса передается его семье, а денежная часть премии передается по наследству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Памятные дипломы умершего номинанта передаются его семье.

4. Финансирование

4.1. Расходы, связанные с организацией и проведением всех мероприятий Конкурса, в том числе  с выплатой денежной части премии «Инновация» (премиальный    фонд), изготовлением специальных призов, дипломов, их торжественным вручением, организацией выставки работ, выдвигаемых на соискание премии «Инновация», осуществляется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации     и     внебюджетных     источников.     

4.2.         Участники     конкурса осуществляют проезд в Москву и  обратно и оплату всех расходов, связанных с пребыванием на конкурсе, за счет собственных средств.

4.3.         Расходы по проезду и проживанию членов Экспертного совета и Жюри Конкурса, приглашенных для  участия в его работе, возмещаются учредителями Конкурса за счет целевых бюджетных средств, направленных в установленном порядке на его финансирование.

4.4.   Государственные организации,  общественные объединения, средства массовой информации, творческие ассоциации и союзы по согласованию с учредителями Конкурса могут учредить специальные  призы  для  участников  конкурса.


TopList

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO