ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

8 января 2013 года 130 лет Павлу Филонову

«ЧАСОВОЙ» ФИЛОНОВ

Третьего декабря 1941 года в блокадном Ленинграде умер художник Павел Филонов.
Умер не от голода, ведь вся его предыдущая жизнь была жизнью - впроголодь. «Все это время я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день», - такую запись сделал Филонов в дневнике еще в середине тридцатых годов, во вполне сытое время. В блокаду он умер - от холода. Умер, как часовой на своем посту.
-Мне рассказывали, - вспоминала Ольга Матюшина, - что он кутается во все, что у него есть, и так все ночи стоит на чердаке у слухового окна. Спросила его, правда ли это? И зачем он это делает?
 Пока я там стою, ни одна картина не погибнет и весь дом сохранится!
Филонов погиб, а картины — сохранились, благодаря его сестре. В ту страшную блокадную зиму сорок второго года в Ленинграде люди ежедневно умирали от голода, замерзали на улицах, гибли от бомбежек. И никого не могла удивить женщина, везущая по улице санки. Тогда все что-то везли на санках: умерших родных, воду, дрова или - мерзлую сладкую землю бадаевских складов. Но путь женщины лежал в Русский музей. Евдокия Николаевна Глебова везла в музей работы своего брата - Павла Филонова. Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей вот так, на саночках, она перевезла через весь город. И все они — сохранились. Сохранены.
Старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила Вострецова :
До 1977 года картины Филонова хранились в музее. В 1977 все эти работы брата Евдокия Глебова передала в дар Русскому музею. Коллекция работ художника, была инвентаризирована с названиями, полученными от Глебовой. Дело в том, что по известным причинам Филонову пришлось заменить названия своих картин. И только много лет спустя, при подготовке выставки в Русском музее, у двух третей работ появились новые даты и новые названия. Те, которые были указаны в каталоге его персональной выставки 29-30-х годов.
Филонов повторял фрагменты, части своих картин так, как в речи повторяются слоги. Его живописное искусство схоже со словесным стремлением в одном мазке, как в слове, запечатлеть весь мир.



Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног мелькают
В его блестящем животе…

Это написал Заболоцкий в сборнике «Столбцы». Словно пересказал стихами картину Филонова..

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO