ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
|
В этом году Медиа Форум в рамках официальной программы ММФ проводился в девятый раз. В настоящий момент жанр искусства новых медиа, частично вошедщий в экранную культуру, представляет собой сложное и противоречивое явление, внутри которого уже возникают и начинают «прочитываться» свои различия и различения. Включение программ видео арта и художественных проектов, созданных при помощи различных медиа, в большей степени связанных с contemporary art или с киноавангардом, чем с привычным нашему восприятию кинематографом, произошло впервые в 2000 году по инициативе Алексея Исаева, российского медиа художника, теоретика и куратора, создателя центра Медиа Арт Лаб. Медиатеоретик Татьяна Горючева пишет о нем что «в отличие от многих с самого начала Алексей Исаев видел в медиа искусcтве и независимой медиа культуре не модное течение, а большой культурный и социально значимый потенциал. Его вера в важность поддержки и развитие нонконформистских, экспериментально и критически настроенных форм творчества определяло его жизненную позицию до самого конца. |
То, что современное искусство упрочило свои позиции в России, произведения
российских медиа художников причислены к историческому культурному наследию, а
молодое поколение все больше отдает предпочтение осознанному творческому
осмыслению роли медиа технологии в современном обществе, во многом заслуга и
Алексея Исаева». |
<<2.
Как мы нынче существуем в Сети? Что мы думаем о способах медийной визуализации результатов нашего художественного творчества или его «следов» (мы говорим о таких видах искусства, как акция, перформанс, инсталляция, видеоперформанс, видеоинсталляция)? К какому типу общения и чтения мы обращаемся, как предстает перед нами в Интернете «текст»? В виде «улицы с односторонним движением» или в виде свитка? Ведь в отличие от книги мы одновременно не можем видеть предыдущую страницу, и «опорные блоки» текста нам следует удерживать в своей памяти (правда, мы всегда можно щелкнуть джойстиком). Хотя существует поверхностное мнение, будто в Сети способ письма и чтения более упрощенные, с этим трудно согласиться, поскольку для того, чтобы адекватно понимать «текст» и улавливать механизмы образования смыслов, приходится удерживать в памяти большее количество информации, что требует особого типа сосредоточенности и повышенного внимания к тексту, его содержательной компоненте. В самом деле, действительно ли видео (предполагающее также определенное обучение навыкам чтения) переходит в Сеть, как печатные издания и телекомпании (интернет-ТV)? Почти все интернет ресурсы обладают режимом движущейся картинки (видео) и голосовым (звуковым) форматом. Большое распространение получил «видео блогинг», в каком-то смысле, представляющий собой системы «собственных News». Если «договориться» с читателем о терминологии, то можно даже сказать, что «видео письма» свидетельствуют о развитии процесса «демократизации в области коммуникационных технологий» и связанного с этим процессом «вотума доверия народному видео». Без чего мы никогда бы не узнали о многих событиях: я все новости узнаю от френдов. В этой часто произносимой фразе – признание того факта, что даже столь неоднозначный с точки зрения культурной коммуникации источник как ЖЖ функционирует в качестве «системы индивидуальных СМИ» (т.е. можно сказать, что система «собственного Телевидения», о которой мечтали в «Студии Эгоцентрических особенностей» в начале 90-х А. Исаев и В. Кошкин, реализовалась). Кроме того, ЖЖ как интереснейшие видео дневники интересно рассмотреть с точки зрения понятия тотальности, сколь бы ни парадоксальной показалась эта мысль; не свидетели ли мы скрытого процесса образование внутри этой тотальности «очагов ненасильственного сопротивления» логоцентризму и власти нарратива; не исключено, что там формируются игровые (на уровне языковых игр) «автономные зоны и сообщества», бросающие вызов «сообществам экспертов», как замкнутым на себя проявлениям логоцентрической культурной политики. Эти новые интернет-сообщества подвергают жесткие и дисциплинарные рамки пресловутого «экспертного сообщества» тотальному сомнению и по своей сути схожи со всеми внеинституциональными движениями в современном искусстве – перформансами, хепенингами, флэш-мобом и другими типам социо-культурногольного активизма, включая антиглобализм, экологические движения, борьбу за права меньшинств. Не напоминает ли это в определенном смысле движения в Америке и Европе 60-х, когда социо-культурные «express-analysуs» акционистов и перформансистов подчас обладали большей оперативностью и компетентностью, нежели рефлексия о состоянии современной культуры музеев и большинства галерей и издательств? Только теперь это происходит в пространстве Интернета. Словно знаменитый «скрин» Оруэлла распался на миллиарды (и мириады) осколков, и взаимоотношения «всех со всеми» этой новой тотальности, «мировой деревни», осуществляется по симулятивному сценарию, включенному в эту «тотальную репрезентацию». Аудитория сетевых пользователей помещается как бы «во внутрь» произведения искусства и обучается воспринимать произведения искусства как некий безавторский безостановочный текст, стирающий следы собственного происхождения – отчасти это исходит все из того же способа интернет-чтения как «чтения внутри чтения», что также составляет неотъемлемую часть «тотального переживания» большого и крайне дифференцированного интернет-сообщества. |
<<3.
Содержание 92 чемоданов Тульса Люпера: Между Платоном и Анаксагором
via Жан-Люк Годар. Любая экранная технология для
европейского культурного сознания это своеобразное déjà
vu, оживление «воспоминания» первичной сцены - тени на
поверхности белой стены - отражение философского мифа о пещере в некогда
разыгранной в VII книге «Государства Платона»
пантомиме, где человеческий удел уподобляется положению прикованных узников на
ее дне. Обращенные лицом к стене, стоят они, созерцая пробегающие тени, и это
все, что дано им знать о мире. Что же испытывает такой узник? Изумление,
заинтересованность, и, следовательно, страстное желание, во что бы то ни стало,
понять, о чем могут поведать эти тени – овладеть их языком. а) «Ночное ли животное человек»? б) От чего «защищается» П. Гринуэй, говоря и показывая нам «красоту поражения» кинематографа? Поговорим о мифологиях: Бекетт, Батай, Фуко, Годар. Sound Track |
<<4.
Трансмедиале 2008. Крупным планом. «Не если, а
тогда», США/Сирия 2006, 14:00 «Я - бомба», Китай, 2006, 6:12 Автор этого видео, художница Элоди Понг, родилась в Бостоне, сейчас она
живет и работает в Цюрихе. |
<<5.
Вода и грезы Билла Мориссона. Произведения художника экспериментатора,
связанного с независимым американским киноавангардом (в большей степени с
«маргинальным» кинематографом, в отличие от New Wave,
в некотором роде, «кино меньшинств», что не одно и то же), что в свою очередь
связано с авангардным театром, перформансом, с творчеством художников
концептуального направления, которые в 60-х и 70-х годах экспериментировали с
кино и видео, назовем хотя бы Вито Аккончи, Джона Балдессари, Брюса Наумана,
Роберта Смитсона, Сол Ле Вита, Джоан Джонас, Ричарда Серра. Можно сказать, что язык американского режиссера Билла Моррисона это язык
«структуралистского кино», которое в 80-х дает следующую, близкую к современному
искусству, поросль – кино punk и
New Wave. В некотором смысле Б. Моррисона можно назвать автором «мультимедийного
перформанса». В проекте «Decasia», который он показал
в Базеле в 2001 году, были продемонстрированы новые подходы к сценографии и к
самой системе организации мультимедийного перформанса, причем особое внимание
уделялось системе взаимодействия между образом и звуком, что подчинялось идее
«разборки» и последующей «сборки»: через этот процесс был пропущен весь
визуальный ряд – история, запечатленная в виде исходного материала,
представлявшего собой некое «послание». Зритель был вовлечен в процесс создания
этого послания – образы, тексты, предметы, среды обитания представляют собой
перекодированные сообщения, назначение которых – вызвать у зрителя живую и
непосредственную реакцию и тем самым вступить с ним в общение. Это достигается
сочетанием «препарированного» архива, авангардной сценографии, музыки
композитора Майкла Гордона и демонстрацией созданного визуального материала на
нескольких экранах. В его фильме «Кто от воды» (США, 2007, 18:00), вода и все, связанное с ней,
это опыт «воображения материи», как определяет воду в своем эссе «Вода и Грезы»
Гастона Башляра, описываются все модальности этой стихии: воды прозрачные,
вешние и текучие, влюбленные, глубокие, спящие, мертвые, необузданные, в
сочетании с другими стихиями порождающие «темные слова и знаки», которые, в свою
очередь, снова становятся водами и улавливают человека «роковым неводом суда и
смерти». |
6. Победители. Непринужденный разговор - CHAT – Александры Дементьевой. Специальное упоминание. «Чат», Бельгия, 2006, 6:59 У поколения медиа художников, к которому принадлежит А. Дементьева, существует четкое представление о цифровой вселенной своих героев и их сообщников-зрителей (большая часть медиа проектов художницы – интерактивны). Эта интерактивная составляющая позволяет зрителю на собственном опыте наблюдать, как выстраиваются модели поведения человека (а в конкретном случае женщины) в современном технологически развитом обществе и какие стратегии массового сознания привлекаются, чтобы создать героине общества потребления, где информация является также «продуктом», режим наибольшего благоприятствования. Какова же среда обитания героини этого видео? А точнее – как устроена ее вселенная? Это система «окон»: TV- экраны, мониторы персональных компьютеров, многофункциональные мобильные телефоны. Такая организация жизненного пространства в принципе и предполагает «recycling», только объектом этого процесса становится человеческое тело. Героиня видео А. Дементьевой взаимодействует с этой перенасыщенной информационной средой по принципу «кумуляции» (один из вариантов перевода этого термина, заимствованного из латыни – усиление действия лекарственного вещества при его повторном применении). Сам принцип Сhat – вхождение в структуру, предполагающую развитие ситуации, где последующее (общение) проистекает, связано и усиливается предыдущим. Общеизвестно: сетевое заклинание «не будь один!» предполагает виртуальное общение и знакомства, откуда естественно вытекает: «чем-нибудь заняться вместе» (хотя и не обязательно). Chat – идеальное место для всех желающих виртуально избавиться от реального чувства одиночества; виртуальные собеседники из одних Chat-ов переходят в другие, что еще больше поддерживает иллюзорное ощущение, будто вся жизнь проходит в беспрерывном общении. Сама культура существует в цифровом формате – музыка, например. Неизвестно, где оканчивается игра в реальность общения с культурой и начинается реальное общение с этой культурой и начинается ли оно вообще. Елена Гапова, занимающаяся Women’s Studies, и, в частности, исследованием развития информационных технологий в глобализованном сообществе, так видит участь женщины, оказавшейся в сфере воздействия этих перекрывающих друг друга информационных потоков: «оказываясь вблизи технологии и будучи вовлеченными в нее, женщины распределяются там в соответствии с общей социальной структурой, занимая в технологической иерархии, как и в социальной – низшие ступени. Они гораздо чаще становятся сборщицами на конвейерах, чем главными инженерами, пользовательницами компьютеров, кассирами, операторами различных устройств, чем их разработчиками». Создавая образ своей героини, автору этого видео удается в таком минималистическом формате рассказать о человеческом одиночестве, когда (как она сама говорит в переписке по электронной почте) «компьютер стал основным собеседником или последним физическим объектом виртуального общения. А музыка такого тонкого композитора, как Арно Дзякобса, помогает передать атмосферу присутствия и отсутствия одновременно». Между Зигмундом Фрейдом и Славоем Жижеком: I am knocked up. I am knocked up? I am knocked up! «Скользкая гора», Мызникова Галина, Проворов Сергей/Provmyza, Россия, 2006. 6:00. Вторая премия. Деструктивное поведение по отношению к собственному телу – экстремальный перформанс, зафиксированный видеокамерой, по мысли Славоя Жижека в его работе «Добро пожаловать в пустыню реального», выражающееся в «непреодолимом желании наносить себе телесные повреждения полностью соответствует виртуализации всего, что нас окружает: он символизирует отчаянную стратегию возвращения к реальности тела». Разве не напоминают повторяющиеся с изнурительным упорством движения карабкающихся по скользкой глине персонажей кадры, зафиксированные любительскими видеокамерами, или мобильными телефонами, на которых люди сомнамбулически движутся мимо камеры – стоит только вспомнить новостные блоки о взрыве ВТЦ, разрушительных цунами или очередного урагана, как правило, носящего женское имя. Это не только «Скользкая гора», это и «скользящая гора», где весь «спектакль» разворачивается согласно лакановской формулировке, интерпретирующей Фрейда: «реальное – это то, что всегда возвращается на прежнее место». И является травмой. Жак Лакан в своих комментариях к 4 основным понятиям фрейдовского психанализа определял это состояние так: «Я существую, насколько я знаю, не дожидаясь, пока не проснусь. Именно это, так называемое эксплицитное не и является …тем самым способом, которым присутствует Я «есмь» до моего пробуждения. Это и есть тот самый феномен – дистанция, зияние, в котором и заключается то, что называем мы пробуждением – явленная нам в представлении реальность. По Фрейду – «сновидение является осуществлением желания». Но что же пробуждается? Не делаем ли мы это внутри сновидения: какая-то другая реальность – разве вы не видите, что я скольжу, падаю, поднимаюсь, опять скольжу, опять падаю. Разве это не та самая реальность, которая это сновидение вызвала? Это продолжающееся сновидение, не воздает ли оно должное несостоявшейся, упущенной из вида реальности – реальности, которая не может заявить о себе иначе, как до бесконечности повторяясь, реальности, пробуждение к которой откладывается». Может быть, в созданном авторами образе «вечного скольжения-возвращения» присутствует и извечно присущая человеку жажда обновления, подлинная сущность которого – радикальное разнообразие, которое, вспоминая того же Ж. Лакана, «происходит из самого повторения», и является тем, что Славой Жижек назвал фундаментальным парадоксом «Страсти Реального». Парадоксы видео поэзии Ильи Пермякова «Впериваясь», 2007, Россия, 4:17.Первая премия. Видео Ильи Пермякова, видео режиссера, медиа художника, философа и поэта являет собой образец медийной визуализации, соединившей (непротиворечиво) в себе несколько жанров, позволяющих преодолеть (и/или сделать объектом критики и рефлексии) границы и «рвы», существующие в культуре сетевых медиа форматов. Его видео – это своего рода образно-вербальное путешествие «вдоль дисциплинарных границ», движение, обладающее особой динамичностью перформативного действа «внутри кадра» - фильм создан при помощи специального сетевого монтажа. Однако зритель этого произведения не должен чувствовать себя отделенным от авторского сценария – предполагается его вовлеченность в этот новый тип «чтения» и новый процесс «видео письма», где при внимательном отношении к этому «чтению» прочитываются четкие опорные блоки, матрицы современного медиа произведения. В данном случае, многое здесь связано с отечественной традицией работы с поэтическим текстом, со словом как таковым; явственно просматриваются «следы» русского киноавангарда, рассматриваемые через фильтры культурологической рефлексии. Образование новых смыслов идет не в ущерб образной выразительности, взывающей к эмоциональному восприятию: рефлексия, присутствующая в системе образов, достаточно прочно фундирована, но она глубоко «запрятана», находится «внутри кадра», и, однако, «прочитывается» - и в этом своеобразное обаяние видео «Впериваясь». В определенном смысле можно сказать, что это своеобразный work in progress – творение, находящееся в становлении – своего рода безостановочный видео текст, связанный с современным подходом к философии языка, что «грамматологически» должно привести нас к «исследованию скрытого, нелинейного и многомерного пространства» – чем (отчасти) и занимаются современные медиа художники. Меланхолическая рефлексия Альдо Джаннотти «Путешествие-перемотка», 2005,Италия/ Австрия, 11:16.Специальное упоминание. Автор показывает нам нечто, напоминающее «пейзаж после битвы», внутренний ландшафт находящейся в состоянии глубокого кризиса культуры. На первый взгляд кажется, что этот видео фильм сделан любителем, но это только на первый взгляд. Вскоре становится ясно, что такая незамысловатость и интимность – технический прием, нацеленный на то, чтобы создать между героем произведения и зрителем особое пространство общности, общения, доверия. Его язык – язык деконструкции футуро-технического прогресса – это выученный нами и уже интериоризированный язык фантастической литературы и кинофэнтази Космических Одиссей 70-х, столь нами любимых и знакомых. Мы будто снова встречаемся со столь полюбившимися нами героями Стенли Кубрика (не реальная ли съемка советских космонавтов Беляева и Леонова послужила для него вдохновением для сюжета с погибшим космонавтом?). Но теперь этот герой, словно вернувшийся из небытия космической пустоты, оказался в странном пространстве «бессознательного» современной культуры. При внимательном прочтении мы здесь находим все «означающие» целой культуры, сформировавшейся во второй половине ХХ века, в которой в отличие от изощренной поэзии и романтики фантазийной культуру предшествующей эпохи, уже отсутствуют «дисциплинарные» и иерархические принципы, что свойственно постмодернизму – «высокое» и «низкое» смешивается и это смешение выражает себя прежде всего в языке – в данном случае в языке видео. В какой-то степени это намек и на андерграундную культуру, и специфический круг ее потребителей, и легкая ирония по поводу «модернистской» эстетики кино о космических путешествиях 70-х. Современный видео художник свободно манипулирует моделями поп-культуры (старомодный скафандр первых советских и американских космонавтов, давно ставший символом всевозможных party). Создавая образ «устаревшего и вышедшего из употребления» при помощи характерного приема культуры post-cyber-punk, автор деконструирует языковый «пейзаж после катастрофы» – и в этом отражается процесс, происходящий внутри всей системы современной культуры – и демонстрируется механизм ее интерпретации и критики. Давайте веселиться вместе с группой «Монохром»! «Пенящийся край бездны», 2007, Австрия, 4:00.Специальное упоминание. В небольшом фильме коллективного автора - такое и в искусство видео тоже бывает - группы «Монохром», состоящей из художников и философов, есть отголоски события, которое повлияло на весь гуманитарный дискурс ХХ века – майскую революцию 1968 года, когда, как об этом пишет Даниэль Герен в своей книге «Анархия»: «Бунтующие бросили вызов всему государственному мироустройству, всем структурам, всем идеям: … они отреклись от культа личности и настояли на анонимности и коллективности, за несколько недель этот подъем молниеносно обернулся переходом к истинной демократии. Диалогом тысяч голосов, общением всех и вся». Эта ревизия идеологического (и культурного) пространства дала повод для осмысления целого пласта культуры. Все оказалось на потребу: и комиксы «как организатор и пропагандист», и графитти, и политическая сатира – словом, весь огромный спектр «наглядной агитации и пропаганды», большая часть которой сочетает образ и слово (действительно, чего здесь только нет, сюда вошли и наклейки, и авторские знаки, и почтовые квитанции, и mail-art, позволяющий быстро и оперативно реагировать на вызов жизни). Все это своеобразное отражение развертывающегося перед современным человеком спектакля, участником которого он сам становился, в том смысле, как это понимал Ги Дебор – спектакля, как образа некой социальной болезни. «Мы отравлены спектаклем, взгляните на нас! Мы - менеджеры и бюрократы низведены до уровня рабов машин и с трудом удерживаемся на краю этой пенящейся бездны, пытаясь отделить от нее свое существование при помощи технических приемов (однако, идущих из глубокой древности) – фринджем - линией, проведенной по контуру изображения человеческого тела». |
<<Победители 9-го Медиа-Форума 2008 года: 1 место - Илья Пермяков, Впериваясь (2007, Россия) – 4`17``; 2 место - Галина Мызникова, Сергей Проворов / Provmyza, Скользкая гора, Россия, 2006 - 6'00''; 3-е место не присуждалось. Далее> |
|
<<Место художника.
(Девяностые годы - "С цитатами и без"). Наталья Абалакова, Анатолий
Жигалов. В меняющемся мире язык — зеркало перемен. Ситуация 90-х инспирировала создание текста, язык которого отразил все противоречия переходной эпохи; в тексте 90-х смешалось все — изменение языка, его обеднение и его обогащение. Противоречия не могли не коснуться и современного искусства, той его составляющей, что так чутко реагирует на «актуальность». Спектакль распада тоталитарных режимов бывшего СССР и стран Восточной Европы, зрителями и участниками которого оказались огромные массы людей – да практически все население, – представлял собой некое, лишенное субъекта новое время-пространство, образовавшееся вследствие функциональной дивергенции и дифференциации. |
<<Складки видео. Беседа по электронной почте Натальи
Абалаковой, Анатолия Жигалова и Марины Перчихиной. Наталья Абалакова. Для того чтобы начать беседу, представим себе, что современный видеоарт – это просто некая «фигура речи». Это даст возможность нам поговорить о жанрах этого вида искусства и о наших конкретных практиках и видеопроизведениях. Анатолий Жигалов. Создается впечатление, что в России столько же видеоартов, сколько их авторов, а специфика отечественного видеоарта вовсе не в том, что он у нас «один на всех», как победа над фашистской Германией, а в том, что у него много авторов, и у каждого он – свой. |