ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Искусство провокации.
Что отличает художника от киллера?
Анна Альчук. Независимая газета, 12.10.1995
| Тема очень давняя, поэтому позволим себе вспомнить один из относительно давних текстов. Надеемся, что последуют и другие, более актуальные сейчас. |
|
18 апреля 2008 года: <<Gregor Schneider намерен "показать красоту смерти". Даже и не думайте, что это будет аллегория или что-то подобное. Нет, художник заручился поддержкой доктора Roswitha Franziska Vandieken, у которой есть частная клиника, что она подыскивает "волонтёра" обречённого на смерть и согласного встретить её в публичном пространстве... музея или галереи. Информация The Artnewspapers от 17 апреля 2008 года, выпуск 190> |
|
Что отличает художника от киллера? Анна Альчук. Независимая газета, 12.10.1995 Когда Джина Пани, художница из группы венских акционистов, экспонировала в начале 70-х годов свое обнаженное тело, часть зрителей восприняла провокацию буквально - художницу жестоко порезали. На выставке «Границы», совпавшей с открытием сезона <1995 года> в галерее «Spider—Mouse», зрителей ждало у порога распростертое и обнаженное тело художницы Евгении Логиновой, которое надо было им перешагнуть или обойти. Пришедшие, как обычно, на тусовку посетители общались, как бы не .замечая факта присутствия обнаженного тела, однако некая принужденность в общении выдавала их бессознательную вовлеченность в событие. В перформансе «Оплодотворение» художница привязывала довольно крупную рыбу к своему обнаженному животу, предварительно вспоров ей брюхо (живая рыба трепыхалась и вырывалась из рук) и набила его зернами граната. Одновременно на четырех мониторах демонстрировались не менее радикальные перформансы Натальи Зубович, Сергея Никокошева и Елизаветы Морозовой, учеников мастерской легендарного Юрия Соболева, из царскосельского Театра синтеза и анимации. Из каталога и из разговоров с участниками выявились удивительные для нынешнего московского контекста аутизм задач и чисто экзистенциальная подоплека действий художников. Провокативность жеста как бы и не подразумевалась. Но возможен ли подобный подход после перформансов Вито Акончи и Криса Бердона, с их экстремальными ситуациями и антирыночной стратегией? Или после агрессивных акций Олега Кулика? Акции эти в последнее время, за отсутствием здесь и теперь столь ненавистной западным левых интеллектуалам рыночной ситуации, выхолостилась до предельно простой формулировки, декларированной Куликом: «Художник по определению должен быть, авторитарным и жадным — до используемых приемов, до славы, власти и денег». Будь такое продекларировано на Западе, неизбежно последовало бы исключение из левого (интеллектуального и ху¬дожественного) сообщества. Именно Кулик первым создал прецедент убийства живого су¬щества в пространстве галереи (зарезанный в «Риджине» в 92-м году профессиональным мясником поросенок). Возникает неразрешимая этическая проблема: всякая попытка встать на моральную позицию мгновенно наталкивается на справедливое возражение, что, ежедневно поедая мясо и рыбу, мы санкционируем убийство множества живых существ. Однажды в ответ на мои аргументы о том, что художник сколько угодно может покушаться на собственное тело, не подвергая опасности тело другого, Андрей Монастырский напомнил, как мы с Михаилом Рыклиным уморили в пробирках 10 гуппий во время перфоманса «РАМА-1». Возражение, что в случае «Оплодотворения», рыба была большая, а в случае «РАМЫ» — крошечные рыбки, звучит, конечно, смехотворно. Если идти по пути уменьшения размеров жертвы, то мы в конце концов окажемся перед ведической проблемой границ живого и неживого. Приняв подобную логику, мы уже не сможем прихлопнуть комара или же сорвать цветок. Это первая проблема, возникающая из факта насилия художника над самим собой или другим существом в выставочном пространстве. Решение второй проблемы — на логическом пути ухрупнения жертвы (где мы имеем провокации, если их выстроить по восходящей, «РАМЫ», «Оплодотворения»; финского художника Тээму Мяки, зарубившего топором живого котенка; Кулика с его «Пятачком»; австрийского художника Германа Нитша, разделывавшего туши телят) — обнаруживает зловещий характер этой логики в непроизвольно возникающей рифме: «котенок—теленок — ребенок». В таком случае что отличает художника от киллера? Актуальный вопрос в период массового и искусного отстрела банкиров и биз¬несменов! Возможно, основное отличие — в имени, которое оставляется художником и стирается преступником. Преступник всегда анонимен, художник — хорошо это или плохо — закреплен в культуре в качестве имени, нередко заслоняющего собой смысл его действий. Логике третьей (наиболее однозначной) проблемы, спровоцированной брутальным отношением художника х своему собственному телу, до конца следовали единицы. Среди них японский писатель Юкио Мисима, вся жизнь которого оказалась своеобразной подготовкой к перфомансу, харакири на глазах солдат японской армии. Немаловажно, что событие это произошло в стране с древней традицией самурайского кодекса чести и камикадзе. Ну а что же делает художник в период геополитических сдвигов традиций и представлений? Болтается на веревочке между небом и землей и кричит : «Кулик! Кулик!». Возвращаясь к проекту «Границы» царскоселского Teатра синтеза и анимации, можно отметить, что его резкая провокативность (интенции авторов в таких случаях не столь уж важны) отнюдь не была типична для тихой политики, которую Вот уже сезон проводит галерея «Spider-Mouse». Нe избалованная вниманием критиков и журналистов, галерея, тем не менее, вела хоть и несколько катакомбное (чему способствовало ее расположение — в подвале у метро «Аэропорт»), но весьма самодостаточное и полноценное существование, устраивая выставки, перфомансы и поэтические чтения известных и не очень известных авторов, провоцируя эксперимент и смену социальных масок, когда поэт выступал в качестве художника, а кураторы выставляли свои фотографические работы. Однако все это не выходило за рамки обычной галерейной деятельности. Между тем в основании проекта галереи лежит все-таки одна весьма тонкая провокация — Музей неизвестного художника Андрея Благова. Посетителям показывали немногие сохранившиеся картины этого бесследно пропавшего художника, желающие могли ознакомиться с письмами его жены из Парижа, с его нереализованными проектами и страницами дневника. При этом вопрос о реальности персонажа не столь уж важен. Подобную ситуацию можно было бы обозначить как феномен «ребенка», описанный Жаком Деррида в тексте «Back from Moscow, in the USSR», — ребенка, о котором в "Московском дневнике" мечтал Вальтер Беньямин, влюбленный в Асю Лацис. «Единожды обреченное на символическое блуждание в виде остатка или следа, который в самой своей конечности заведомо переживет Беньямина, Асю Лацис, это желание иметь ребенка, подобно любому обещанию, наделено существованием без присутствия, способным в качестве произведения соперничать с памятью экзистенций, обладающих «присутствием», таких как Беньямин, Ася Лацис». Проект «Музея неизвестного художника» развивается совсем уж по Деррида: следы порождают следы, порождающие следы. Будет ли продолжение у проекта «Музей неизвестного ху¬дожника», возникнут ли новые «следы», им спровоцированные, не столь уж важно. Радует наличие (наряду, со «следами» брутальности и прямого воздействия) других самодостаточных художественных практик, - которые непросто заметить на фоне жириновских и марычевых и некоторых конкурирующих с ними художников, но которые, будучи отслеженными, возможно, смогут составить альтернативу дискурсу брутальности. |
|
|